"Волшебные пальчики" серия занятий по развитию мелкой моторики для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта
методическая разработка (1 класс) на тему
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому, необходимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в нарушениями интеллекта становится приоритетной и актуальной на первоначальном этапе обучения.
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
- Развитие умения производить точные движения пальцами рук.
- Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_palchiki.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебные пальчики»
занятия с учащимися 1 классов
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому, необходимость развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в нарушениями интеллекта становится приоритетной и актуальной на первоначальном этапе обучения.
Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
- Развитие умения производить точные движения пальцами рук.
- Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
- Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Занятие №1.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры/ упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1.Организ. | Приветствие, подготовка рабочего места. | |||
2.Основная часть | 1. Разминка- реб. предлагается доставать палочки из стакана указательными пальцами обеих рук, затем средними пальцами обеих рук и т. д. (по одной) 2.Упр. «Играем в геометрию» - выкладывание на столе геометрических фигур ( и не только)из палочек (превращения- из одних фигур делать другие) 3.Лепка объемных фигур из пластилина и счетных палочек (человек, еж, дерево)
| Развивать мелкую моторику Развивать мелкую моторику, мышление, воображение | Первые несколько палочек можно вынуть руками ребенка Показать, как из счетных палочек можно выложить, например, квадрат | Реб. должен передвигать палочки не отрывая от стола, одним пальцем |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №2.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2Основная часть | 1.Упр «Повтори движение»-реб. должен повторить движения пальцев педагога, который сидя напротив выполняет какую- либо фигуру 2.Аппликация «волшебная геометрия» - предложить детям вырезать геометрические фигуры, наклеить их в произвольном порядке. Затем дорисовать к приклеенным фигурам необходимые детали, превратив их в какого- либо животного или предмет. | Развивать внимание, мелкую моторику Развивать мелкую моторику, воображение, память | По ходу выполнения спрашивать у детей какую фигуру они наклеивают, и что бывает такой формы | |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №3.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2Основная часть | Педагог: «отгадай загадку: эти шарики на нити Вы примерить не хотите ль? На любые ваши вкусы в маминой шкатулке…» (бусы) 1.«Давай разогреем наши пальчики»- упр. «Колечко»« Теперь возьми самую большую бусину и покатай между ладошками» 2.Сортировка бусин- предложить реб. отобрать разные по форме и цвету бусины и разложить их в разные емкости. 3.Нанизывание- задание реб.: нанизать бусы по заданному рисунку. | Развивать моторику рук Развивать мелкую моторику, мышление, внимание | Указать на отличия бусин | По ходу выполнения спрашивать у реб. какой формы бусина, какого она цвета. Материалы: образец бус, бусины, леска для нанизывания |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №4.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2Основная часть | «Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?» (Вода) 1.«Достань сокровища»- предложить ребенку доставать из воды цветные пуговицы, бусины разными способами: двумя пальцами, ложкой. 2.«Мочалка»- предложить ребенку наполнить емкость водой с помощью поролоновой губки, набирая ею воду и отжимая в миску. 3.«Сказочный кораблик» - задание: построить «кораблик» из одноразовой тарелки и цветных прищепок. | Развивать мелкую моторику, память Развивать мелкую моторику, внимательность Развивать мелкую моторику, воображение | Показать рукой ребенка как действовать ложкой. Наглядная демонстрация. Показать рукой ребенка как крепятся прищепки к краю тарелки. |
спросить у ребенка какого цвета «сокровища», какой формы Предложить раскрасить фломастерами дно «кораблика» |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №5.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2Основная часть | Психолог: «Склеить корабль, солдата, паровоз, машину, шпагу, а поможет вам, ребята, разноцветная…» (бумага) «Что делают из бумаги?» «Какая она -бумага?» (тонкая, цветная) 1.Гимнастика для рук- смять лист бумаги одной рукой. 2.Задание: распрямить, разгладить смятый лист. «Лист такой же красивый, каким был раньше?» 3.«Плетение» -плетение из бумажных полос разного цвета. | Развивать память, воображение, мышление Расширять словарный запас Развивать моторику рук Развивать моторику рук, мышление | Сказать несколько определений Наглядная демонстра-ция Выполнить несколько «шагов» плетения на образце ребенка | Материалы: заранее изготовленный образец полотна; нарезанные полоски из цветной бумаги |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №6.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры/ упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1.Организ. | Приветствие, подгот. рабочего места. | |||
2.Основная часть | 1.Упр. «кулак- ребро- ладонь» 2. Рисование по точкам. Реб. предлагается соединить по порядку точки, чтобы получился рисунок. 3.Психолог: «теперь давай раскрасим наш рисунок цветными карандашами» | Развивать мелкую моторику Развивать внимание, усидчи-вость, мелкую моторику | Предложить ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Соединить рукой ребенка первые 2-3 точки | Проба выполняется правой рукой, потом левой, затем двумя вместе. |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №7.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ. | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2Основная часть | Загадать реб. загадки: «Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь: солнце, горы, море, пляж. Что же это?» (карандаш) «Палочка волшебная есть у меня, друзья! Палочкою этой могу построить я башню, дом и самолет, и большущий пароход!» (карандаш) 1.Массаж- вращение карандаша ладонями обеих рук, пальцами. Психолог: «Из чего делают карандаши?» «Какие деревья ты знаешь?» 2."Каждому листочку – свое место" – закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. 3.