ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
статья (1 класс)

Холостых Ирина Алексеевна учитель начальных классов

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holostyh.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Холостых Ирина Алексеевна

МАОУ «Средняя политехническая школа №33»

Белгородская область, г. Старый Оскол

Holostyx-irina@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ, КАК ЛИЧНОСТНОГО УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Зачастую, на уроке учитель что-то объясняет, показывает, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью – думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул, который поможет им осознать цель этой деятельности: «Зачем мне это надо делать?». Любая деятельность побуждается мотивами, противоречием между знанием и незнанием.

Данная проблема была и есть актуальна во все времена, так как школьники не хотят учиться, не хотят ходить в школу, не хотят выполнять домашнее задание. Следовательно, возникает вопрос, как учителю следует осуществлять педагогическую деятельность, чтобы у учащихся появилось желание учиться. Формирование мотивации является одним из составляющих личностных универсальных учебных действий, что диктуется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Мотивация  учебной  деятельности  младших  школьников  изучалась следующими  учеными:   Л.И.  Божович,  С.М. Бондаренко,  Н.Ф.  Талызина. Согласно Л.И. Божович, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2, с. 53]. Развитие мотивов учения является важным показателем сформированности внутренней позиции школьника. Учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. Решающую роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями. Произвольность поведения и деятельности обеспечивает соподчинение мотивов –  способность ребенка подчинять свои импульсивные желания сознательно поставленным целям. В этой связи возникают и формируются новые моральные мотивы – чувство долга и ответственность. [1, с. 33] 

По мнению Н. Ф. Талызиной, смыслообразующие мотивы, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Если ученик удовлетворен, тем как реализуется в деятельности учения его смыслообразующий мотив, то он будет стремиться продолжать ее, несмотря на то, что в какой-то момент она не позволит реализоваться мотиву-стимулу. [4]

Важность создания условий возникновения интереса к учителю, к учению и формирования самого интереса отмечалась многими исследователями. На основе системного анализа С.М. Бондаренко были названы основные факторы, способствующие тому, чтобы учение было интересным для ученика. Согласно этому анализу, важнейшей предпосылкой создания интереса к учению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание ее смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. [3]

Технология создания ситуаций творчества — один из путей воспитания творческой личности. Ситуация творчества — это «ситуация, в которой дается установка действовать по-новому, не так, как раньше, не так, как у всех, в которой снижается или снимается психологический барьер на пути креативного поведения личности» [4, с. 186]. Развитие твор- ческой личности возможно посредством создания особых ситуаций, в которых необходимо действовать не по заученным правилам, а творчески. Зачастую дети и сами не знают, чего они хотят, что у них по- лучается лучше, чем у других, в чем именно они хо- тят проявить свое творчество. Поэтому у ребенка должна быть возможность пробовать себя в разных видах деятельности: чем шире поле для приложе- ния своих возможностей, чем больше свобода вы- бора, тем легче ему проявить себя

Творчество - всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого предварительно в программу усвоения.

Творчество - всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включённого предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристическом обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика, б) его творческие достижения по изучаемым предметам, в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов. (Хуторской)

Библиографический список

  1. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной.-М., 1972.-С. 7-44. 
  3. Бондаренко С.М. Проблема формирования познавательного интереса при классно-групповом и программированном обучении: по материалам психолого-педагогической литературы // Вопросы алгоритмизации и программирования обучения / Под ред. Л.Н. Ланды. М., 1973. –  С. 258.
  4. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание как фактор формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ставит перед школой главную цель: «Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетен...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельно...

Психолого-педагогическое сопровождение формирования и развития личностных универсальных учебных действий младших школьников

Личностная диагностика  в рамках перехода на ФГОС НОО позволит оптимизироватьработу по формированию и развитию личностных универсальных учебных действий....

Формирование личностных универсальных учебных действий в начальной школе.

Формирование личностных универсальных учебных действийЗа последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации.   Школа должна не ...

Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для ис...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНО- УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

Личностные  действия  включают  в  себя  ценностно-смысловую  ориентацию  учащихся,  т.  е.  ученик  должен  знать  морально-этические...

Обобщение опыта работы "Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках чтения"

Современный  учитель должен дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личн...