"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 4 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка (4 класс) на тему
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический блок.
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающимися (либо далее на начало учебного года) проводится собеседование с целью выявления уровня психического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные каждого обучающегося фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования обучающихся.
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития обучающихся прослеживается в течение учебного года по направлениям: (развитие психических процессов; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы; индивидуальные особенности адаптации и пребывания в школьном социуме).
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за обучающимися в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения только индивидуального диагностического обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с обучающимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития обучающихся.
4 класс
№ п/п | Категория | Методика | Цель | УД |
1. | Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире. | Тестовая беседа. | Выявить уровень ориентировки в окружающей действительности, развития вербального мышления. | Познавательные, коммуникативные. |
2. | Эмоционально-волевая и личностно-мотивационная сферы. | Наблюдение. | Выявить уровень произвольной деятельности. Определить отношение к оценке и результату. Установить характер школьной мотивации. Отметить наиболее яркие личностные особенности. | Личностные, регулятивные. |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева) | Диагностировать познавательную активность, мотивацию учения и достижения, тревожность, гнев. | Личностные, регулятивные. | ||
Тест «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко). | Определить особенности протекания учебного процесса в период перехода в среднее звено, выявить возможные проблемы. | Личностные. | ||
Методика «Лесенка». | Выявить систему представлений обучающегося о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. | Личностные. | ||
3. | Восприятие и воображение. | «Эталоны» Л.А. Венгер. | Диагностировать усвоение системы сенсорных эталонов и развитие перцептивных действий. | Познавательные. |
Методика на основе теста Г. Мюнстреберга. | Изучить уровень структурного и осмысленного восприятия. | Познавательные. | ||
«Дорисуй». | Выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов произвольного воображения. | Познавательные. | ||
4. | Внимание. | «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину). | Определить уровень развития произвольной сферы обучающегося, а также изучить его возможности в области перцептивной и моторной организации пространства. | Познавательные. |
Таблица Шульте. | Исследовать скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда, объема внимания. | Познавательные. | ||
5. | Память. | «Запомни числа». | Диагностировать слуховую механическую память. | Познавательные. |
«Пиктограмма» по А.Р. Лурия. | Диагностировать уровень опосредованного запоминания, способность анализировать характер ассоциаций. | Познавательные. | ||
6. | Мышление. | Понимание серии сюжетных картинок. | Исследовать способность к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, к пониманию скрытого и переносного смысла. | Познавательные. |
«Найди пару». | Изучить умение последовательно и планомерно сравнивать. | Познавательные. | ||
«Простые аналогии». | Выявить уровень речевой логики, изучить умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями. | Познавательные. | ||
Загадки. | Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса. | Познавательные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 2 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями...
Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"
Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...