Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
материал на тему
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_diagnostiki_lichnosti_mladshego_shkolnika._tablitsa._praktikum.doc | 162.5 КБ |
prilozhenie_k_metodikam.docx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
1. Название методики.
2. Автор/источник.
3. Назначение (цель).
4. Краткое описание процедуры:
1) инструкция;
2) описание стимульного материала/ОБОРУДОВАНИЕ.
* Дифференциация по классам. Для класса не менее одной методики на каждый процесс.
Восприятие | Внимание | Память | Мышление | Речь | Воображение | ||
1)«Эталоны» 2)О.М.Дьяченко 3)Нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). 4)Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах». Оборудование: Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках. | 1 класс 1)Методика Пьерона-Рузера. Тест на концентрацию внимания 2)Пьерон-Рузер 3)Нацелена определить уровень концентрации внимания. 4)Инструкция: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом,треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите" Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!" Оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер. | 1 класс 1)Методика "Определение типа памяти" 2) … 3)Нацелена на определение преобладающего типа памяти. 4) Инструкция: Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут. Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер. | 1 класс 1)Изучение речевых творческих способностей 2)… 3)Нацелена на изучение речевых творческих способностей 4)Инструкция: Тест рассчитан на детей 7-8 лет, умеющих писать и знакомых с понятием родственные, однокоренные слова. Время выполнения заданий: - задание №1 - 5 минут -задание №2 - 5 минут -задание №3 – 5 минут -задание №4 – 20 минут Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей. Детям предлагаются следующие задания: Задание №1. Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд: Адрес, салют, тюльпан……. Задание №2. Составить и написать как можно больше слов из букв слова. Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.) Задание №3. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь, стол, стул и др.) Задание №4. Составить и написать окончание сказки: «Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было. Однажды он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу. А тут как раз решил залезть в его дом вор…..» Оборудование: тест c заданиями. | 1 класс 1)Методика исследования сформированности звуко-слоговой структуры слова 2)… 3)Нацелена на исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова 4)Инструкция: Слова с постепенным усложнением слоговой структуры. Слова предъявляются до первого воспроизведения. Инструкция ребёнку: повторяй за мной слова. Оборудование: см. приложение | 1 класс 1)Методика на воображение ребенка. "Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА 2) Р.С.Немова 3)Нацелена на определение уровня развития воображения ребёнка. 4)Инструкция: Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем - либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Оборудование: Лист бумаги, ручка, секундомер. | ||
2 класс 1)«Чем залатать коврик?» 2)… 3)Цель: определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. 4)Инструкция: Ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика. Оборудование: картинки теста Равена. См. приложение | 2 класс 1)Диагностика переключения и распределения внимания у младших школьников (видоизмененная методика Немова Р. С.) 2)Видоизмененная методика Немова Р. С. 3)Нацелена исследовать внимание и работоспособность младших школьников. 4) Инструкция: Перед началом работы школьнику показывают таблицу, в которой находятся геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги и треугольники, затем объясняют, что в квадраты ребенку придется ставить значок «плюс» (+), в треугольники он будет ставить точку (.), в ромб — черточку (-), а в круг галочку (V). Ребенок работает 2 минуты. Оборудование: бланк с геометрическими фигурами
порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера. | 2 класс 1) Диагностика смысловой памяти 2)… 3)Нацелена на выявление смысловой памяти учащихся. 4)Инструкция: 10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги. Оборудование: см. приложение 1)Методика исследования логической памяти 2)… 3)Нацелена на исследование логической памяти. 4)Инструкция: Прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Прочитав вслух шесть строк, учитель затем предлагает школьнику карточку, на которой написано первое слово из каждой тройки. На основании проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала. Оборудование: см. приложение | 2 класс 1)Изучение развития логических операций 2)… 3) Нацелена на изучение развития логических операций 4)Инструкция: Для изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест, который состоит из 4 субтестов по 10 проб в каждом. Первый субтест позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий – умение обобщать; четвертый – подбирать аналогии. Тест можно проводить как индивидуально, так и в группе детей. Каждому ребенку раздают листы, на которых он отмечает свой вариант ответа. Оборудование: См. приложение | 2 класс 1)Методика «Расскажи по картинке» 2)… 3)Нацелена на определение активного словарного запаса ребенка. 4)Инструкция: Ребенку дают 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассмотрение картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице, где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций. Оборудование: См.приложение. |
1)Диагностика на воображение детей. "Придумай игру" 2)… 3)Нацелена на определение уровня развития воображения ребёнка. 4)Инструкция: Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-нибудь игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1) Как называется игра? 2) В чем она заключается? 3) Сколько человек необходимо для игры? 4) Какие роли получают участники в игре? 5) Как будет проходить игра? 6) Каковы правила игры? 7) Чем должна будет закончиться игра? 8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников? Оборудование: лист бумаги, ручка, секундомер | ||
