Использование метода канистерапии в работе с детьми с ОВЗ
статья на тему

Данилова Татьяна Александровна

В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями. Учет структуры дефекта, индивидуально-личностных и психологических особенностей таких детей  побуждает к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Использование нетрадиционных методов  работы с детьми с нарушением интеллекта наряду с традиционными методами может повысить эффективность коррекционного воздействия на них.

Одним из нетрадиционных и инновационных для образовательного учреждения методов является анималотерапия. Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) –  это вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Здесь развиваются такие направления как иппотерапия, делльфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия.

Канистерапи́я  — метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.93 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование метода канистерапии в работе с детьми с ОВЗ

В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями. Учет структуры дефекта, индивидуально-личностных и психологических особенностей таких детей  побуждает к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Использование нетрадиционных методов  работы с детьми с нарушением интеллекта наряду с традиционными методами может повысить эффективность коррекционного воздействия на них.

Одним из нетрадиционных и инновационных для образовательного учреждения методов является анималотерапия. Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) –  это вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Здесь развиваются такие направления как иппотерапия, делльфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия.

Канистерапи́я  — метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак.  Ее используют в медицинской и социальной реабилитации, а также можеь использоваться как психотерапевтическая  методика, способствующая развитию социализации, умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций. Чаще всего она применяется для усиления педагогического воздействия на личность ребенка, в том  числе в комплексном подходе  в процессе реабилитации и   адаптации детей с нестандартными особенностями развития.

Метод канистерапии основан на организации игрового взаимодействия ребенка с собакой, в ходе которого происходит эмоциональный контакт, позволяющий развивать коммуникативные навыки, повышать адаптационные возможности ребенка и содействовать его социализации. При этом происходит перенос приобретенных ребенком практических навыков из игры в жизнь. Взаимодействие с собакой эмоционально проще общения с человеком, поэтому ребенок способен быстрее принимать и усваивать правила, удерживать ролевую позицию и осознавать ответственность за собственные действия.

Формы канистерапии:

Ненаправленная -  общение с собаками происходит в свободной форме. Это наши домашние питомцы. В ходе таких занятий  цели не формулируются, время общения человек определяет самостоятельно, результат не оценивается по каким-либо параметрам

Направленная – когда определены цели и задачи, определён график работы, существует предполагаемый результат работы.

Коррекционные занятия носят направленный характер.

Канистерапия применяется при:

  1. Психологических трудностях -  страхи, трудности адаптации, трудности развития
  2. Психических нарушениях – шизофрения, депрессии, психопатии, расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, эпилепсия
  3. Соматических заболеваниях - длительные хронические заболевания, онкологические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, врождённые аномалии развития.
  4. Сочетанных нарушениях - генетические синдромы, поражения ЦНС, аномалии развития.

Есть так же и противопоказания:

  • установленное отсутствие психического развития вследствие верифицированного тяжелого поражения головного мозга (например, гидроэнцефалия, глобальная атрофия больших полушарий головного мозга, и т.п.)
  • неподдающиеся лечению пароксизмальные расстройства (судорожные и безсудорожные)
  • наличие аллергии на животных
  • длительные хронические заболевания, приводящие к снижению иммунного статуса ребенка
  • нарушения сознания, приводящие к потере контроля над собственными действиями или к патологическому неадекватному восприятию действительности
  • наличие галлюцинаций, бредовых идей
  • наличие у ребенка на теле открытых раневых поверхностей
  • болезни кожи
  • наличие паразитов у ребенка
  • болезненные состояния, повышенная температура, катаральные явления, плохое самочувствие

В ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют» занятия проходят с октября 2016 года

1 раз в неделю. После каждого занятия проводится оценка достигнутых результатов.                                                               

Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние обучающихся, научиться проявлять активность и интерес, развить речь, внимание и память.

Задачи, которые мы ставим перед собой:

•        Компенсация основного дефекта

•        Развитие способностей к взаимодействию с окружающими

•        Формирование положительного эмоционального фона

•        Развитие навыков планирования и контроля

•        Развитие общей и мелкой моторики

•        Стимулирование познавательной и творческой активности

•        Создание благоприятных условий для развития

•        Развитие игровых навыков

•        Развитие когнитивных функций

Занятия проводят кинолог со специально обученной, сертифицированной для работы с детьми, собакой и канистерапевт.

Формы работы - индивидуальные и групповые.  

Индивидуальные занятия посещают дети с ТМНР, с растройством аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, с ДЦП.  Групповые занятия посещают дети с ментальными нарушениями, с нарушениями поведения.

Выбор собаки происходит индивидуально для каждого ребенка и для группы детей и обуславливается характером запроса и личными особенностями ребенка. В нашей программе участвуют 2 собаки: активная и спокойная.

