Статья:"Использование метода мнемотехники при работе с детьми с ОВЗ"
статья на тему
Описание различных техник мнемотехники при работе с детьми сОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priema_mnemotehniki_pri_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода мнемотехники
при работе с детьми с ОВЗ.
Основной задачей педагога специальной (коррекционной) школы является социальная адаптация ее учащихся. Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы его речь была правильной, чтобы он грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность отрицательно влияет на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Несформированность или недоразвитие речи отмечается у всех детей с ОВЗ и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Целенаправленная работа, проводимая педагогом по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения, социальной адаптации детей с ОВЗ.
В развитии речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью существует множество проблем:
- отсутствие речи;
- скудный словарный запас;
- односложная, состоящая из отдельных слов или простых предложений речь;
- неспособность правильно построить предложение;
- неспособность построить диалог, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить даже краткий ответ;
- неспособность построить монолог;
- плохая дикция;
- отсутствие навыков культуры речи.
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка с ОВЗ, постепенной активизации нарушенных функций. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Кроме того, необходимо учитывать то, что необходимо сделать процесс обучения интересным и занимательным.
Для становления речи детей с ОВЗ, необходимо учитывать факторы, облегчающие этот процесс:
- наглядность, т.к. рассматривание картинок помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия;
- план высказывания (последовательность размещения в схеме всех элементов высказывания).
Использование в своем опыте работы по развитию речи детей с ОВЗ наглядного материала в виде готовых схем (мнемотаблиц), позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее. Необходимо учитывать то, что у детей с ОВЗ внимание неустойчивое, скачкообразное, его трудно удержать на протяжении той или иной деятельности, поэтому задания по мнемотехнике должны, безусловно, вызывать интерес у детей. И именно использование опорных рисунков для обучения увлекает детей, превращает занятие в игру.
Использование элементов мнемотехники позволяет успешно решать следующие задачи:
- формирование представлений об окружающем мире (о себе, об окружающих людях, природе);
- умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- умение работать по образцу;
- у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать различные истории;
- появляется интерес к разучиванию стихотворений, отгадыванию и загадыванию загадок;
- расширяется словарный запас.
Сталкиваясь с проблемой улучшения условий коррекции и развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья и учитывая то, что у таких детей снижена память, страдает продуктивность запоминания, они плохо запоминают инструкции, последовательность заданий, в своей практике я использую элементы мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно развитие речи. Т. к. у детей с ОВЗ преобладает наглядно- образная память и запоминание носит непроизвольный характер, то зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Работа по развитию речи детей с ОВЗ ведется по следующим направлениям:
- обогащение словарного запаса;
- обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов;
- разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы (слайд 2)– схемы, в которые заложена определенная информация. Особенность методики мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу (например, для обозначения домашних животных используется дом, для обозначения диких животных – елка).
Из опыта работы с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами, считаю необходимым давать детям цветные схемы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы (солнышко – желтое, елочка – зеленая, ягодка - красная т. д. ). Изобразить в мнемоквадрате, мнемодорожке или мнемотаблице можно именно то, что необходимо для данной категории детей, и то, что учитель считает нужным (это может быть графическое изображение персонажей сказки, явления природы, члены семьи и т. д.). Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся. Т. к. детям трудно сразу усвоить информацию большого объема, работа по использованию мнемотехники начинается с простейших мнемоквадратов.
Обучение начинается с использования мнемоквадратов.
Затем задания усложняются и детям предлагаются мнемодорожки по выбранным темам. По нескольким рисункам дети составляют небольшой описательный рассказ в виде 2-3 простых предложений (словосочетаний).
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация.
Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. (слайд 3)
Принцип работы с мнемотаблицей. (слайд 4)
1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2.Преобразование символов в образы.
3.Пересказ при помощи символов.
- Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.
Мнемотаблицы: (слайд 5)
- являются дидактическим материалом по развитию речи;
- их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.
Составление описательного рассказа. (слайд 6, 7, 8)
Это наиболее трудный вид в монологической речи.
Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить сначала выделять признаки предмета.
Разучивание стихотворений, пересказ сказки, отгадывание загадок по мнемотаблице. (слайд 9,10, 11)
Вывод : В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц (слайд 12):
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи детей.
- Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода канистерапии в работе с детьми с ОВЗ
В настоящее время в России большое внимание уделяется вопросам образования детей с особыми образовательными потребностями. Учет структуры дефекта, индивидуально-личностных и психологических особенност...
Статья «Использование технологии бумагопластики в работе с детьми с ОВЗ по автоматизации нарушенных звуков»
Об использовании технологии бумагопластики в коррекционно-развивающей работе по автоматизвции у детей правильного произношения звуков....
Статья "Использование дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
Коррекционная педагогика...
Статья "Использование дистанционного обучения при работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)"
Коррекционная педагогика...
Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения
Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...
Статья Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...
«Использование метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста»
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В основе, которой ...