Восприятие младших школьников
статья
Для эффективной работы учителю начальных классов нужно знать особенности восприятие учащихся младшего школьного возраста. Статья рассказывает о особенностях восприятия учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия: у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются на многие формы и цвета. Но у первоклассников еще отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. При рассматривании картинки, чтении текста они часто перескакивают с одного на другое, пропуская существенные детали. Это легко заметить на уроках рисования предмета с натуры: рисунки отличает редкое разнообразие форм и красок, порой значительно отличающихся от оригинала.
Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета, а к тщательному и длительному рассматриванию, наблюдению первоклассники часто неспособны.
Восприятие в I—II классах отличается слабой дифференцированностью: часто дети путают похожие и близкие, но не тождественные предметы и их свойства (6 и 9, З и 3, «зеркальность»), а среди частотных ошибок замечаются пропуски букв и слов в предложениях, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Чаще всего последнее — результат нечеткого восприятия текста на слух. Но к III классу дети обучаются «технике» восприятия: сравнению сходных объектов, выделению главного, существенного. Восприятие превращается в целенаправленный, управляемый процесс, становится расчлененным.
Говоря об отдельных видах восприятия, следует отметить, что в младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Так, обнаружено, что к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда их не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, в других — цвет.
Но в целом восприятие цветов и форм становится более точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур (шар, конус, цилиндр) долго встречаются затруднения и попытки опредметить незнакомые формы через конкретные знакомые предметы (цилиндр = стакан, конус = крышка и т.д.). Дети часто не узнают фигуру, если она необычно расположена (например, квадрат уголком вниз). Это связано с тем, что ребенок схватывает общий вид знака, но не его элементы, поэтому в этом возрасте очень полезны задачи на расчленение и конструирование (пентамино, геометрическая мозаика и т.п.).
Восприятие цвета идет по пути все более точного различения оттенков и смешения цветов.
Восприятие пространства и времени в младшем школьном возрасте сопряжено со значительными трудностями, хотя от класса к классу становится более правильным. Большинство детей, например, преувеличивают длительность минуты, а при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 минут) преувеличивают действительную длительность времени. Это связано с 1) отсутствием рефлекса на время и 2) с тем, чем заполнено время ребенка.
В восприятии сюжетной картинки обнаруживается тенденция к истолкованию, интерпретации сюжета, хотя не исключено и простое перечисление изображенных предметов или их описание.
В целом развитие восприятия характеризуется нарастанием произвольности, И там, где учитель учит наблюдению, ориентирует на разные свойства объектов, дети лучше ориентируются и в действительности в целом, и в учебном материале в частности.
Список литературы:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: Академия, 1997. - 400 с.
2.Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С.61.
3.Выготский Л.С. , Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения. // - Вопpосы психологии. 1976. N4. С.55-68.
4.Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования /под ред. и со вступ. статьей В. Колбанского. - М.-Л., 1934. – 510c
5.Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада , Под ред. В.И. Логиновой/. - М.,1992-214с.
6.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
7.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих .труды.- М.,1996.- Т.1.-66с.
8.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). – М.: Педагогика, 1972. –143с.
9. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, - М.: Просвящение, 1982. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на основе восприятия младшими школьниками театрального искусства
Сценарий урока. Тема: Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода единственного числа на конце слов в новых речевых ситуациях. Выведение алгоритма написания "Ь" н...

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.
Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

Статья "Реализация педагогических условий развития аналитико-синтетического восприятия младших школьников на уроках природоведения в четвёртом классе"
Возможность использования приемов аналитико-синтетического восприятия для позновательного развития младших школьников на уроках природоведения в 4 классе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников»
Цель: диагностика и развитие памяти, внимания и восприятия младших школьников.Задачи:- познакомить с основными приемами, направленными на развитие основных психических процессов (памяти, внимания, вос...
«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»
Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замк...
Развитие фонематического восприятия младших школьников
Целью данной статьи является привлечение внимания родителей и педагогов к несовершенствам речи у младших школьников, обозначить их влияние на успеваемость детей, прежде всего по таким предметам, как р...

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека ...