методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
материал по теме
Предварительный просмотр:
Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
1. Название методики.
2. Автор/источник.
3. Назначение (цель).
4. Краткое описание процедуры:
1) инструкция;
2) описание стимульного материала.
* Дифференциация по классам. Для класса не менее одной методики на каждый процесс.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Восприятие | I. 1. Тест «Нелепицы» 2. Р.С. Немов 3. Цель: оценивание элементарных образных представлений об окружающем мире. 4. 1)Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». 2) Оборудование: изображение. II. 1. «Чего не хватает?» 2. Р.С. Немов 3. Цель: диагностика уровня восприятия 4. 1) Инструкция: "На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь". Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания. 2) Описание стимульного материала: 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного. | I. 1. «Эталоны» 2. О.М. Дьяченко 3. Цель: выявление уровня развития восприятия. 4. 1) Инструкция: детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону. 2) Описание стимульного материала: тетрадь из 4 страниц, 16 картинок, фигурки-эталоны. II. 1. «Поиск информации» 2. Л.Ф. Тихомирова 3. Цель: диагностика особенностей восприятия 4. 1) Инструкция: Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д. 2) Описание стимульного материала: 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. | I.1. «Чем залатать коврик?» 2. Джон Равен 3. Цель: определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи 4. 1) Инструкция: перед показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика. 2) Описание стимульного материала: изображение двух ковриков и кусочков материи, которыми можно залатать коврики. II. 1. Диагностика Л.Ф. Тихомировой 2. Л.Ф. Тихомирова 3. Цель: диагностика точности и скорости восприятия 4. 1) Инструкция: Перекопируй графические изображения и сосчитай: Сколько раз встречается знак «плюс» (+)? Сколько раз встречается знак «минус» (-)? Сколько раз встречается знак деления (:)? Сколько раз встречается знак «равно» (=)? Сколько раз встречается знак умножения (x)? Сколько раз встречается знак точка (.)? 2) Описание стимульного материала: 100-клеточная таблица, заполненная математическими знаками. | I.1. Диагностика объёма восприятия 2. Интернет-ресурс, автор неизвестен 3. Цель: диагностика объема восприятия 4. 1) Инструкция: «Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.» 2) Описание стимульного материала: на большом листе ватмана, если педагог работает с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним ребенком, крупно написано: 10 слов (из 4-8 букв каждое); 10 трёхзначных чисел; 10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности. II. 1. «Отгадай фигуру» 2. М.В. Ермолаева 3. Цель: определение развития восприятия формы предметов 4. 1) Инструкция: ребёнку предлагается набор геометрических фигур. На доске или перед ребёнком изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. Ребёнку предлагается назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово. Затем закрыть глаза и на ощупь определить какую геометрическую фигуру дал психолог, ответить на вопросы: - Какой предмет похож на треугольник? (квадрат, круг, прямоугольник) - Из чего он сделан? 2) Описание стимульного материала: изображения тетради, пенала, ластика, красок, точилки. |
Внимание | I. 1.Методика изучения концентрации и устойчивости внимания ребенка. 2.Пьерон-Рузер 3.Цель: изучение концентрации и устойчивости внимания ребенка. 4. 1) Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу» 2) Описание стимульного материала: изображение. II. 1.Методика «Перепутанные линии» 2. А.Рей 3. Цель: развитие концентрации внимания. 4. 1) Инструкция: «Перед вами 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить мысленно взором (не пальцем, не ручкой, а именно взором) траекторию каждой линии слева направо и определить, где она кончается. Там, где она заканчивается, проставьте ее номер. Начинайте с первой линии, затем переходите ко второй, третьей и т. д. На выполнение задания дается только 7 минут. Если вы не успели, то оставшиеся линии засчитываются как ошибки. Начали!» 2) Описание стимульного материала: изображение. | I. 1. «Распределение внимания» 2. Ф.Горбов 3. Цель: диагностика уровня распределения внимания 4. 1) Инструкция: педагог предлагает испытуемым следующие задания: а) написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Если он сразу начинает сбиваться - у него слабое распределение внимания; б) считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем, вместо этих чисел он должен говорить: "Не собьюсь". Например: "Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь" и т.