Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов
рабочая программа по теме
Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
Зам. директора по УВР Директор
МКС(К)OУ для ДсОВР МКС(К)OУ для ДсОВР
«УНСК(К)ООШ VII-VIII вида» «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
_______ В.Н.Якимец _______Н.Н.Омельченко
«___» _______2011 г. «__»_______2011 г
Психологическая программа развития
когнитивной сферы учащихся
обучающихся 1-4 классов (VII в.)
МКС(К)OУ для ДсОВР «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
Педагога-психолога: Паскал Виктории Викторовны
Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов (VII в.) в МКС(К)OУ для ДсОВР «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
- Цели и задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции обучающихся;
- развивать способность обучающихся к обобщениям;
- развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать
состоянием нерешительности и неуверенности;
- развивать целостную психолого-педагогическую культуру обучающихся;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снижать уровень агрессивности обучающихся;
- снижать эмоциональную напряженность обучающихся;
- создавать ситуацию успеха;
- корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности обучающихся;
- формировать адекватное поведение обучающихся;
- формировать учебные мотивы обучающихся;
- формировать восприимчивость обучающихся к обучающей помощи;
- проводить диагностику способностей обучающихся;
- анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный – анализ причин, факторов препятствующих задержке психического развития обучающихся, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.
Второй этап – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Руководитель учреждения апробирования программы директор школы Омельченко Надежда Николаевна
Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Ленина 12
Телефон (41154) 22790 , paskalvica@mail.ru
Форма реализации программы:
- Опросы, тесты.
- Беседы.
- Игровая терапия.
- Сказкотерапия.
- Тренинги.
- Групповые и индивидуальные консультации.
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов - Локалова Н.П.;
-психодиагностики психических процессов обучающихся:
Психодиагностика:
а) Методика исследования кратковременной памяти;
б) Методика изучения уровня внимания и самоконроля школьников;
в) Тест на определение интеллектуального развития ребенка;
г) Пиктограмма на исследование мышления;
д)Тест “Палочки и крестики” на определение уровня самоконтроля;
е)Тест “Вербальная и невербальная фантазия”;
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.
Общее количество участников программы - 19
Сроки реализации программы с 01.09.11 г. по 31.05.12 г.
Место реализации программы МКС(К)OУ для ДсОВР «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе Якимец В.Н. и директором школы Омельченко Н.Н.
Материально-техническая база
Ожидаемый результат
Организованная психологическая работа позволит скорректировать психические процессы обучающихся.
Актуальность программы:
В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 – 2,5 раза.
Группа детей с нарушениями в развитии по статистическим данным ряда стран составляет от 4,5 до 11 % в зависимости от того, какие нарушения учитываются. Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8 % детей с наследственной патологией, 8-10 % имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5 % составляют дети-инвалиды, значительное число детей имеют стертые нарушения развития.
Каждый ребенок – личность. Поступающие в нашу школу дети отличаются общей физической ослабленностью, быстрой утомляемостью, которая наступает в результате не только физической, но и умственной нагрузки, ЗПР, различных заболеваний. Все это учитывалось при составлении данных коррекционно-развивающей программы.
Программа направлена на коррекцию и развитие психических процессов учащихся и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.
Длительность программы 1 год
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
У обучающихся 1-4 классов(VII в.). продолжается освоение учебной деятельности. Дети учатся оценивать причины своих достижений и неудач.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Все обучающиеся 2-4 классов с задержкой психического развития.
Сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающимся успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет им общество.
Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Настоящая программа составлена с учетом психодиагностики за 2011-2012 уч.г. и индивидуальных особенностей с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей , на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов Локаловой Н.П.
В 1-4 классе (VII в.): % обучающихся на высоком уровне, % на среднем и % низком уровне готовности к школьному обучению.
Психические процессы | У Р высокий | О В Н Средний | И низкий | ||
Память | 0% | 8% | 92% | ||
Внимание | 0% | 27% | 73% | ||
Произвольная сфера | 67% | 8% | 25% | ||
Интеллектуальное развитие | 33% | 59% | 8% | ||
Воображение | 16% | 43% | 41% | ||
МЫШЛЕНИЕ | тип “мыслителя | Тип “образного мышления” | |||
8% | 84% |
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 1 класса (VII в.):
№ уроков | дата | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания | Кол-во часов |
1 | 05.09 | Тренинги: | а)"Интервью"; б)"Планета сердец"; в) Статистическая медитация | 1 |
2 | 05.09 | Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. | Психодиагностика | 1 |
