Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста
презентация к уроку (1 класс)

Богданова Людмила Владимировна

В презентации представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста » МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В. И. Казакова

Слайд 2

Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, так как хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики и координации движений рук детей являются игры и специальные упражнения. Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики... Слайд 2 из 8

Слайд 3

Игры и действия с предметами Д ля формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Для данных упражнений может использоваться и природный материал (желуди, орехи, семечки и т.д ), карандаши, пуговицы, мячи-ежи.

Слайд 6

Нанизывания Отлично развивает пальчики рук разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макаронные изделия, и т.п.

Слайд 7

Шнуровки Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.

Слайд 8

Собирание разрезных картинок, пазлов , кубиков Игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно-двигательную координацию. Можно использовать пазлы или взять две одинаковых картинки, одну из них разрезать на несколько частей. Предложите ребенку глядя на образец собрать разрезанную картинку и рассказать про предмет, который нарисован.

Слайд 9

Собирание различных фигур из палочек «Часы» Часы я на руку надел, На время изредка смотрел. «Очки» Очки помогают нам книги читать, Писать, рисовать, готовить, вязать... «Пароход» Пароход большой плывет, Капитан его ведет. «Телевизор» Без телевизора скучно, друзья, Но долго смотреть телевизор нельзя.

Слайд 10

Игры с прищепками Можно использовать игры с прищепками для развития у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика) Для этого нужно, соответственно, сделать заготовки солнца, ёжика, цветка, зайчика на картонной основе. По ходу занятия также развиваем и устную речь: можно попросить ребенка рассказать о заготовках.

Слайд 11

Игры с сыпучими материалами Игры с крупами не только развивают мелкую моторику, но и помогают совершенствовать сенсорное познание предметов и веществ, развивает чувственное восприятие, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Или попробовать на ощупь определить и достать только горох или только фасоль. Затем можно выложить узор, чередуя по цвету и форме.

Слайд 12

Рисование по манной крупе, муке, гречневой крупе, песку. Податливость крупы, муки, песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Для детей это не только отличное развлечение, но и способ узнать о мире и его свойствах больше. Созданная ребенком картина из этих сыпучих материалов является творческим продуктом. Во время работы или после можно с ребенком выучить стишок про нарисованный предмет, или попросить его рассказать о рисунке.

Слайд 13

Аппликации При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика, это еще увлекательный и познавательный процесс. Ребенок, выполняя аппликации, сравнивает фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые. Он определяет, как расположены фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа).

Слайд 14

Рисование и раскрашивание карандашами Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.

Слайд 15

Лепка В ходе занятий у детей развивается мелкая моторика пальцев и воображение, они учатся координировать движения рук и приобретают новый сенсорный опыт, учатся доводить работу до конца. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, развитию самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия; формированию умений и навыков в лепке.

Слайд 16

Динамические упражнения для пальцев ( потешки ) "Апельсин" "Мы делили апельсин, Апельсин всего один. Эта долька для кота, Эта долька для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку кожура!« (Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.)

Слайд 17

«В гости» В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы обеих рук) Приходили прямо к дому: (Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются) Указательный и средний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно). Безымянный и последний Сам мизинчик-малышок (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы) Постучался на порог. (кулаки стучат друг о друга) Вместе пальчики - друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки) Друг без друга им нельзя.

Слайд 18

"Засолка капусты" Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя) Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем. (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Слайд 19

«Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я – Вот моя семья. (Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца, а при словах «вот и вся моя семья» второй рукой охватить все пальцы.)

Слайд 20

Слон «В зоопарке стоит слон. Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает» Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Слайд 21

Кошка Мышка «А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. «Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит» Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам .

Слайд 22

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Слайд 23

Используемая литература: 1. Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» М.: Эксмо , 2010. 2. Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры» 3. Е. Черенкова «Простейшие модели оригами» 4. С.В.Соколова «Оригами для самых маленьких» 5. Н.Алексеевская «Волшебные ножницы» 6. Борисова Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 - 5 лет // Логопед. 2006. № 1. 7. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. 8. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. - Ростов н /Д: Феникс, 2007. 9. интернет-ресурсы: http : //ru.wikipedia.org/ Мелкая моторика http : //images.yandex.ru/ мелкая моторика http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации  родителями  Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...

Арттерапия в развитии мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на ис...

Сюжетно-ролевая игра и драматизация как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста

В данной презентации представлена информация из опыта работы на тему  "Сюжетно-ролевая игра и драматизация  как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста"...

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, через занятие бисероплетением»

В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств,  творческого потенциала детей: «Источники творческих способностей и дарований детей – на ...