Использование метода куклотерапии в работе психолога.
методическая разработка (4 класс) на тему

Одинцова Юлия Сергеевна

Куклотерапия – это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Куклотерапия помогает человеку актуализировать ресурсы; позволяет наделять куклу состояниями и возможностями, которых у него нет, но он хотел бы их иметь и развивать. Также, взаимодействуя с куклой, создавая её, трансформируя, человек способен расстаться с некоторыми ограничивающими убеждениями, прошлыми своими образами, травмирующими состояниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_kukloterapii_v_rabote_psihologa.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода куклотерапии в работе психолога.

«Кажется, что нет абсолютно правильного ответа на вопрос: «Что являет собой кукла? И чем она является для человека, т.к куклу создал человек, исходя из своих потребностей, а потребности имеют динамический характер» ( А. Найден)

Куклотерапия – это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией.

Играя скуклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Играя ребенка является его языком, а игрушки – словами».

Для первого знакомства В. С. Мухина рекомендует традиционную «прекрасную» куклу (с большими глазами, длинными ресницами, густыми блестящими волосами). Х. Дж. Джинотт рекомендует для диагностики семейных отношений использование гибких резиновых кукол, поскольку статичное кукольное семейство фрустрирует малыша. Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу (главное, чтобы это не занимало много времени).

Куклотерапия решает следующие задачи: значительно расширяет спектр личностных ролей; дает возможность проработать тему собственной внешности и образа «Я»; способствует повышению самооценки, уверенности в себе. Куклотерапия помогает человеку актуализировать ресурсы; позволяет наделять куклу состояниями и возможностями, которых у него нет, но он хотел бы их иметь и развивать. Также, взаимодействуя с куклой, создавая её, трансформируя, человек способен расстаться с некоторыми ограничивающими убеждениями, прошлыми своими образами, травмирующими состояниями. Куклотерапия – это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол. Куклотерапия может использоваться в разных направлениях психотерапии:

-психодраме,

-игротерапии,

-сказкотерапии,

-арт-терапии.

Функции куклотерапии:

1. Коммуникативная – формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

2.Релаксационная – снятие эмоционального напряжения;

3.Воспитательная – психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

4.Развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;

5.Обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с людьми, имеющими эмоциональную травму. Очень часто этот метод применяют в работе с детьми и подростками, т.к. он помогает корректировать протестное, оппозиционное, демонстративное, дезадаптивное поведение. Возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Занятия с куклами дают возможность самого естественного и безболезненного вмешательства в психику человека с целью ее коррекции или психопрофилактики. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Это хорошо работает, если нужно «допрожить» проблему и оставить что-то в прошлом, или, наоборот, составить какой-то план на будущее. Дополнительным бонусом куклотерапии является то, что она не требует никакого дорогого или труднодоступного оборудования. Для нее подойдут любые обрезки тканей, нитки, ленты, веревки, картонки, пуговки, краски, карандаши, т.е любой материал для создания кукол.  

Упражнение «Кукла с моим именем»

Инструкция:

«Используя разные материалы, сделайте бумажную или тряпичную куклу с вашим именем, похожую на вас. Когда кукла будет готова, рассмотрите её с расстояния вытянутой руки. Обратитесь к ней мысленно, и пусть она ответит вам. Запомните свои первые впечатления, чувства, слова, адресованные кукле, и ее ответную реплику. Придумайте историю с названием, которую вы от лица своей куклы хотели бы рассказать другим».

Этап вербализации и театрализации. Участники занимают места в кругу. Каждый, используя приемы кукольного театра, по очереди рассказывает и показывает свою историю. Остальные могут задавать вопросы от имени своих кукол.

Этап рефлексивного анализа. Участники делятся впечатлениями, анализируют чувства, которые возникали на каждом этапе работы.

Литература:

1.Тарарина Е.

Шкатулка мастера. Практикум поарт-терапии. – М.: ООО «Вариант» при участии ИП Шиманского А. Г., 2017. – 208 с.

2.Тарарина Е.

Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера: науч.-метод.пособ./Елена Тарарина. – 4-е изд., дополн. – К.:АСТАМИР-В, 2017. – 224 с. – ил

3.Научно-методическое пособие: Арт-кухня: волшебные рецепты. – Северодонецк: Элтон -2, - 140 стр.

4.https://vk.com/club35122774

5.https://vk.com/art_sunduk_poleznostey

6.https://vk.com/o.garkavets


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии в работе психолога

Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным ...

Использование метода проекта в работе с младшими школьниками

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого...

Применение метода"Мандала" в работе психолога для снижения агрессии детей младшего школьного возраста

Материал посвещен применению Арт-терапевтического метода "Мандала"  в работе психолога, для коррекции негативных эмоций....

Статья:"Использование метода мнемотехники при работе с детьми с ОВЗ"

Описание различных техник мнемотехники при работе с детьми сОВЗ....

Использование метода канистерапии в работе с детьми с ОВЗ

В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями. Учет структуры дефекта, индивидуально-личностных и психологических особенност...

Использование метода проекта в работе учителя-логопеда

Представление опыты учителя логопеда по организации проетной деятельности детей с ТНР а общеобразовательной школе....

Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, к...