3 | 12.09 | Исследование мотивации и мышления | 1 | |
4 | 12.09 | Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению | 1 | |
5 | 19.09 | Исследование произвольной сферы и воображения | 1 | |
6 | 19.09 | Исследование памяти | 1 | |
7 | 26.09 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | |
8 | 26.09 | Словесные обозначения предметов | Назови предметы | 1 |
Слуховые ощущения | Послушай тишину Узнай по звуку | |||
9 | 03.10 | Психологическая коммуникативная игра | Волшебная страна общения | 1 |
10 | 03.10 | Внимание (сосредоточенность) | Выполни команду | 1 |
Зрительные ощущения | Какого цвета? Цветные полоски | |||
11 | 10.10 | Психокоррекционное занятие | Сказочная страна | 1 |
12 | 10.10 | Артикуляция | Произнеси чисто | 1 |
Пространственные | Раскрась правильно | |||
13 | 17.10 | Фонетико-фонематиче-ское восприятие | Найди ошибку | 1 |
Пространственные представления | Определи фигуру | |||
Понятийное мышление | Назови одним словом Конкретизация понятий | |||
14 | 17.10 | Выполнение словесных поручений | Учись слушать и выполнять | 1 |
Самоконтроль | Учитель – ученик, ученик – учитель | |||
Слуховые ощущения | Послушай звуки | |||
Слуховое восприятие | Назови и проверь постукиванием | |||
15 | 24.10 | Внимание (объем) | Кто точнее нарисует? | 1 |
Осязательные ощущения | Шершавые дощечки | |||
16 | 24.10 | Память (непосредствен ная вербальная) | Магнитофон | 1 |
Пространственные представления | Переверни рисунок Что? Где? | |||
17 | 31.10 | (сосредоточенность) | Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит | 1 |
Память (непосредствен ная вербальная) | У кого ряд длиннее? | |||
18 | 31.10 | Память (двигательная) | Телеграфисты | 1 |
Пространственные представления | Куда указывают стрелки? | |||
Понятийное мышление | Подбери картинки | |||
19 | 14.11 | Анализ образца | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец | 1 |
Память (непосредствен ная зрительная) | Найди картинку | |||
Внимание (устойчивость) | Перепутанные линии | |||
20 | 14.11 | Образное мышление | Цветная сказка | 1 |
Зрительно-двигательные координации | Штриховка | |||
Память (непосредствен ная зрительная) | Запомни точно | |||
21 | 21.11 | Память (непосредствен ная зрительная) | Нарисуй по памяти | 1 |
Пространственные представления | Выполни правильно | |||
Понятийное мышление | Вордбол | |||
22 | 21.11 | Пространственные представления | Где этот домик? | 1 |
Выполнение словесных поручений | Чей узор лучше? | |||
Зрительные ощущения | Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | |||
23 | 28.11 | Зрительно-моторная координация | Рисунки по цифрам | 1 |
24 | 28.11 | Анализ образца | Раскрась правильно | 1 |
Слуховые ощущения | Шумящие коробочки | |||
25 | 05.12 | Осязательные ощущения | Шершавые дощечки | 1 |
Внимание (переключение) | Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры | |||
Точность движений (макродвижения) | Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |||
26 | 05.12 | Память (двигательная) | Телеграфисты | 1 |
Пространственные представления | Куда указывают стрелки? | |||
Понятийное мышление | Подбери картинки | |||
27 | 12.12 | Анализ образца | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец | 1 |
Память (непосредствен ная зрительная) | Найди картинку | |||
Внимание (устойчивость) | Перепутанные линии | |||
28 | 12.12 | Образное мышление | Цветная сказка | 1 |
Зрительно-двигательные координации | Штриховка | |||
Память (непосредствен ная зрительная) | Запомни точно | |||
29 | 19.12 | Арт-терапия | Техника «Рассерженные шарики», Тэмми Хорн (Tammy Horn) | 1 |
30 | 19.12 | Память (непосредствен ная зрительная) | Нарисуй по памяти | 1 |
Пространственные представления | Выполни правильно | |||
Понятийное мышление | Вордбол | |||
31 | 26.12 | Пространственные представления | Где этот домик? | 1 |
Выполнение словесных поручений | Чей узор лучше? | |||
Зрительные ощущения | Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | |||
32 | 26.12 | Анализ образца | Раскрась правильно | |
Слуховые ощущения | Шумящие коробочки | |||
33 | 16.01 | Осязательные ощущения | Шершавые дощечки | 1 |
Внимание (переключение) | Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры | |||
Точность движений (макродвижения) | Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |||
34 | 16.01 | Анализ образца | Срисуй фигуры точно | 1 |
Зрительное восприятие формы | Путаница Найди одинаковые Назови фигуры | |||
Осязательные ощущения | Тяжелые коробочки | |||
35 | 23.01 | Мышление (абстрагирование) | Найди одинаковые | 1 |
Память (непосредствен ная зрительная) | Запомни и найди Запомни и нарисуй | |||
36 | 23.01 | Зрительный анализ | Кто наблюдательнее | 1 |
Словесный синтез | Магнитофон | |||
Понятийное мышление | Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол | |||
37 | 30.01 | Коммуникативный тренинг | Настоящий принц | 1 |
38 | 30.01 | Осязательные ощущения | Тяжелые коробочки | 1 |
Внимание (устойчивость) | Крестики, точки Пишущая машинка | |||
39 | 06.02 | Зрительный анализ | Сгруппируй буквы | 1 |
Внимание (переключение) | Синхронный счет | |||
Пространственные представления | Цветной ксилофон Живые цепочки | |||
40 | 06.02 | Мышление (анализ) | Найди отличия Дорисуй недостающие детали | 1 |
Анализ образца | Нарисуй точно такие же ,Бусинки | |||
Зрительно-двигательные координации | Проведи, не касаясь Спящий дракон | |||
41 | 20.02 | Сказкотерапия | Коррекция межличностных отношений | 1 |
42 | 20.02 | Мышление (гибкость) | Способы применения предмета | 1 |
Внимание (распределение) | Соблюдай правило | |||
Мышление (сравнение) | Сравнение слов Учимся сравнивать | |||
43 | 27.02 | Пространственные представления | Поставь значки | 1 |
Анализ и синтез (анаграммы) | Отгадай слова | |||
Внимание (переключение, устойчивость) | Называй и считай Алфавит | |||
44 | 27.02 | Звуковой синтез | Подбери слова | 1 |
Внимание (объем) | Найди слоги | |||
Пространственные представления | Говори правильно | |||
45 | 05.03 | Понятийное мышление | Вордбол | 1 |
Память (двигательная) | Телеграфисты | |||
Пространственные представления | Где спрятались игрушки | |||
46 | 05.03 | Сказкотерапия | Смешные страхи | 1 |
47 | 12.03 | Мышление (синтез) | Составление предложений | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Наблюдательность | Все ли ты увидел? | |||
48 | 12.03 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые и отличающиеся | 1 |
Зрительное восприятие формы | Составь фигуру | |||
Память (непосредственная зрительная) | Запомни картинки Запомни порядок | |||
49 | 19.03 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые | 1 |
Мышление (синтез) | Назови предмет | |||
Зрительно-двигательные координации | Молния Речка | |||
50 | 19.03 | Мышление (сравнение) | Сравни предметы | 1 |
Саморегуляция | Образец и правило | |||
Зрительное восприятие формы | Загадочные контуры | |||
51 | 02.04 | Тренинг | Гномики на стадионе | 1 |
52 | 02.04 | Внимание (в условиях кол лективной деятельности) | Делаем вместе | 1 |
Зрительное восприятие | Найди фото | |||
Анализ образца | Нарисуй так же | |||
Мышление (абстрагиро вание) | Покажи одинаковые | |||
53 | 09.04 | Пространственные представления | Поставь значки | 1 |
Анализ и синтез (анаграммы) | Отгадай слова | |||
Внимание (переключение, устойчивость) | Называй и считай Алфавит | |||
54 | 09.04 | Сказкотерапия | Школьные правила | 1 |
55 | 16.04 | Звуковой синтез | Подбери слова | 1 |
Внимание (объем) | Найди слоги | |||
Пространственные представления | Говори правильно | |||
56 | 16.04 | Понятийное мышление | Вордбол | 1 |
Память (двигательная) | Телеграфисты | |||
Пространственные представления | Где спрятались игрушки | |||
57 | 23.04 | Мышление (синтез) | Составление предложений | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Наблюдательность | Все ли ты увидел? | |||
58 | 23.04 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые и отличающиеся | 1 |
Зрительное восприятие формы | Составь фигуру | |||
Память (непосредственная зрительная) | Запомни картинки Запомни порядок | |||
59 | 30.04 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые | 1 |
Мышление (синтез) | Назови предмет | |||
Зрительно-двигательные координации | Молния Речка | |||
60 | 30.04 | Игротерапия | Выдерни соломинку, Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell) | 1 |
61 | 14.05 | Исследование мотивации и мышления | Психодиагностика | 1 |
62 | 14.05 | Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению | 1 | |
63 | 21.05 | Исследование произвольной сферы и воображения | 1 | |
64 | 21.05 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | |
65 | 28.05 | Исследование памяти | 1 | |
66 | 28.05 | Тренинг: «Общение» | 1 | |
Итого: 66 часов |
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 2 класса (VII в.):
№ уроков | дата | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания | Кол-во часов |
1 | 05.09 | Тренинги | а)"Сердце"; б)"Созвездие"; в) Статистическая медитация | 1 |
2 | 05.09 | Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. | Психодиагностика | 1 |
3 | 12.09 | Исследование мотивации и мышления | 1 | |
4 | 12.09 | Исследование воображения | 1 | |
5 | 19.09 | Исследование произвольной сферы . | 1 | |
6 | 19.09 | Исследование памяти | 1 | |
7 | 26.09 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | |
8 | 26.09 | Внимание (распределение) | Подсчитай правильно | 1 |
Память слуховая | Повтори цифры | |||
Мышление наглядно-образное | Найди путь | |||
9 | 03.10 | Пространственные представления | Куда ускакал зайчик? | 1 |
Мышление наглядно-образное | Полянки | |||
10 | 03.10 | Произвольность | Летает - не летает | 1 |
Пространственные представления | Выполняй правильно | |||
Память зрительная | Запомни и нарисуй | |||
11 | 10.10 | Психологическая коммуникативная игра | Волшебная страна общения | 1 |
12 | 10.10 | Психокоррекционное занятие | Сказочная страна | 1 |
13 | 17.10 | Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | 1 |
Память вербальная | Слова, начинающие ся с одной буквы | |||
14 | 17.10 | Пространственные представления | Выше, слева, правее, снизу Соседнее, через одно | 1 |
Память логическая | Объедини слова | |||
Психомоторика | Сделаем бусы Вырежи фигурки | |||
15 | 24.10 | Мышление наглядно-образное | Полянки | 1 |
Внимание (устойчивость) | Назови по порядку | |||
Мышление (синтез) | Что здесь изображено? | |||
16 | 24.10 | Мышление (установление . закономерностей) | Найди фигуры | 1 |
Мышление (анализ) | Раздели на части | |||
Психомоторика | Кто точнее? | |||
17 | 31.10 | Восприятие зрительное | Назови буквы | 1 |
Мышление (анализ) | Какой? Какая? Какие? | |||
Слуховые ощущения | Шумящие коробочки | |||
18 | 31.10 | Внимание (распределение) | Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков? | 1 |
Осязательные ощущения | Разложи вслепую | |||
19 | 14.11 | Мышление (анализ и синтез) | Отгадай слова | 1 |
Память зрительная | Нарисуй по памяти | |||
Внимание | Запретный номер | |||
20 | 14.11 | Произвольность | Графический диктант | 1 |
Мышление (нахождение общих признаков) | Поиск общего | |||
Психомоторика | Попади в свой кружок | |||
21 | 21.11 | Пространственные представления | Найди пирамиду Нарисуй кресло | 1 |
Мышление наглядно-образное | Полянки | |||
Мышление (гибкость) | Заселение дома | |||
22 | 21.11 | Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | 1 |
Память зрительная | Точно такие | |||
Мышление (анализ) | Раскрашивание фигур Заполни рисунок | |||
23 | 28.11 | Пространственные | Шарики в трубочке Подбери заплатку | 1 |
Память слуховая | Повтори и добавь | |||
Память зрительная | Найди образец | |||
24 | 28.11 | Арт-терапия | Техника «Рассерженные шарики» Тэмми Хорн (Tammy Horn) | 1 |
25 | 05.12 | Сказкотерапия: | Школьные правила | 1 |
26 | 05.12 | Мышление (выделение существ енн ого) | Выбери главное | 1 |
Мышление (анализ) | Найди подходящий треугольник | |||
Ощущения слуховые | Шумящие коробочки | |||
27 | 12.12 | Мышление (анализ и синтез) | Отгадай слова | 1 |
Пространственные представления | Диктант пространст венных действий | |||
Воображение | Волшебный лее | |||
28 | 12.12 | Мышление (установление . закономерностей) | Найди фигуры | 1 |
Мышление (анализ) | Раздели на части | |||
Психомоторика | Кто точнее? | |||
29 | 19.12 | Сказкотерапия | Школьные правила | 1 |
30 | 19.12 | Восприятие зрительное | Назови буквы | 1 |
Мышление (анализ) | Какой? Какая? Какие? | |||
Слуховые ощущения | Шумящие коробочки | |||
31 | 26.12 | Внимание (распределение) | Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков? | 1 |
Осязательные ощущения | Разложи вслепую | |||
32 | 26.12 | Коммуникативный тренинг | Настоящий принц | 1 |
33 | 16.01 | Мышление (анализ и синтез) | Отгадай слова | 1 |
Память зрительная | Нарисуй по памяти | |||
Внимание | Запретный номер | |||
34 | 16.01 | Произвольность | Графический диктант | 1 |
Мышление (нахождение общих признаков) | Поиск общего | |||
Психомоторика | Попади в свой кружок | |||
35 | 23.01 | Пространственные представления | Найди пирамиду Нарисуй кресло | 1 |
Мышление наглядно-образное | Полянки | |||
Мышление (гибкость) | Заселение дома | |||
36 | 23.01 | Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | 1 |
Память зрительная | Точно такие | |||
Мышление (анализ) | Раскрашивание фигур Заполни рисунок | |||
37 | 30.01 | Пространственные | Шарики в трубочке Подбери заплатку | 1 |
Память слуховая | Повтори и добавь | |||
Память зрительная | Найди образец | |||
38 | 30.01 | Сказкотерапия | Смешные страхи | 1 |
39 | 06.02 | Мышление (выделение существенного) | Выбери главное | 1 |
Мышление (анализ) | Найди подходящий треугольник | |||
Ощущения слуховые | Шумящие коробочки | |||
40 | 06.02 | Мышление (анализ и синтез) | Отгадай слова | 1 |
Пространственные представления | Диктант пространст венных действий | |||
Воображение | Волшебный лее | |||
41 | 13.02 | Тренинг | Гномики на стадионе | 1 |
42 | 13.02 | Ощущения осязательные | Шершавые дощечки | 1 |
Память опосредованная | Подбери картинку | |||
Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | |||
Ощущения мышечные | Рукопожатие | |||
43 | 20.02 | Ощущения слуховые | Шумящие коробочки | 1 |
Внимание (устойчивость, переключение) | Крестики, точки | |||
Мышление наглядно-образное | Раздели квадрат | |||
44 | 20.02 | Ощущения осязательные | Тяжелые коробочки | 1 |
Память опосредованная | Подбери картинку | |||
Ощущения зрительные | Цветовая угадайка | |||
45 | 27.02 | Игротерапия | Выдерни соломинку, Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell) | 1 |
46 | 27.02 | Внимание (распределение) | Делаем вместе | 1 |
Мышление (сравнение) | Найди отличающиеся | |||
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
47 | 05.03 | Память опосредованная | Зашифруй предложение | 1 |
Мышление наглядно-образное | Ленточки | |||
Восприятие слуховое | Назови и проверь постукиванием | |||
48 | 05.03 | Память вербальная | Найди слова | 1 |
Пространственные представления | Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур | |||
49 | 12.03 | Мышление (анализ) | Дорисуй рисунок | 1 |
Мышление (синтез) | Что здесь изображено? | |||
Психомоторика | Иголка и нитка | |||
50 | 12.03 | Сказкотерапия | Коррекция межличностных отношений | 1 |
51 | 19.03 | Мышление (анализ) | Найди футболистов в одинаковой форме Цирк | 1 |
52 | 19.03 | Намять опосредованная | Зашифруй предложение | 1 |
Ощущения зрительные | Цветовая угадайка | |||
Произвольность | Зеваки | |||
53 | 02.04 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые Одинаковое, разное | 1 |
Память зрительная | Точно такие | |||
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Ощущения мышечные | Рукопожатие | |||
54 | 02.04 | Мышление (обобщение) | Четвертый лишний | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | |||
Ощущения осязательные | Тяжелые коробочки | |||
55 | 09.04 | Зрительно-моторная координация | Рисунок по точкам | 1 |
56 | 09.04 | Внутренний план действия | Совмести фигуры | 1 |
Память опосредованная | Запомни фигуры | |||
Произвольность | Замри! | |||
57 | 16.04 | Внимание (распределение) | Вычеркивай буквы и слушай | 1 |
Мышление (абстрагиро вание) | Посмотри вокруг | |||
Пространственные пред ставления | Где находится чайник? | |||
58 | 16.04 | Арт-терапия | техника каракулей Лесли Лоуи (Leslie H. Lowe) | 1 |
59 | 23.04 | Мышление (сравнение) | Найди отличающиеся | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Восприятие зрительное | Загадочные контуры | |||