д. 2) Описание стимульного материала: лист бумаги, ручка. II. 1. «Числа и буквы» 2.Ф. Горбов 3. Цель: диагностика распределения и переключения внимания 4. 1) Инструкция: «Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой. 2) Описание стимульного материала: таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 в крупном. | I. 1. «Корректурная проба» 2. Бурдон 3. Цель: диагностика устойчивости, сосредоточенности, объема, переключения и распределения внимания 4. 1) Инструкция: По сигналу «начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы – 3 минуты. 2) Описание стимульного материала: 20 строк по 20 букв в каждой. II. 1. «Числовой квадрат» 2. А.Карелин 3. Цель: диагностика объема, распределения и переключения внимания. 4. 1) Инструкция: «Перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 2 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Оценка по 9-балльной шкале.» 2) Описание стимульного материала: квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. | I. 1. «Исправь ошибки» 2. В.А. Сонин 3. Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке выполнения работ. 4. 1) Инструкция: учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только нашли, но и исправили. 2) Описание стимульного материала: для диагностики можно использовать письменные работы учащихся по русскому языку, математике, содержащие еще не исправленные ошибки. Можно использовать и специально приготовленные тексты, содержащие определенное число ошибок. II. 1. «Запомни и расставь точки» 2. В.Богомолов 3. Цель: оценка объёма внимания 4. 1) Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». 2) Описание стимульного материала: лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). |
Память | I. 1. Методика «Определение типа памяти» 2. О.Н. Истратова 3. Цель: определение преобладающего типа памяти. 4. 1) Инструкция: ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут. Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут. 2) Описание стимульного материала: для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай. II. 1. "Арифметический тест" 2. Д.Векслер 3. Цель: исследование слуховой памяти детей. 4. 1) Инструкция: ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок). Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая. Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. 2) Описание стимульного материала: цифровые ряды цифр. | I. 1. «Воспроизведение текста» 2. Г.И. Абдуллина 3. Цель: изучение особенностей смысловой (логической) памяти 4. 1) Инструкция: "Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.» 2) Описание стимульного материала: отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого. II. 1. «Диагностика логической памяти» 2.Л.В. Занков 3. Цель: исследовать уровень сформированности логической памяти 4. 1) Инструкция: Можно использовать следующий методический приём: прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Из этих заданий детям можно предложить любые шесть. Прочитав вслух шесть строк, учитель затем предлагает школьнику карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки. 2) Описание стимульного материала: Для исследования можно воспользоваться следующими словами: Охотник – медведь – берлога Весна – солнце – ручей Река – рыболов – уха Праздник – песня - веселье Город – улицы – дома Больница – врач – больные и т.д. | I. 1. «Изучение логической и механической памяти» 2. Л.С. Выготский 3. Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. 4.1) Инструкция: ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда. 2) Описание стимульного материала: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер. Первый ряд: Второй ряд: кукла – играть курица – яйцо ножницы – резать лошадь – сани книга – учитель бабочка – муха снег – зима лампа – вечер щетка – зубы корова – молоко жук – кресло компас – клей колокольчик – стрела синица – сестра лейка – трамвай ботинки – самовар спичка – графин шляпа – пчела рыба – пожар пила – яичница | I. 1. «Исследование оперативной памяти» 2. А.Р. Лурия 3. Цель: исследование оперативной памяти 4. 1) Инструкция: Вам будет показан бланк, на котором изображены геометрические фигуры. Два верхних ряда фигур обозначены буквами: а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к. Необходимо в нижних рядах, обозначенных цифрами, найти фигуры, адекватные верхнему ряду, обозначив их соответствующей буквой. 2) Описание стимульного материала: бланк с изображением геометрических фигур. II. 1. «Диагностика определения объёма кратковременной памяти» 2. М.В. Луткина 3. Цель: определение объема кратковременной памяти 4. 