"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 2 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"
методическая разработка (2 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический блок.

        Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

I этап – Первичная диагностика. С вновь прибывшими обучающимися (либо далее на начало учебного года) проводится собеседование с целью выявления уровня психического развития ребёнка, индивидуальных особенностей поведения. Диагностические данные каждого обучающегося фиксируются в карте индивидуального развития. После распределения детей по группам для проведения развивающих занятий составляется сводная схема анализа данных диагностического обследования обучающихся.

II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития обучающихся прослеживается в течение учебного года по направлениям: (развитие психических процессов; развитие эмоционально-волевой и личностной сферы; индивидуальные особенности адаптации и пребывания в школьном социуме).

В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе диагностических данных, наблюдения за обучающимися в процессе проведения занятий педагогом-психологом и педагогами-специалистами, в конце года – в процессе проведения только индивидуального диагностического обследования.

III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с обучающимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития обучающихся.

2 класс

№ п/п

Категория

Методика

Цель

УД

1.

Представление о ближайшем окружении, об окружающем мире.

Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости С.Л. Банкова.

Выявить уровень ориентировки в окружающей действительности, развития вербального мышления.

Познавательные, коммуникативные.

2.

Эмоционально-волевая и личностно-мотивационная сферы.

Наблюдение.

Выявить уровень произвольной деятельности.

Определить отношение к оценке и результату.

Установить характер школьной мотивации.

Отметить наиболее яркие личностные особенности.

Личностные, регулятивные.

Тест

Люшера.

либо

«Паровозик».

Изучить эмоциональное состояние в процессе адаптации с целью дифференцированного психологического подхода и для оценки эффективности коррекционного воздействия.

Определить особенности эмоционального состояния обучающегося: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.

Личностные, регулятивные.

Личностные, регулятивные.

Оценка эмоционального содержания рисунка.

Исследовать понимание связи эмоциональных состояний с мимикой и невербальными средствами общения, умение сопереживать (чувство эмпатии).

Личностные.

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Лускановой.

Измерить степень выраженности мотивов учения.

Личностные.

3.

Восприятие и воображение.

«Назови знакомые фигуры».

Выявить способность узнавать формы в сюжетном изображении.

Познавательные.

«Положи верно».

Выявить умение воспринимать пространство (ориентироваться) на листе бумаги.

Познавательные.

«Чего не хватает?»

Выявить характер зрительного восприятия.

Познавательные.

«Дорисуй».

Выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов произвольного воображения.

Познавательные.

4.

Внимание.

«Перепутанные линии».

Определить степень концентрации и устойчивости внимания.

Познавательные.

«Найди и вычеркни».

Определить уровень продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

Познавательные.

5.

Память.

Методика Шипицыной Л.М.

Определить объем зрительного запоминания.

Познавательные.

«Повтори».

Изучить уровень слуховой памяти.

Познавательные.

6.

Мышление.

«Исключи лишнюю картинку».

Исследовать аналитико-синтетическую деятельность, способность актуализировать имеющиеся знания и представления; уровень обобщения, логическую обоснованность решения предложенных заданий, четкость формулировок, выводов.

Познавательные.

«Классификация предметов".

Изучить словесно-логическое мышление.

Познавательные.

«Почини коврик» (на основе прогрессивных матриц Равена).

Исследовать наглядно-образное мышление.

Познавательные.

«Продолжи ряд».

Выявить способность к анализу и синтезу, к установлению закономерностей пространственных соотношений.

Познавательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Организация коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения, на уроках русского языка в рамках реализации ФГОС

В работе представлена программа коррекционной работы с учащимися 2 класса, имеющими речевые нарушения. Особенности учащихся, имеющими речевые нарушения. Направления коррекционной работы....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 3 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 4 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....

Использование игровых упражнений в урочной деятельности в рамках реализации ФГОС для учащихся с интеллектуальными нарушениями

Материал статьи предназначен для педагогов-дефектологов, работающих с учашимися с интеллектуальными нарушениями...

Доклад на школьном методическом объединении учителей начальных классов "Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) в рамках реализации ФГОС"

Обощение опыта работы на тему "Развитие познавательной активности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в рамках реализации ФГОС"...