60 | 23.04 | Артерапия | Техника «Страшные сны» Л. Дж. Эгр (L G. Agre) | 1 |
61 | 30.04 | Исследование мотивации | Психодиагностика | 1 |
62 | 30.04 | Исследование мышления | 1 | |
63 | 14.05 | Исследование воображения | 1 | |
64 | 14.05 | Исследование произвольной сферы . | 1 | |
65 | 21.05 | Исследование внимания | 1 | |
66 | 21.05 | Исследование интеллектуального развития | 1 | |
67 | 28.05 | Исследование памяти | ||
68 | 28.05 | Тренинг: «Общение» | ||
Итого: 68 часов |
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 3 класса (VII в.):
№ уроков | дата | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания | Кол-во часов |
1 | 05.09 | Тренинги: | а)"Сердце"; б)"Созвездие"; в) Статистическая медитация | 1 |
2 | 05.09 | Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. | Психодиагностика | 1 |
3 | 12.09 | Исследование мотивации и мышления | 1 | |
4 | 12.09 | Исследование воображения | 1 | |
5 | 19.09 | Исследование произвольной сферы . | 1 | |
6 | 19.09 | Исследование памяти | 1 | |
7 | 26.09 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | |
8 | 26.09 | Память опосредованная | Запомни фигуры | 1 |
Мышление логическое | Логический квадрат | |||
Произвольность движений | Обводи точно | |||
9 | 03.10 | Мышление (обобщение) | Четвертый лишний | 1 |
Память опосредованная | Письмо инопланетянина | |||
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
10 | 03.10 | Внутренний план действия | Поверни квадрат | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Внимание (устойчивость) | Пишущая машинка | |||
11 | 10.10 | Психологическая коммуникативная игра | Волшебная страна общения | 1 |
12 | 10.10 | Психокоррекционное занятие | Сказочная страна | 1 |
13 | 17.10 | Мышление (ассоциативное) Мышление (обобщение) Воображение | Свяжи слова | 1 |
Найди четвертый лишний | ||||
Закончи рисунок | ||||
14 | 17.10 | Арт-терапия | Техника «Рассерженные шарики» Тэмми Хорн (Tammy Horn) | 1 |
15 | 24.10 | Внутренний план действия | Муха | 1 |
Произвольность движений | Бери осторожно | |||
16 | 24.10 | Коммуникативный тренинг | Настоящий принц | 1 |
17 | 31.10 | Память зрительная | Запомни сочетания фигур | 1 |
Мышление вербально-смысловое | Раздели на группы | |||
Пространственные представления | Фигуры и значки | |||
18 | 31.10 | Мышление (словесно-логическое) | Выбери главное | 1 |
Внутренний план действия | Совмести фигуры | |||
Произвольность движений (помехоустойчивость) | Знай свой темп | |||
19 | 14.11 | Зрительно-моторная координация | Либиринты | 1 |
20 | 14.11 | Мышление (аналогии) | Назови четвертое слово | 1 |
Внутренний план действия | Муха | |||
Произвольность движений | Запретное движение | |||
21 | 21.11 | Мышление (сравнение) | Одинаковое, разное | 1 |
Произвольность (помехо устойчивость интеллек туальных процессов) | Не путай цвета | |||
Воображение | Что это? | |||
22 | 21.11 | Память (опосредованная вербальная) | Объедини по смыслу | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | |||
23 | 28.11 | Сказкотерапия | Смешные страхи | 1 |
24 | 28.11 | Пространственные представления | Учись уменьшать и увеличивать | 1 |
Мышление вербально-смысловое | Объедини пословицы | |||
Память (непосредствен- | Запомни и нарисуй | |||
25 | 05.12 | Внутренний план действия | Поверни квадрат | 1 |
Мышление (сравнение) | Найди одинаковые | |||
26 | 05.12 | Сказкотерапия | Школьные правила | 1 |
27 | 12.12 | Мышление (логическое) | Логический квадрат | 1 |
Внимание (устойчивость) | Назови по порядку | |||
Чувство времени | Дружный хлопок | |||
28 | 12.12 | Мышление (синтез) | Составь слова | 1 |
Внимание (переключение) | Отыщи числа | |||
29 | 19.12 | Тренинг | Гномики на стадионе | 2 |
30 | 19.12 | |||
31 | 26.12 | Воображение | Волшебники | 1 |
Пространственные представления | Где какая полоска? Кольца | |||
Мышление (абстрактно-логическое) | Говорим по-марсиански | |||
32 | 26.12 | Мышление (логическое) | Поезд | 1 |
Произвольность (помехо устойчивость интеллек туальных процессов) | Не путай цвета | |||
33 | 16.01 | Игротерапия | Выдерни соломинку, Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell) | 1 |
34 | 16.01 | Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | 1 |
Мышление (сравнение) | Найди одинаковые | |||
Внутренний план действия | Архитектор | |||
35 | 23.01 | Беседе | Трудолюбие | 1 |
36 | 23.01 | Внутренний план действия | Совмести фигуры | 1 |
Чувство времени | За одну минуту | |||
Память опосредованная | Письмо инопланетянина | |||
37 | 30.01 | Память опосредованная вербальная | Объедини по смыслу | 1 |
Внутренний план действия | Поверни квадрат | |||
38 | 30.01 | Тренинг | Трудные ситуации | 1 |
39 | 06.02 | Память (непосредственная слуховая) | Добавь слово | 1 |
Пространственные представления | Раскрась фигуру | |||
Произвольность движений (преодоление гиперактивности) | Флажок | |||
40 | 06.02 | Арт-терапия | техника каракулей Лесли Лоуи (Leslie H. Lowe) | 1 |
41 | 13.02 | Внутренний план действия | Муха | 1 |
Мышление (синтез) | Что здесь изображено? | |||
42 | 13.02 | Тренинг: «Подари улыбку» | 1 | |
43 | 20.02 | Внимание (переключение) | Отыщи числа | 1 |
Мышление (наглядно-образное) | Преврати в квадрат | |||
Произвольность движений | Запретное движение | |||
44 | 20.02 | Тренинг | Владей собой | 1 |
45 | 27.02 | Мышление вербально-смысловое | Подбери слова | 1 |
Пространственные представления | Найди недостающий квадрат | |||
Воображение | Закончи рисунки | |||
46 | 27.02 | Сказкотерапия | Игры в школе | 1 |
47 | 05.03 | Мышление вербально-понятийное | Пятый лишний | 1 |
Мышление вербально: смысловое | Объясни значение | |||
Слуховое восприятие | Назови и проверь постукиванием | |||
48 | 05.03 | Артерапия | Рисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben) | 1 |
49 | 12.03 | Внутренний план действия | Этажи | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Память (непосредственная) | Какой цвет? | |||
50 | 12.03 | Коммуникативная психологическая игра | Волшебная страна | 1 |
51 | 19.03 | Мышление вербально-понятийное | Расположи слова | 1 |
Внимание (устойчивость) | Стенографы | |||
52 | 19.03 | Психокоррекционное занятие | Путешествие на облаке | 1 |
53 | 02.04 | Мышление вербально-понятийное | Расположи слова | 1 |
Память (опосредованная) | Запомни слова | |||
Чувство времени | Дружный хлопок | |||
54 | 02.04 | Беседа | Видеть хорошее | 1 |
55 | 09.04 | Память (логическая) | Найди правило и запомни | 1 |
Произвольность (помехо устойчивость интеллекту альных процессов) | Найди смысл | |||
56 | 09.04 | Беседа | Ответственность | 1 |
57 | 16.04 | Воображение | Вордбол | 1 |
Пространственные представления | Составь изображения | |||
Развертка | ||||
58 | 16.04 | Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | 1 |
Мышление (вербально-понятийное) | Расположи слова | |||
Произвольность движений | Замри | |||
59 | 23.04 | Психокоррекционное занятие | Избавляемся от гнева | 1 |
60 | 23.04 | Арт-терапия | Техника «Страшные сны» Л. Дж. Эгр (L G. Agre) | 1 |
61 | 30.04 | Исследование мотивации | Психодиагностика | 1 |
62 | 30.04 | Исследование мышления | 1 | |
63 | 14.05 | Исследование воображения | 1 | |
64 | 14.05 | Исследование произвольной сферы . | 1 | |
65 | 21.05 | Исследование внимания и | 1 | |
66 | 21.05 | Исследование нтеллектуального развития | 1 | |
67 | 28.05 | Исследование памяти | 1 | |
68 | 28.05 | Тренинг: «Общение» | 1 | |
Итого: 68 часов |
CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ обучающихся 4 класса (VII в.):
№ уроков | дата | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания | Кол-во часов |
1 | 05.09 | Тренинги: | а)"Сердце"; б)"Созвездие"; в) Статистическая медитация | 1 |
2 | 05.09 | Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. | Психодиагностика | 1 |
3 | 12.09 | Исследование мотивации и мышления | 1 | |
4 | 12.09 | Исследование воображения | 1 | |
5 | 19.09 | Исследование произвольной сферы . | 1 | |
6 | 19.09 | Исследование памяти | 1 | |
7 | 26.09 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | |
8 | 26.09 | Внимание (распределение) | Подсчитай правильно | 1 |
Память слуховая | Повтори цифры | |||
Мышление наглядно-образное | Найди путь | |||
9 | 03.10 | Пространственные представления | Куда ускакал зайчик? | 1 |
Мышление наглядно-образное | Полянки | |||
10 | 03.10 | Коммуникативная психологическая игра | Волшебная страна общения | 1 |
11 | 10.10 | Произвольность | Летает - не летает | 1 |
Пространственные представления | Выполняй правильно | |||
Память зрительная | Запомни и нарисуй | |||
12 | 10.10 | Зрительно-моторная координация | Лабиринты | 1 |
13 | 17.10 | Психокоррекционное занятие | Сказочная страна | 1 |
14 | 17.10 | Мышление вербально-понятийное | Расположи слова | 1 |
Мышление (абстрагирование) | Форма - цвет | |||
15 | 24.10 | Мышление вербально-понятийное | Назови слова | 1 |
Пространственные представления | Разноцветный коробок | |||
Воображение | Закончи рисунок | |||
16 | 24.10 | Арт-терапия Техника «Рассерженные шарики» Тэмми Хорн (Tammy Horn) | 1 | |
17 | 31.10 | Мышление вербально-понятийное | Подбери общее понятие | 1 |
Память (опосредованная) | Запомни фигуры | |||
18 | 31.10 | Коммуникативный тренинг | Настоящий принц | 1 |
19 | 14.11 | Мышление вербально-смысловое | Пословицы | 1 |
Пространственные представления | Лишний кубик | |||
Память (непосредственная) | Запомни и нарисуй | |||
20 | 14.11 | Сказкотерапия | Смешные страхи | 1 |
21 | 21.11 | Внутренний план действия | Совмести фигуры | 1 |
Мышление вербально-понятийное | Подбери общее понятие | |||
Произвольность движений (помехоустойчивость) | Не путай цвета | |||
22 | 21.11 | Тренинг | Гномики на стадионе | 1 |
23 | 28.11 | Мышление вербально-понятийное | Найди рядоположное слово | 1 |
Мышление (сравнение) | Одинаковое, разное | |||
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
24 | 28.11 | Мышление вербально-смысловое | Подбери пословицу | 1 |
Пространственные представления | Найди одинаковые кубики | |||
Воображение | Тропинка | |||
25 | 05.12 | Сказкотерапия | Школьные правила | 1 |
26 | 05.12 | Мышление вербально-понятийное | Найди рядоположное слово | 1 |
Произвольность движений | «Невидящие» и «неслышащие» | |||
27 | 12.12 | Игротерапия | «Выдерни соломинку» Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell) | 1 |
28 | 12.12 | Мышление вербально-смысловое | Объясни значение | 1 |
Мышление вербально-понятийное | Целое — часть | |||
Осязательное восприятие | Палочка-узнава-лочка | |||
29 | 19.12 | Память (непосредственная) | Запомни сочетания фигур | 1 |
Мышление вербально-смысловое | Подбери пословицу | |||
Пространственные представления | Раскрась кубики | |||
30 | 19.12 | Мышление вербально-поиятийное | Целое — часть | 1 |
Мышление вербально-смысловое | Найди значения слов | |||
Глазомер и зрительно-двигательные координации | Вырезай точно | |||
31 | 26.12 | Психокоррекционное занятие | Избавляемся от гнева | 1 |
32 | 26.12 | Мышление вербально-причинное | Найди причину и следствие | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | |||
33 | 16.01 | Беседа | Ответственность | 1 |
34 | 16.01 | Мышление вербально-смысловое | Назови причину Найди значения слов | |
Произвольность (помехоустойчивость) | Найди смысл | |||
35 | 23.01 | Память опосредованная | Письмо инопланетянина | 1 |
Мышление вербально-понятийное | Отрицание | |||
36 | 23.01 | Арттерапия | техника каракулей Лесли Лоуи (Leslie H. Lowe) | 1 |
37 | 30.01 | Мышление вербально-смысловое | Пословицы | 1 |
Мышление (абстрагирование) | Форма - цвет | |||
Пространственные представления | Раскрась кубик | |||
Произвольность двийсений | Кто точнее? | |||
38 | 30.01 | Беседе | Трудолюбие | 1 |
39 | 06.02 | Внутренний план действия | Совмести фигуры | 1 |
Мышление логическое | Поезд | |||
Внимание (устойчивость) | Пишущая машинка | |||
40 | 06.02 | Мышление вербально-смысловое | Подбери слово, противоположное по смыслу | 1 |
Мышление (сравнение) | Найди одинаковые | |||
41 | 13.02 | Артерапия | Рисование с помощью клубка, Норма Лебен (Norma У. Leben) | 1 |
42 | 13.02 | Мышление вербально-смысловое | Подбери слово, противоположное по смыслу | 1 |
Мышление (абстрагирование) | Только одно свойство | |||
43 | 20.02 | Коммуникативная психологическая игра | Волшебная страна | 2 |
44 | 20.02 | |||
45 | 27.02 | Память (непосредственная) | Какого цвета? | 1 |
Мышление вербально-понятийное | Вордбол | |||
Пространственные представления | Найди одинаковые кубики | |||
46 | 27.02 | Память опосредованная | Письмо инопланетянина | 1 |
Глазомер и зрительно-двигательные координации | Вырезай точно | |||
47 | 05.03 | Внутренний план действия | Муха | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | |||
Произвольность движений | Попади в свой кружок | |||
48 | 05.03 | Мышление (анализ через синтез) | Разгадай ребусы | 1 |
Мышление (абстрагирование) | Только одно свойство | |||
Пространственные представления | Развертка куба | |||
49 | 12.03 | Психокоррекционное занятие | «Путешествие на облаке» | 1 |
50 | 12.03 | Внимание (устойчивость) | Отыщи числа | 1 |
Произвольность (помехо устойчивость интеллекту альных процессов) | Найди смысл | |||
51 | 19.03 | Мышление логическое | Поезд | 1 |
Произвольность .движений | Невидящие» и «неслышащие | |||
52 | 19.03 | Тренинг | Подари улыбку | 1 |
53 | 02.04 | Мышление вербально-понятийное | Отрицание | 1 |
Мышление наглядно-образное | Ленточки | |||
Произвольность движений | Знай свой темп | |||
54 | 02.04 | Мышление вербально-понятийное | Подбери общее понятие | 1 |
Мышление (абстрагирование) | Только одно СВОЙСТВО | |||
55 | 09.04 | Мышление вербально-понятийное | Подбери общее понятие | 1 |
Мышление (абстрагирование) | Форма - цвет | |||
56 | 09.04 | Беседа | «Видеть хорошее» | 1 |
57 | 16.04 | Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | 1 |
Память непосредственная | Точно такие | |||
Память вербально-смысловая | Объедини по смыслу и запомни | |||
58 | 16.04 | Мышление вербально-смы еловое | Подбери следующее | 1 |
Внимание (устойчивость) | Стенографы | |||
Произвольность движений | Зеваки | |||
59 | 23.04 | Мышление (установление закономерностей) | Найди фигуры | 1 |
Память опосредованная | Письмо инопланетянина | |||
Осязательное восприятие | Палочка-узнава-лочка | |||
60 | 23.04 | Артерапия | Техника «Страшные сны»Л. Дж. Эгр (L G. Agre) | 1 |
61 | 30.04 | Исследование мотивации | Психодиагностика | 1 |
62 | 30.04 | Исследование мышления | 1 | |
63 | 14.05 | Исследование воображения | 1 | |
64 | 14.05 | Исследование произвольной сферы . | 1 | |
65 | 21.05 | Исследование внимания | 1 | |
66 | 21.05 | Исследование интеллектуального развития | 1 | |
67 | 28.05 | Исследование памяти | 1 | |
68 | 28.05 | Тренинг: «Общение» | 1 | |
Итого: 68 часов |
К КОНЦУ ГОДА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
* эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество ;
* чувство единства, умение действовать согласованно;
* готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
* целостная психолого-педагогическая культура;
* учебные мотивы;
* устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
* основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
* адекватное восприятие обучающимися действительности и самого себя;
* адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
* нравственно-моральные качества;
* знания об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
* положительная мотивация на сохранение и укрепление своего здоровья, формирование потребности в ЗОЖ .
- повыситься:
* уровень работоспособности;
* уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
* уровень развития памяти;
* внимания;
* мышления;
* восприятия;
* произвольной сферы;
* интеллектуального развития;
* воображения.
* работоспособности;
* речевой активности;
* познавательной активности.
К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
*признавать собственные ошибки, переживать чувство неловкости, вины за свое агрессивное поведение;
* сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;
* выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;
* анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;
* контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
* работать самостоятельно в парах, в группах.
Список литературы, использованной при разработке программы:
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности ваше го ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 клас сов. М., 1993.
4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увле кательные задачи для развития логического мыш ления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
7. Безруких М.М., Ефимова C.П, Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой про грамме лучше учиться. М., 1993.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психоло гия усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методиче ские рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мыш ления. М., 1985.
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
12. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные спо собности школьников. Киев, 1993.
14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Началь ная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психиче ского развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для разви тия умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
18. Диагностика готовности детей к обучению в шко ле. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
19. Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.
20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психо логии, 1990, № 6.
21. Зак А.З. Занимательные игры для развития ин теллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск законо мерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные иг ры для детей 6-10 лет. М., 1993.
24. Зак A3. Познавать играя: развитие познаватель ных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
25. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
26. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. -М., 1993.
27. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
28. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
29. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...». Концепция и программы непре рывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
30.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
31. Локалова Н.Л. 90 уроков психологического раз вития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
32. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
33. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
34. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспита ния и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психо логии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
35. Методические рекомендации по развитию психо моторных качеств у студентов на занятиях по фи зическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Ки шинев, 1986.
36. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе про дленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
37. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
38.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
39. Поддъяков НЛ. Закономерности психического раз вития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Красно дар», 1997.
40. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростка ми: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дуброви на. М. --Тула, 1993.
41. Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, № 43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.
42. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
43. Субботина JIJO. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1997
44. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
45. Тесты для фиксации уровня развития познава тельных процессов (внимания, восприятия, вооб ражения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Вол кова. М., 1993.
46. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Яро славль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
47. Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская С.Л. Как научить ребенка думать и говорить? (Упраж нения по развитию памяти, внимания, мышле ния, речи, техники чтения). М., 1993.
48. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьячен ко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.
49. Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители мо гут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.
50. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
51. Чуприкова HJf. Психология умственного разви тия: принцип дифференциации. М.: «Столетие», 1997.
52. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспи танию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.
53. Психокоррекционные программы SOMVI «Релаксация» , «»Настроение
54. Аудиальная психокоррекционная программа «Бименталь»
Программу составила
педагог-психолог: В.В.Паскал
Проверено зам. директора по УВР: В.Н. Якимец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию познавательной сферы учащихся начальной школы
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина....
Развитие когнитивной сферы младших школьников во внеурочной деятельности
Структура внеурочной деятельности в лицее. Клуб "Почемучки" . Учебно-тематический план, работа с одаренными детьми....
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию когнитивной сферы младшего школьника.
Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной де...
Программа развития и воспитания учащихся 1 – 4 классов
Программа направлена на реализацию главной цели – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)
Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...
Развитие когнитивной сферы у обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Презентация содержит практические материалы для развития познавательных психических процессов (восприятие, внимание) у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...