1) Инструкция: Данная методика применима только при индивидуальном обследовании детей. При этом используют матрицу информационного поиска. На листе плотной бумаги вырезают рамку, равную размеру одной строки. Испытуемому предъявляют одну строку из матрицы для запоминания, с помощью вырезанной рамки, а затем он воспроизводит то, что ему удалось запомнить, в письменном виде в протоколе. Время предъявления строки 3-5 с и оно зависит от возраста. Педагог предлагает испытуемым следующее задание: "Вы должны просмотреть ряд из 10 цифр с целью запоминания за очень короткое время. Затем по памяти воспроизвести предъявляемые цифры, сохраняя порядок их следования друг за другом". Процедура выполняется 10 раз. Вначале надо выполнить пробную для того, чтобы выяснить, правильно ли вы поняли инструкцию 2) Описание стимульного материала: матрица с цифровым материалом. |
Мышление | I. 1. Методика «Исключение лишнего» 2. Р.И. Бардина 3. Цель: изучение способности к обобщению. 4. 1) Инструкция: ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, и объяснить почему. 2) Описание стимульного материала: листок с двенадцатью рядами слов типа:
II. 1. "Исследование словесно-логического мышления" 2. Э.Ф. Замбацявичене 3. Цель: исследование уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций. 4. 1) Инструкция: Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных, Для того чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим проверяющим, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает проверяющий, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях. 2) Описание стимульного материала: опросник, включающий четыре вербальных субтеста. | I. 1. «Вырежи фигуру» 2. Интернет-ресурс, автор неизвестен 3. Цель: диагностика наглядно действенного мышления 4. 1) Инструкция: быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов. Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.) 2) Описание стимульного материала: лист бумаги с нарисованными на нем фигурами в шести квадратах II. 1. «Пословицы» 2.С.М. Петрова 3. Цель: изучение особенностей мышления 4. 1) Инструкция: перед испытуемым в беспорядке раскладываются карточки с фразами и пословицами. Предлагается внимательно их прочитать. После этого экспериментатор берет карточки с пословицами и поочередно предъявляет их испытуемому, требуя после каждого предъявления пословицы отыскать в имеющемся у ребенка наборе подходящую по смыслу фразу. Экспериментатор отмечает в протоколе уровень: «хороший», «средний», «низкий». 2) Описание стимульного материала: карточки с фразами и пословицами. | I. 1. «Диагностика творческого мышления» 2. О.М. Дьяченко 3. Цель: изучение речевых творческих способностей 4.1) Инструкция: Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей. Детям предлагаются следующие задания: Задание №1. Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: Адрес, салют, тюльпан……. Задание №2. Составить и написать как можно больше слов из букв слова Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.) Задание №3. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь, стол, стул и др.) Задание №4. Составить и написать окончание сказки: «Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было. Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор…..» 2) Описание стимульного материала: карточки с заданиями II. 1. «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» 2. В.М. Русалов 3. Цель: изучение степени развитости интеллектуальных процессов ребенка 4. 1) Инструкция: за каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10. 2) Описание стимульного материала: ряд вопросов. | I. 1. «Простые аналогии» 2. Уильям Гордон 3. Цель: исследование логичности и гибкости мышления 4. 1) Инструкция: ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним. 2) Описание стимульного материала: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу. 1. Бежать Кричать II. 1. «Изучение скорости мышления» 2. Интернет-ресурс, автор неизвестен. 3. Цель: определение скорости мышления 4. 1) Инструкция: В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. 2) Описание стимульного материала: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. |
Речь | I. 1. «Определение понятий» 2. Л.С. Выготский 3. Цель: позволяет получить информацию о соответствующем познавательном процессе, а именно определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом ври выражении мысли, а не на саму мысль) 4. 1) Инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово например «велосипед». Как бы ты объяснил это?» Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово. 2) Описание стимульного материала: наборы слов: Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, вкладывать, толкать, режущий. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.