«Раскрась картинку» -предложить реб. раскрасить цветными карандашами готовый рисунок. | Развивать память Развивать мелкую моторику Развивать мышление, мелкую моторику, память Развивать мелкую моторику, аккуратность, воображение | Наглядная демонстрация Указать на сходство листочков с их контурным изображением | Материалы: карточки с контурами листочков березы, клена, дуба; отдельно листочки этих деревьев (картонные, бумажные). Несложное контурное изображение (бабочка, цветок, сказочный персонаж и т. д.) |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №8.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2Основная часть | Психолог: «отгадайте загадку: Маленькие ножки, боится кошки, живет в норке, грызет корки.» (Мышка) Вспомните и скажите, в каких сказках живет мышка?(Репка, Теремок. Рукавичка, Под грибом, Сказка о глупом мышонке) 1.Упр. «Дорисуй мышку» -воспроизведение рисунка относительно оси симметрии 2.«Заготовь корм для мышки»- сортировка семян 3.«Еще наша мышка любит бублики, но они рассыпались, давайте соберем их на нитку» 4.Пальчиковая игра: По реке плывёт кораблик, Он плывёт издалека, | Развивать память Развивать память, мышление, мелкую моторику. Развивать мелкую моторику пальцев. | Предложить воспроизвести рисунок на бумаге в клетку, или приложить зеркало к оси, чтобы реб. увидел какой должна быть вторая половина рисунка Наглядная демонстрация | Разделить по баночкам семена подсолнечника, горох, фасоль и др. Понадобятся сушки и нитка для нанизывания. |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №9.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ. часть | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2.Основная часть | 1.Упр. "Как живешь?" – пальчиковая игра. Как живешь? 2.Упр. "Дорога для машины" – рисование кисточкой. 3.Упр. «Веселые дорожки» Помоги машине доехать до школы: прошагай пальчиками правой и левой руки. 4."Собери колеса для машины" – игра-шнуровка | - развивать мелкую моторику пальцев - развивать мелкую моторику, аккуратность -развивать мелкую моторику пальцев развивать мелкую моторику, вниматель-ность | Наглядная демонстра-ция Наглядная демонстра-ция Указать на размер машин и колес | Материалы: листы с изображением машин разных цветов, гуашь по цвету машин, кисточки. Использовать картинку, нарисованную в предыдущем упражнении Материалы: 4 «колеса»-2 больших и 2 маленьких,2 машины из картона разного размера, шнурок. |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №10.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ. | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2 Основная часть | 1.Упр. "Посмотри, кто спрятался в комочке?" – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц 2.Упр. "Разрезные картинки" – собрать картинку птицы из трех частей 3.Упр."Лебединое озеро" – рисование ладошками | -развивать мелкую моторику пальцев. - учить составлять целое (птицу) из трех частей; развивать воображение, память. -познакомить с нетрадиционными приемами рисования – ладошками; учить аккуратно делать отпечатки ладошкой. | Показать картинку с такой же птицей Вначале показать (сделать первый отпечаток) рукой ребенка | Материал: птица на картинке; птица, состоящая из 3-х частей Материал: лист голубого тона большого формата, белая гуашь, таз с водой, салфетки. |
3.Заключит. этап | Подведение итогов. |
Занятие №11.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры, упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1 Организ | Приветствие, подготовка рабочего места | |||
2Основная часть | 1.Упр. "Это птичка – обведи и нарисуй" – обводка трафарета «Теперь, давай заготовим корм для нашей птички» 2.Упр. «Угощение для птиц" Сортировка семян 3."Домик для птицы" – выкладывание домика из геометрических фигур. | развивать мелкую моторику пальцев, внимание, аккуратность -развивать мелкую моторику пальцев, внимательность -учить составлять из геометрических фигур домик для птицы; развивать моторику пальцев, развивать внимание | Помочь удерживать трафарет на одном месте Найти отличия между семенами Показать карточку со схематическим изображением домика | Предметы и материалы: карандаш, фломастер, трафарет Материал: семена тыквы, подсолнечника (Можно лепить из пластилина воображаемые семена) Материалы: геометрии-ческие фигуры, карточка с изображением домика из геометрических фигур. Можно предложить ребенку украсить домик с помощью аппликации или своими рисунками. |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
Занятие №12.
Этап занятия | Содержательные компоненты занятия (игры/ упражнения) | Цель занятия | Характер помощи в ситуации затруднения | Примечания |
1.Организ | Приветствие, подгот. рабочего места. | |||
2.Основная часть | 1.Пальчиковая гимнастика «Птичка зернышки клюет» Маленькая птичка прилетела к нам, к нам, к нам. 2. Упр. «графический диктант» 3. Упр. «Дорожки»
| Развитие внимания, моторики рук, ориентации на листе Развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности | Напомнить значение понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз» | Реб. должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по дорожке. Начинать надо с простых, потом предложить извилистую, более узкую дорожку. |
3.Заключит. этап | Подведение итогов |
автор:
педагог-психолог
Белоусова Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика «Работа с цветными камешками» и ее значение для развития мелкой моторики у учащихся младших классов "
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости поз...
Развитие мелкой моторики у учащихся начальных классов.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую мот...
Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации родителями Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Тема: «Дополнение изображения на плоскости пластилиновыми элементами. Транспорт».Цели: учить ...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Играем нашими пальчиками» для детей с тяжелым нарушением интеллекта.
занятие для обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта 3-й год обучения. Занятие представлено в форме путешествия, где дети знакомятся с разными пальчиковыми играми, играми для самомассажа....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Тяжелые нарушения общей и мелкой моторики, в частности зрительно – двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно - практической деятельности...
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста
В презентации представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения...