ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
методическая разработка
В материале представлена статья: Презентация опыта совместной деятельности педагога-психолога и учителя - логопеда в школе По теме: «Развитие эмоциональной лексики через формирование эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ»
Аннотация: Теоретическая часть статьи основана на работе Авиловой Ирины Владимировны, психолога Регионального центра психолого-педагогической помощи и сопровождения АУ «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск. Предложенные автором игры и упражнения использовались нами на практике и подтвердили свою эффективность. В практической части статьи описан небольшой опыт, каким образом педагог - психолог и учитель логопед работают совместно по развитию эмоционального интеллекта обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Помогаева Анастасия Владимировна, педагог – психолог МОУ Школа 8 г. Черемхово»
Синявская Анна Игоревна, учитель - логопед МОУ Школа 8 г. Черемхово»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В ШКОЛЕ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Аннотация: Теоретическая часть статьи основана на работе Авиловой Ирины Владимировны, психолога Регионального центра психолого-педагогической помощи и сопровождения АУ «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск. Предложенные автором игры и упражнения использовались нами на практике и подтвердили свою эффективность. В практической части статьи описан небольшой опыт, каким образом педагог - психолог и учитель логопед работают совместно по развитию эмоционального интеллекта обучающихся с ОВЗ.
Ключевые слова и словосочетания: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), эмоциональный интеллект (EQ), адаптация, самосознание, эмпатия, локус контроля.
Доказано, что на успех развития ребёнка: 20% влияет развитие познавательного интеллекта и 80% - эмоционального. Как показывает практика, у детей с ОВЗ помимо недостаточности развития познавательного интеллекта (IQ) (внимания, памяти, воображения, мышления и речи), также на низком уровне развит и эмоциональный интеллект (EQ).
Большинство детей с ОВЗ (85%) имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации.
Мы же столкнулись с проблемой того, что детям трудно в принципе описать своё эмоциональное состояние, подобрать нужные слова и выражения.
В связи с этим, чтобы эффективно развивать эмоциональный интеллект у обучающихся, либо его корректировать необходимо родителям, учителям, а также специалистам (психологу, дефектологу, логопеду) необходимо знать структуру эмоционального интеллекта, его составляющие, а также его природу, приемы и методы развития. Помимо этого, значимые взрослые сами должны владеть достаточным уровнем развития EQ. Только в этом случае развитый эмоциональный интеллект облегчит обучающимся с ОВЗ адаптацию к школе, за счет укрепления адаптивных механизмов развития личности ребенка.
Итак, эмоциональный интеллект (EQ) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Здесь хотелось именно обратить внимание на то, что EQ - способность. И это означает, что мы его как любую способность можем развивать у ребенка, способствовать формированию основных структур EQ, которые мы рассмотрим ниже.
Для лучшего понимания структуры, эмоционального интеллекта обозначим его составляющие, которые отображают его достаточный уровень развития:
- самосознание (самооценка, эмпатия, умение распознавать чувства свои и чужие, внутренний локус контроля);
- мотивация к обучению (внутренняя);
- самоконтроль чувств и поведения;
- социальные навыки (самостоятельность, ответственность, коммуникативная компетентность (сотрудничество)).
Из данной структуры видно, что EQ представляет собой очень обширное понятие, касающиеся не только понимания своих эмоций и чужих ребёнком, но также и других личностных параметров.
EQ интенсивно развивается в младшем дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается его основа. В связи с этим необходимо рассмотреть динамику развития эмоционального интеллекта у детей через основные новообразования детского возраста с 0 до 7 лет, входящие в его структуру.
Периодизация развития EQ, предложенная Авиловой Ириной Владимировной, психологом Регионального центра психолого-педагогической помощи и сопровождения АУ «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск, природа его развития, которая вам представлена, опирается на основные новообразования дошкольного возраста, и структуру эмоционального интеллекта выглядит следующим образом:
- Внутриутробный период развития плода. Именно здесь уже начинают формироваться у ребенка предпосылки самосознания (насколько «Я» желанен буду в том мире, который меня ждет после рождения!?). На формирование данной предпосылки влияют мысли матери и отца, позитивное принятие ребенка, желание его растить и воспитывать.
