ДОКЛАД по теме «Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»
методическая разработка по теме
ДОКЛАД
по теме
«Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина
Щёлковского муниципального района Московской области
ДОКЛАД
по теме
«Создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО при переходе на профессиональные стандарты педагога»
Смолина В.С., руководитель ШМО
учителей начальных классов
2017 г.
Цель: создать условия для непрерывного образования педагогов.
Задачи:
- совершенствовать компетенции, необходимые для выполнения трудовых функций, определенных профессиональным стандартомпедагога;
- мотивировать педагога к выбору индивидуального образовательного маршрута профессионального становления для реализации ФГОС НОО;
- обобщить опыт работы педагогов по созданию ситуации успеха учащихся на уроках и во внеурочной деятельности для повышения качества образования.
В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей учиться, применять и развивать полученные знания и умения, формировать у детей мотивацию к обучению, оказывать помощь учащимся в самоорганизации и саморазвитии, создавать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика.
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
В.А.Сухомлинский
Для создания условий, способствующих удовлетворению, радости, расширению спектра положительных эмоций у детей,первоначально необходимоиспользовать приёмы эмоционального вхождения в урок:
1.Поделись улыбкою своей.
Ребята, сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам. Вы улыбнитесь мне и друг другу.
2. Музыка в подарок.
Прослушивание музыкального произведения. Например, песня «Улыбка».
- Какое настроение передала вам музыка? Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнитесь друг другу.
3. Сказочное письмо.
Сказочное письмо с заданиями приносит почтальон от сказочных героев.
4. Я – актёр.
- Ребята, изобразите при помощи мимики и жестов: веселого клоуна, грустного щенка, радостного воробышка, царевну Несмеяну, солнечного зайчика.
5. Посмотри в окно.
- Ребята, посмотрите в окно, опишите, что вы видите, слышите, чувствуете при созерцании природы.
6. Цвет и настроение.
- Каким цветом ты можешь показать своё настроение? Нарисуй его.
7. Минуты радости.
- Закройте глаза, вспомните, когда вам было особенно радостно. Что почувствовали? Покажите. ( Смайлик, определённый цвет – определённое настроение).
8. Подарок другу.
- Представь, что сосед по парте приглашает тебя в гости, подумай, что ты ему подаришь? Используя жесты и мимику. Изобрази свой подарок.
На уроке нередко складываются ситуации, когда ученик достигает особого успеха:
- удачно ответил на трудный вопрос;
- высказал интересную мысль;
- нашёл необычное решение.
Такой ребенок должен обязательно получить хорошую оценку учителя, одноклассников.
- Ребята, давайте поаплодируем Яне, она справилась с очень интересным и трудным заданием.
Успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.
Младшие школьники считают самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировки имеют большое значение.
Например:
- ты тщательно выполнил задание;
- ты был настойчив в поиске решения;
- ты хорошо усвоил эту тему.
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха:
- знакомство с новой информацией;
- творческие задания;
- проблемные вопросы.
Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих и успешных учеников. Они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А слабоуспевающие школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, потому не приходится говорить об их успехах. Следовательно, ситуации успеха для таких учеников приходится создавать искусственно.
Для этого необходимо использовать:
- дифференцированные задания;
- схемы, алгоритмы рассуждений и ответов;
- посильные и занимательные задания;
- яркие художественные образы.
Приёмы создания ситуации успеха
1. Создание атмосферы радости, одобрения.
Ласковые и подбадривающие слова, мягкие интонации голоса, доброжелательная мимика создают благоприятный психологический фон, помогающий ученику справиться с поставленной перед ним задачей.
2. Снятие страха - авансированиедетей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью). Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.
3. Оказание скрытой помощи.
Скрытая помощь реализуется путём намёка, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики. Незаметно тем самым подводя детей к главному, а именно, выводу правила.
4. Анонсирование - предупреждение о предстоящей работе.
Смысл анонсирования не просто предупредить ученика, а обсудить то, что он будет делать на уроке(вместе подобрать литературу к сообщению, посмотреть на буквы, которые он путает).
5. «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
6. «Умышленная ошибка» - обнаружение ошибки в тексте, в математических выражениях,в устной речи.
8. «Лестница» - ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний. Ученик начинает познавать радость успеха, ему хочется повторить его, он начинает верить в свои силы. Это позволяет учителю повышать требования к ученику и, учитывая его индивидуальные особенности, формировать его успешность.
9. «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами.
10.Работа в группах. Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придёт на помощь, если она потребуется.
11. Персональная исключительность ребёнка.
Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, но и даже малейший положительный результат.
12. Заключительная оценка
Успех без признания приводит к разочарованию. Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения учеником своего успеха.
В работе учителю помогут принципыпсихологической комфортности:
1. Никогда не сравнивать детей друг с другом.
2. Ребёнка можно сравнивать только с самим собой.
3. Каким он был вчера, каким он стал сегодня.
Важнейшим для создания ситуации успеха является использование на уроке методов обучения в сотрудничестве.
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Идея обучения - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Такое взаимодействие необходимо осуществлять на основепринципов обучения в сотрудничестве, что, несомненно, приводит к успеху учащихся:
1. Взаимодействие членов группы на основе:
- единой цели;
- распределённых внутригрупповых ролей и функций;
- единого учебного материала;
- общих ресурсов;
- одного поощрения для всех;
- Личная ответственность каждого за успехи всех.
- Равная доля участия каждого члена группы.
- Рефлексия.
Для создания сотруднических взаимоотношений на уроках используются различные приёмы:
- высказать своё мнение;
- придумать задание;
- проверить работы друг друга;
- найти ответ на проблемный вопрос;
- дать совет.
Очень важно формироватьличностную самооценкуу учащихся. На этапе рефлексии ученикам предлагается выбрать в табличке подходящий вариант ответа, дополнив его определённым обоснованием.
Своей работой на уроке я ….
А) доволен ( льна)
Б) не совсем доволен ( льна)
В) не доволен ( льна), потому что
Тем самым формируется адекватная самооценка.
Также в работе на этапе рефлексии можно использовать другие символы и знаки.
? - сомневаюсь, не уверен, есть ошибки
! - я уверен, справлюсь, все верно
Горка - изобразить себя на склоне по пути к вершине.
Лесенка - на какой Я ступеньке?
Светофорчик - верно – неверно (зелёный –красный)
Смайлик - покажи свой успех, свое настроение.
Таким образом, организуем работу не только по формированию, но и по коррекции самооценки, что способствует самоопределению учащегося в деятельности, формированию у него адекватной самооценки.
Ситуация успеха– это комплекс оптимальных приёмов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность.
В результате реализации ФГОС основной целью является не предметный, а личностный результат учащегося. Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Успешность ребёнка является залогом эффективной реализации ФГОС и повышения качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Художественно -эстетическая деятельность...
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...
Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...
Доклад на тему:"Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность....
Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».
Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...