Тропинка к своему Я
рабочая программа (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_svoemu_ya_romanova_2017.docx | 55.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1908»
Принято на заседании методического совета Протокол №___ от«__»_______20___г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____ Луговая Н.А. «__» _______20___г | «Утверждаю» Директор школы _________ Булаева М.В. Приказ № ___ от «__»_______20___г |
. .
Дополнительная общеразвивающая программа
«Тропинка к своему Я»
Направленность: коррекционно - развивающая
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 8-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Романова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
Москва
2017 -2018 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Программа коррекционно – развивающей направленности ознакомительного уровня.
Актуальность программы.
Рабочая программа по психологии для 3 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.
Рабочая программа по психологии для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.
Программа предназначена для обучающихся 3 классов.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
Обучающие:
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формирование учебной мотивации;
Развивающие:
Повышение самооценки детей.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Содействие выработке адекватных реакций на возможные и имеющиеся затруднения в школьной жизни;
Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).
Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Воспитывающие:
Формировать терпимость к мнению собеседника.
Воспитание у учащихся эмоционально – ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству.
Воспитание хороших манер.
Развитие сплоченности детского коллектива.
Группа учащихся
В группу принимаются все желающие дети из 3 класса (8-10 лет). Численность группы – до 25 человек. Основной состав постоянный, однако возможно подключение к группе в течение учебного года.
Расписание составляется исходя из интересов и возможностей учащихся, не меняется в течение учебного года.
Особенности организации образовательного процесса
Форма работы – групповая. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, во второй половине дня после уроков.
Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану.
Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.
Срок реализации программы – 3 учебных года, 108 часов.
Ожидаемые результаты:
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Структура занятий
Каждое занятие состоит из четырех частей: начало, разогрев, основной этап, рефлексивный круг.
На начальном этапе создается атмосфера занятия. Каждый участник имеет возможность поделиться теми чувствами и настроениями, с которыми он пришел на занятие, воспоминаниями и размышлениями, оставшимися от прошлых занятий. Это помогает принять свои чувства и включиться в новую работу. На этом же этапе ведущий может использовать различные ритуалы начала занятия.
Стадия разогрева включает в себя упражнения-энергизаторы, которые поднимают настроение и энергетику в группе, способствуют сплочению, объединению подростков, включению их в совместную деятельность. На этой стадии ведущий также предлагает упражнения, мотивирующие проживание, изучение темы занятия.
Основной этап предполагает использование самых разных форм активности, проведение 1 - 2 продолжительных упражнений, раскрывающих тему занятия.
На этапе рефлексии участники могут выразить накопившееся напряжение. С помощью разных вопросов ведущего подростки осознают опыт, полученный в ходе занятия:
- Что больше всего запомнилось?
- Какие чувства вы испытываете в конце занятия?
- Что из обсуждавшегося стоит запомнить/может пригодиться в жизни?
- Что было важным/неприятным/обидным/трудным?
№ п/п | Название темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
теория | практика | всего | |||
3 класс | |||||
1 | Раздел 1 Умение владеть собой | 0 | 8 | 8 | Анкетирование |
2 | Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений | 0 | 8 | 8 | Анкетирование |
3 | Раздел 3. Культура общения | 0 | 10 | 10 | Анкетирование |
4 | Раздел 4. Что такое сотрудничество? | 0 | 10 | 10 | Диагностика отношений в коллективе |
Итого | 0 | 36 | 36 |
Содержание программы «Тропинка к своему Я»
Третий класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 3 класс» (36 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1.Умение владеть собой (8 часов)
Практика (8ч) Я – третьеклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов)
Практика (8ч) Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (10 часов)
Практика (10ч) Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении. Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться? Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10 часов)
Практика (10ч) Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений (из умения понять другого; из умения договориться; из умения уступить, если это нужно для дела; из умения правильно распределить роли в ходе работы). Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?
Календарно-тематическое планирование 3 класс на 2017-2018 учебный год
№ урока | Число | Месяц | Время проведения | Форма занятия | Модули, темы урока | Кол часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | теоретическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
2 | практическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
3 | практическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
4 | практическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
5 | практическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
6 | практическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
7 | практическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
8 | практическая | Умение владеть собой | 1 | Кабинет психолога | - | |||
9 | практическая | Фантазия характеров. | 1 | Кабинет психолога | - | |||
10 | практическая | Фантазия характеров. | 1 | Кабинет психолога | Творческая выставка | |||
11 | практическая | Фантазия характеров. | 1 | Кабинет психолога | - | |||
12 | практическая | Фантазия характеров. | 1 | Кабинет психолога | - | |||
13 | практическая | Фантазия характеров. | 1 | Кабинет психолога | - | |||
14 | практическая | Я и моя школа | 1 | Кабинет психолога | - | |||
15 | практическая | Фантазия характеров. | 1 | Кабинет психолога | - | |||
16 | практическая | Фантазия характеров. | 1 | Кабинет психолога | - | |||
17 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
18 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
19 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
20 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | Диагностика отношения к школе | |||
21 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
22 | практическая | Культура общения | 8 | Кабинет психолога | - | |||
23 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
24 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
25 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
26 | практическая | Культура общения | 1 | Кабинет психолога | - | |||
27 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
28 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | Творческая выставка | |||
29 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
30 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
31 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
32 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
33 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
34 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
35 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | - | |||
36 | практическая | Что такое сотрудничество? | 1 | Кабинет психолога | Творческая выставка |
Формы аттестации и оценочного материала
Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется на протяжении всего периода обучения. Существует несколько инструментов отслеживания результативности:
- внешний контроль: психодиагностика, которая проводится психологом (диагностика отношения к школе, диагностика отношений в коллективе, диагностика умственных способностей).
- самоконтроль – самостоятельное оценивание своей работы учащимися, рефлексия своей работы, обработка анкет по тематике работы.
- взаимоконтроль – обсуждение работ в группах, творческие выставки, мини – проекты.
Материалы для диагностики для ведущего программы.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Методика оценки привлекательности классного коллектива
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:
Ответ
- “а” - 5 баллов,
- “б” - 4 балла,
- “в” - 3 балла,
- “г” - 2 балла,
- “д” - 1 балл,
- “е” - 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
- 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
- 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
- 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
- 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Диагностика умственных способностей учащихся
Аналогии. Анализ отношений.
Цель: выявить способность устанавливать сходство в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функциях, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез
Инструкция №1. Перед вами на бланках 15 пар строк. В верхней строке слова находятся в определённом отношении, например, лес – деревья (целое и часть), можно сказать: в лесу деревья. В нижней строке к одному слову дано пять слов, одно из которых относится к этому слову так же, как и в соответствующей верхней строке, например, библиотека – книги (в библиотеке книги, библиотека - целое, книга - часть библиотеки). В этом случае нужно подчеркнуть слово "книги" и т.д. Время работы 3 минуты.
Вариант I
1. Школа — обучение,
Больница — доктор, ученик, больной, лечение, учреждение.
2. Песня — глухой.
Картина — хромой, художник, слепой, больной, рисунок.
3. Нож — сталь.
Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
4. Птица — гнездо.
Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
5. Хлеб — пекарь.
Лом — вагон, город, жилище, строитель, дверь.
6. Пальто — пуговица.
Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.
7. Коса — трава.
Бритва — сено, волосы, острая, сталь, инструмент.
8. Нога — сапог.
Рука — калоша, кулак, перчатка, палец, кисть.
9. Вода — жажда.
Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.
10. Электричество — проводка.
Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.
11. Варежка – рука
Ботинок – рука, нога, дерево, человек, палец.
12. Бежать — стоять.
Кричать — ползать, зевать, молчать, плакать, шуметь.
13. Волк — пасть.
Птица — воздух, соловей, яйцо, пение, клюв.
14.Железо — кузнец.
Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка,
15. Ворона – черная
Малина – красная, фрукты, письмо, добрая, сладкая.
Вариант II
1. Песня — композитор
Самолет — аэропорт, полет, конструктор, горючее, истребитель.
2. Глагол — спрягать.
Существительное — изменять, образовывать, употреблять, склонять, писать.
3. Добро — зло
День — солнце, ночь, неделя, среда, сутки.
4. Холодно — горячо.
Движение — инерция, покой, молекула, воздух, взаимодействие.
5. Слагаемое — сумма.
Сомножители — разность, делитель, произведение, умножение, число.
6. Нога — костыль,
Глаза — палка, очки, слезы, зрение, нос.
7. Стихотворение — поэзия.
Рассказ—книга, писатель, повесть, предложение, проза.
8. Старт — финиш.
Пролог — заголовок, введение, кульминация, эпилог, действие.
9. Рыба — сеть.
Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.
10.Роман — глава
Стихотворение — поэма, рифма, строка, ритм, жанр.
11. Ночь — темно
День — солнце, светло, тепло, ярко, полдень.
12. Трава – зеленая
Снег – красный, белый. чистый, искристый, холодный
13. Горы — высота
Море — рельеф, температура, природа, глубина, водоросли.
14.Собака – шерсть
Гусь – крыло, перья, клюв, голова, пух
15. Дешевый – дорогой
День – вечер, луна, ночь, черный, рассвет.
Инструкция № 2. Перед вами на бланках 15 пар строк, пара слов слева находится в определенном отношении, например, лес – деревья (целое и часть). Рядом написано еще одно слово, к нему надо подобрать такое слово, которое бы относилось к данному так, как в соответствующей паре, например, "библиотека -...". К этому слову наиболее подходит слово книги (библиотека – целое, книги - часть). Время работы - 3 минуты.
