Урок самопознания "Кто я?"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Цель: расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.
Задачи:
- раскрывать роль созидательной активности человека в процессе его самопознания и самореализации;
- развивать потребность в самопознании и служении обществу;
- воспитывать трудолюбие и стремление к творческому самовыражению.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал; на доске название темы «Какой я?», цитаты: «Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, изучать свои способности» Хорхе Ливрага, философ; «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим» Джон Рёскин, философ.
Методы и приёмы: позитивный настрой, чтение, беседа, упражнение, хоровое пение, творческая работа, обобщение, заключительная минутка тишины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chebakova_natalya_nikolaevna_urok_samopoznaniya_kakoy_ya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок самопознания
Класс: 4 «А»
Учитель: Чебакова Наталья Николаевна, КГУ «Средняя школа – комплекс национального возрождения № 17»
Тема: « Какой я? »
Цель: расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.
Задачи:
- раскрывать роль созидательной активности человека в процессе его самопознания и самореализации;
- развивать потребность в самопознании и служении обществу;
- воспитывать трудолюбие и стремление к творческому самовыражению.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал; на доске название темы «Какой я?», цитаты: «Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, изучать свои способности» Хорхе Ливрага, философ; «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим» Джон Рёскин, философ.
Методы и приёмы: позитивный настрой, чтение, беседа, упражнение, хоровое пение, творческая работа, обобщение, заключительная минутка тишины.
Ход урока:
- Ребята, сегодня в нашем классе присутствуют гости! Давайте поприветствуем их!
- Садитесь!
Позитивный настрой
- А сейчас нужно сесть поудобнее, закрыть глазки и постараться сделать так, чтобы в классе не было слышно ни одного звука..
Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше.
Проверка домашнего задания
- Итак, дома вы должны были выполнить задания в тетрадях на страницах 14 и 15.
- Все выполнили?
- Молодцы!
- А теперь продолжим работать!
(Дети хором говорят слово «Мы!», а учитель читает стихотворную строчку.)
- Мы»
- Звонче слова в мире нет!
- Мы!
Это песня и рассвет!
- Мы!
Это значит ты и я!
- Мы
- Значит, встретились друзья!
В нашем классе все ребята умные, красивые, добрые, веселые, А еще здоровые. И главное мы с вами все какие?
- Мы все разные!
- Молодцы!
Чтение стихотворения учителем
- А сейчас послушайте внимательно стихотворение Евгения Стеквашова «Почему я не такой»
Если станем мы похожи,
Как узнать друг друга сможем?
Станем на одно лицо,
Как куриное яйцо.
Одинаковы носы,
И одной длины усы,
Одинаковые вкусы,
Те же галстуки и бусы.
И на всех одни фасон
От пальто и до кальсон.
Все вокруг одной расцветки,
И на всех расставим метки.
А иначе как узнаешь,
Чью ты маму обнимаешь?
Нет ни низеньких, не длинных,
Легкомысленных, солидных,
Слишком тощих нет и тучных.
Вам еще не стало скучно?
На других ты не похож,
Тем для близких ты хорош.
Им всего милей веснушки
У вихрастого Андрюшки,
Оттопыренные ушки
И курносый нос Танюшки.
Всякой формы и раскраски
Ваши волосы и глазки,
Милых деток, очень разных,
Самых лучших и прекрасных
- Итак, о чем говорит автор этого стихотворения?
- Конечно же, он убедительно говорит о том, что красота мира состоит в непохожести, неповторимости живущих в нем людей в каждом из которых есть много хорошего.
Беседа
- А теперь давайте представим, что все вокруг стали похожими друг на друга, как близнецы: у всех одинаковые одежда, прическа, увлечения.
- Хотели бы вы жить в таком мире?
- Почему?
- А чем отличается один человек от другого?
- Какими способностями, по вашему мнению, вы обладаете?
- Как проявляются ваши способности?
- А как вы думаете для чего нужно развивать способности?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: у каждого человека есть способности, которые ему очень важно развивать. Изучая свои способности, человек глубже познает себя.
