"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка (3 класс) на тему
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический блок.
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающимися (либо далее на начало учебного года) проводится собеседование с целью выявления уровня психического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные каждого обучающегося фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования обучающихся.
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития обучающихся прослеживается в течение учебного года по направлениям: (развитие психических процессов; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы; индивидуальные особенности адаптации и пребывания в школьном социуме).
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за обучающимися в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения только индивидуального диагностического обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с обучающимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития обучающихся.
3 класс
№ п/п | Категория | Методика | Цель | УД |
1. | Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире. | Тестовая беседа. | Выявить уровень ориентировки в окружающей действительности, развития вербального мышления. | Познавательные, коммуникативные. |
2. | Эмоционально-волевая и личностно-мотивационная сферы. | Наблюдение. | Выявить уровень произвольной деятельности. Определить отношение к оценке и результату. Установить характер школьной мотивации. Отметить наиболее яркие личностные особенности. | Личностные, регулятивные. |
Графическая методика «Кактус». | Изучить состояние эмоциональной сферы, определить наличие агрессивности, её направление, интенсивность. | Личностные, регулятивные. | ||
Методика «Лесенка». | Выявить систему представлений обучающегося о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. | Личностные. | ||
«Эмоциональные состояния». | Изучить понимание обучающихся эмоциональных состояний. | Личностные. | ||
3. | Восприятие и воображение. | «Зашумлённые картинки». | Выявить характер зрительного восприятия. | Познавательные. |
«Найди части». | Выявить сформированность целостного восприятия; наглядно-образного мышления; способность решать задания в умственном плане. | Познавательные. | ||
«Почини коврик» (на основе прогрессивных матриц Равена). | Выявить уровень зрительного восприятия, наглядно-образного мышления; внимания. | Познавательные. | ||
«Дорисуй». | Выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов произвольного воображения. | Познавательные. | ||
4. | Внимание. | «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконину). | Определить уровень развития произвольной сферы обучающегося, а также изучить его возможности в области перцептивной и моторной организации пространства. | Познавательные. |
«Найди отличия». | Выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность; зрительную память. | Познавательные. | ||
5. | Память. | «Запомни числа». | Диагностировать слуховую механическую память. | Познавательные. |
«Пиктограмма» по А.Р. Лурия. | Диагностировать уровень опосредованного запоминания, способность анализировать характер ассоциаций. | Познавательные. | ||
6. | Мышление. | Понимание сюжетной картины. | Выявить способность обучающихся понять сюжет в целом, определить мысли и чувства людей на основании мимики и жестов персонажей; установить причинно-следственные связи, которые лежат в основе изображенной ситуации. | Познавательные. |
«Расставь по местам». | Выявить запас сведений и представлений об окружающем; уровень сформированности речемыслительной деятельности. | Познавательные. | ||
«Какого рисунка не хватает?» | Выявить сформированность операции сравнения; способность находить существенные признаки и мысленно синтезировать их по принципу аналогии; умение устанавливать закономерности; обучаемость. | Познавательные. | ||
Загадки. | Выявить понимание ребенком иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта; способность к активной поисковой деятельности; характер эмоциональной реакции; наличие и стойкость интереса. | Познавательные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС
В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 2 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 4 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....
Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями
Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями...
Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"
Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...