Вариант III
1. пища – есть музыка… слушать
2. лето – футбол зима… хоккей
3. пушка – снаряд пистолет… пуля
4. яйцо – скорлупа картофель… кожура
5. книга – писатель машина… конструктор
6. крыша – здание ствол… дерево
7. лошадь – жеребенок корова… теленок
8. посуда – тарелка транспорт… автобус
9. безобразный – красивый жестокий… добрый
10. пила – бревно топор… полено
11. ель – шишка дуб… желудь
12. работа – утомление лечение… выздоровление
13. пять – число береза… дерево
14.самолет – мотор птица… крыло
15. вода – жажда пища… голод
Вариант IV
1. лодка – плыть машина… ехать
2. бабочка – порхать шмель… летать
3. притяжение – отталкивание светло… темно
4. глагол – спрягать существительное… склонять
5. железо – металл неон… газ
6. искусство – творение наука… открытие
7. молоток – забивать топор… рубить
8. свет – выключатель вода… кран
9. слово – буква предложение… слово
10. доска – мел бумага… карандаш
11. книга – читатель фильм… зритель
12. осень – дождь зима… снег
13. сапоги – сапожник пальто… портной
14. картина – художник песня… композитор
15. рыба – молчать муха… жужжать
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 9 | 7 | 5 | 3 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Исключение понятий
Цель: выявить способность к обнаружению наиболее существенных признаков тождеств и различий между ними. Различие и разграничение между разнородными понятиями осуществляется путем дифференцирования общих и существенных признаков, что является основой классификации предметов предусматривающей такие важные мыслительные операции, как сравнение и обобщение.
Инструкция. Перед вами 10 строк. В каждой строке по пять слов. Четыре из них объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится, или относится в меньшей мере. Ваша задача: определить и зачеркнуть это слово. Время работы 3 минуты.
Вариант I
10. футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол | Вариант II 1.книга, портфель, чемодан, кошелек 2.молоко, хлеб, сливки, сыр 3.береза, сосна, ягода, дуб 4.печка, керосинка, свеча, электроплитка 5.лодка, тачка, мотоцикл, велосипед 6.минута, секунда, вечер, час 7.дедушка, учитель, папа, мама 8.иней, пыль, дождь, роса 9.запятая, точка, союз, двоеточие 10. дождь, снег, осадки, град |
Вариант III 1.кефир, сметана, сок, молоко 2.часы, очки, весы, термометр 3. рассказ, роман, стихотворение, романс 4. дерево, вилка, этажерка, стол 5. ручка, кисточка, роза, карандаш 6. помидор, яблоко, слива, абрикос 7. самолет, пароход, техника, поезд 8. отважный, храбрый, злой, смелый 9. диван, табурет, стол, стул 10. туфли, чулки, ботинки, сапоги | Вариант IV 1. облако, море, река, озеро 2. дом, сарай, хижина, лачуга 3. эскиз, гравюра, статуя, картина 4. фонарь, солнце, лампа, свеча 5. брюки, шорты, блуза, штаны 6. грусть, тоска, провал, печаль 7. виноград, смородина, груша, малина 8. соловей, скворец, петух, жаворонок 9. пилотка, шляпа, шарф, шапка 10. троллейбус, трамвай, автомобиль, автобус |
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10. Обобщение
Цель: выявить способность к анализу - в предметах необходимо различать общие и существенные признаки и способность к синтезу - на основании этих признаков отнести предметы к одной группе и дать им общее наименование. Называние различных предметов и явлений одним словом, обозначающим общее родовое понятие, предусматривает сформированность основных понятий, которые необходимо усвоить учащимся в ходе школьного обучения.
Инструкция. Перед вами 10 строк, в каждой из них по два слова. Вам нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти существенные общие признаки для обоих слов. Свой ответ запишите. Например: сумма, произведение – результаты математических действий; ботаника, зоология – биология или наука о живой природе; сердце, артерии - органы кровообращения. На обдумывание и запись вам дается 3 минуты.
Вариант I
1. ель, сосна — ... (хвойные деревья)
2. дождь, град — ... (осадки)
3. Азия, Африка — ... (части света)
4. Москва, Лондон — ... (столицы государств)
5. береза, осина— ... (лиственные деревья)
6. землетрясение, смерч— ... (стихийные бедствия)
7. сложение, умножение— ... (математические действия)
8. феодализм, социализм— ... (социальный строй)
9. облачность, осадки — ... (атмосферные явления)
10. сказка, былина — ... (устное народное творчество)
Вариант II
1. точка, запятая — ... (знаки препинания)
2. роман, рассказ— ... (прозаические произведения)
3. сыр, сметана—... (молочные продукты)
4. снег, дождь — ... (осадки)
5. корова, коза— ... (домашние животные)
6. нос, глаз — ... (органы чувств)
7. сыроежка, рыжик— ... (съедобные грибы)
8. смерч, ураган— ... (стихийные бедствия)
9. умножение, деление — ... (математические действия)
10.Лондон, Париж— ... (столицы государств)
Вариант III
1. лошадь, корова — ... (домашние животные)
2. чистотел, алоэ — ... (лекарственные растения)
3. ураган, смерч — ... (стихийные бедствия)
4. жираф, страус — ... (экзотические животные)
5. Париж, Москва — ... (столицы государств)
6. до, ми, соль — ... (ноты)
7. социализм, капитализм — ... (общественный строй)
8. Африка, Австралия — ... (части света)
9. Жигули, Москвич — ... (марки российских автомобилей)
10. соловей, жаворонок— ... (певчие птицы)
Вариант IV
1. журнал, газета—... (средства массовой информации)
2. гравюра, картина— ... (произведения искусства)
3. диван, кровать — ... (мебель для отдыха)
4. автомобиль, мотоцикл— ... (средства передвижения)
5. печка, батарея— ... (отопительные приборы)
6. телеграф, телефон — ... (средства связи)
7. лето, зима — ... (времена года)
8. маленький, большой— ... (антонимы)
9. час, минута— ... (отрезки времени)
10. хижина, лачуга— ... (примитивные жилища)
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 1 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Организационно – педагогические условия реализации программы
Учебно – информационное обеспечение программы
Раздаточные материалы для участников. Наглядные пособия (схемы, плакаты).
Фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие курс. Методические разработки педагога (план – конспекты занятий, методические разработки к отдельным разделам образовательной программы).
Методическое обеспечение
Основные методы и формы, используемые на занятиях
Методы:
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Формы:
- мини - лекции
- беседы
- практические задания
- групповая
- подгрупповая
- показ
Материально- техническое оснащение
Школьный класс с партами на 15 человек (или более), просторный, с возможностью организации свободного пространства в центре (для активных двигательных упражнений, ролевых игр, сценок). Желательны компьютер и проектор (для просмотра презентаций, наглядно иллюстрирующих различные темы курса).
Методические пособия для учителя:
- Аудио-, видеозаписи.
- Методики изучения различных видов памяти, внимания, мышления.
- Набор открыток сюжетного содержания.
- Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания.
- Набор тематических таблиц.
- Набор фотографий видов природы, портретов людей.
- Психологические тесты.
- Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека.
Список литературы
- Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
- Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
- Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
- Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
- Колпачников В.В. Психологический практикум общения и самопознания. Программа курса для старшеклассников // Методические рекомендации по образовательной области “Технология”. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1996.
- Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
- Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
- Познавательные процессы и способности в обучении //под ред. Шадрикова В.Д. М, 1990.
- Психология. Словарь // под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М, 1990.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // под ред. Дубровиной И.В. М.: Академия, 1995.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
- Сафонова Л.В. Дневник самопознания, в 2-х частях. Екатеринбург, 1999.
- Тактильная память // составитель Матюгин И.Ю. М.: Центр “Эйдос”, 1991.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младший подростковый возраст 10 – 14 лет. М.: Рольф, 2001.
- Ты меня понимаешь? // составитель Васильева Т.В.. С-Петербург, 1994.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Москва: Генезис, 2012г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
- Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 1994.
- Энциклопедия практического самопознания // составитель А.И. Красило. М., 1994.
Литература, необходимая для овладения курса.
Для ученика (обучающегося)
Дополнительная
1. Андреев О.А. Учимся быть внимательными / О.А. Андреев. ⎯ Ростов н/Д: Феникс, 2004.
2. Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум / Т.Бьюзен. ⎯ Минск,2004.
3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домащенко⎯ М.: Педагогическое общество России, 2001.
4. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе / Е.С. Жариков, Е.Л. Крушельницкий ⎯ М.: Просвещение, 1991.
5. ТертельА.Л. Психология в вопросах и ответах: Учебное пособие / А.Л.Тертель⎯ М.: Проспект, 2005.
6. Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства. Уроки фантазии. / Т.Бабушкина⎯ М.: Издательство «Атлант»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тропинка к своему Я.
Программа внеурочной деятельности.1 класс. Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в класс...
Тропинка к своему Я.
Программа внеурочной деятельности.1 класс. Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Тропинка к своему Я (презентация)
Данная презентация содержит фотографии занятий с детьми начальных классов по программе "Тропинка к своему Я"...
Рабочая программа "Тропинка к своему Я"
Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....
Тематическое планирование по программе О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я (1-4 класс)
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной шк...
программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...
- Мне нравится (1)