Упражнение
А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. На столах у вас лежит лист с изображением цветочка. Напишите, пожалуйста, на лепестках этого цветка качества, которыми вы обладаете.
- Хорошо, справились с заданием.
Упражнение. Анкета «Мой друг»
- Ребята, а как вы думаете, что нас с вами объединяет: наша похожесть или наше различие?
- Хорошо, а сейчас давайте заполним анкету «Мой друг». Здесь всего 1 вопрос. Но есть 3 варианта ответов с 3-мя пунктами. В каждом варианте нужно выбрать только 1 ответ, который вам наиболее близок.
Я бы хотел, чтобы мой друг:
1.А-был бы во всём похожим на меня.
Б-полностью отличался от меня.
В-в чём-то был похожим, в чём-то – нет
2.А-думал так же, как я, и был всегда на моей стороне.
Б- имел своё мнение и мог смело вставать на сторону другого.
В-действовал по обстоятельствам
3.А-любил то же, что и я.
Б-имел свои увлечения и интересы, даже те, которые мне не нравятся.
В-лишь частично разделял мои увлечения и интересы.
- Итак, а теперь послушайте ключ к тесту:
-если у вас больше всего ответов с буквой «А», значит, вы с трудом принимаете тех, кто отличается от вас. И нужно учиться видеть в людях хорошее.
- если у вас больше всего ответов с буквой «Б», значит, вы терпимо относитесь к другим и уважаете их мнение.
- если у вас больше всего ответов с буквой «В», значит, вы склонны доверять своему другу.
-Итак, какой вывод мы можем сделать?
Вывод: человек познаёт себя через общение с другими людьми, особенно через дружбу.
Хоровое пение
А сейчас раз мы заговорили о друзьях мне хотелось бы вместе с вами исполнить песенку о дружбе.
Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку
Все грустинки и слёзы,
Это просто.
Воскресенье, суббота,
Дружба-это не работа,
Дружба-это не работа!
Припев:
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце
Или звёзды.
Воскресенье, суббота,
Дружба-это не работа,
Дружба-это не работа!
Припев:
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Если каждый друг по кругу,
Другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор:
Дружба-это экватор!
Если каждый друг планеты
Другу ромашкой помашет,
То станет ясно:
Дружба-это
Планета ромашек.
Воскресенье, суббота,
Дружба-это не работа,
Дружба-это не работа!
Припев:
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Есть друзья, а для них
У друзей нет выходных!
Творческая работа (Звучит песня «С голубого ручейка»)
- Ребята, мы с вами уже всё рассказали друг о друге, но ничего не сказали о своём классе. Давайте, сейчас каждый будет выходить к доске и писать качества, которыми обладает наш класс. ( Каждый пишет по одному качеству)
- Вот какими качествами обладает наш класс!
Домашнее задание: с.17-20 выполнить задания.
Заключительная минутка тишины
Сядем так, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещиваем, закроем глазки. Представим, как от солнышка отделился маленький солнечный лучик, такой же маленький и шаловливый, как вы. Он спустился с небес и пощекотал наши щечки, поцеловал наши глазки и прыгнул в нашу головку, осветил ее, спустился вниз и осветил все наше тело (пауза). Оно стало легким-легким, как пушинка (пауза). Ветерок подхватил нас и понес ввысь! Мы поднимаемся все выше и выше над домами и деревьями. Люди смотрят на нас и улыбаются (пауза). А мы летим и видим, как под нами проплывают синие горы, похожие на седых великанов; голубые ленты рек, золотые поля пшеницы; а вот перед нами бескрайняя ширь моря блестит, переливается на солнце (пауза). Мы летим дальше и видим зеленые светлые леса, стаи птиц, бескрайнюю, похожую на золотое море, степь - Сары Арку. Не спеша, мы возвращаемся в класс и тихонько открываем глазки.
Обобщение
- Итак, ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?
- Какой вывод можно сделать?
- Все мы разные и какими бы мы с вами ни были, мы счастливы.
Всем спасибо за урок! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».
Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...