II. 1. "Методика О.С. Газман и Н.Е. Харитоновой" 2. О.С. Газман и Н.Е. Харитонова 3. Цель: оценка речи 4. 1) Инструкция: Школьнику предлагается составить рассказ по картинке. На картинке – бытовой сюжет. 2) Описание стимульного материала: картинка, по которой можно составить бытовой сюжет. | I. 1. «Назови слова» 2. Р.С. Немов 3. Цель: определение запаса слов, который хранится в активной памяти ребенка. 4. 1) Инструкция: Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. 2) Описание стимульного материала: группы слов. II. 1. «Диагностика связной речи» 2.Т.Б. Филичева 3. Цель: оценка уровня связности устной речи. 4. 1) Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить его название. Сначала я тебе расскажу этот рассказ, а потом ты постараешься рассказать его Буратино». 2) Описание стимульного материала: Пример текста: Два козлика. Два упрямых козлика встретились на узком бревнышке, переброшенном через ручей. Вдвоём перейти ручей было невозможно; нужно было кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать. - Уступи мне дорогу, -сказал один козлик. - Вот ещё! Я первый взошёл на мост. Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и стали драться. Но бревно было мокрое: оба упрямца поскользнулись и упали прямо в воду. (По К.Д. Ушинскому) | I. 1. «Методика Т.Н. Фотековой» 2. Т.Н. Фотекова 3. Цель: диагностика устной речи 4.1) Инструкция: -Повторяй за мной слоги как можно точнее. БА-ПА ПА-БА СА-ША ША-СА ША-ЖА-ША-ЖА-ША-ЖА ЦА-СА-ЦА-СА-ЦА-СА РА-ЛА-РА-ЛА-РА-ЛА 2.Артикуляционная моторика: -Смотри внимательно и повторяй за мной движения. *губы в улыбке * «лопатка» * «иголочка» * «маятник» * «улыбка- трубочка» 3. Звукопроизношение. -Повторяй за мной. *собака-маска-нос *сено-василёк-высь *замок-коза *зима-магазин*цапля-овца-палец *шуба-кошка-камыш *жук-ножи *щука-вещи-лещ *чайка-очки-ночь *рыба-корова-топор *река-варенье-дверь *лампа-молоко-пол *лето-колесо-соль 4.Звуко-слоговая структура слова: -Повторяй за мной. *танкист *космонавт *сковорода *аквалангист *термометр II.Грамматический строй речи. 1.Повтори предложение.*Птичка свила гнездо. *В саду много красных яблок. *Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. *Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. *На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. 2.Верификация предложений. -Я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить. *Собака вышла в будку. *По морю плывут корабль. *Дом нарисован мальчик. *Над большим деревом была глубокая яма. 3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме:*мальчик, открыть, дверь *сидеть, синичка, на, ветка *груша, бабушка, внучка, давать * Витя, косить, трава, кролики, для *Петя, купить, шар, красный, мама 4.Добавление предлогов в предложение. -Сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено. * Лена наливает чай…чашки. *Почки распустились…деревьях. *Птенец выпал…гнезда *Щенок спрятался…крыльцом * Пес сидит…конуры. 5.Образование сущ.мн.ч. в И.п.: -один-дом, а если их много, то это-дома. *один-стол, а много-это… *стул- *окно- *звезда- *ухо- -один-дом, а много чего?-Домов. *один-стол, а много-чего?.... *стул-… *окно- *звезда-.ухо-… | I. 1. «Исследование ригидности речи» 2. Т.И.Пашукова 3. Цель: определение степени ригидности речи 4. 1) Инструкция: "Перед Вами картинка с изображенным на ней пейзажем. Напишите сочинение по этой картинке". Время написания сочинения в данном случае не ограничивается, а работа заканчивается, когда сочинение насчитывает не менее 150 слов. 2) Описание стимульного материала: цветные однотипные картинки с изображением пейзажей, размер каждой не менее 20х25 см, листы бумаги и ручка. |
Воображение | I. 1. «Назови картину» 2. Э.Торренс 3. Цель: диагностика воображения 4. 1) Инструкция: Посмотри на картинку. Придумай для нее название. Чем больше названий ты придумаешь, тем лучше. 2) Описание стимульного материала: картинка.
