ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»
методическая разработка по теме

ДОКЛАД

по теме

 «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина

Щёлковского муниципального района Московской области

ДОКЛАД

по теме

 «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»

Смолина В.С., руководитель ШМО

 учителей начальных классов

2017 г.

Цель: создать условия для непрерывного образования педагогов.

Задачи:

- совершенствовать компетенции, необходимые для выполнения трудовых функций, определенных профессиональным стандартомпедагога;

- мотивировать педагога к выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления для реализации ФГОС НОО;

 - обобщить опыт работы педагогов по созданию ситуации успеха учащихся на уроках и во внеурочной деятельности для повышения качества образования.

В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей учиться, применять и развивать полученные знания и умения, формировать у детей мотивацию к обучению, оказывать помощь учащимся в самоорганизации и саморазвитии, создавать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика.

«Интерес к учению появляется только тогда,

когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В.А.Сухомлинский

       Для создания условий, способствующих удовлетворению, радости, расширению спектра положительных эмоций у детей,первоначально  необходимоиспользовать приёмы эмоционального вхождения в урок:

1.Поделись улыбкою своей.

Ребята, сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне и  друг другу.

2. Музыка в подарок.

Прослушивание музыкального произведения. Например, песня «Улыбка».

- Какое настроение передала вам музыка? Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.

3. Сказочное письмо.

Сказочное письмо с заданиями  приносит почтальон от сказочных героев.

4. Я – актёр.

- Ребята, изобразите при помощи мимики и жестов: веселого клоуна, грустного щенка, радостного воробышка, царевну Несмеяну, солнечного зайчика.

5. Посмотри в окно.

- Ребята, посмотрите в окно, опишите, что вы видите, слышите, чувствуете при созерцании природы.

6. Цвет и настроение.

-  Каким цветом ты можешь показать своё настроение? Нарисуй его.

7. Минуты радости.

- Закройте глаза, вспомните, когда вам было особенно радостно. Что почувствовали? Покажите. ( Смайлик, определённый цвет – определённое настроение).

8. Подарок другу.

- Представь, что сосед по парте приглашает тебя в гости, подумай, что ты ему подаришь? Используя жесты и мимику. Изобрази свой подарок.

На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает особого успеха:

- удачно ответил на трудный вопрос;

- высказал интересную мысль;

- нашёл необычное решение.

Такой ребенок должен обязательно получить хорошую оценку учителя, одноклассников.

- Ребята, давайте поаплодируем Яне, она справилась с очень интересным и трудным заданием.

Успех,  выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.

Младшие школьники считают самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировки имеют большое значение.

Например:

- ты тщательно выполнил задание;

- ты был настойчив в поиске решения;

- ты хорошо усвоил эту тему.

В ходе учебного  процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха:

- знакомство с новой информацией;

- творческие задания;

     - проблемные вопросы.

      Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих и успешных учеников. Они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А слабоуспевающие школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, потому не приходится говорить об их успехах. Следовательно, ситуации успеха для таких учеников приходится создавать искусственно.

Для этого необходимо использовать:

-  дифференцированные задания;

-  схемы, алгоритмы рассуждений и ответов;

-  посильные и занимательные задания;

-  яркие художественные образы.

Приёмы создания ситуации успеха

1. Создание атмосферы радости, одобрения.

Ласковые и подбадривающие слова, мягкие интонации голоса, доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий ученику справиться с поставленной перед ним задачей.

2. Снятие страха - авансированиедетей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью). Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.

3. Оказание скрытой помощи.

Скрытая помощь реализуется путём намёка, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики. Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.

4. Анонсирование -  предупреждение о предстоящей работе.

Смысл анонсирования не просто предупредить ученика, а обсудить то, что он будет делать на уроке(вместе подобрать литературу к сообщению, посмотреть на буквы, которые он путает).

5. «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

6. «Умышленная ошибка» - обнаружение ошибки в тексте, в математических выражениях,в устной речи.

8. «Лестница» - ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний. Ученик начинает познавать радость успеха, ему хочется повторить его, он начинает верить в свои силы. Это позволяет учителю повышать требования к ученику и, учитывая его индивидуальные особенности, формировать его успешность.

9. «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.

10.Работа в группах. Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придёт на помощь, если она потребуется.

11. Персональная исключительность ребёнка.

        Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, но и даже малейший положительный результат.

12. Заключительная оценка

Успех без признания приводит к разочарованию. Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения учеником своего успеха.

   В работе учителю помогут принципыпсихологической комфортности:

1. Никогда не сравнивать детей друг с другом.

2. Ребёнка можно сравнивать только с самим собой.

3. Каким он был вчера, каким он стал сегодня.

        

        Важнейшим для создания ситуации успеха является использование на уроке методов обучения в сотрудничестве.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

        Идея обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

        Такое взаимодействие необходимо осуществлять на основепринципов обучения в сотрудничестве, что, несомненно, приводит к успеху учащихся:

1.  Взаимодействие членов группы на основе:

- единой цели;

- распределённых внутригрупповых ролей и функций;

- единого учебного материала;

- общих ресурсов;

- одного поощрения для всех;

  1. Личная ответственность каждого за успехи всех.
  2. Равная доля участия каждого члена группы.
  3. Рефлексия.

        Для создания сотруднических взаимоотношений на уроках используются различные приёмы:

  • высказать своё мнение;
  • придумать задание;
  • проверить работы друг друга;
  • найти ответ на проблемный вопрос;  
  • дать совет.

Очень важно формироватьличностную самооценкуу учащихся. На этапе рефлексии ученикам предлагается выбрать в табличке подходящий вариант ответа, дополнив его определённым обоснованием.

Своей работой на уроке я ….

А) доволен ( льна)

Б) не совсем доволен ( льна)

В) не доволен ( льна), потому что

Тем самым формируется адекватная самооценка.

Также в работе на этапе рефлексии можно использовать другие символы и знаки.

        ? - сомневаюсь, не уверен, есть ошибки

        ! -  я уверен, справлюсь, все верно

        Горка -  изобразить себя на склоне по пути к вершине.

        Лесенка -  на какой Я ступеньке?

        Светофорчик -  верно – неверно (зелёный –красный)

        Смайлик -   покажи свой успех, свое настроение.

Таким образом, организуем работу не только по формированию, но и по коррекции самооценки, что способствует самоопределению учащегося  в деятельности, формированию у него адекватной самооценки.

Ситуация успеха– это комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность.

В   результате реализации ФГОС основной целью является не предметный, а личностный результат учащегося. Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Успешность ребёнка  является залогом эффективной реализации ФГОС и повышения качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Художественно -эстетическая деятельность...

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».

Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...