Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
статья по теме
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодоления трудностей школьника. На базе этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Успех – переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности, который либо совпал с ожиданиями и надеждами педагога, либо нет, а иногда превзошел их. В основе ожидания успеха у школьника лежит огромное стремление понравиться учителю, похвала родителей и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_uchitelya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на педагогическом совете учителя:
Красных Алевтины Аркадьевны
По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодоления трудностей школьника. На базе этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
Успех – переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности, который либо совпал с ожиданиями и надеждами педагога, либо нет, а иногда превзошел их. В основе ожидания успеха у школьника лежит огромное стремление понравиться учителю, похвала родителей и учителя.
Я использую много интересных, нестандартных приемов создания ситуации успеха на уроке.
- В 1 и 2 классе провела анкету «Школьная мотивация» (приложение)
- Создание атмосферы радости, одобрения.
Это ласковые и подбадривающие слова, эмоциональное поглаживание, мягкие интонации голоса. Обращений ласковыми именами, открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.
Например: создание положительного настроения на работу я начинаю с таких слов:
Улыбнемся друг другу, дети. У нас все получиться…
Ну-ка, проверь. Дружок, Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Раз, два- выше голова
Три, четыре – плечи шире
Пять, шесть – тихо сесть
Семь, восемь – лень отбросим.
- Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи (перед деятельностью). Авансировать успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.
Необходимо помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становиться более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности.
Например: преодоление боязни, мешающей продуктивным действиям, являются карточки с различными заданиями, для индивидуальной работы (дифференцированный подход) карточки с секретом или с дополнительными пометками. Проверяя выполнение своего задания. Дети видят появляющиеся числа – ответы. Радостные улыбки, глаза учеников – это ли не успех на уроке.
- Оказание скрытой помощи. Скрытая помощь реализуется путем намека, указания, пожелания, в которых нет прямого указания на то, что и в какой последовательности должны делать ученики.
- Интересно работать и в группах. Работать вместе с товарищами не страшно и обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.
- Анонсирование. Я заранее предупреждаю о предстоящей работе. Смысл анонсирования не просто предупредить ученика, а обсудить то, что он будет делать на уроке (вместе подобрать литературу к сообщению, посмотреть на буквы, которые он путает). Этот прием устраняет синдром «внезапного нападения».
- «Даю шанс». Готовлю ситуацию, при которой ребенок получает возможность раскрыть свои способности, а может и талант.
- «Умышленная ошибка»
- Персональная исключительность ребенка. Отработка умений видеть не только сильные стороны, положительные качества у любого человека, а малейший положительный результат. Учимся делать комплименты. Дети по очереди, посмотрев друг на друга и подумав о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится, говорят вслух об этом, то есть делают комплименты. После самостоятельной работы дети оценивают сами свою работу «Шкалой», а свое настроение в данный момент «Мордашками»: «унылый», «обида, недовольство», «удивление», «радость», «скука», «грусть», «злость», «восторг».
- Заключительная оценка. Успех без признания приводит в разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей. Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьников своего успеха.
- Методы стимулирования учащихся:
Словесная похвала и поддержка педагога.
- Постарайся приложить усилия, и у тебя получиться это задание
«Особенно тебе удалось…»
- выразительно прочитать этот отрывок;
- решить задачу;
- пересказать.
- «Сегодня ты стал (сделал) лучше, чем вчера»…
- Я очень рада, что ты сегодня сделал это задание.
- Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее.
- Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты все сумеешь сделать сам.
Элементы самовнушения:
- Коллективная похвала – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос.
- Письменная похвала в тетрадях. Использую слова и выражения «Умница!», «Старался!», «Молодец!», «Отлично», «Стал лучше писать» и т.д.
- Знаки отличия – «Самому умному», «Ты сегодня отличился!», «Лучшему читателю», и т.д. Использую готовую печатную продукцию.
- Рецензирование учителем.
- Каждую работу ученика комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
- Рецензирование товарищем.
- Не забываю отметить успехи всех учащихся в динамике.
