Формирование мотивации учения у первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему
В данной научной стастье рассматривается вопрос о формирование мотивации учения у первоклассников. В ней представлен диагностический аппарат, используемые при исследовании. Рассказан ход исследования. Представлена программа по формировании мотивация учения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_ucheniya_u_pervoklassnikov.docx | 78.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Научная статья по результатам исследования в рамках работы над магистерской диссертацией на тему «Формирование мотивации учения у первоклассников» Нечаевой В.М.
Основные направления модернизации современной школы связаны с идеей создания условий для развития личности и раскрытия индивидуальности ученика, его самореализации в жизни. Перед теоретиками и практиками стоит задача совершенствования учения школьников как ведущего их вида деятельности, выявления условий повышения качества образования, среди которых немаловажное значение имеет формирование и развитие мотивации учения. Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Для того чтобы учебная деятельность была успешной только познавательных мотивов, которые проявляются в повышенной тяге к познавательным дискуссиям, играм, недостаточно. Важную роль играют широкие социальные мотива, такие как - получить хорошую профессию, приносить пользу людям, их наличие свидетельствует об осознании учащимся своего места в обществе, перспективы самореализации в будущем.
Первое время сама позиция ученика, желание занять новое социальное положение в обществе - важный мотив, который и определяет готовность и желание учиться. Приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Но в тоже время каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения обучающимися одинакового по объему и содержанию учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностях. Одной из причины данной проблемы можно выделить различный уровень сформированности учебной мотивации.
С развитием теории учебной деятельности обогатилась новым содержанием и концепция мотивации учения. Мотивы учебной деятельности рассматривали В.С.Ильин, Ю.В.Шаров (познавательные потребности), М.В.Матюхина, А.К.Маркова, А.В.Орлов (социальные и познавательные мотивы), Г.И.Щукина, Ф.К.Савина, М.Г.Морозова, Л.П. Ромадин (предметно-познавательный интерес учащихся), Л.И. Божович, Л.П. Лусканова (мотивы поведения), Н.В. Бордовская, А.А. Реан (мотивы достижения успеха и избегания неудач). Ряд учёных (Н.А. Бакшаева, М.А.Данилов, В.С.Ильин) исследовали различные средства воздействия учителя на развитие мотивационно - познавательной сферы обучаемых. Работы по проблемам мотивации учения и труда школьников (О.С.Гребенюк, В.С.Ильин, В.А.Ядов) позволили учёным выявить дидактические условия управления учебным процессом на основе его мотивационного обеспечения.
«Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов»[3].
«Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними»,- отмечает А.К. Маркова [2].
Однако следует отметить, что большинство теоретических положений не стало руководством к действию у учителей в их повседневной педагогической деятельности. Исследования специалистов, а также опыт работы в школе показывают, что уровень развития мотивации учебной деятельности школьников в большинстве своём достаточно низок.
Наличие данного противоречия позволило сформулировать проблему исследования как поиск ответа на вопрос: какова должна быть система эффективного формирования мотивации учения у первоклассников. Как поддерживать положительную мотивацию в течение всего учебного года? В педагогической литературе этот вопрос разработан не достаточно, что и
определило выбор темы нашего исследования.
Гипотеза состоит в том, что формирование мотивации учения у первоклассников будет успешным, если учитель: в процессе обучения систематически включает цели мотивационного характера в учебные планы и планы уроков; использует методы и формы обучения, направленные на возбуждение интереса учащихся к изучаемому предмету; применяет средства мотивационного воздействия на каждом уроке и проводит диагностику состояния учебной мотивации с анализом результатов и корректировкой своей деятельности, направленной на формирование учебной мотивации школьников (первоклассников).
Проблема исследования определила цель нашего исследования: разработка модели эффективного формирования мотивации учения у первоклассников.
Объект исследования: мотивация учения младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования мотивации учения у первоклассников.
Теоретический анализ литературы по проблеме формирования мотивации учения у первоклассников показал, что мотивация субъекта учебной деятельности многокомпонентна, разноуровннева и разнородна. Выделяют следующие мотивы учения: познавательные и социальные. Уровни социальных мотивов: широкие социальные мотивы, узкие социальные или позиционные мотивы, мотивы социального сотрудничества. Уровни познавательных мотивов: широкие познавательные мотивы, учебно - познавательные мотивы, мотивы самообразования.
Учебная деятельность у младших школьников оказывает влияние на формирование мотивации учения. Формирование мотивации учения будет успешным, если учитель на каждом уроке систематически включает цели мотивационного характера, применяет средства мотивационного воздействия.
В педагогической практике возможны разные пути воспитания положительных мотивов учения. В одних случаях рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости. Этот путь появления новых мотивов психологи А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова и др., обычно называют «сдвиг мотива на цель».
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.
Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:
характером образовательной системы;
организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
спецификой учебного предмета.
Полученные теоретические данные согласуются с нашей моделью формирования мотивации учения.
Мы предлагаем модель формирования мотивации учения у первоклассников, включающую 3 компонента: психологический, педагогический и социальный.
Психологический компонент состоит в серии развивающих занятий по программе «Психологическая азбука» И. В.Вачкова, которые направлены на формирование интереса к познанию, самопознанию, УУД.
Педагогический компонент осуществляется учителем и состоит в реализации условий формирования мотивации учения: включаются цели мотивационного характера в планы уроков, используются методы и формы обучения, направленные на возбуждение интереса учащихся к изучаемым предметам, применяются средства мотивационного воздействия.
Социальный компонент включает в себя, в основном, работу с родителями: выступления на родительских собраниях, разработка памяток для родителей и индивидуальные консультации по формированию мотивации учения.
Следующая задача - проверить на практике предложенную модель, для чего нами было организовано экспериментальное исследование.
Формирование мотивации учения у первоклассников изучалось на базе МБОУ СОШ №4 г. Родники. Выборку составили учащиеся 2-ух первых классов (7-8 лет) в количестве 50 человек. Экспериментальная группа включала 27 человек (14 – мальчиков и 13 – девочек); контрольная группа – 23 человека: (12 – мальчиков и 11 – девочек). Все дети занимаются по ФГОС.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных.
Все замеры проводились в классах школы в четыре этапа.
На первом, подготовительном этапе нашего исследования был проведен подбор группы для исследования, подбор методов и методик исследования.
На втором этапе – диагностическом проведено эмпирическое исследование мотивации учения первоклассников, определена контрольная и экспериментальная группа.
Индивидуальный диагностирующий эксперимент направлен на выявление у каждого из них уровня мотивации учения и готовности к школьному обучению.
На третьем этапе осуществлялся формирующий эксперимент в экспериментальной группе на протяжении 8 месяцев, моделирование групповых занятий по программе «Психологическая азбука» В.Вачкова.
На четвертом этапе после проведения системы коррекционно - развивающих мероприятий (программа «Психологическая азбука» И. В. Вачкова), проведено повторное психодиагностическое обследование первоклассников и сравнение полученных результатов. Индивидуальный контрольный диагностирующий эксперимент проводился с целью проследить динамику развития уровня мотивации учения первоклассников вследствие целенаправленной и систематической работы (с детьми, учителями, родителями) на протяжении первого года школьного обучения.
В настоящее время для изучения уровня развития мотивации учения первоклассников наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: Стандартная беседа Нежновой Татьяны Александровны [5]; анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой [6]; методика исследования мотивации учения у первоклассников М.Р.Гинзбурга [7].
В нашей работе мы так же использовали данную батарею тестов, кроме того показателями мотивации учения могут служить активная работа на уроке, выполнение всех задний, положительное отношение к школе и конкретным предметам, поэтому мы активно использовали в исследовании и метод наблюдения.
В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых выполнить разнообразные задания, ответить на вопросы, проявить свое воображение, смекалку и внимание. Время проведения процедуры около 20 минут.
Табл.1. Результаты первичной диагностики мотивации учения первоклассников.
Уровни /в %/ | Стандартная беседа Нежновой Т.А. | Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". | Методика исследования мотивации учения у первоклассников. | Средний показатель уровней | ||||
1-а класс | 1-б класс | 1-а класс | 1-б класс | 1-а класс | 1-б класс | 1-а класс | 1-б класс | |
Высокий уровень | 44 | 39 | 40 | 43 | 59 | 66 | 48 | 50 |
Средний уровень | 52 | 61 | 56 | 57 | 41 | 30 | 49 | 49 |
Низкий уровень | 4 | 0 | 4 | 4 | 3 | 1 |
Для определения среднего показателя уровня мотивации учения детей по трем методикам мы вычислили их среднее арифметическое значение.
Наглядно соотношение уровней мотивации учения в двух классах представлена в рисунке 1.
Рис.1. Распределение испытуемых по уровню сформированности мотивации учения на начало эксперимента
Как видим из таблицы 4 и рисунка 1 показатели уровней 1сформированности мотивации учения в 1-а классе и в 1-б классе близки по значению.
Поэтому мы выбрали 1-а класс как экспериментальный, так как в нем имелась возможность проводить экспериментальную работу.
1-б класс выступил в качестве контрольной группы.
Основная цель системы заданий, реализуемых нами в рамках психологического компонента: научить ребенка использовать полученные знания, в том числе психологические, для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в социуме, в условиях учебной деятельности.
Задачи программы:
- Формирование психологической готовности к обучению, работа над личностными, регулятивными и коммуникативными УУД.
- Формирование интереса к познанию и самопознанию
- Создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых требований
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми [1].
Занятия спланированы в игровой форме и были интересны детям. Этому способствовало использование разнообразных методов и приемов, широкое включение сказки и игры.
Занятие может включать следующие типы работы: рассказ учителя, игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор иллюстраций и наглядных пособий, лепка из пластилина, изобразительная деятельность, написание сочинений, чтение специально подобранных текстов и «психологических» сказок и т.д. Достаточно часто какую-то часть занятия уделяют «времени книги», когда учитель читает детям вслух и обсуждает с ними сказки.
Основу программы составляют занятия, направленные на развитие у детей интереса к познанию и самопознанию. Занятия построены в доступной и интересной для детей форме с применением метода сказкотерапии. При этом учитывается, что основными функциями сказки являются: развитие воображения; введение ребенка в социально-культурный слой через систему образов и отношений; организация и развитие мышления ребенка; проигрывание затруднений во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Метод сказкотерапии оказывает благоприятное воздействие на развитие учебной мотивации, т.е. активизирует внутренние «учебные» ресурсы детей. Выполняя домашние задания, ребенок учится преодолевать трудности, стеснение.
После реализации предложенной модели формирования мотивации учебной деятельности была проведена повторная диагностика её уровней у первоклассников. Результаты представлены ниже.
Табл.2. Сводная таблица результатов повторной диагностики
Уровни /в %/ | Стандартная беседа Нежновой Т.А. | Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". | Методика исследования мотивации учения у первоклассников. | Средний показатель уровней | ||||
1-а класс | 1-б класс | 1-а класс | 1-б класс | 1-а класс | 1-б класс | 1-а класс | 1-б класс | |
Высокий уровень | 70 | 39 | 70 | 43 | 70 | 66 | 70 | 49 |
Средний уровень | 15 | 39 | 15 | 35 | 26 | 30 | 19 | 35 |
Низкий уровень | 15 | 22 | 15 | 22 | 4 | 4 | 11 | 16 |
Наглядно соотношение уровней мотивации учения в двух классах представлена в рисунке 2.
Рис.2. Распределение испытуемых по уровню сформированности мотивации учения на конец эксперимента
Как видим из таблицы 2 и рисунка 2 показатели уровней сформированности мотивации учения в 1-а классе и в 1-б классе заметно различаются.
Данные, полученные в ходе исследования, представлены в диаграммах (рис. 3,4.).
Рис.3. Диаграмма 3. Динамика распределения испытуемых по уровням сформированности мотивации учения вследствие целенаправленной работы в экспериментальной группе.
Как показывает диаграмма, наибольшие изменения каснулись среднего уровня мотивации, который сократился в 2,5 раза, при этом произошёл рост двух других уровней.
Рис.4. Диаграмма 4. Динамика распределения испытуемых по уровням сформированности мотивации учения в контрольной группе.
На даннам рисунке также отмечено сокращение среднего уровня мотивации учения, однако оно менее значительно, чем в экспериментальной группе, и дало прирост лишь низкому уровню мотивации учения к концу учебного года.
Приведенные данные свидетельствуют о значительных изменениях в формировании уровня мотивации учения у первоклассников. В процессе обучения происходит снижение среднего уровня мотивации учения за счёт его дифференцировки на более высокий или более низкий уровень мотивации, т.е. мотивация становится более определённой. При этом в экспериментальной группе такая дифференциация получилась в пользу высокой мотивации учения, а в контрольной группе – в пользу низкого уровня мотивации учения.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведенная нами работа показала положительные результаты по развитию мотивации учения у первоклассников. В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
- Мотивация учения первоклассников в начале обучения более положительна, чем в конце первого года обучения /2 человека с отрицательной мотивацией против 9 человек в конце года. Так на начало эксперимента низкий уровень в двух классах составил 2% (3%- в 1-а классе и 1%- в 1-б классе), а в конце эксперимента этот показатель равнялся 13,5% (11%- в 1-а классе и 13%- в 1-б классе).
- В ходе обучения первоклассников мотивация учения становится более определённой, происходит уменьшение среднего /нейтрального/уровня отношения к учению. Так в начале учебного года средний уровень в двух классах составил 49% (49%- в 1-а классе и 49% в 1-б классе), а в конце учебного года этот показатель равнялся уже 27% (19% в 1-а классе и 35% в 1-б классе), то есть сократился почти в 0,5 раза. Причем в экспериментальной группе мотивация стала более определенной (средний уровень почти в 2 раза меньше, чем в конце).
- В результате целенаправленной работы с детьми по формированию интереса к учению дифференциация отношения к учению отмечается в пользу высокого уровня мотивации учения. Так в начале учебного года высокий уровень мотивации учения составил 49% (48%- в 1-а классе и 50% в 1-б классе), а в конце учебного года этот показатель равнялся уже 59,5% (70% в 1-а классе и 49% в 1-б классе), то есть увеличился почти в 1,5 раза в экспериментальной группе и остался на прежнем уровне в контрольной группе.
В ходе реализации предложенной нами модели родителям и учителям школы были даны рекомендации, дающие возможность развивать в детях мотивацию учения.
Успех в учебе – это умение плюс желание. Взрослые – учителя и родители помогают их появлению. Чаще всего неуспевающие дети у тех родителей, которые не заинтересованы в получении хорошего образования своими детьми, у тех родителей, которые формально подходят к вопросам контроля над учебной деятельностью своего ребёнка.
У родителей, которые вместе детьми выполняют домашние задания либо помогают при необходимости, интересуются успехами своих детей, огорчаются их неудачам, вместе с ребёнком ставят ближайшие и отдалённые цели в жизни, неуспевающих в учёбе детей не бывает.
Мотивация – не постоянная величина. Она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, возраста, окружения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. Во многом это зависит от личности и методического мастерства учителя.
Наше исследование отметило установочную фазу формирования мотивации учения школьников на первом году их обучения, что накладывает дополнительную ответственность на нас, взрослых, за направление её развития.
Список используемой литературы:/не более 10 источников по тексту/
- Вачков И.В. Программа развивающих занятий в 1 классе «Психологическая азбука». М.: Генезис,2012, 144 с.
- Маркова А.К. и др. Мотивация учения и ёё воспитание у школьников. – М., 1983, 64 с.
- Щукина Г.И. Педагогика школы. — М., 1977, 383 с.
- Е.В. Камаровская. Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.М. Камаровская. — С-П. : Питер, 2010. — 32 c. — Режим доступа: http://school1.kng.lokos.net/index.php?catid=6:2012-01-16-11-38-42&id=48:2012-12-17-06-33-10&Itemid=8&option=com_content&view=article. Дата обращения (15.11.2014)
- Психодиагностические методики [Электронный доступ]: Диагностики детей.- Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00160.htm . Дата обращения (30.08.2014)
- Психодиагностические методики [Электронный доступ]: Диагностики детей.- Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/618 . Дата обращения (30.08.2014)
- Психодиагностические методики [Электронный доступ]: Диагностики детей.- Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-lih1.htm. Дата обращения (30.08.2014)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пути формирования мотивации учения у младших школьников"
Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важн...
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Методика формирования мотивации учения младших школьников
Содержание Введение……………………………………………………………………31. Технология диагностики мотивов учебной деятельности у младших школьников………………………………………………………………… 42 . Формирование мотивов учебн...
Проблема формирования мотивации учения у детей младшего школьного возраста как основы успешного обучения
Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели....
Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности
С целью развития познавательного интереса, формировния навыков беглого осознанного чтения, воспитания любви к книге были составлены кроссворды. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой....
Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в формировании мотивации учения". Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года.
Презентация к родительскому собранию. Тема: Роль семьи в формировании мотивации учения.Анализ успеваемости и учебно-воспитательного процесса за I полугодие 2019-2020 учебного года....