Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.
методическая разработка по теме
Новые возможности работы с детьми в тандеме психолог + библиотекарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog_bibliotekar.docx | 216.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности совместной работы педагога-психолога и библиотекаря в начальной школе.
В современном мире, мире равных возможностей, работа психолога и библиотекаря в тандеме раскрывает важный аспект взаимодействия разных педагогических специалистов в работе с детьми в форме инклюзивного образования.
Эти два специалиста, работая вместе, могут более эффективно проводить работу по улучшению психологического сопровождения детей с особенностями в развитии и могут влиять на формирование личности ребёнка как читателя.
В начальной школе ГОУ ЦО «Школа здоровья» №1998 «Лукоморье» уже несколько лет проводится такая работа. Она основана на библеотерапии, сказкотерапии и драматерапии. В возрасте 7-11 лет, дети наиболее чувствительны к метафоризации и сказочности многих психологических образов, проблем и отношений. Психолог и библиотекарь, работая в тандеме, добиваются более глубоких результатов каждый в своём деле.
Раскрою смысл каждого вида взаимодействия с психологической точки зрения:
Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния ребёнка. При подборе книг необходим тщательный учет особенностей детей:
- индивидуальной психологической ситуации и особенностей психики ребёнка
- возрастных особенностей
- половой идентификации
- состояния здоровья
- ситуации в семье
- социального опыта
- образовательного и культурного уровня
В подборе книг очень важна ориентация литературного произведения на позитивное решение проблемы.
Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания учениками своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя.
Сказкотерапия основана на метафоризации образов, проблем и отношений. Это наиболее детский метод, потому что обращен к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем и обогащаем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психолог, работая с конкретными проблемами, находит их первопричину и помогает ребёнку достичь внутренней гармонии. Способствует поднятию самооценки, личностному росту, развитию самосознания.
Драматерапия - это современный вариант психодрамы для решения личностных и межличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановок различных пьес. Направлена на решение конфликтных ситуаций, поднятие самооценки детей, их личностный рост, самоопределение, на снятие барьеров в общении.
И, конечно же, библиотекарь в данных видах взаимодействия психолога с детьми выступает в роли главного советчика при подборе разнообразной литературы для решения тех или иных проблем.
Выявляя проблемы разного характера, психолог формирует группы детей для дальнейшего взаимодействия по разным направлениям. Библиотекарь подбирает материал для их эффективной работы.
Все эти методы работы с детьми дают возможность психологу и библиотекарю построить эффективную работу в рамках инклюзивного образования.
Примеры литературных произведений используемых в работе психолога:
Г.Х. Андерсен / Гадкий утенок. (самооценка, самоопределение, внутренний мир)
В.Катаев / Цветик-Семицветик. (пересмотр отношения к своему здоровью и здоровью окружающих)
Л.Н.Толстой / Филиппок. (самоопределение, самооценка)
В.Г.Короленко / Слепой музыкант. (пересмотр отношения к своему здоровью и здоровью окружающих)
Д.Н.Мамин-Сибиряк / Серая Шейка. (нравственный ценности, взаимовыручка, смекалка)
и многие другие…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения
В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...
Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"
Статья "Особенности воспитательной работы с учащимися при переходе из начальной школы в среднюю"...
Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ
Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие н...
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...
Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога.
Доклад "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....
Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога".
Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоцио...