Методы диагностики личности младшего школьника
методическая разработка на тему

Лапина Екатерина Фёдоровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы психолого-педагогической диагностики личности младшего школьника

1. Название методики.

2. Автор/источник.

3. Назначение (цель).

4. Краткое описание процедуры:

    1) инструкция;

    2) описание стимульного материала/оборудование

* Дифференциация по классам. Для класса не менее одной методики на каждый процесс.

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Речь

Воображение

1.

2.

3. Определение уровня восприятия и осмысления информации

4. 1) Ребенку предлагается прослушать небольшой текст, пересказать его и объяснить о чем он.

1. «Запомни и расставь точки»

2.

3. Оценить объем внимания ребенка

4. 1) 

    2) 8 квадратов с точками от 2 до 9.

1. «Заучивание 10 слов»

2. А.Р. Лурия

3. Исследование процессов памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

4. 1) Ребенку предлагается прослушать слова, а потом повторить те которые смог запомнить. Слова зачитываются четко, не спеша, а затем предлагается прослушать те же слова и повторить уже названные ранее и те которые запомнил после 2 прослушивания. Слова можно повторить в любом порядке.

    2) Текстовый материал.

1. Задачи Гилфорда

2.

3. Определение уровня развития дивергентного мышления

4. 1) Ребенку предлагается найти применение кирпичу и консервной банке. Оценке подлежат только принципиально разные по функциям и используемым свойствам ответы.

      2)

1. Методика Эббингауза

2.

3.Определение уровня развития речи

4. 1) Ребенку предлагается карточка, в которой нудно вставить пропущенные слова/точки.

    2) Карточки с текстом, карандаш

  1. «Четыре скрепки»
  2. О. И. Мотков
  3. Определение уровня образного воображения
  4. 1) Ребенку предлагается с помощью 4 скрепок изобразить какую-либо фигуру или композицию, а затем изобразить ее на бумаге.

2)  4 скрепки, бумага, карандаш

Эмоциональная сфера

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Тест-опросник «Оценка настроения»

2. О.В. Барканова «МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

3. Определение настроения  в момент обследования − обычное, эйфорическое или негативное (астеническое).

4. 1) В опроснике предлагается 21 утверждение, на которые следует ответить одним из трех вариантов ответов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение о том, какое настроение преобладает.

   2) Тест-опросник.

1. Цветовой тест Люшера

2. М. Люшер

3. Диагностики нервно-психических состояний и выявления внутриличностных конфликтов у детей.

4. 1) Цветовые карточки предъявляются испытуемому на белом фоне и раскладываются в случайном порядке на примерно равном расстоянии друг от друга. Испытуемому предлагается выбрать самый приятный цвет из  предложенных, выбранная карточка убирается и задание повторяется до тех пор, пока не закончатся карточки.

     2) 8 карточек разных цветов, обозначенных цифрами: серый - 0, темно-синий - 1, зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7.

1. Тест школьной тревожности Филипса

2. Филипс

3. Определение уровня и характера тревожности у детей младшего школьного возраста.

4. 1) Детям предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как они себя чувствуют в школе.

    2) Бланк с вопросами.

1. Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности

2. Л.А. Курганский и Т.А. Немчин

3. Методика предназначена для оценки таких психических состояний, как «психическая активация», «интерес», «эмоциональный тонус», «напряжение» и «комфортность».

4. 1) Учащимся представляется оценить свое психическое состояние в данный момент по

каждому из признаков, указанных на бланке. Обвести кружком

соответствующую цифру от 0 до 3 в левой или в правой половине каждой

строки в зависимости от выраженности признака.

    2) Бланк опросника.

Волевая сфера

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Воспитанность

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. Методика по выявлению уровня воспитанности
  2. Н.П. Капустин
  3. Определить уровень воспитанности ребенка
  4. 1) Ребенка оценивают по 6 различным критериям по пятибалльной шкале. После чего результаты складываются, выводится средний балл на основе которого определяется уровень воспитанности.

       2) таблица для оценивания

1. Методика по выявлению уровня воспитанности

2. Н.П. Капустин, М.И. Шилова.

3. Определить уровень воспитанности ребенка.

4. 1) Ребенка оценивают по 10 различным критериям по пятибалльной шкале. После чего результаты складываются, выводится средний балл на основе которого определяется уровень воспитанности.

     2) таблица для оценивания

Самооценка

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  1. «Проба Де Греефе»
  2. Де Греефе
  3. Определить характер самооценки ребенка
  4. 1) Ребенку показывают 3 одинаковых кружочка и говорят: «1 –твой учитель,

2 – ты сам, 3 – твой одноклассник» От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того кто самый умный, опустить самую длинную линию, от того, кто самый глупый – самую короткую, от того кто средний – среднюю.  После выполнения объяснить свое решение.

2) Лист А4, на котором изображены 3 одинаковых кружка, карандаш или ручка.

1. «Какой Я?»

2. Модификация методики О.С. Богдановой

3. Определение самооценки ребенка.

4. 1) Ребенка спрашивают, как он      оценивает себя по 10 различным положительным качествам личности.

    2) Протокол.

1. «Шкалы Дембо-Рубинштейн»

2. С.Я. Рубинштейн

3. Измерение уровня самооценки младшего школьника.

4. 1) Детям предлагают отметить на шкале положение одноклассников и свое.

    2) Трехцветная шкала (зеленый, черный, красный), карандаш.

1. «Нарисуй себя»

2. А.М. Прихожан, З. Василияускайте

3. Определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

4. 1) «Сначала нарисуй плохого мальчик\девочку. Выберите 3 карандаша и покажите мне их, а оставшиеся уберите. Начинайте рисовать. 3 оставшимися нарисуйте хорошего мальчика\девочку. На последнем листе нарисуйте себя любыми карандашами. Если хотите нарисовать себя хорошим, то в рисунке будет больше тех цветов, которыми вы рисовали хорошего мальчика\девочку, а если плохим, то наоборот.»

     2) 6 цветных карандашей ( синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый), бланк методики (сложенный пополам лист А4) 1стр. пустая, 2стр. «Плохой мальчик\девочка»

    3стр. «Хороший мальчик\девочка» 4стр. «Я» (текст написан большими печатными буквами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы диагностики личности младшего школьника

Предоставляю вашему вниманию копилку диалгостик, которые можно использовать в начальной школе....

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы

Копилка методов диагностики личности младшего школьника и коллектива начальной школы...

«Методы диагностики личности младшего школьника»

Диагностический материал для обследования младшего школьника: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы....

Методы диагностики личности младшего школьника

Диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов...