Использование метода канистерапии в работе с детьми с ОВЗ
статья на тему
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями. Учет структуры дефекта, индивидуально-личностных и психологических особенностей таких детей побуждает к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Использование нетрадиционных методов работы с детьми с нарушением интеллекта наряду с традиционными методами может повысить эффективность коррекционного воздействия на них.
Одним из нетрадиционных и инновационных для образовательного учреждения методов является анималотерапия. Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) – это вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Здесь развиваются такие направления как иппотерапия, делльфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия.
Канистерапи́я — метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода канистерапии в работе с детьми с ОВЗ
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями. Учет структуры дефекта, индивидуально-личностных и психологических особенностей таких детей побуждает к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями. Использование нетрадиционных методов работы с детьми с нарушением интеллекта наряду с традиционными методами может повысить эффективность коррекционного воздействия на них.
Одним из нетрадиционных и инновационных для образовательного учреждения методов является анималотерапия. Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) – это вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Здесь развиваются такие направления как иппотерапия, делльфинотерапия, канистерапия, фелинотерапия.
Канистерапи́я — метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Ее используют в медицинской и социальной реабилитации, а также можеь использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию социализации, умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций. Чаще всего она применяется для усиления педагогического воздействия на личность ребенка, в том числе в комплексном подходе в процессе реабилитации и адаптации детей с нестандартными особенностями развития.
Метод канистерапии основан на организации игрового взаимодействия ребенка с собакой, в ходе которого происходит эмоциональный контакт, позволяющий развивать коммуникативные навыки, повышать адаптационные возможности ребенка и содействовать его социализации. При этом происходит перенос приобретенных ребенком практических навыков из игры в жизнь. Взаимодействие с собакой эмоционально проще общения с человеком, поэтому ребенок способен быстрее принимать и усваивать правила, удерживать ролевую позицию и осознавать ответственность за собственные действия.
Формы канистерапии:
Ненаправленная - общение с собаками происходит в свободной форме. Это наши домашние питомцы. В ходе таких занятий цели не формулируются, время общения человек определяет самостоятельно, результат не оценивается по каким-либо параметрам
Направленная – когда определены цели и задачи, определён график работы, существует предполагаемый результат работы.
Коррекционные занятия носят направленный характер.
Канистерапия применяется при:
- Психологических трудностях - страхи, трудности адаптации, трудности развития
- Психических нарушениях – шизофрения, депрессии, психопатии, расстройства аутистического спектра, умственная отсталость, эпилепсия
- Соматических заболеваниях - длительные хронические заболевания, онкологические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата, врождённые аномалии развития.
- Сочетанных нарушениях - генетические синдромы, поражения ЦНС, аномалии развития.
Есть так же и противопоказания:
- установленное отсутствие психического развития вследствие верифицированного тяжелого поражения головного мозга (например, гидроэнцефалия, глобальная атрофия больших полушарий головного мозга, и т.п.)
- неподдающиеся лечению пароксизмальные расстройства (судорожные и безсудорожные)
- наличие аллергии на животных
- длительные хронические заболевания, приводящие к снижению иммунного статуса ребенка
- нарушения сознания, приводящие к потере контроля над собственными действиями или к патологическому неадекватному восприятию действительности
- наличие галлюцинаций, бредовых идей
- наличие у ребенка на теле открытых раневых поверхностей
- болезни кожи
- наличие паразитов у ребенка
- болезненные состояния, повышенная температура, катаральные явления, плохое самочувствие
В ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют» занятия проходят с октября 2016 года
1 раз в неделю. После каждого занятия проводится оценка достигнутых результатов.
Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние обучающихся, научиться проявлять активность и интерес, развить речь, внимание и память.
Задачи, которые мы ставим перед собой:
• Компенсация основного дефекта
• Развитие способностей к взаимодействию с окружающими
• Формирование положительного эмоционального фона
• Развитие навыков планирования и контроля
• Развитие общей и мелкой моторики
• Стимулирование познавательной и творческой активности
• Создание благоприятных условий для развития
• Развитие игровых навыков
• Развитие когнитивных функций
Занятия проводят кинолог со специально обученной, сертифицированной для работы с детьми, собакой и канистерапевт.
Формы работы - индивидуальные и групповые.
Индивидуальные занятия посещают дети с ТМНР, с растройством аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, с ДЦП. Групповые занятия посещают дети с ментальными нарушениями, с нарушениями поведения.
Выбор собаки происходит индивидуально для каждого ребенка и для группы детей и обуславливается характером запроса и личными особенностями ребенка. В нашей программе участвуют 2 собаки: активная и спокойная.
Первые занятия направлены на то, чтобы ребенок заметил собаку. Если ребенок апатичный, то его «высаживают» рядом с собакой и в течение занятия стимулируют на тактильный контакт с собакой (положить руку на собаку, погладить ее, потрогать уши, лапы, нос). Если ребенок проявляет сильную негативную реакцию, то заставлять нельзя. Первые время контакт носит формальный характер (собака находится в помещении рядом с ребенком). Педагог строит занятие, учитывая значимые для ребенка предметы, игры (мыльные пузыри, принадлежности для рисования, машинки и т.д.).
На следующем этапе (когда контакт установлен и носит стабильный положительный характер) включаются задания на развитие познавательной сферы (собираем бусы, разноцветные прищепки, причесываем собаку, кормим ее, рисуем красками и карандашами) и эмоциональной сферы, а именно самоорганизация, развитие навыков самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, создание ситуации успеха (активные игры с собакой - кидание мячей, покормить собаку, даем команды, водим на поводке).
Приведем для примера конспект одного из индивидуальных занятий (ребенок с РДА).
Цель: улучшение самостоятельного состояния ребенка. Развитие способности вступать в контакт. Учить правильно строить предложения.
Оборудование: ковер, картинки, деревянный алфавит Монтессори.
Участники: ребенок Я.Л., педагог-психолог Данилова Т.А., кинолог Могилевская О.А, собака Найти.
Ход занятия:
Педагог | Ребенок |
-Здравствуй, Ярослав! Посмотри, кто к нам пришел?! Как ее зовут? Найти! (скажи, здравствуй, Найти) | Ярослав заходит в кабинет - Здравствуйте, Т.А. (Здоровается с кинологом) - К нам пришла Собака. ? -Здравствуй, Найти! |
- Давай ее погладим. - Смотри, какая она большая, мягкая, теплая. А еще Найти добрая, умная, ласковая, спокойная. | Подходит к собаке и садится около нее. Гладит собаку. Дает ей прилагательные определения. |
Покажи, где у нее голова? - А что есть на голове Найти? Уши (какие они?) - А еще что? Глазки! - А еще что? Нос! Молодец! | Показывает голову. Мягкие , лохматые. - Коричневые, добрые, грустные. - маленький , кожаный, черный, мокрый. |
- А покажи, где у нее лапы? А сколько лап у собаки? - Хорошо! Правильно! | Показывает. -четыре! |
-Хочешь покормить собаку? | -Да (кормит собаку). |
- А теперь давай покажем собаке, как хорошо ты знаешь буквы?! (картинки с изображениями: собака пьет воду, собака играет с мальчиком, несет мяч, спит). -Ярослав! Ты молодец! | -да (складывает буквы, проговаривает полностью предложения). |
- а сейчас мы будем давать Найти команды! (встать, лежать, сидеть). -молодец! | Кормит собаку за выполненные команды. |
А сейчас пристегнем поводок к ошейнику и пойдем с ней гулять (делаем круг) | Ведет на поводке, дает команду – рядом. |
А теперь прощаемся с собакой. Говорим: До свидания! | - до свидания! |
Для детей с ментальными нарушениями – групповые занятия направленны на коррекцию познавательной и коммуникативной сферы. Повышение уровня мотивационной сферы. Для развития познавательной сферы используются упражнения: соотнесение плоскостных и объемных фигур и форм, палочки Кюизинера, блоки Дьеныша, игры-шнуровки, лепим из пластилина, рисуем красками, карандашами и т.д. Для развития эмоциональной сферы: выполнение упражнений «Дай собаке команду», «Дрессировщики», «Мы солдаты», читаем для собаки, упражнения на релаксацию, квесты, направленны на развитие навыков взаимодействия, умения работать в группе, слышать друг друга.
Таким образом, можно сказать, что при грамотном вводе метода канистерапии в работу с детьми с ОВЗ, постоянном мониторинге результатов, на основе которых строится дальнейшая коррекционно-развивающая работа, гарантированно достигается положительная динамика у каждого ребенка.
Литература
- Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна Методическое пособие Москва 2002
- Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция .- М., 1990, Теревинф
- Нарушения восприятия себя, как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей Сборник статей / А. Б. Архипов , Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова. – М.: Диалог-МИФИ, 2011. – 64 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
- Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. – 480с.
- Стребелева Е.А, Мишина Г.А., Выродова И.А., БеляковаЮ.Ю., Браткова М.В., Николаева Т.В. Пронина Л.В.
Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. М.: Полиграф сервис, 2003. – 124с. - Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400с.
- Хаймлих У. и др Играем вместе: интегративные игровые процессы в обычном детском саду. Пер. с нем. Е.Л. Ивановой. — М.: Теревинф, 2008.
- Янушко Е. Игры с аутичным ребенком – М., 2004, Теревинф
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
Канистерапия в работе с детьми с ТМНР..
Канистерапия является очень популярным, оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение производится при помощи обученных собах....
Статья:"Использование метода мнемотехники при работе с детьми с ОВЗ"
Описание различных техник мнемотехники при работе с детьми сОВЗ....
Канистерапия в работе с детьми с ОВЗ
Сургутская школа с профессиональной подготовкой...
Использование нетрадиционных методов коррекции при работе с детьми с нарушениями речи
Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном ит...
Использование арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Само понятие «Арт-терапия» состоит из двух слух: от англ. art —искусство и терапия — лечение. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмо...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста(из опыта работы)
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...