- Стимулирования родителей: вручение благодарностей и Благодарственных писем, устная благодарность учителя на родительском собрании.
Вывод:
Сформированная мотивация – одно из основных движущих сил учения ребенка.
Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей с ЗПР, учитель должен решать одну из основных педагогических задач на уроке – формирование учебных мотивов.
С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:
- активной позиции школьника;
- положительного отношения;
- познавательного интереса.
Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя. Прежде всего учитель должен:
- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
- шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, включая с интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
- целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.
Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:
- избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка; не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными - упражнениями и т.д.); отражающих отношение детей к школе, учебному процессу.
Анализ анкеты для определения школьной мотивации
учащихся 1 класса
Дата проведения: сентябрь 2012 г.
Цель проведения анкетирования: выявить некоторые проблемы адаптации ребенка к школе, влияющие на успешное обучение и воспитание, наметить пути на снятие эмоционального напряжения и создание комфортных условий для каждого ребенка.
Планирование консультаций и советов для родителей.
В анкетировании приняли участие 7 человек (результаты опроса прилагаются).
В ходе анализа анкет было выявлено:
6 опрощенных заявили, что им нравиться ходить в школу.
не нравится1 человек.
Радостно идут в школу6 человек.
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
Положительно ответили - 6
Дома остались - 1
Не знаю - -
- Отвечая на вопрос: «Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?»
Не нравиться - 6
Бывает по – разному - 1
Нравится - -
- Не хотели бы, чтобы в школе остались только перемены - 6
Хотели бы, чтобы в школе остались только перемены - 1
- Рассказывают своим родителя о школе - __5_опрошенных
Редко рассказывают - 1
Совсем не рассказывают - 1
- По вопросу о том, хотели ли бы дети, чтобы у них был менее строгий учитель?
Точно не знаю - 2
Хотел бы - -
Не хотел бы - 5
- Много друзей в классе_4_опрощенных
Не имеет друзей_- 3 «Хочу играть одна», «они все меня обижают», «не знаю».
- Нравятся одноклассники_4__учащихся.
Не нравятся одноклассники_3__учащихся.
Выводы: анкета показала, что дети успешно прошли адаптационный период и посещают школу охотно. В классе они приобрели детей, делятся со своими родителями впечатлениями.
Анализ анкеты для определения школьной мотивации
учащихся 2 класса
Дата проведения: сентябрь 2013 г.
Цель проведения анкетирования: выявить некоторые проблемы адаптации ребенка к школе, влияющие на успешное обучение и воспитание, наметить пути на снятие эмоционального напряжения и создание комфортных условий для каждого ребенка.
Планирование консультаций и советов для родителей.
В анкетировании приняли участие 7 человек (результаты опроса прилагаются).
- Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится – 100% опрошенных
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью– 100% опрошенных
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам и что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу– 100% опрошенных
4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравиться– 100% опрошенных
- бывает по - разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы– 98% опрошенных
- не знаю– 2% опрошенных
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только перемены?
- хотел бы
- не хотел бы– 100% опрошенных
- не знаю
- Ты часто рассказываешь о школе своим родителям?
- часто– 100% опрошенных
- редко
- не рассказываю
- Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы– 100% опрошенных
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много– 100% опрошенных
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся– 100% опрошенных
- не очень
- не нравятся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: Пути создания ситуации успеха на уроке в начальной школе.
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повыш...
Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.
В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе. (Из личного опыта)
Данный материал поможет учителю создать положительный эмоциональный фон у каждого ученика в классе в процессе обучения. Позволит формировать желание учиться....
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества...
Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроке
Рекомендации педагогам по формированию ситуаций успеха на уроке....
Тема по самообраозованию учителя начальных классов МБОУ СОШ № 14 Ивановой Е.В. «Технология создания ситуации успеха для учеников во внеурочное время»
Тема по самообраозованиюучителя начальных классовМБОУ СОШ № 14Ивановой Е.В.«Технология создания ситуации успеха дляучеников во внеурочное время»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА на уроке
1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке. 2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся. 3. Создать банк данных по проб...