- До 2 лет - продолжает формироваться открытие «Я» (самосознания), зависящее от значимых взрослых, которые рядом. У ребенка при благополучном проживании этой стадии формируются базовые установки: «Я имею право быть здесь», «Я желанен в этом мире». И как видно, закладывается основа EQ.
- 3-4 года: начинает ребенок распознавать эмоции. В этом помогает ему взрослый: называя регулярно свои эмоции и эмоции ребенка, которые наблюдает. Здесь зарождается эмпатия ребенка, при правильном реагировании взрослого на эмоциональное состояние ребенка.
- Дети 4-5 лет начинают осознавать некоторые свои эмоциональные переживания, не только называть их в речи, но и понимать вызвавшие их причины. Появляются элементы эмоционального прогнозирования. Также продолжает развиваться эмпатия, самостоятельность, локус контроля и мотивация.
- В 6-7 лет дети начинают подчиняться нравственному мотиву «надо», на основе не только требования взрослого, а в определенной степени собственной произвольной регуляции эмоций (самоконтроль), которая начинает проявляться уже не только в игре, но и в других видах деятельности.
На основе данной периодизации родитель, либо специалист может понять, в каком возрастном периоде, что должным образом из структуры EQ не сформировалось у ребенка. Либо родитель ребенка дошкольника может изменить свои действия для более успешного формирования компонентов структуры EQ. И, если до 6-7 лет мы, как школа, ничего сделать не можем (как – то повлиять, что – то рекомендовать, сопровождать семью и т.п.), то когда дети приходят в 1 класс, мы имеем возможность работать над повышением уровня эмоционального интеллекта.
Результативность: см. табл. 1.
Таблица 1.
Результативность работы по формированию эмоциональной лексики
1. вопрос на общую идентификацию эмоций | 2. вопрос на идентификацию эмоций относительно себя | 3. вопрос на идентификацию эмоций у других людей | 4.вопрос оценивания своих положительных эмоций | 5. вопрос оценивания отрицательных эмоций | Итого на данный момент | |
радость | 9 | 8 | 10 | 8 | 2 | 37 |
грусть | 2 | 4 | 1 | 1 | 6 | 14 |
страх | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 6 |
ярость | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 3 |
разочарование | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 | 6 |
неуверенность | 1 | 3 | 0 | 1 | 3 | 8 |
восторг | 2 | 1 | 4 | 5 | 0 | 12 |
обида | 2 | 0 | 0 | 0 | 3 | 5 |
досада | 0 | 1 | 1 | 1 | 5 | 8 |
злость | 3 | 2 | 0 | 2 | 4 | 11 |
удовольствие | 2 | 2 | 5 | 5 | 0 | 14 |
удивление | 2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 15 |
Как видно из таблицы 1., представляющей результаты контрольного среза, проведенного в декабре 2022 года, учащиеся начали идентифицировать эмоции лучше, могут назвать их не только относительно своих чувств, но и относительно чувств других. На входе, ни один ребенок нам ничего четко рассказать не мог, не идентифицировал правильно, поэтому показать результаты мы не можем. Работа в данном направлении продолжается, поэтому, мы надеемся на улучшение показателей в будущем.
Какие же упражнения можно использовать при недостаточном уровне развития эмоционального интеллекта?
В Статье Авиловой И.В. представлены некоторые примеры упражнений, способствующих развитию EQ ребенка, его структурным компонентам (эти упражнения также можно применять и взрослым с недостаточным уровнем развития EQ). Данные упражнения применили в своей практике и мы. Только благодаря им, нам удалось добиться некоторых результатов:
- Самосознание (эмпатия, умение распознавать чувства свои и чужие).
- Начинать развитие самосознания ребенка необходимо с упражнения «Что я чувствую?»
Что я вижу, слышу, обоняю, ощущаю телом? Причем необходимо, если ребенок перечисляет, что он видит закрыть руками уши, сконцентрировавшись только на том, что он видит. Когда ребенок прислушивается к звукам, которые его окружают, то лучше закрыть глаза. А когда обоняет запахи - закрыть глаза и прикрыть ладонями уши.
Только после развития телесной чувствительности, можно переходить к осознанию своих и чужих чувств!
- Эмпатию хорошо развивает техника «Активного слушания», применяемая родителем. Родитель, замечая отрицательное чувство ребенка, в утвердительной форме его проговаривает. Например, Маша, я понимаю, что в этой ситуации тебе было очень обидно. Далее делает паузу. Ждет пока ребенок проговорит все, что связано у нее с обидой. Вскоре ребенок сам начнет применять данную технику, и будет более внимательным к чувствам других людей. Только приняв чувство, в дальнейшем ребенок раскроется, и родитель сможет выстроить конструктивный диалог, который будет опираться на ценностные ориентиры, принятые в семье. В следствие такой схемы принятия негативных чувств ребенка, у вас в дальнейшем с ребенком будут формироваться доверительные отношения, что очень важно для подросткового периода.
- Умение распознавать чувства свои и чужие - упражнения:
- «Шпион»: в данном упражнении ребенок «тайно» ведет наблюдение в школе, кафе, на детской площадке - за людьми, обращая внимание, на их эмоциональной состояние (чувства). Данное упражнение позволит, в дальнейшем, быть более внимательным к эмоциональной сфере человека при общении.
На практике проводить это упражнение в школе сложно, поэтому, мы давали ребятам задание на дом, а потом они рассказывали, что замечали. Немало помогали в выполнении родители, так как проконтролировать ход проведения мы не можем. Вести наблюдение предлагалось за членами семьи и друзьями во дворе. Сложнее всего пришлось детям, чьи родители не помогали в проведении упражнения.
- Для расширения самосознания можно использовать сказкотерапию. После прочтения сказки обращать внимание ребенка на чувства персонажей, их личностные качества, мотивы поведения, способы реагирования на ситуации, эффективность используемых персонажами приемов.
Например, по сказке Гуси – лебеди. С детьми мы смотрим мультфильм или читаем, затем анализируем проявленные эмоции и чувства, которые испытала главная героиня, начиная от момента, когда она поняла, что братца украли и заканчивая возвращением домой к приезду родителей. По такой же схеме читались и смотрелись и другие сказки. В основном использовался материал из Фонда Кино (советские мультфильмы). Выбор очевиден, так как рисовка четкая, эмоции обрисованы правильно, часто крупным планом, сами сюжеты мультфильмов очень поучительные.)
- Самоконтроль чувств.
Чтобы ребенку стать «Хозяином своих чувств!», ему необходимо освоить техники саморегуляции негативных эмоций. С помощью которых он научится нейтрализовать негативные эмоции, и на первый план выводить рационализацию: сначала думать, а потом адекватно эмоционально реагировать на возникшую ситуацию.
- Упражнения на основе ощущений - «Стоп!». Как только ребенок чувствует, что может повысить голос, ударить. Он говорит себе: Стоп! Далее задает себе вопрос: а где я нахожусь? Что я вижу (перечисляет 5 предметов)? Что я слышу (перечисляет звуки, которые услышал)? Что я обоняю (перечисляет запахи)? В этом момент пока ребенок перечисляет, происходит нейтрализация негативной эмоции и ребенок уже спокойнее, включая ум смотрит на ту ситуацию, которая возникла.
На практике удавалось не только не допустить истеричные состояния. Но и прекратить уже имеющуюся истерику от того, что ребенок, например, не хотел заниматься или у него – что – то не получалось. Данное упражнение очень эффективно практически со всеми детьми, занимающимися на коррекционно – развивающих уроках.
- Социальные навыки (самостоятельность, ответственность, коммуникативная компетентность (сотрудничество)):
1. Игровое упражнение «Зона ответственности/самостоятельности».
Цель - формирование ответственности и самостоятельности у ребенка как черты характера. Родитель, либо специалист выбирает какую зону нужно у ребенка сформировать и скорректировать. Зоны ответственности могут быть разными: за собственное здоровье, безопасность и жизнь; за действия, связанные за благополучие близких и других людей; за домашних любимцев; за собственные вещи; за данное слово и принятое решение; за собственные успехи и собственные неудачи и т. д.
2. Упражнение на развитие коммуникативной компетенции «Дневник саморегуляции».
Цель - формирование у ребенка умения решать конфликтные ситуации благоприятным способом (сотрудничество).
Игровое упражнение «Зона ответственности/самостоятельности».
Цель - формирование ответственности и самостоятельности у ребенка как черты характера. Родитель, либо специалист выбирает какую зону нужно у ребенка сформировать и скорректировать. Зоны ответственности могут быть разными: за собственное здоровье, безопасность и жизнь; за действия, связанные за благополучие близких и других людей; за домашних любимцев; за собственные вещи; за данное слово и принятое решение; за собственные успехи и собственные неудачи и т. д.
Чтобы в данном упражнении развить ответственность, либо самостоятельность необходимо, в течение 21 дня, поиграть в увлекательную игру. Лучше если игра состоится в диаде: «Взрослый - ребенок». Родитель проговаривает ребенку свои пожелания. Например, чтобы он стал внимательнее относиться к своим вещам (все складывал на место, не разбрасывал из в разных местах). Ребенок также предъявляет свое требование по формированию ответственности у взрослого. Например, говорит, маме, чтобы она старалась не заставлять его есть пищу, которая ему не нравится! Далее они записывают свои имена в игровой таблице. И начинают соревноваться! Записываются в конце дня +/- в таблицу2., в зависимости от того, кто выполнил обозначенные изначально требования. Выигрывает тот, кто, в течение 3 недель, старался быть в зоне обозначенной ответственности и самостоятельности, кто заработал больше «+». В качестве поощрения здесь может служить - проведение совместного досуга с семьей (посещение музея, концерта, игрового центра, кинотеатра и т.д.).
Имя | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскрес енье | Итог |
Мама | ||||||||
Ребенок |
Как показывает практика проведения этой игры, дети реагируют на нее хорошо, но в виду того, что некоторых вещей они делать не хотят, пытаются подловить родителей на том, о чем не договаривались. В целом же, игра достаточно эффективная. Плюс её в том, что играть можно столько, сколько требуется, пока не будет сформирована устойчивая привычка к самостоятельности и ответственности. Это очень важно, учитывая то, что у детей с интеллектуальными нарушениями нейронные связи, как и социализация формируются медленно. Из 10 детей, включенных в эту работу, положительная динамика на данный момент только у 3-х.
В заключении важно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. За счет расширения знаний об эмоциональном интеллекте, зная его структуру мы всегда можем способствовать его развитию и изменению, так как EQ - это, прежде всего, способность человека.
В результате нашей работы, если у наших детей эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то значительно улучшится качество жизни, более успешно будет проходить социализация ребенка за счет того, что он сможет: самостоятельно принимать решения, станет более критичным к собственным действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия как черта характера, ребенок лучше узнает себя и будет принимать себя таким какой он есть. Адаптивные возможности обучающегося с ОВЗ, в целом, намного повысятся, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его социальной адаптации в обществе, тогда можно будет говорить о том, что мы поработали результативно.
На протяжении двух лет мы активно развиваем совместную деятельность с учителем – логопедом. С ним у нас разработан план совместных мероприятий как с детьми, так и с педагогами. Однако в данном случае, помощь Анны Игоревны заключается в том, чтобы способствовать развитию словарного запаса, касаемо темы «Эмоции и чувства». Работая с детьми в данном направлении, мы столкнулась с тем, что дети затрудняются описать своё состояние словами. Благодаря работе учителя логопеда, мы постепенно решаем эту проблему. Вашему вниманию представляется небольшой мастер – класс, как Анна Игоревна это делает.
Тема мастер- класса «Волшебный мир эмоций».
Цель: Создание эмоционально- психологического климата.
Теория: Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они побуждают человека к активности, стимулируют и регулируют эту активность. Эмоции помогают ребенку приспособиться к различным ситуациям. Эмоции ребенка- это «послание» окружающим о его состоянии. Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны состоянием эмоционально-волевой сферы. Внешним проявлением этой сферы является эмоциональная выразительность (мимика, пантомимика, жесты, выразительная речь, эмоциональная лексика). Развивая эмоциональную выразительность, можно влиять на внутренние эмоциональные механизмы и психические процессы. Игра позитивно влияет на эмоциональную сферу, благодаря чему может продолжительное время поддерживаться высокая мотивированность детей. В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации, характерные для эмоционального состояния того или иного героя.
Что нужно для этого: карточки с демонстрационным материалом.
Обучение: игровые приемы.
1. Игра «Изобрази настроение». Показывать таблички со словами и изобразить то, что написано. «О, горе мне, горе!», «Ах, какой счастливый день!», «Ура, я еду на море!», «У меня болит живот», «Мне холодно». Какие эмоции и чувства ты испытываешь при изображении этих эмоций.
В ходе этой игры отрабатывается: обогащение словарного запаса, умение соотнести фразу с картинкой эмоции
- Игра «Повтори фразу». У меня есть котенок. (с интересом, с радостью, с отвращением, со страхом, со злостью, с удивлением). Подбери синонимы к данным словам.
В ходе этой игры отрабатывается: умение правильно подбирать синонимы. После того, как ребенок повторит фразу, он должен подобрать синоним.
- Игра «Испорченный телефон». Участники игры закрывают глаза. А двум участникам закрывать глаза не надо. Ведущий молча показывает одному участнику какую-нибудь эмоцию при помощи мимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее все по очереди передают свою версию увиденного. Далее идут вопросы. По каким признакам ты определил именно эту эмоцию? Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее? Трудно ли было тебе понять другого участника? Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?
В ходе этой игры отрабатывается: обогащение словарного запаса, умение донести фразу до конечного игрока в неизменённом виде.
4. Игра «На что похоже настроение?». Каждому участнику даются карточки со словами, определяющими погодные условия и времена года: зима, лето, туча, гроза, дождь. Нужно сравнить настроение с данными словами. Например, у меня сегодня солнечное настроение, как лето. обогащение словарного запаса, умение соотнести фразу с картинкой эмоции
В ходе этой игры отрабатывается: обогащение словарного запаса, закрепление названий времен года, соотнесение «настроения» времени года со своим
5. Обратная связь (метод незаконченных предложений).
Игра «Что и когда я чувствую». Участникам даются карточки с началом предложений, нужно озвучить конец предложений. Я радуюсь, когда… Я удивлен, когда… Мне бывает страшно, когда… Мне грустно, когда…
В ходе этой игры отрабатывается: умение перевести мысли в слова. Оценка и самооценка деятельности на занятии. Развитие правильно формулировать предложения.
Список литературы и интернет – источников:
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – М., 1997г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990 г.
- Понфилова М.А. Игротерапия общения. – М., 2001 г.
- Авилова И. В., психолог Регионального центра психолого-педагогической помощи и сопровождения АУ «Институт развития образования», г. Ханты-Мансийск. Статья на официальном сайте АУ Институт развития образования "Региональный центр психолого-педагогической помощи и сопровождения" «Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как основного компонента, способствующего благоприятной адаптации к школе».
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-detej.
- https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_razvit_emoczionalnyij_intellekt_u_rebenka/
- https://dszn.ru/press-center/news/8021
- https://www.sgu.ru/sites/default/files/conf/files/2021-04/grinina-silyutina_osm_2021.pdf
- https://frutonyanya.ru/school/articles/razvitie/chto-takoe-emotsionalnyy-intellekt-i-kak-razvit-ego-u-rebyenka/
- https://levelself.ru/gramotnost/testy/testy-na-emocionalnyj-intellekt.html
- https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2021/01/26/metodiki-na-diagnostiku-urovnya-emotsionalnogo-intellekta
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что же такое «эмоциональный интеллект» и для чего он ужен? Э моциональный интеллект (EQ) – способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач , связанных с отношениями и мотивацией.
Структура эмоционального интеллекта самосознание (самооценка, эмпатия , умение распознавать чувства свои и чужие, внутренний локус контроля); мотивация к обучению (внутренняя); самоконтроль чувств и поведения; социальные навыки (самостоятельность, ответственность, коммуникативная компетентность (сотрудничество)). Из данной структуры видно, что EQ представляет собой очень обширное понятие, касающиеся не только понимания своих эмоций и чужих ребёнком, но также и других личностных параметров.
Периодизация На основе данной периодизации родитель, либо специалист может понять, в каком возрастном периоде, что должным образом из структуры EQ не сформировалось у ребенка. Либо родитель ребенка дошкольника может изменить свои действия для более успешного формирования компонентов структуры EQ. Повлиять на развитие EQ мы не можем, но можем узнать из беседы с родителями для того, чтобы иметь представления о причинах поведения. Уже можем немного повлиять и на развитие EQ , чтобы корректировать
Результативность. 1. вопрос на общую идентификацию эмоций 2. вопрос на идентификацию эмоций относительно себя 3. вопрос на идентификацию эмоций у других людей 4.вопрос оценивания своих положительных эмоций 5. вопрос оценивания отрицательных эмоций Итого на данный момент радость 9 8 10 8 2 37 грусть 2 4 1 1 6 14 страх 3 1 0 0 2 6 ярость 1 1 0 0 1 3 разочарование 1 1 0 0 4 6 неуверенность 1 3 0 1 3 8 восторг 2 1 4 5 0 12 обида 2 0 0 0 3 5 досада 0 1 1 1 5 8 злость 3 2 0 2 4 11 удовольствие 2 2 5 5 0 14 удивление 2 4 3 5 1 15
Игры, упражнения, приёмы Игры на развитие эмпатии (техника «Активного слушания», «Шпион», сказкотерапия, где можно обратить внимание на чувства героев) Самоконтроль чувств и эмоций (техники саморегуляции: «посчитать до 10» или «Стоп!», «Я - высказывание») Игры и упражнения на социальные н авыки (на формирование самостоятельности, ответственности, коммуникативной компетентности, т.е. сотрудничества) - (« З она ответственности») Имя Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье Итог Мама ++++- «+» - ? «-» - ? Ребенок -++-+
В заключении… В ажно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. За счет расширения знаний об эмоциональном интеллекте, зная его структуру мы всегда можем способствовать его развитию и изменению, так как EQ - это, прежде всего, способность человека. И если у наших детей с ОВЗ эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то значительно улучшится их качество жизни.
Мастер-класс учителя – логопеда С инявской А.И. 1. Упражнение «Изобрази настроение». 2. Игра «Повтори фразу» 3. Игра «Испорченный телефон» 4 . Рефлексия «Что и когда я чувствую?»
Список использованной литературы: 1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. 2. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. 3. Готтман Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 4. Гиппенрейтер Ю. Б. Родителям: как быть ребенком. – М.: АСТ, Астрель , 2010. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ, 2015. 6. Гиппенрейтер Ю.Б. Чувства и конфликты. – М.: "Издательство АСТ", 2013. 7. Кабатченко Т. С. Психология управления: — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для конкурса "Учитель года, 2016" на тему "Арт-терапевтические технологии для формирования эмоциональной стабильности участников образовательного процесса"
Цель: ознакомление педагогов с основными арт-терапевтическими направлениями, способствующими созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе....
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ через формирование эмоционально-личностной сферы
В статье показаны этапы работы по формированию эмоционально-личностной сферы....
Программа педагога-психолога с младшими школьниками с ТНР по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы
Программа педагога-психолога по работе с младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи по коррекции и развитию социальных и коммуникативных навыков, компетенций эмоционально-волевой сферы, произвол...
Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения
В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...
Совместное выступление педагога- психолога и учителя-логопеда «Психолого-педагогическая поддержка при переходе к субъектно-ориентированному обучению»
Субъектно-ориентированное обучение мы рассматриваем как здоровьесберегающий ресурс,который способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся....
неделя психологии МО педагогов – психологов, социальных педагогов, учителя – логопеда «Доброта – спасет мир» и "Жить в мире с собой и другими"
второй год в нашей школе проходит неделя психологов, социальных педагогов и логопеда.Цель - развитие представления учащихся о доброте, воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать ...
Совместная деятельность педагога-психолога и учителя-логопеда
В статье описывается опыт совместного взаимодействия специалистов психолгого-педагогического сопровождения образовательного процесса: педагога-психолога и учителя-логопеда с учащимися начальных классо...