Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
материал на тему
В данном документе представлены диагностики личности младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_psikhologo-pedagogicheskoy_diagnostiki_lichnosti_mladshego_shkolnika.docx | 37.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
1. Название методики.
2. Автор/источник.
3. Назначение (цель).
4. Краткое описание процедуры:
1) инструкция;
2) описание стимульного материала/оборудования. (представляет собой….)
* Дифференциация по классам. Для класса не менее одной методики на каждый процесс.
Восприятие | Внимание | Память | Мышление | Речь | Воображение | ||
1класс Источник открытыйурок.рф/статьи/528110/ Название «Чего не хватает на этих рисунках? Цель диагностика восприятия Инструкция Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка. Оборудование представляет собой карточки с рисунками | 1класс Источник открытыйурок.рф/статьи/528110/ Название Найди и вычеркни. Цель определение объёма внимания. Инструкция ребёнок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. «Сейчас я покажу вам картинку, на которой нарисовано много знакомых предметов. Когда я скажу «начинайте», вы начнёте зачёркивать названные мной фигуры. Это нужно будет делать, пока я не скажу «стоп». Вы остановитесь и поставите вертикальную черту у последнего просмотренного рисунка. После этого по моей команде вы продолжите работу. Так будет несколько раз , пока я не скажу слово «конец». Оборудование рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши | 1класс Источник открытыйурок.рф/статьи/528110/ Название «Память на образы» Цель Методика предназначена для изучения образной памяти. Инструкция «Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек. запомнить как можно больше образов. Через 20 сек. уберут таблицу, и вы должны будете зарисовать или записать словесно те образы, которые запомнили. Оборудование Карточки с картинками, листочки | 1класс Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya Название "Простые аналогии" Цель исследование логичности и гибкости мышления. Инструкция Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним. Оборудование бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу. | 1класс Источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya Название Исследование сенсомоторного уровня речи Цель Проверка состояния фонематического восприятия Инструкция слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее. Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение ба–па– па–ба– са–за– за–са– жа–ща– ща– Оборудование Лист бумаги | 1класс Источник открытыйурок.рф/статьи/528110/ Название «Где чье место?» Цель диагностика воображения младшего школьника Инструкция «Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались». Оборудование Карточка с картинкой и элементами. | ||
2класс Название«Узнай, кто это» Цель диагностика восприятия Инструкция. Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок. Ребенку показывают рисунок, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время — 10 сек — ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке. Оборудование представляет собой карточки с рисунками | 2класс Название Треугольники – 2. Цель выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти. Инструкция «Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники» Оборудование коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов. | 2класс Название «Смысловая память» Цель Инструкция Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе. При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят « - ». Оборудование листочки | 2класс Название "Исключение лишнего" Цель изучение способности к обобщению. Оборудование: Инструкция Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Оборудование листок с двенадцатью рядами слов типа | 2класс Название Исследование грамматического строя речи Цель проверить качество речи школьников Инструкция послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее. • Наступила осень. • Птичка свила гнездо. • Над водой летали белые чайки. • В саду было много красных яблок. Оборудование Листок | 2класс Название « Придумай рассказ» Цель диагностика воображения Инструкция Ребенку дается задание придумать рассказ о ком -либо или о чем - либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка . Оборудование Лист бумаги | ||
3класс Название «Чем залатать коврик?» Цель определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Инструкция В данной методике применяются картинки теста Равена. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисука, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика. Оборудование представляет собой картинки с «ковриками» «заплатками» | 3класс Название Запомни и расставь точки. Цель определение объёма внимания. Инструкция ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9 ).Ребёнку последовательно сверху вниз показывается (на 1 – 2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд. «Я буду показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом вы сами будите ставить точки у себя на листочке так, как вы это видели на карточках. Оборудование набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения , часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши. | 3класс Название"Определение типа памяти" Цель определение преобладающего типа памяти. Инструкция Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Оборудование Карточки с числовым рядом | 3класс Название "Изучение скорости мышления" Цель определение скорости мышления Инструкция В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Оборудование набор слов с пропущенными буквами, секундомер. | 3класс Название Исследование связной речи Цель Исследование связной речи Инструкция посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. Оборудование Карточки с картинками | 3класс Название “Рисунок Цель диагностика воображения Инструкция В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут. Оборудование Лист бумаги, фломастеры
| ||
