Формирование привычки к самостоятельному познанию.
статья на тему

Бондаренко Татьяна Николаевна

Сущность познавательной самостоятельной деятельности учащихся в обучении  определяется готовностью своими силами продвигаться в овладении знаниями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_privychki_k_samopoznaniyu.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
БРОВАРЦА ВЛАДИМИРА ТИМОФЕЕВИЧА»

Тема: Формирование привычки к самостоятельному познанию.

Из опыта работы учителя начальных классов БОУ СОШ №29 Бондаренко Т.Н.

Сущность познавательной самостоятельной деятельности учащихся в обучении  определяется готовностью своими силами продвигаться в овладении знаниями. Знания, побуждающие к самостоятельной деятельности, должны отвечать следующим условиям: быть организованными к соответствии со структурой мыслительной деятельности; быть действенными; необходимыми и достаточными.

Самостоятельная  работа  учащихся –это совокупность приемов организации познавательной деятельности учащихся, протекающей по заданию в определенное время, без непосредственного руководства учителя. Её можно организовать и на уроке, и на экскурсии, и при выполнении дома каких-либо наблюдений.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель должен руководить этим самостоятельным трудом, давая для него материал.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведённое для этого время. При этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, а с другой ─ форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счёте приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:

  1. Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
  2. Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приёмами самостоятельной работы.
  3. Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
  4. Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
  5. Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
  6. Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
  7. Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.
  8. Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию.
  9. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.

Проведение исследования литературы показывает, что существует много путей организации условий для самостоятельных работ учащихся.

Прежде всего, большое значение имеют познавательные задачи, которые выдвигаются в ходе обучения и которые осознаются учащимися независимо от того, из какого источника и как возникают эти задачи, повторяясь, они развивают творческую активность школьника как черту личности, как способность увидеть проблему.

Организация самостоятельной учебной деятельности по решению различных учебных задач включает в себя следующие  этапы:

─ анализ содержания поставленной задачи (достижение цели действий);

─ реализация найденного плана;

─ проверка правильности действий, истинности ответа;

─ анализ других возможных вариантов решений, доказательств, вариантов действий и их сопоставление с первым.

Чёткий план организации действий при выполнении различных упражнений резко увеличивает их эффективность. Часто беспомощность ученика при решении задачи является следствием его методических неумений, а не пробелами в знаниях.

При подборе задач по каждой теме особое внимание должно обращаться на всестороннее закрепление всех признаков понятия, чётко выделять умения и навыки, которые надо сформировать и закрепить. Исключить случайность ─ значит повысить эффективность урока.

Необходимо постоянно следить за точностью выполнения задания, особенно на подготовительном этапе , чтобы у учащихся не появились ошибки при выполнении задания.

Систему задач следует организовать в практике по этапам.

Начинать с типовых задач и заданий. Подробно объяснить метод их решения. Учащимся при этом предлагать действия по образцу.

Затем надо давать аналогичные задачи с планом решения  и оказанием помощи учащимся.

Далее следует предлагать задачи с кратким планом решения или с краткими указаниями для выполнения заданий.

И на последнем этапе нужно предлагать задачи для полностью самостоятельного выполнения. На этом этапе целесообразно предлагать учащимся различные задания творческого характера.

Вторым путем организации самостоятельных работ ученика является использование различных источников приобретения знаний (объяснение учителя, наблюдения учеников, анализ их жизненного опыта, самостоятельное изучение материала учебника).

Третий путь - самостоятельное приобретение новых знаний на основе имеющихся жизненных представлений, усвоенных ранее знаний, изучение учебника и других источников. При этом очень важную роль играет система вопросов и заданий учителя, побуждающих школьников к самостоятельным поискам фактов и выводов. Самостоятельные работы, их правильный подбор формируют у школьников навыки познавательного характера, помогают вооружить учеников умением наблюдать изучаемый объект и выделять в нём существенные признаки, делать правильные умозаключения и выводы, применять их на практике. Знания в таком случае будут прочнее.

Четвертым путем является хорошо спланированный учебный процесс, именно такой процесс обеспечит ученику самостоятельное восприятие изучаемых предметов и явлений, правильность образования понятий, логичность мышления и действий учащихся, проверку полученных результатов.

Пятый путь: подача посильных, но вместе с тем требуемых от ученика полного напряжения сил заданий.

Невозможно обеспечить индивидуальные задания всем учащимся класса. Но вполне возможно дать классу ряд заданий возрастающей трудности (обычно в двух - трёх вариантах), так что каждый ученик сделает ровно столько, сколько он может.

Шестой путь  ─  продуманные педагогическое руководство самостоятельной работой учащихся.

При этом связи и отношения между объяснениями учителя и самостоятельной работой учащегося при изучении нового материала существенно меняются. В зависимости от специфики учебного материала и логики процесса обучения эти связи носят различный характер. Первый вид сочетания деятельности учителя и учащегося на уроке состоит в том, что преподаватель сам не излагает новый материал, а лишь организует самостоятельную работу учащегося над этим материалом. Он ставит перед ними вопросы, указывает способы решения, проверяет выполнение заданий и делает необходимые уточнения и дополнения. Такие уроки дают хорошие результаты тогда, когда вновь изучаемые вопросы органически связаны с предшествующим познавательным и практическим опытом учащихся, новые понятия вытекают из ранее изученного материала и применяются такие виды самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют. Сюда относятся лабораторные работы, упражнения, практические занятия, экскурсии, объяснительное и комментированное чтение и письмо и так далее.

Второй вид сочетания устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что изучение нового материала начинается сообщениями учащихся об известных им явлениях.

Третий вид сочетания устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что учитель останавливается лишь на основных вопросах, а учащиеся самостоятельно изучают материал в полном объёме. В процессе  изложения и объяснения знаний учитель раскрывает то существенное и основное, что должно быть усвоено учениками, и намечает вопросы, которые будут изучаться ими самостоятельно.

Четвертый вид сочетаний устного изложения знаний учителем с самостоятельной работой учащихся состоит в том, что учитель делает лишь введение к теме урока, а учащиеся под его руководством самостоятельно изучают предусмотренные программой вопросы. Если предшествующий вид учебной работы предполагает самостоятельное приобретение новых знаний лишь по отдельным вопросам темы урока, то в данном случае самостоятельные задания учащийся, предусматривающие изучение ими более сложных вопросов, поднимаются на более высокий уровень. Такие уроки подготавливают учащихся к самостоятельной работе

по расширению своего  кругозора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование привычек нравственного поведения младших школьников

Важным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. В этом возрасте продолжается усвоение социальных и моральных норм поведения ...

Предметные декады как способ формирования нового отношения к познанию

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованн...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях интерната

Формирование у детей привычки здорового образа жизни  актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровь...

Организация работы воспитателей по формированию привычек безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.

Воспитание применительно к сфере дорожного движения - это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопо...

Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников.

Доклад на тему: Значения экскурсий в природу как метода формирования исследовательских умений при познании окружающего мира младших школьников....

Статья "Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира"

Роль грамотной самооценки для формирования устойчивого интереса к познанию мира...