Урок самопознания "Кто я?"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Андреева Наталья Николаевна

Цель: расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.

Задачи:

- раскрывать роль созидательной активности человека в процессе его самопознания и самореализации;

- развивать потребность в самопознании и служении обществу;

- воспитывать трудолюбие и стремление к творческому самовыражению.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал; на доске название темы «Какой я?»,  цитаты: «Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, изучать свои способности» Хорхе Ливрага, философ; «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим» Джон Рёскин, философ.

Методы и приёмы: позитивный настрой, чтение, беседа, упражнение, хоровое пение, творческая работа, обобщение, заключительная минутка тишины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок самопознания

Класс: 4 «А»

Учитель: Чебакова Наталья Николаевна, КГУ «Средняя школа – комплекс национального возрождения № 17»

Тема: « Какой я? »

Цель: расширять представления учащихся о самих себе, своих потенциальных способностях и возможностях их развития.

Задачи:

- раскрывать роль созидательной активности человека в процессе его самопознания и самореализации;

- развивать потребность в самопознании и служении обществу;

- воспитывать трудолюбие и стремление к творческому самовыражению.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал; на доске название темы «Какой я?»,  цитаты: «Надо искать свою суть, свои человеческие истоки, свои внутренние силы, изучать свои способности» Хорхе Ливрага, философ; «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим» Джон Рёскин, философ.

Методы и приёмы: позитивный настрой, чтение, беседа, упражнение, хоровое пение, творческая работа, обобщение, заключительная минутка тишины.

Ход урока:

- Ребята, сегодня в нашем классе присутствуют гости! Давайте поприветствуем их!

- Садитесь!

Позитивный настрой

- А сейчас нужно сесть поудобнее, закрыть глазки и постараться сделать так, чтобы в классе не было слышно ни одного звука..

Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше.

Проверка домашнего задания

- Итак, дома вы должны были выполнить задания в тетрадях на страницах 14 и 15.

- Все выполнили?

- Молодцы!

- А теперь продолжим работать!

(Дети хором говорят слово «Мы!», а учитель читает стихотворную строчку.)

- Мы»
- Звонче слова в мире нет!
- Мы!
Это песня и рассвет!
- Мы!
Это значит ты и я!
- Мы
- Значит, встретились друзья!
В нашем классе все ребята умные, красивые, добрые, веселые, А еще здоровые. И главное мы с вами все какие?

- Мы все разные!

- Молодцы!

Чтение стихотворения учителем

- А сейчас послушайте внимательно стихотворение Евгения Стеквашова «Почему я не такой»

Если станем мы похожи,
Как узнать друг друга сможем?
Станем на одно лицо,
Как куриное яйцо.
Одинаковы носы,
И одной длины усы,
Одинаковые вкусы,
Те же галстуки и бусы.
И на всех одни фасон
От пальто и до кальсон.
Все вокруг одной расцветки,
И на всех расставим метки.
А иначе как узнаешь,
Чью ты маму обнимаешь?
Нет ни низеньких, не длинных,
Легкомысленных, солидных,
Слишком тощих нет и тучных.
Вам еще не стало скучно?
На других ты не похож,
Тем для близких ты хорош.
Им всего милей веснушки
У вихрастого Андрюшки,
Оттопыренные ушки
И курносый нос Танюшки.
Всякой формы и раскраски
Ваши волосы и глазки,
Милых деток, очень разных,
Самых лучших и прекрасных

- Итак, о чем говорит автор этого стихотворения?
- Конечно же, он убедительно говорит о том, что красота мира состоит в непохожести, неповторимости живущих в нем людей в каждом из которых есть много хорошего.

Беседа

- А теперь давайте представим, что все вокруг стали похожими друг на друга, как близнецы: у всех одинаковые одежда, прическа, увлечения.

- Хотели бы вы жить в таком мире?

- Почему?
- А чем отличается один человек от другого?
- Какими способностями, по вашему мнению, вы обладаете?
- Как проявляются ваши способности?
- А как вы думаете для чего нужно развивать способности?
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: у каждого человека есть способности, которые ему очень важно развивать. Изучая свои способности, человек глубже познает себя.

Упражнение

А теперь я предлагаю вам выполнить следующее задание. На столах у вас лежит лист с изображением цветочка. Напишите, пожалуйста, на лепестках этого цветка качества, которыми вы обладаете.

Описание: http://www.e-reading.biz/illustrations/147/147461-img_52.png

- Хорошо, справились с заданием.

Упражнение. Анкета «Мой друг»

- Ребята, а как вы думаете, что нас с вами объединяет: наша похожесть или наше различие?

- Хорошо, а сейчас давайте заполним анкету «Мой друг». Здесь всего 1 вопрос. Но есть 3 варианта ответов с 3-мя пунктами. В каждом варианте нужно выбрать только 1 ответ, который вам наиболее близок.

Я бы хотел, чтобы мой друг:

1.А-был бы во всём похожим на меня.

Б-полностью отличался от меня.

В-в чём-то был похожим, в чём-то – нет

2.А-думал так же, как я, и был всегда на моей стороне.

Б- имел своё мнение и мог смело вставать на сторону другого.

В-действовал по обстоятельствам

3.А-любил то же, что и я.

Б-имел свои увлечения и интересы, даже те, которые мне не нравятся.

В-лишь частично разделял мои увлечения и интересы.

- Итак, а теперь послушайте ключ к тесту:

-если у вас больше всего ответов с буквой «А», значит, вы с трудом принимаете тех, кто отличается от вас. И нужно учиться видеть в людях хорошее.

- если у вас больше всего ответов с буквой «Б», значит, вы терпимо относитесь к другим и уважаете их мнение.

- если у вас больше всего ответов с буквой «В», значит, вы склонны доверять своему другу.

-Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод: человек познаёт себя через общение с другими людьми, особенно через дружбу.

Хоровое пение

А сейчас раз мы заговорили о друзьях мне хотелось бы вместе с вами исполнить песенку о дружбе.

Если друг не смеётся,

Ты включи ему солнце,

Ты включи ему звёзды,

Это просто.

Ты исправь ошибку,

Превращая в улыбку

Все грустинки и слёзы,

Это просто.

Воскресенье, суббота,

Дружба-это не работа,

Дружба-это не работа!

Припев:

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Если свалится счастье,

Подели его на части

И раздай всем друзьям,

Это просто.

А когда будет надо,

Все друзья будут рядом,

Чтоб включить тебе солнце

Или звёзды.

Воскресенье, суббота,

Дружба-это не работа,

Дружба-это не работа!

Припев:

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Если каждый друг по кругу,

Другу протянет руку,

То будет видно в иллюминатор:

Дружба-это экватор!

Если каждый друг планеты

Другу ромашкой помашет,

То станет ясно:

Дружба-это

Планета ромашек.

Воскресенье, суббота,

Дружба-это не работа,

Дружба-это не работа!

Припев:

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Творческая работа (Звучит песня «С голубого ручейка»)

- Ребята, мы с вами уже всё рассказали друг о друге, но ничего не сказали о своём классе. Давайте, сейчас каждый будет выходить к доске и писать качества, которыми обладает наш класс. ( Каждый пишет по одному качеству)

- Вот какими качествами обладает наш класс!

Домашнее задание: с.17-20 выполнить задания.

Заключительная минутка тишины

Сядем так, чтобы спинка была ровной, ручки и ножки не скрещиваем, закроем глазки. Представим, как от солнышка отделился маленький солнечный лучик, такой же маленький и шаловливый, как вы. Он спустился с небес и пощекотал наши щечки, поцеловал наши глазки и прыгнул в нашу головку, осветил ее, спустился вниз и осветил все наше тело (пауза). Оно стало легким-легким, как пушинка (пауза). Ветерок подхватил нас и понес ввысь! Мы поднимаемся все выше и выше над домами и деревьями. Люди смотрят на нас и улыбаются (пауза). А мы летим и видим, как под нами проплывают синие горы, похожие на седых великанов; голубые ленты рек, золотые поля пшеницы; а вот перед нами бескрайняя ширь моря блестит, переливается на солнце (пауза). Мы летим дальше и видим зеленые светлые леса, стаи птиц, бескрайнюю, похожую на золотое море, степь - Сары Арку. Не спеша, мы возвращаемся в класс и тихонько открываем глазки. 

Обобщение

- Итак, ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?

- Какой вывод можно сделать?

- Все мы разные и какими бы мы с вами ни были, мы счастливы.

Всем спасибо за урок! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...