Первые занятия направлены на то, чтобы ребенок заметил собаку. Если ребенок апатичный, то его «высаживают» рядом с собакой и в течение занятия стимулируют на тактильный контакт с собакой (положить руку на собаку, погладить ее, потрогать уши, лапы, нос). Если ребенок проявляет сильную негативную реакцию, то заставлять нельзя. Первые время контакт носит формальный характер (собака находится в помещении рядом с ребенком). Педагог строит занятие, учитывая значимые  для ребенка предметы, игры (мыльные пузыри, принадлежности для рисования, машинки и т.д.).

На следующем этапе (когда контакт установлен и носит стабильный положительный характер) включаются задания на развитие познавательной сферы (собираем бусы, разноцветные прищепки, причесываем собаку, кормим ее, рисуем красками и карандашами) и эмоциональной сферы, а именно самоорганизация, развитие навыков самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, создание ситуации успеха (активные игры с собакой - кидание мячей, покормить собаку, даем команды, водим на поводке).

Приведем для примера конспект одного из индивидуальных занятий (ребенок с РДА).

Цель: улучшение самостоятельного состояния ребенка. Развитие способности вступать в контакт. Учить правильно строить предложения.

Оборудование: ковер, картинки, деревянный алфавит Монтессори.

Участники: ребенок Я.Л., педагог-психолог Данилова Т.А., кинолог Могилевская О.А, собака Найти.

Ход занятия:

Педагог

Ребенок

-Здравствуй, Ярослав!

Посмотри, кто к нам пришел?!

Как ее зовут?

Найти! (скажи, здравствуй, Найти)

Ярослав заходит в кабинет

- Здравствуйте, Т.А. (Здоровается с кинологом)

- К нам пришла Собака.

?

-Здравствуй, Найти!

- Давай ее погладим.

- Смотри, какая она большая, мягкая, теплая. А еще Найти добрая, умная, ласковая, спокойная.

Подходит к собаке и садится около нее.

Гладит собаку. Дает ей прилагательные определения.

Покажи, где у нее голова?

- А что есть на голове Найти? Уши (какие они?)

- А еще что? Глазки!

- А еще что? Нос!

Молодец!

Показывает голову.

Мягкие , лохматые.

- Коричневые, добрые, грустные.

- маленький , кожаный, черный, мокрый.

- А покажи, где у нее лапы? А сколько лап у собаки?

- Хорошо! Правильно!

Показывает.

-четыре!

-Хочешь покормить собаку?

-Да (кормит собаку).

- А теперь давай покажем собаке, как хорошо ты знаешь буквы?! (картинки с изображениями: собака пьет воду, собака играет с мальчиком, несет мяч, спит).

-Ярослав! Ты молодец!

-да (складывает буквы, проговаривает полностью предложения).

- а сейчас мы будем давать Найти команды! (встать, лежать, сидеть).

-молодец!

Кормит собаку за выполненные команды.

А сейчас пристегнем поводок к ошейнику и пойдем с ней гулять (делаем круг)

Ведет на поводке, дает команду – рядом.

А теперь прощаемся с собакой. Говорим: До свидания!

- до свидания!

Для детей с ментальными нарушениями – групповые занятия направленны на коррекцию познавательной  и коммуникативной сферы. Повышение уровня мотивационной сферы.  Для развития познавательной сферы используются упражнения: соотнесение плоскостных и объемных фигур и форм, палочки Кюизинера, блоки Дьеныша, игры-шнуровки, лепим из пластилина, рисуем красками, карандашами и т.д. Для развития эмоциональной сферы: выполнение  упражнений «Дай собаке команду», «Дрессировщики»,  «Мы солдаты», читаем для собаки, упражнения на релаксацию, квесты, направленны на развитие навыков взаимодействия, умения работать в группе, слышать друг друга.  

Таким образом, можно сказать, что при грамотном вводе метода канистерапии в работу с детьми с ОВЗ, постоянном мониторинге результатов, на основе которых строится дальнейшая коррекционно-развивающая работа, гарантированно достигается положительная динамика у каждого ребенка.

        

Литература

  1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна Методическое пособие Москва 2002
  2. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция .- М., 1990, Теревинф
  3. Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей Сборник статей / А. Б. Архипов , Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова. – М.: Диалог-МИФИ, 2011. – 64 с.
  4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
  5. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 480с.
  6. Стребелева Е.А, Мишина Г.А., Выродова И.А., БеляковаЮ.Ю., Браткова М.В., Николаева Т.В. Пронина Л.В.
    Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. М.: Полиграф сервис, 2003. – 124с.
  7. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400с.
  8. Хаймлих У. и др Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду. Пер. с нем. Е.Л. Ивановой. — М.: Теревинф, 2008.
  9. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком – М., 2004, Теревинф

        

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР..

Канистерапия является очень популярным, оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение производится при помощи обученных собах....

Статья:"Использование метода мнемотехники при работе с детьми с ОВЗ"

Описание различных техник мнемотехники при работе с детьми сОВЗ....

Канистерапия в работе с детьми с ОВЗ

Сургутская школа с профессиональной подготовкой...

Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном ит...

Использование арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Само понятие «Арт-терапия» состоит из двух слух: от англ. art —искусство и терапия — лечение. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...