Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
статья на тему

Коровко Надежда Юрьевна

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Рекомендации  родителями 

 

Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.
  2. Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.
  3. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать самостоятельно.

 

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н.Кант

Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

 

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. 

Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего,  познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

 В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук.

  Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

 

  1. Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
  1. Органов движения.
  2. Органов познания.
  3. Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

         Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук      в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать,запоминать.

 

  1. Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

 

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки,что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

 При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

 

  1. Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

 Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

 Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

  1. Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.
  2. Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.
  3. Бисерография – упражнения с бусинами, нанизывание бусинок на проволоку или нитку,  работа с ниткой мелких бусинок или  бисера.
  4. Театр в руке.
  5. Оригами.
  6. Работа с пластилином, бумагой, тканью.
  7. Работа с природным материалом.
  8. Графические диктанты.

 

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

  1. Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа “Пальчик, пальчик, где ты был?”). Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:

-под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу, нанизывать бусины, заниматься бумажной пластикой из салфеток.

 

  1. Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 

  1. Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

 

 

  1. Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных.  Дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
  1. Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
  2. Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
  3. Завязывать шарф, бант.
  4. Выполнять изображения из пуговиц, спичек; называть колечки, чередуя их по величине.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!

Предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Статические упражнения:

  1. Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
    Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

 

  1. Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом,  средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

 

  1. Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

 

  1. Заяц” вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

 

  1. Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

 

  1. Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

Упражнения, направленные на координацию движения:

  1. “Стучим-прячем»                                                   смена
  2. “Кулачки-ладошки ”;
  3. “Кулак – ребро – ладонь”;                                 движений
  4. “Мы капусту рубим-рубим ”.

Выполнение творческого задания.

Изготовить картину дома, используя различные материалы (клей ПВА, салфетки, различные крупы, пластилин, шерстяные нитки, вату, бусы)  и т.д.

 

Только терпение и выдержка помогут Вашему ребёнку добиться  успехов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики9.07 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Рекомендации  родителями 

Цель: показать  родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес у детей.
  • Обучать ловкости в обращении с карандашом и ручкой, формировать правильный захват карандаша и ручки, тренировать мышцы рук детей.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать самостоятельно.

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н.Кант

Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев.

В.А.Сухомлинский

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. 

Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего,  познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве).

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

 В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в “Ладушки”, “Идёт коза”, “Сорока”, “Этот пальчик дедушка” и т.д., сопровождая речь движениями рук.

  Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма. Для развития мелкой моторики руки много интересных приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. К ним относятся:

  • Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даёт много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
  • Органов движения.
  • Органов познания.
  • Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

         Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук      в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать,запоминать.

  • Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.

Карандаш, ручка, мелок являются посредником между рукой ребёнка и бумагой. Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является ее своеобразным продолжением. Поэтому ребёнок сосредотачивает своё внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования у него неправильного захвата карандаша, ручки, кисточки, что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а в последующем – и письма.

 При этом особенно заметен не соответствующий работе мышечный тонус руки. У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведёт к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребёнка быстро устаёт, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

  • Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга).

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

 Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

 Пальчиковые кинезиологические упражнения в данном пособии можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

  • Штампы – работа с одним штампом, работа с карандашом штампом.
  • Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.
  • Бисерография – упражнения с бусинами, нанизывание бусинок на проволоку или нитку,  работа с ниткой мелких бусинок или  бисера.
  • Театр в руке.
  • Оригами.
  • Работа с пластилином, бумагой, тканью.
  • Работа с природным материалом.
  • Графические диктанты.

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

  • Штриховка.

В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

Развивайте мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа “Пальчик, пальчик, где ты был?”). Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в домашних условиях:

-под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу, нанизывать бусины, заниматься бумажной пластикой из салфеток.

  • Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

  • Игра “Волшебные палочки”. Дайте малышу счётные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

  • Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью), а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи). Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных.  Дома Вы можете проконтролировать своего ребёнка. Кнопки лучше всего втыкать в крупный поролон.
  • Застёгивать и расстёгивать пуговицы.
  • Зашнуровывать и расшнуровывать обувь.
  • Завязывать шарф, бант.
  • Выполнять изображения из пуговиц, спичек; называть колечки, чередуя их по величине.

Слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать!

Предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Статические упражнения:

  • Кольцо”: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).
    Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

  • Коза”: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом,  средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

  • Три богатыря”: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

  • Заяц”:  вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

  • Вилка”: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

  • Сила тонуса. “Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня”.

Упражнения, направленные на координацию движения:

  • “Стучим-прячем»                                                   смена
  • “Кулачки-ладошки ”;
  • “Кулак – ребро – ладонь”;                                 движений
  • “Мы капусту рубим-рубим ”.

Выполнение творческого задания.

Изготовить картину дома, используя различные материалы (клей ПВА, салфетки, различные крупы, пластилин, шерстяные нитки, вату, бусы)  и т.д.

Только терпение и выдержка помогут Вашему ребёнку добиться  успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативность методов обучения чтению детей с нарушениями речевого развития.

Овладевая навыком чтения, ребёнок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов, правила построения которых отличаются от правил организации привычных устных высказываний. Это становит...

Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с дцп с ОВЗ на уроках письма, математики, ИЗО, труда, окружающего мира в начальной школе".

статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей с дцп с ОВЗ на уроках письма, математики, ИЗО, труда, окружающего мира в начальной школе"....

Методическая разработка по теме "Развитие мелкой моторики рук для детей 6-7 лет"

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, воспитателям детских садов, родителям будущих первоклассников. Она поможет в интересной игровой форме развивать мелкую моторику рук детей...

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста

В презентации представлены игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения...

Беседа логопеда с родителями. Предрасположенности детей к нарушенному речевому развитию и их предупреждение.

Беседа составлена для выступления логопеда на родительском собрании с целью пополнения знаний родителей о развитии ребенка (в том числе речевом); для раннего привлечения внимания родителей к создания ...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на уроках: методы и приемы"

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор. В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тон...