II. 1. "Где чье место?" 2. Е. Кравцова 3. Цель: посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации. 4. 1) Инструкция: «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались». 2) Описание стимульного материала: рисунок, отдельно вырезаются кружки-вставки. | I. 1. «Составление рассказа» 2.Р.Р. Калинина 3. Цель: определить уровень сформированности воображения 4. 1) Инструкция: детям предлагаются отдельные слова. Например:а) книга, девочка, диван, кот; б) мыло, одежда, расческа, зонт, дождь, школа. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. 2) Описание стимульного материала: отдельные слова II. 1. «Дорисовывание фигур» 2.О.М. Дьяченко 3. Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. 4. 1) Инструкция: ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка. 2) Описание стимульного материала: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. | I. 1. «Придумай игру» 2. Е.А. Панько 3. Цель: определить уровень воображения 4.1) Инструкция: Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1) Как называется игра? 2) В чем она заключается? 3) Сколько человек необходимо для игры? 4) Какие роли получают участники в игре? 5) Как будет проходить игра? 6) Каковы правила игры? 7) Чем должна будет закончиться игра? 8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников? II. 1. «Нарисуй что-нибудь» 2. Т.Д. Марцинковская 3. Цель: определить уровень развития воображения 4. 1) Инструкция: Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отводится 4-5 минут 2) Описание стимульного материала: лист бумаги, фломастеры или карандаши. | I. 1. «Скульптура» 2. Р.С. Немов 3. Цель: выявление у учащихся уровня сформированности процессов воображения. 4. 1) Инструкция: Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 минут смастерить какую -либо поделку, вылепив ее из пластилина. 2) Описание стимульного материала: пластилин. II. 1. «Исследование индивидуальных особенностей воображения» 2. Е.П. Ильин 3. Цель: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность. 4. 1) Инструкция: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте". 2) Описание стимульного материала: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер. |
Эмоционально-волевая сфера |
1 класс
I. 1. Тест «Рисунок несуществующего животного».
2. М.З. Дукаревич.
3. Выявление скрытых эмоций.
4. 1) Необходимо нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?
2) Лист бумаги, карандаш, ластик.
II. 1. Методика «Весёлый-грустный».
2. Р. Тэмпл.
3. Цель: определение уровня тревожности.
4. 1) Инструкция:
Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами».
Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он (она) одевается».
Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».
Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной».
Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?».
Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».
Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
2) Описание стимульного материала: 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.
2 класс
I. 1. Методика «Сюжетные картинки».
2. Р.Р. Калинина.
3. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам.
4. 1) Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
2) Картинки.
II. 1. Методика «Цветовой тест эмоциональных состояний».
2. М. Люшер.
3. Определение уровня комфортности ребенка дома, в школе.
4. 1) Необходимо выбрать из восьми цветов тот, который больше всего нравится, (выделить наиболее приятный цвет из восьми). Карточку с выбранным цветом экспериментатор откладывает в сторону, перевернув цветовой стороной вниз, и записывает его номер в таблице протоколов. Процедура выбора цвета повторяется. Если испытуемый не может выбрать самый приятный цвет, экспериментатор предлагает выбрать самый неприятный цвет и далее предлагает перейти к выбору приятных цветов.
2) Цветовые карточки.
3 класс
I. 1. Тест «Шкала явной тревожности».
2. А.М. Прихожан.
3. Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.
4. 1) Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет - в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.
2) Бланк с тестом.
II. 1. Методика «Рисунок семьи».
2. В.И. Хьюлс, М. Резников.
3. Выявление индивидуальных переживаний ребенка по отношению к членам семьи, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.
4. 1) «Нарисуй свою семью». В этом случае не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а в ответ на вопросы следует лишь еще раз повторить инструкцию.
«Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».
«Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь».
«Нарисуй свою семью в виде фантастических (несуществующих) существ».
«Нарисуй свою семью в виде метафоры, образа, символа, который выражает ее особенности».
2) Лист А4, ручку или простой карандаш.
4 класс
I. 1. Тест «Рисунок несуществующего животного».
2. М.З. Дукаревич.
3. Выявление скрытых эмоций.
4. 1) Необходимо нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится?
2) Лист бумаги, карандаш, ластик.
II. 1. Тест «Шкала явной тревожности».
2. А.М. Прихожан.
3. Выявление тревожности как относительно устойчивого образования.
4. 1) Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, поставь галочку в колонке Верно, если нет - в колонке Неверно. Не думай над ответом долго. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще. Нельзя давать на одно предложение сразу два ответа (т. е. подчеркивать оба варианта). Не пропускай предложения, отвечай на все подряд.
2) Бланк с тестом.
Волевая сфера |
1 класс
I. 1. Методика «Палочки-черточки»
2. Е. Ульенкова.
3. 1) Определение степени развития саморегуляции у школьников.
На листочке в линейку ребенок должен воспроизвести узор (|—||—|||—|), не вылезая на поля, пропуская одну строчку при письме и не ошибаясь во время переноса знаков.
2) Тетрадный лист, ручка.
II. 1. Методика проявлений борьбы мотивов.
2. Н. А. Цыркун.
3. Изучение проявлений борьбы мотивов.
4. 1) Детям шестилетнего возраста дается задание по рисованию. Когда все приступили к выполнению, экспериментатор начинает рассматривать игры и игрушки в кукольном уголке, при этом громко рассуждая: "Какая красивая кукла! Ее можно уложить спать. Вот и кроватка есть. Вот эту куклу мы посадим обедать. Вот и посуда есть, и столик. Какая интересная игра! Это что-то для мальчиков, здесь должны машины ездить, здесь светофор стоит".
2) Альбом, карандаши, игрушки.
2 класс
I. 1. Методика «Найди предметы»
2. Н. А. Цыркун.
3. Изучение волевого единства группы.
4. 1) В известной детям комнате экспериментатор заранее прячет игрушки. В первом варианте в комнату приглашается испытуемый и выслушивает инструкцию: «Давай поиграем в интересную игру. В этой комнате спрятано 10 игрушек. Попробуй угадать, где они. Попробуй найти их. Те игрушки, которые ты найдешь, обязательно положишь вот сюда - на стол. Когда закончишь искать, скажешь: "Все, я закончил"».
Во втором варианте искать игрушки приглашаются трое детей. Они выслушивают инструкцию: «Давайте поиграем в игру. В этой комнате спрятано 30 игрушек, попробуйте найти их. Искать будете все вместе. Найденные игрушки обязательно положите на стол. Когда закончите искать, скажете: "Все, мы закончили"». В инструкциях конкретизируется цель действия - указывается, сколько спрятано игрушек. Продолжение поиска и момент окончания игры испытуемые определяют сами. Дополнительно разъясняется, что результатом поисков будет общее число игрушек, найденных всеми детьми. Число игрушек изменяется соответственно числу детей с 10 - в первом варианте, до 30 - во втором.
2) Игрушки.
II.1. Методика проявлений борьбы мотивов.
2. Н. А. Цыркун.
3. Изучение проявлений борьбы мотивов.
4. 1) Детям шестилетнего возраста дается задание по рисованию. Когда все приступили к выполнению, экспериментатор начинает рассматривать игры и игрушки в кукольном уголке, при этом громко рассуждая: "Какая красивая кукла! Ее можно уложить спать. Вот и кроватка есть. Вот эту куклу мы посадим обедать. Вот и посуда есть, и столик. Какая интересная игра! Это что-то для мальчиков, здесь должны машины ездить, здесь светофор стоит".
2) Альбом, карандаши, игрушки.
3 класс
I. 1. Методика мобилизации воли.
2. Ш. Чхартишвили.
3. Изучение развития волевой сферы.
4. 1) Используется альбом, на левой странице которого нарисованы кружки, а на правой - цветные иллюстрации. Школьник должен поочередно смотреть сначала на нижние, а потом на верхние кружки. Переводить взгляд на картинки запрещено.
2) Альбом с кружками и цветными иллюстрациями.
4 класс
I. 1. Методика изучения волевой активности.
2. Н.А. Цыркун.
3. Изучение волевой активности в зависимости от исполняемой ребенком определенной роли (контролера или исполнителя) в общении друг с другом.
4. 1) Ребенок-исполнитель достигает своей цели в предметной деятельности. Цель его единообразна, например, выполнить порученное задание. Роль ребенка-контролера более сложная. Цель его двойственна: это такая коррекция поведения контролируемого в соответствии с поведением-эталоном, которая приводит к достижению цели в предметной деятельности. Ребенок-контролер может воздействовать на исполнителя любыми средствами: напоминать, принуждать, требовать, заставлять, помогать.
II. 1. Методика «Найди предметы»
2. Н. А. Цыркун.
3. Изучение волевого единства группы.
4. 1) В известной детям комнате экспериментатор заранее прячет игрушки. В первом варианте в комнату приглашается испытуемый и выслушивает инструкцию: «Давай поиграем в интересную игру. В этой комнате спрятано 10 игрушек. Попробуй угадать, где они. Попробуй найти их. Те игрушки, которые ты найдешь, обязательно положишь вот сюда - на стол. Когда закончишь искать, скажешь: "Все, я закончил"».
Во втором варианте искать игрушки приглашаются трое детей. Они выслушивают инструкцию: «Давайте поиграем в игру. В этой комнате спрятано 30 игрушек, попробуйте найти их. Искать будете все вместе. Найденные игрушки обязательно положите на стол. Когда закончите искать, скажете: "Все, мы закончили"». В инструкциях конкретизируется цель действия - указывается, сколько спрятано игрушек. Продолжение поиска и момент окончания игры испытуемые определяют сами. Дополнительно разъясняется, что результатом поисков будет общее число игрушек, найденных всеми детьми. Число игрушек изменяется соответственно числу детей с 10 - в первом варианте, до 30 - во втором.
2) Игрушки.
Воспитанность |
1- 4 класс |
1. Диагностика нравственной воспитанности.
2. М.И. Шилова.
3. Определение уровня воспитанности каждого конкретного ребенка и проведение сравнения его результатов за разные учебные годы.
4. В методике используется диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ), которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- отношение к обществу, патриотизм;
- отношение к умственному труду;
- отношение к физическому труду;
- отношение к людям (проявление нравственных качеств личности);
- саморегуляция личности (самодисциплина).
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют воспитатели, работающие в группе детей, и учитель. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на количество педагогов (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в Сводный лист диагностики изучения УНВ.
Самооценка |
1 класс
I. 1. Процедура «Проба Де Греефе».
2. Де Греефе.
3. Определение характера самооценки ребенка.
4. 1) В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.
2) Лист бумаги, ручка или карандаш.
II. 1. Методика «Нарисуй себя».
2. А.М. Прихожан, З. Василяускайте.
3. Определение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе.
4. 1) «Сейчас вы будете рисовать. Сначала нарисуете плохого мальчика или плохую девочку. Будете рисовать тремя карандашами. Выберете эти карандаши и покажите их мне, а оставшиеся три уберите. (Необходимо убедиться, что все дети это сделали). Найдите страницу, вверху которой написано «Плохой мальчик/девочка». Все нашли? (Проверить, все ли дети нашли нужную страницу). Начинаем рисовать».
После того, как все дети закончили рисовать, дается следующая инструкция: «А теперь отложите те карандаши, которыми вы рисовали, и возьмите три оставшихся. Покажите мне их. (Необходимо убедиться, что все дети правильно поняли и выполнили эту инструкцию). Этими карандашами вы нарисуете хорошего мальчика или хорошую девочку. Найдите страницу, на которой сверху написано «Хороший мальчик (девочка)». Все нашли? (Проверить.) Начинаем рисовать».
Инструкция, даваемая перед третьим рисунком: «На оставшемся листке (на нем сверху написано «Я») каждый из вас нарисует себя.
Себя вы можете рисовать всеми шестью карандашами. Возьмите все карандаши в руку и покажите мне. (Проверить.) А вот сейчас внимание! Пусть ваш рисунок будет с секретом. Если кто-нибудь захочет нарисовать себя похожим на хорошего мальчика или хорошую девочку, то пусть в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика или девочку. А если захочется нарисовать себя, похожим на плохого, то тогда в нем будет больше тех цветов, которыми рисовали плохого мальчика или девочку. Но постарайтесь в этом рисунке использовать все карандаши. (После этого следует кратко повторить инструкцию и ответить на вопросы детей). Итак, найдите страницу, вверху которой написано «Я» (проверить) и начинайте работать.
2) Для выполнения задания ребенку даются шесть цветных карандашей – синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый. Бланк методики представляет собой сложенный пополам (книжечкой) стандартный лист нелинованной белой бумаги. Первая страница книжечки остается чистой. Здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах книжечки, располагаемой пред ребенком вертикально, наверху большими буквами написано название каждого рисунка, который предстоит выполнить ребенку, соответственно: «Плохой мальчик/девочка (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик/девочка», «Я».
2 класс
1. Методика «Какой Я?»
2. О.С. Богданова
3. Выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств.
4. 1) Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
2) Протокол оценивания, ручка или карандаш.
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1 | Хороший |
|
|
|
|
2 | Добрый |
|
|
|
|
3 | Умный |
|
|
|
|
4 | Аккуратный |
|
|
|
|
5 | Послушный |
|
|
|
|
6 | Внимательный |
|
|
|
|
7 | Вежливый |
|
|
|
|
8 | Умелый (способный) |
|
|
|
|
9 | Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 | Честный |
|
|
|
|
3 класс
1. Методика «Три оценки».
2. А.И. Липкина.
3. Выявление складывающейся у ученика оценочной позиции.
4. 1) Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Работу учеников необходимо оценить тремя оценками: адекватной, завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны». Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?
3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
2) Лист бумаги, ручка или карандаш.
4 класс
1. Методика эмоционального уровня самооценки.
2. А.В. Захарова.
3. Определение эмоционального уровня самооценки.
4. 1) Экспериментатор предъявляет испытуемому рисунок и просит его выполнить задание соответствующего субтеста.
Субтест №1. Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков – это люди. Укажи, где находишься ты.
Субтест №2. Большой круг – это твое «Я». Маленькие круги- это твои родные, друзья и учитель. Покажи, где будут находиться отец, мать, бабушка, дедушка, брат(сестра), учитель, друзья.
О - отец
М - мать
Д - дедушка
Б - бабушка
Б2- брат
С- сестра
Др – друзья
У- учитель
Субтест №3. Вот на рисунке твои родители, учителя, друзья. Поставь крестик( точку) там, где находишься ты.
Субтест №4. Поставь точку в том месте круга, где находишься ты.
Субтест №5. Представь, что ты находишься в нижнем ряду. Каким из двух кружков будешь являться ты?
2) Рисунки для выполнения субтестов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы диагностики личности младшего школьника
Начальная школа...
Методы диагностики личности младшего школьника
Предоставляю вашему вниманию копилку диалгостик, которые можно использовать в начальной школе....
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...
Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
В данном документе представлены диагностики личности младшего школьника...
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...