1)«Сто» 2)… 3)Методика нацелена на поиск информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников 4)Инструкция: Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д. Оборудование: 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. См. приложение | 3 класс 1)Диагностика объема и концентрации внимания: Методика «Запомни и расставь точки». 2)… 3)Методика нацелена определить объём внимания младшего школьника. 4) Инструкция: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оборудование: используется стимульный материал, матрицы к заданию «Запомни и расставь точки». 1)Исследование особенностей распределения внимания 2)Автор Рыбакова Т.Е. 3)Нацелена на выявление особенностей распределения внимания 4)Инструкция: Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности. Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер. | 3 класс 1)Методика на исследование слуховой памяти детей. "Арифметический тест Векслер" 2) Дэвид Векслер 3)Нацелена на исследование слуховой памяти. 4)Инструкция: Ребенку предлагается повторить несколько цифр так, как услышал (прямой порядок). Например: 13; 48 3; 574 9; 1648 6; 24639 4; 947256 2. Рекомендуем читать цифры медленно, не спеша, хорошо проговаривая. ■ Предупредить ребенка о том, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить цифры. Затем задание усложняется. Ребенок должен повторить цифры в обратном порядке. Например: 8 3, ребенок повторяет: 3 8. Цифровой ряд: 6 2; 1 7 3; 5 2 6 1; 8 2 5 1 9; 37615 8; 468372 5. Результат: Ребенок покажет хороший уровень развития памяти, если назовет: ■ 5-6 цифр при прямом повторении, ■ 4-5 цифр при обратном повторении. Оборудование: Используется любой произвольный цифровой ряд. 1)Методика на логическую память детей 2)… 3)Методика предназначена для изучения особенностей смысловой (логической) памяти детей. 4)Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание». Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя. Оборудование: Стимульный материал - отпечатанные короткие, доступные по содержанию рассказы, в которых для качественной и количественной оценки заранее выделены смысловые единицы. Могут использоваться рассказы для детей Л.Н. Толстого. | 3 класс 1)Методика «Изучение скорости мышления» 2)… 3)Нацелена на определение скорости мышления. 4) Инструкция: В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа. Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер. | 3 класс 1)Методика «Назови слова» 2)… 3)Нацелена на определение запаса слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. 4)Инструкция: Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление. Оборудование: См.приложение. |
1)Методика «Скульптура» 2)… 3)Нацелена на определение уровня развития воображения 4)Инструкция: Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Оборудование: пластилин, секундомер. | ||
4 класс
Оборудование: См.приложение | 4 класс 1)Методика «Корректурная проба» 2) Бурдон 3) Нацелена на оценку объема, концентрации и устойчивости внимания. 4) Инструкция: Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Инструкция №1: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И». Через каждые 30 сек по команде «стоп» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 3 мин. Инструкция №2: «На бланке мысленно отчеркните первый ряд. Ваша задача – просматривая ряды знаков слева направо, вычёркивать те знаки, которые стоят первыми в ряду. Старайтесь работать быстро и точно. Время работы 5 мин.» Инструкция № 3: «На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «И» и обведите кружком все буквы «А». Через каждые 60 сек по команде «стоп» отметьте вертикальной чертой то место бланка, где Вас застала эта команда. Время работы 5 мин. Оборудование: бланк для выполнения задания. см.приложение |
1)Диагностика оперативной памяти 2)… 3)Нацелена на диагностику оперативной памяти 4)Инструкция: «Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, второе с третьим и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы». Оборудование: см. приложение | 4 класс 1)Методика "Простые аналогии" 2)… 3)Нацелена на исследование логичности и гибкости мышления. 4) Инструкция: Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним. бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу. | 4 класс 1)Методика исследования словаря и навыков словообразования 2)… 3)Нацелена на исследование словаря и навыков словообразования. 4)Инструкция: Ребёнку необходимо образовать прилагательные от существитель-ных а)Относитель-ных Инструкция: кукла из бумаги — бумажная. б) Качественных Инструкция: если днем жара, то день — жаркий, а если.. в) Притяжательных Инструкция: у собаки лапа собачья, а у... Оборудование: см.приложение | 4 класс 1)Методика исследования творческого воображения 2)… 3) Нацелена дать оценку особенностям творческого воображения. 4)Инструкция: Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений. Инструкция испытуемому: "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!" В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и попрошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!" Оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер. | ||
Эмоциональная сфера | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
1)Графическая методика «Кактус» 2)… 3)Нацелена на исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. 4)Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. | 1)Цветовой тест Люшера 2) Макс Люшер 3)Нацелена на диагностику нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей. 4)Инструкция: «Посмотри внимательно на эти 8 карточек. Выбери, какой цвет является самым приятным для тебя в данный момент. Постарайся не связывать этот цвет с какими-либо вещами – одеждой, машиной и т.д. Выбирай цвет, наиболее приятный сам по себе». Выбранная карточка переворачивается и убирается в сторону из поля зрения испытуемого. «Хорошо, а теперь выбери самый приятный цвет из оставшихся». Эта инструкция и, соответственно, выборы повторяются до тех пор, пока перед испытуемым не останется три последних карточки. «Хорошо, а теперь выбери самый неприятный цвет». Все выборы испытуемого записываются. По окончании первой серии испытуемому вновь предлагаются все карточки: «Теперь попробуй еще раз выбрать самый приятный цвет из этих карточек. Не старайся вспомнить, как ты выбирал в прошлый раз, просто выбирай самый симпатичный цвет». Оборудование: Цветовые карточки. | 1)Методика «Несуществующее животное» 2) М.3. Друкаревич. 3)Нацелена на выявление особенностей эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов детей. 4)Инструкция: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов. Оборудование: лист бумаги и цветные карандаши. | 1)Детский апперцептивный тест (Children’s Apperception Test – САТ) 2)Разработан Леопольдом и Соней Беллак. 3)Нацелена на определение содержания потребностей, конфликтов, установок личности. 4)Инструкция: Исследование проводится индивидуально, позиционируя не как тест, а как игру. После установления контакта с ребенком, ему предъявляют картинки. Можно сказать: " Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках , которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас." В подходящий момент ребенка можно спросить о том, что было в рассказе до показанного момента и что случится после. Возможно, придется ободрить ребенка, что-то подсказать ему; прерывать его не запрещается. Конечно же, подсказки не должны носить внушающий характер. Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребенка, имеющие отношения к рассказу. Оборудование: тест, ручка. |
Волевая сфера | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1)Методика для выявления уровня упорства «Неразрешимая задача». 2)… 3)Нацелена на выявление уровня упорства ребёнка. 4)Инструкция: Смысл методики состоит в том, что испытуемому предлагается решить задачу, которая не имеет решения, но об этом испытуемый не знает. Можно использовать различные варианты методики: кубики Коса, кубики с картинками (для детей), игра «в пятнадцать», «перепутанные линии» или прохождение сложного лабиринта, в которых нет выхода. Оборудование: по желанию экспериментатора. | 1)Методика "Составление расписания на неделю" 2)С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна 4)Инструкция: Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего. | 1)Методика "Выбор" 2)… 3)Нацелена на выявление направленности потребностей. 4)Инструкция: Инструкция испытуемому. "Представь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?" | 1)Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В.Тарабриной) 2)Саул Розенцвейг 3)Нацелена на исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. 4)Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее». Оборудование: стимульный материал |
Воспитанность | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1)Методика «Что мы ценим в людях» 2)… 3)Нацелена на выявления нравственных ориентаций ребенка. 4)Инструкция: Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Оборудование: отсутствует | 1)Методика «Закончи историю» 2)… 3)Нацелена на изучение осознания детьми нравственных норм. 4)Инструкция: Ребёнку говорят: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи». Оборудование: см.приложение | 1)Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» 2)… 3)Нацелена на диагностику сформированности нравственных представлений ребёнка. 4)Инструкция: Учащихся просят привести примеры: - принципиального поступка; - зла, сделанного тебе другими; -доброго дела, свидетелем которого ты был; -справедливого поступка твоего знакомого; - безвольного поступка; -проявления безответственности и др. Оборудование: отсутствует. | 1) Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина) 2) Н.П. Капустина 3)Нацелена на определение уровня воспитанности ребёнка. 4)Инструкция: |
Самооценка | ||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1)Методика «нарисуй себя» 2)Методика разработана А.М. Прихожан и З. Василяускайте 3)Нацелена на определение особенностей эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 4)Инструкция: Методика может проводиться как фронтально, так и индивидуально. Инструкция к выполнению задания дается перед каждым рисунком, поэтому при фронтальном проведении дети переходят к выполнению следующего рисунка только после того, как все закончили предшествующий.(подробную инструкцию см. в приложении) Оборудование: см.приложение
| 1)Проба Де Греефе 2)Де Греефе 3)Нацелена на определение характер самооценки ребенка. 4) Инструкция: В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение. Оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш. | 1)Методика самооценки «Дерево» 2) Авторы Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко 3)Нацелена на определение уровня самооценки ребёнка 4)Инструкция: Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки. У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным. Оборудование: См.приложение | 1)Методика изучения общей самооценки 2)… 3)Нацелена на изучение общей самооценки 4)Инструкция: Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь. Оборудование: опросник. | |||
Коллектив | ||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
1)Методика “Приглашение в гости” 2)… 3)Нацелена на изучение психологической атмосферы в коллективе, выявление симпатии детей. 4)Инструкция: Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?” Предложить детям записать фамилии 5 человек Оборудование: лист бумаги, ручка. . | 1)Диагностическая методика «Фотография» 2)… 3)Нацелена на изучение психологической атмосферы в коллективе, выявление симпатии детей. 4)Инструкция: Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Оборудование: лист бумаги, карандаш. | 1)«Социометрия» 2)… 3)Нацелена на изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка. 4)Инструкция: Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы». Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. | 1)Диагностика изучения уровня развития ученического коллектива 2)… 3)Нацелена на выявление степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива. 4)Инструкция: Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает c его мнением. Оборудование: бланк c утверждениями, ручка. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы диагностики личности младшего школьника
Начальная школа...
Методы диагностики личности младшего школьника
Предоставляю вашему вниманию копилку диалгостик, которые можно использовать в начальной школе....
методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника
Диагностики личности младшего школьника....
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы
Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...
«Методы диагностики личности младшего школьника»
Диагностический материал для обследования младшего школьника: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы....
Методы диагностики личности младшего школьника
Диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов...