Использование песочной терапии в работе психолога
статья по теме
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Данный метод позволяет:
1. Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
2. Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
3. Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
4. Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
5. Является естественным языком для детей.
6. Служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Технологии песочной психотерапии многофункциональны. Они позволяют психологу решать диагностические, коррекционные, терапевтические задачи, а также задачи творческого развития.
В статье изложена технология использования метода песочной терапии как диагностического инструмента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Песочная терапия в работе психолога | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование песочной терапии в работе психолога
с детьми различных категорий»
Психологи и психотерапевты еще в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начала работать с песком с больными и психологически неблагополучными детьми. Маргарет Ловенфельд назвала свою методику – техника «построения мира».
Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг. Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском языке вышла ее книга "Песочная терапия".
Юнг считал, что человек подчас не осознает, насколько сложен и богат его внутренний мир. Не только ярко осознаваемые мысли, чувства и ощущения составляют содержание нашей души, но и образы, рождаемые в сумерках личного бессознательного - то, что с нами когда-то происходило, а потом забылось; то, что было вытеснено. А где-то там, в глубинах бессознательного, скрыт еще и коллективный опыт наших предков… Юнг, как известно, считал, что существуют общие для всех людей мифологические мотивы, которые таятся в глубине бессознательного, - "архетипы". Они могут ожить в игре человека с песком наряду с его личными знаковыми понятиями.
"Все, что находится в бессознательном, стремится проявиться вовне, и личность также в своем развитии стремится перейти из бессознательного состояния к целостному переживанию самой себя" (К. Г. Юнг). Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение - в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет - но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен - тогда образы могут быть осознаны. Человек поведет диалог со своими творениями. Возникнет возможность двигаться дальше в своем развитии, создавать новые образы, не похожие на прежние.
Дора Кальфф исходила из гипотезы своего учителя, согласно которой психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению. Она утверждала, что в процессе "песочной терапии" происходит развитие самосознания пациента.
Долгое время «sand play» существовала исключительно в юнгианской парадигме благодаря своей основательнице Доре Калфф. Созданные клиентом песочные композиции не интерпретировались, ибо процесс создания картин из песка стимулировал фантазию клиента. Что, в свою очередь, позволяло обнаружить скрытые части «Я», понять существо и особенности его переживаний.
Иными словами, основное действие песочной терапии было направлено на понимание клиентом собственных внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка. Проявленные внутренние процессы рассматривались с точки зрения стадиальности психического развития и проявления архетипов в символике ландшафта и выбираемых человеком миниатюрных фигурок.
Однако возможности песочной терапии проявляются и в другой плоскости. Созданная клиентом картина из песка является творческим продуктом. И в этом смысле песочная терапия привлекательна для арт-терапевтов. Они имеют дело с проявлением творческих возможностей клиента.
В процессе арт-терапии происходит создание неких творческих продуктов, или «визуальных образов», с помощью разнообразных материалов. Причем анализ созданных продуктов используется нечасто. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание.
Иными словами, процесс игры с песком в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Использование в песочнице миниатюрных фигурок, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.
Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.
Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.
Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.
В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс — возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.
Человек, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, воплощает фигуру Волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, человеку предоставляется возможность творческого изменения беспокоящей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей и внутреннего, и внешнего плана. В этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.
Итак, благодаря Карлу Густаву Юнгу и Доре Калфф создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Причем представители различных концепций имеют возможность использовать песочницу.
Однако, уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не стоит забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.
В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте по отношению не только к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.
В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
Накопленный эмпирическим путем материал сегодня начинает подвергаться научному осмыслению. Причем характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в рамках некоторой психологической парадигмы. На первый план выступает анализ особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической работы.
С точки зрения используемых техник работы наблюдается выраженный эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арт-терапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтобы человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком? Должен ли он быть «доброй мамой», создающей комфортные условия для игры? Или он является молчаливым свидетелем песочных спектаклей? Или он — соавтор песочной картины? А может, он — мудрый интерпретатор, отвечающий на незаданные вопросы клиента.
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева выделяет три пути:
— либо придерживаться определенной школы и встраивать работу с песочницей в общий набор методов и техник;
— либо работать так, как «научил» авторитетный специалист;
— либо, «присоединившись» к клиенту, следовать за ним, доверяя собственной личной и профессиональной интуиции.
Третий путь она считает наиболее предпочтительным, но самым трудным.
Выделяется три правила:
1. Присоединение к клиенту. Как уже отмечалось, песочная картина содержит огромную информацию о внутреннем мире и актуальном состоянии человека. Понять запрос клиента, почувствовать ритм его песочной картины, увидеть ее проблемные и ресурсные ипостаси, ощутить неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения. На основании присоединения специалист «следует за клиентом», помогая ему осознавать собственные ресурсные и уязвимые места.
2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину клиента, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый ребенок, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал клиент. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину. Искренний интерес к внутреннему миру клиента, отображенному в песочнице, присоединение к клиенту, — все это позволяет специалисту выстраивать позитивную внутреннюю динамику человека, обратившегося за помощью.
3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Безусловно, «песочный терапевт» не может в присутствии клиента без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или представлять некоторое оценочное суждение. Внутренний мир человека достаточно хрупок, и только этический кодекс и профессионализм специалиста может защитить клиента от травмы.
В зависимости от собственного понимания целей психологической работы, специалист может сделать акцент либо на «отреагирование», либо на самопознание, либо на сознательное моделирование некоторых состояний в песочнице.
Песочная терапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей.
Основная цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
Данный метод позволяет:
- Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
- Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
- Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
- Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
- Является естественным языком для детей.
- Служит дополнением к другим методам психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Технологии песочной психотерапии многофункциональны.
Они позволяют психологу решать следующие задачи:
- Диагностические:
- Коррекционные;
- Терапевтические;
- Творческого развития.
Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:
- Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
- Ограничен в проявлении своих чувств или находится в состоянии фрустрации;
- Переживает экзистенциальный кризис;
- Остро переживает возрастной кризис;
- Имеет психологическую травму;
- Имеет проблемы в принятии решения.
Противопоказания к использованию песочной терапии:
- Клиент характеризуется повышенной возбудимостью;
- У клиента невроз навязчивых состояний;
- Уровень тревожности клиента очень высок.
- Аллергия и астма на пыль и мелкие частицы.
- Кожные заболевания и порезы на руках.
Основным атрибутом песочной терапии является поднос размером 50х70х7 см, выкрашенный изнутри голубой краской (символизирующей небо и воду) и заполненный затем песком. На расположенных рядом с ящиком полках находится большое количество миниатюрных предметов, которые используют при создании песочной композиции. Клиент может не совершать с песком никаких манипуляций, а может придавать ему ту или иную форму. В отличие от традиционного психоанализа, созданная песочная композиция не интерпретируется. После того как клиент покидает арт-терапевтический кабинет, психотерапевт фотографирует его работу и затем ее разбирает. Фигурки убирают на прежнее место, а песку придается та же форма, которая была в начале сессии; таким образом, позднее из них вновь можно создавать новую композицию. В процессе песочной терапии клиент сохраняет воспоминание о созданном им образе. Разрушение песочной композиции и возможность многократного использования песка, воды и миниатюрных предметов для создания в ящике заданного формата новых работ, придает созданию песочных композиций ритуальный оттенок. Это творческий акт, происходящий в присутствии психотерапевта и имеющий определенные временные границы.
Диагностические возможности метода «Sand play».
Для проведения сеанса необходима песочница, регулируемый стол (желательно), стойки с игрушками. Каждого вида игрушек должно быть несколько штук (семья). Песочница должна быть установлена так, чтобы можно было использовать пространство вокруг.
Инструкция: «Представьте себе, что вы – мудрец. Вы путешествуете по миру, чтобы найти место, где ни разу не ступала нога человека, чтобы построить там мир»
Для тревожных, нормативных: «Вы можете сделать его таким, каким подскажет Ваша мудрость».
Для детей: «В этом мире будет все, что необходимо. Там могут быть люди, дома, леса, животные. Все, что нужно, чтобы людям в нем жилось хорошо».
Для клиентов со сниженным контролем: «В мире будут свои законы и правила и это будет помогать ему быть гармоничным»
При интерпретации песочной картины необходимо помнить, что все наши трактовки будут носить характер гипотез.
Допускается трактовка архетипическая, культуральная, субъективная. О символическом значении спрашивают у клиента. Активные символы маркируют клиентским значением.
По окончании сессии необходимо спросить: «Кем бы мог быть ты? Кто главный в этом мире? Кто тебе здесь нравится?».
Если женщина выбирает мужской образ – символ запрета на агрессию. Для детей это может быть отражением сиблинговых конфликтов. Если мальчик выбирает образ девочки – симбиотическая связь с матерью. Это могут быть нарушения сепаративных связей или идентификация с женским образом.
Диагностируются:
- характер работы клиента (активен, пассивен, чувствует комфорт/дискомфорт от контакта и т.д.) – диагностика процесса;
- символика (интерпретируются использованные фигуры, созданный рельеф);
- трафаретная диагностика.
Трафаретная диагностика «модели мира»
прошлое | настоящее | будущее | |
ментальные ощущения | 1 | 4 | 7 |
эмоции и чувства | 2 | 5 | 8 |
конкретные действия | 3 | 6 | 9 |
Поле 1 – значимое в прошлом событие, которое связано с женскими образами (или образом матери). То, что связывает с родом, семейные установки.
Поле 2 – эмоциональные переживания или эмоциональные отношения со значимыми женщинами в прошлом.
Поле 3 – поле значимых действий в прошлом либо осознание их недостаточности в настоящее время.
Поле 4 – размышления о настоящем, планы.
Поле 5 – квадрат реальности. Актуальные эмоции и чувства, имеющие отношение к самому клиенту, к значимым событиям и людям в его жизни.
Поле 6 – реальные действия, связанные с актуальным в настоящее время.
Поле 7 – представления, мечты, планы. Связь со значимыми мужчинами.
Поле 8 – эмоциональные переживания, связанные с ближайшим будущим, эмоциональная составляющая мечты.
Поле 9 – реальные действия ближайшего будущего; социальные установки, то, что социум сдерживает.
Трактовка символов
Рельеф. Необходимо выяснить, мешают ли особенности рельефа перемещению в пространстве или же требуют повышенных энергозатрат.
Ровный – нежелание погружаться внутрь проблемы, углубляться в переживания; социальная приемлемость, нормативность, сверхконтроль.
Вода – доступ к ресурсу. Символ матери. Болото, стоячая вода, озеро – ограничение ресурса (может быть симптомом нарушенных отношений с матерью), либо желание управлять ресурсом. Река – характеристика отношений (важно узнать «какая речка?» - теплая, холодная, мутная, прозрачная, приятная и т.д.). Море – модель бессознательного. Океан – символ коллективного бессознательного. Важно: делит ли речка мир пополам – является ли она преградой? Интерпретация: влияет ли материнская модель на мир клиента.
Гора – символ достижения цели. В символдраме – путешествие. Важно: какую характеристику дает клиент горе, отношение к ней.
Холм (много холмов) – символ материнской груди. Символ регресса, цель – «прижаться к материнской груди». Может быть формой защиты. Связь с матерью, произошла ли сепарация.
Пещера – тайна, доступ к бессознательному. Необходимо выяснить ходит ли туда кто-то? Спрятано там что-то? Доступ к тайнам рода. Символ женского начала.
Подземный ход. Для чего нужен? Куда-то ведет? Символ погружения в бессознательное.
Пустыня – отсутствие ресурса, что-то безжизненное.
Растения.
Дерево. С корнями – устойчивость, связь с родом. Густой лес – много угрозы, преграды, препятствия.
Пень, сваленный лес – защита, нежелание идти в бессознательное.
Цветы – демонстративность, истероидность.
Гвоздика, мак – символ памяти.
Нарцисс – самолюбование, агрессия.
Незабудка – клиенты в слиянии.
Люди.
Супергерои, богатыри – желание стать взрослым, компенсация.
Злодеи
Воины – защита и охрана. Необходимо выяснить зачем нужно защищаться, от кого?
Животные.
Насекомые – инстинктивное начало, связанное с неудовлетворением своих базовых потребностей. Бабочка (у взрослых) – душа, трансформация.
Корова – символ матери (как любое животное, дающее молоко людям).
Медведь, лев – символ отца (силы).
Слон – опора, основа.
Лошадь – символ свободы, возможность достижений, сексуальность.
Бегемот – агрессия.
Птица – независимость. Орел – символ отца. Голубь – символ мира. Опасная птица – символ агрессии внешнего мира. Птица Феникс – возрождение.Водный мир. Неагрессивный – чувственная сфера. Агрессивный – символ злобной мачехи. Курица – материнская хлопотливая модель; осознание своей недостаточности. Павлин – райская птица, мечта, достижение. Сова – мудрость, образованная женщина. Филин, кукушка – предсказатели.
Пресмыкающиеся – связь со злобной матерью. Змея (культур.) – символ мудрости.
Грызуны. Мышь – активность, деятельность, домовитость. Крыса – агрессия, стихия.
Заяц – тревожно-мнительное состояние, трусливость, образ женской слабости.
Кошка – доступ в потусторонний мир, к тайне; независимость; символ уюта; активная жизненная позиция с решимостью, агрессией. Кот Чеширский – хитрость, самовлюбленность, эгоцентризм. Кот-Баюн – завуалированная агрессия. Кот Бегемот – издевательство, хулиган, игровая позиция.
Собака – друг, защитник.
Неживые объекты.
Транспорт – динамика, возможность быстрого передвижения, потенциал активного действия. Яхты, самолеты – признак благополучия реальный, желаемый, значимый.
Дом и его наполнение – самость, социальная часть жизни, связь с самореализацией.
Изгороди, заборы – ограничения, связь с внешним миром. Особенности коммуникативной сферы.
Детали природы (шишки, камни, ракушки, семена) – связь с реальностью.
Камень – стабильность, вечность.
Неструктурированные объекты – специфичность адаптации, креативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование песочной терапии на логопедических занятиях.
В статье раскрывается суть терапевтического эффекта игры с песком на логопедических занятиях. Предлагаются упражнения по темам: "Деление на слоги", "Ударение", "Развитие речевого дыхания" и др....
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда
Слайдовая презентация песочная терапия в работе учителя логопеда...
"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...
Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков р...
Открытое занятие Халимон М.Н. «Использование элементов арт-терапии в работе психолога». Конкурс педагог-психолог Подмосковья.
Методика правополушарного рисования – это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барь...
Использование песочной терапии на логопедических занятиях
Песоная терапия на логопедических заняиях...
«Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ».
Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя коррекционных классов становятся перспективным средством при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характер...