Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).
учебно-методический материал на тему
Цель: Содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.
Задачи:
- Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов(активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться).
- Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха через использование в работе образовательных технологий в рамках психолого-педагогического сопровождения.
- Проанализировать методы и приёмы, используемые педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.seminar-praktikum_auktsion_pedagogicheskih_idey.docx | 63.05 КБ |
2.prezentatsiya_sovremennye_tehgnologii_v_dou.ppt | 2.67 МБ |
3.refleksiya_k_auktsionu.pptx | 252.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Аукцион педагогических идей»
(психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).
Цель: Содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.
Задачи:
- Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов (активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению ими опыта коллективной работы, повышать их теоретические знания, совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию из разных источников; помочь членам коллектива реализоваться).
- Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха через использование в работе образовательных технологий в рамках психолого-педагогического сопровождения.
- Проанализировать методы и приёмы, используемые педагогами.
I. Вводная часть
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мне очень приятно видеть вас сегодня, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность. Сегодня мы с вами проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности воспитанников, попытаемся систематизировать приемы и методы создания в ДОУ ситуации успеха (для педагогов и воспитанников) через использование образовательных технологий в рамках психологического сопровождения.
- Игра «3 в 1» (знакомство, комплимент, закончи предложение)
Материал: мяч, карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция: 1. Каждому участнику предлагается сказать свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас. 2. Поймать мяч и закончить предложенное предложение.
Предложения на карточке:
У меня вызывают симпатию люди, которые…..
Самая большая радость для меня –это…
Я люблю, когда…
Мне радостно, когда…
Я горжусь тем, что….
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….
Думаю, что самое важное для меня….
ДОУ для меня- это…
Мне нравится, когда люди, окружающие меня…
Психолог в ДОУ-это…
Мои друзья- это…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно, когда ….
Человек считается успешным, если…
Рефлексия. Вопрос от психолога. Как вы думаете, зачем мы использовали эту игру?
II. Основная часть
- Введение в тему
Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед нами такую задачу - создать благоприятные условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Для этого должны быть созданы следующие условия:
- современная и комфортная предметно-пространственная среда
- активная интеллектуально-познавательная деятельность воспитанников
- тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе и пр.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости. Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в образовательной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?
Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось:
СИТУАЦИЯ - это сочетание условий, которые обеспечивают успех;
УСПЕХ - это результат подобной ситуации;
ОЖИДАНИЕ УСПЕХА - стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.
В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно
УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА - это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога состоит в том, чтобы дать себе и каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
- Современные технологии в ДОУ (психолого-педагогическое сопровождение) (презентация).
- Выступления педагогов «Аукцион педагогических идей».
III.Заключительная часть:
- Формула успешного воспитанника
Уважаемые коллеги, сейчас нам необходимо раскрыть понятие УСПЕХ применительно к воспитанникам. То есть, какими качествами или характеристиками обладает успешный воспитанник
У_________________________________________________
С_________________________________________________
П_________________________________________________
Е_________________________________________________
Х_________________________________________________
- РЕЦЕПТ для настоящего педагога
А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления хорошей образовательной деятельности. Перечислите, по вашему мнению, самые лучшие положительные качества личности, эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы.
(Педагоги предлагают свои варианты)
Добавьте по одной порции:
• мудрости;
• терпения;
• храбрости;
• работоспособности;
• оптимизма;
• преданности своему делу;
• свободомыслия;
• доброты;
• отдыха и заботы о здоровье;
• доброго юмора;
• такта;
• веры в каждого ребёнка.
Рецепт приготовления хорошей образовательной среды
- Рецепт «Успех»
- Рецепт «Педагог»
А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. Количество ингредиентов — на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.
Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится! Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!
Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!
- Рефлексия «Плюс, минус, интересно».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б. Т. Лихачёв)
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Структура образовательной технологии
Современные образовательные технологии широко используемые в нашем ДОУ игровая технология; здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; технология «ТРИЗ»; личностно-ориентированные технологии; технология «Ситуация» технология «Ситуация успеха» информационно-коммуникационные технологии; технология портфолио дошкольника и педагога и др.
Игровая технология Охватывает определенную часть учебного процесса и объединено общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
игровые технологии : игры с предметами словесные игры игры - драматизации игры - имитации игры - путешествия подвижные игры сюжетно-ролевые игры игры на развитие психических процессов развивающие, дидактические и др. игры.
Игровые технологии позволяют заинтересовать и привлечь воспитанников к овладению новыми знаниями. Одним из преимуществ игровых технологий является то, что игра всегда требует активных действий каждого ребенка, поэтому с помощью нее при проведении образовательной ситуации необходимо организовать не только умственную, но и двигательную активность детей.
Здоровьесберегающие технологии Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Классификация здоровьесберегающих технологий
Технологии проектной деятельности Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов: Игровые Экскурсионные Повествовательные Конструктивные
Технология исследовательской деятельности Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) Целью использования данной технологии в детском саду является: развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Личностно - ориентированная технология Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Педагогика сотрудничества, и технология индивидуализации позволяют: изучить личностные особенности каждого ребенка посредством общения; построить образовательную деятельность с учетом индивидуальной личности ребенка; организовать обучение каждого ребёнка с учётом «зоны ближайшего развития»
Направления личностно-ориентированных технологий Гуманно-личностные технологии , отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Технология «Ситуация» Применяя технологию «Ситуация», которая вовлекает воспитанников в удивительный мир игры, в процессе которой они приобретают новые знания. Технологию «Ситуация» применяют как в организованной деятельности с детьми, так и в индивидуальной, подгрупповой и даже досуговой деятельности. Алгоритм: 1. Введение в ситуацию - наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить). 2. Актуализация - выполнение детьми определённых действий для приобретения недостающих знаний. 4. Открытие детьми нового знания - выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания. 5. Включение нового знания - формирование у дошкольников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу. 6. Осмысление (итог) - включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных задач.
Технология «Ситуация успеха» Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий , при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать. Переживание же радости, успеха – нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Наша задача, как значимых взрослых, в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Технология портфолио дошкольника Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Для личного изучения Технология «Портфолио педагога» творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Технологический подход Систематическое использование в педагогическом процессе современных образовательных технологий гарантирует достижения дошкольника (успешности), позволит повысить уровень физического, интеллектуального развития воспитанников, адаптировать их в обществе, а в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенс Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха на занятиях в дополнительном образовании - как условие успешной адаптации к школьному обучению
В моей педагогической деятельности главной целью является подготовка к успешной адаптации ребёнка к школьному обучению. В своей работе я использую много различных методов для реализации данной ц...
Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...
Выступление на педагогическом совете "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности"
Цель: выявить положительные и отрицательные стороны создания ситуации успеха во внеурочной деятельности.Ситуация – это сочетание условий и обстоятельств, которые обеспечивают успех.Успех – результат т...
Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника
Данная статья затрагивает проблему создания ситуации успеха в процессе обучения, раскрывает различные педагогические, психологические, диагностические и организационные подходы для ее воплощения на пр...
«Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»
Часть 1. Содержание понятий «успех», «ситуация успеха».Часть 2. Технологические операции создания ситуации успеха.Часть 3.Система методов создания ситуации успеха на уроке.Часть 4.Осуществление д...
ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»
ДОКЛАДпо теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»...
Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроке
Рекомендации педагогам по формированию ситуаций успеха на уроке....
- Мне нравится (1)