"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 4 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка (4 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический блок.

        Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающимися (либо далее на начало учебного года) проводится собеседование с целью выявления уровня психического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные каждого обучающегося фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования обучающихся.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития обучающихся прослеживается в течение учебного года по направлениям: (развитие психических процессов; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы; индивидуальные особенности адаптации и пребывания в школьном социуме).

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за обучающимися в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения только индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с обучающимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития обучающихся.

4 класс

№ п/п

Категория

Методика

Цель

УД

1.

Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.

Тестовая беседа.

Выявить уровень ориентировки в окружающей действительности, развития вербального мышления.

Познавательные, коммуникативные.

2.

Эмоционально-волевая и личностно-мотивационная сферы.

Наблюдение.

Выявить уровень произвольной деятельности.

Определить отношение к оценке и результату.

Установить характер школьной мотивации.

Отметить наиболее яркие личностные особенности.

Личностные, регулятивные.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева)

Диагностировать познавательную активность, мотивацию учения и достижения, тревожность, гнев.

Личностные, регулятивные.

Тест «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко).

Определить особенности протекания учебного процесса в период перехода в среднее звено, выявить возможные проблемы.

Личностные.

Методика «Лесенка».

Выявить систему представлений обучающегося о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Личностные.

3.

Восприятие и воображение.

«Эталоны» Л.А. Венгер.

Диагностировать усвоение системы сенсорных эталонов и развитие перцептивных действий.

Познавательные.

Методика на основе теста Г. Мюнстреберга.

Изучить уровень структурного и осмысленного восприятия.

Познавательные.

«Дорисуй».

Выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов произвольного воображения.

Познавательные.

4.

Внимание.

«Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину).

Определить уровень развития произвольной сферы обучающегося, а также изучить его возможности в области перцептивной и моторной организации пространства.

Познавательные.

Таблица Шульте.

Исследовать скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда, объема внимания.

Познавательные.

5.

Память.

«Запомни числа».

Диагностировать слуховую механическую память.

Познавательные.

«Пиктограмма» по А.Р. Лурия.

Диагностировать уровень опосредованного запоминания, способность анализировать характер ассоциаций.

Познавательные.

6.

Мышление.

Понимание серии сюжетных картинок.

Исследовать способность к анализу ситуации, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей, к пониманию скрытого и переносного смысла.

Познавательные.

«Найди пару».

Изучить умение последовательно и планомерно сравнивать.

Познавательные.

«Простые аналогии».

Выявить уровень речевой логики, изучить умение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Познавательные.

Загадки.

Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса.

Познавательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 2 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями...

Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"

Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...