4класс Название ДИАГНОСТИКА ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель диагностика восприятия Инструкция На большом листе ватмана, если педагог работает с группой, или на листе бумаги, если работа идет с одним ребенком, крупно написано: 10 слов (из 4—8 букв каждое); 10 трехзначных чисел; там же помещено 10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности. Оборудование представляет собой карточки со словами и числами. | 4класс Название Корректурная проба. Цель диагностика распределения внимания. Инструкция «Перед тобой карточка с изображением напечатанных букв. В каждой строчке зачёркивай карандашом только три буквы – А, К, Х. Если я буду своим карандашом ставить какие-либо знаки, не обращай внимания и продолжай работать. Приступай к выполнению задания». Оборудование различного вида изображения – фигурные, буквенные, силуэтные; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши. | 4класс Название "Долговременная память". Цель Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности Инструкция «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек., запомнить как можно больше чисел. Через 20 сек. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили». Оборудование таблица с числами, листочки | 4класс Название "Изучение саморегуляции" Цель определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Инструкция Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну. Оборудование образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш. | 4класс Название Пересказ прослушанного текста Цель проверка качества речи школьников Инструкция сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать. Оборудование Лист бумаги | 4класс Название «четыре скрепки» Цель диагностика развития воображения Инструкция Ребёнку дают 4 скрепки нужно за 10 минут сконструировать какую-либо фигуру Оборудование 4 скрепки | ||
Эмоциональная сфера | |||||||
1 класс Название «Сказка» Цель диагностика эмоциональной сферы Инструкция ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение. Оборудование Лист бумаги | 2 класс Название исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других. Цель диагностика эмоциональной сферы Инструкция на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня. Шкала цветового диапазона. Красный - зона бодрого, мажорного настроения. Желтый - зона приятного, благодушного настроения. Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона. Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности. Черный – зона пессимизма, уныния, упадка. Оборудование «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Магнитики с именами учащихся. У педагога/ психолога тоже есть свой магнитик, и дети могут видеть настроение своего учителя | 3 класс Название “Несуществующее животное” Цель диагностика эмоциональной сферы Инструкция Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием. Оборудование лист бумаги, карандаши | 4 класс Название «Эмоциональное выражение» Цель диагностика эмоциональной сферы Инструкция Обучающемуся предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного человека. Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. Оборудование таблица отслеживания результатов. |
Волевая сфера | |||
1 класс Название "Домик" | 2 класс Название«Не смотри на картинку». | 3 класс Название "Вежливость" | 4 класс Название «Методика изучения волевой активности» |
Воспитанность | |||
1 класс Название «Веселый – грустный» Цель предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни Инструкия Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…"» Что дальше сказал Петя? Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада. Оборудование | 2 класс Название Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Назначение теста Цель Диагностика сформированности нравственных представлений Инструкция Учащихся просят привести примеры: - принципиального поступка; - зла, сделанного тебе другими; - доброго дела, свидетелем которого ты был; - справедливого поступка твоего знакомого; - безвольного поступка; - проявления безответственности и др. Оборудование | 3 класс Название Методика «Закончи историю» Цель Изучение осознания детьми нравственных норм. Исследования проводят индивидуально. Инструкция: Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи. История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему? История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… Оборудование | 4 класс Название Методика «Как поступать» Назначение теста Цель Методика предназначена для выявления у отношения ребенка к нравственным нормам. Инструкция Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел. Оборудование |
Самооценка | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Название Диагностика самооценки по методики Проба Де Греефе Цель Определить характер самооценки ребенка. Инструкция 3 кружка, обозначающих ученика, учителя и одноклассников, от каждого опустить линию вниз разной длины. Оборудование представляет собой карточку с изображением 3 кружков. | Название «Лесенка» Цель Выявление особенности самооценки ребенка. Инструкция Поставить свою фигуру на одну из ступенек лесенки, затем фигуры родственников и одноклассников. Стимульный материал состоит из деревянной или нарисованной лесенки и фигуры человечка. | Название «Три оценки» Цель Выявление оценочной позиции ученика. Инструкция Выполнение любого учебного задания с последующими тремя оценками: адекватный, завышенный и заниженный. Выделить, с какой оценкой согласен ребенок. Стимульный материал представляет собой учебное задание. | Название Диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейн Цель Оценивание школьниками ряда личных качеств. Инструкция Семь линий, обозначающих личные качества. Показать развитие линией вверх или вниз. Отметить чертой оценку развития у себя этого качества и крестиком показать желаемый уровень развития качеств. Стимульный материал представляет собой бланк с изображением 7 линий. |
Коллектив | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Название “Если бы ты был волшебником”. Инструкция Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Оборудование лист бумаги | Название “Цветик-семицветик” Цель выявление направленности интересов младших школьников. | Название“Приглашение в гости”. Инструкция Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?” Оборудование. Лист бумаги | Название “Какой у нас коллектив”. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы диагностики личности младшего школьника
Начальная школа...
Методы диагностики личности младшего школьника
Предоставляю вашему вниманию копилку диалгостик, которые можно использовать в начальной школе....
методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
Диагностики личности младшего школьника....
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы)
Психолого-педагогические аспекты формирования личности младшего школьника (из опыта работы). Доклад на Международной НПК "Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости ка...