Программа работы в сенсорной комнате "Волшебство сенсорики"
методическая разработка по теме
Сенсорная комната - это специально организованное пространство, с использованием мультимедийной среды, занятия в которой направлены на:
- активацию и развитие у детей ВПФ (память, внимание, мышление, воображение)
- развитие сследовательской деятельности ребёнка
- снятие психоэмоциональной нагрузки
- снятие мышечнго напряжения
- развитие творческого потенциала
- стимуляция ослабленныхсенсорных функций (зрение, слух..)
- создание положительного эмоционального фона
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebstvo_sensoriki.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ
ГОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-ЗДОРОВЬЯ» № 1998 «ЛУКОМОРЬЕ»
Направление:
«Волшебство сенсорики»
Педагог-психолог Дорошенко Татьяна Васильевна
Срок реализации _
Возраст детей 6-11лет
Утверждена МС 20 г.
«Утверждаю»
Директор 20 г.
Москва
Пояснительная записка.
Сенсорная комната - это специально организованное пространство с использованием мультисенсорной среды, занятия в которой направлены на:
-активацию и развитие у детей психических функций (внимание, мышление, воображение, память),
- развитие исследовательской деятельности ребенка,
-психоэмоциональную разгрузку, достижение состояния релаксации и душевного равновесия,
-снятие мышечного напряжения,
-развитие творческого потенциала,
- стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, слух и т.д.),
- создание положительного эмоционального фона.
В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС -релаксация или активация — оборудование Сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.
1. В релаксационный блок входят:
* проекционные устройства ( видео, различные меняющиеся узоры и т.п.)
* библиотека записей релаксационной музыки;
* библиотека проекционных картин, фотографий, видео.
* «Рисование песком»; «Песочница»: создание песочных сюжетов, с использованием игрушек, фигурок и различных предметов.
* Мягкие кресла-груши, принимающие форму тела.
Медленно проплывающие по стенам картины (лес, времена года, облака, морские глубины и т.п. — сюжет подбирается индивидуально) в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. Дают возможность сосредоточиться на своих мыслях, или подумать, пофантазировать на определенно заданную тему.
Во время сеанса в «Сенсорной комнате» учащиеся или педагоги занимают удобную позу (лежа-сидя…)
Работа с песком помогает расслабиться, настроиться на свои мысли и переживания, а так же установить контакт с психологом.
Работа с песком («Рисование песком», «Песочница») происходит в темноте на светящейся поверхности. Таким образом, рисунок приобретает интересный замысловатый узор, фактуру, имеет более яркую выраженность и помогает сосредоточиться на своих мыслях, выразить их в картине. Легкость смены образов при рисовании песком позволяет участнику открыть новые ресурсы для изменения ситуации, в которой он находится, и осознать стратегию позитивных изменений.
Основное свойство песка заключаются в том, что он способен принимать температуру тела человека, тем самым, обладает эффективным расслабляющим эффектом.
2. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами.
* различные проекционные устройства (прожектора, проекторы, лампы, светильники, видео, различные меняющиеся узоры, пузырьковые колонны и т.п.),
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий — приближения, прикосновения, раскачивания, исследования и т.д.
Таким образом, применение оборудования «активационного» блока Сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Для этого также используют световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию моторики.
Высокий уровень надежности оборудования и безопасность в обращении делают его незаменимым для проведения сеансов с детьми, у которых в силу различных причин имеет место сенсорная депривация.
Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование Сенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.
В начале курса занятий с ребёнком проводится диагностическое исследование на тему запроса родителей, выявляются проблемные сферы психики ребёнка и с учётом этого подбирается определённый курс представленных ниже занятий.
К концу курса занятий проводится контрольная диагностика, с помощью которой у детей прослеживаются улучшения в области психического развития или психоэмоционального состояния (в той сфере на которую были направлены занятия).
Содержание психологических разделов:
- Развитие психических функций
- Путешествие в страну Внимания.
- упражнения и задания на внимание (пузырьковые световые колонны с рыбками, проекционное оборудование, лабиринт и другое оборудование сенсорной комнаты )
- Память всему голова.
- упражнения на развитие памяти с помощью дополнительного оборудования сенсорной комнаты ( мелкие игрушки, пазлы, модули и другое оборудование сенсорной комнаты)
- Мистер Мышление.
- упражнения на развитие творческого мышления (песочная терапия, арт-терапия, драмматерапия)
- задание на развитие исследовательской деятельности, изобретательности (всё оборудование сенсорной комнаты)
- Мир Фантазии.
- развитие воображения (проекционное оборудование, песочная терапия, сказкотерапия, светотерапия и другое оборудование сенсорной комнаты)
- задания на развитие творческого потенциала (весь арсенал оборудования сенсорной комнаты)
- Релаксационный курс
- Учимся расслабляться.
- снятие мышечного напряжения (мягкие пуфы, песок, световые эффекты и другое оборудование сенсорной комнаты)
- Морское путешествие. Комические этюды. Прогулка в лесу. и др.
- снятие психоэмоционального напряжения (световые эффекты, проекционное оборудование, песок, аудио сопровождение)
- Сенсорика
- Путешествие в страну слепых волшебников.
- развитие слухового анализатора (аудио эффекты)
- Волшебные очки.
- развитие визуальной репрезентативной системы (световые эффекты, видеопроектор и другое оборудование сенсорной комнаты)
- Чувствительный маг.
- развитие тактильного анализатора (песок, мелкие фигурки, световые лианы и другое оборудование сенсорной комнаты)
Методическое обеспечение программы.
Занятия проходят в сенсорной комнате, которая оснащена релаксационным и активационным блоками. С помощью них проводятся занятия основываясь на индивидуальную программу, составленную на каждого ребёнка в отдельности.
Формы проведения занятий разнообразны:
- релас-сеансы
- игры драматизации
- задания и упражнения на развитие каких либо психических функций
- тренинги по проблеме
- занятия-путешествия
- занятия-сказки (сказкотерапия)
- работа с песком (песочная тепаия)
и др.
ЛИТЕРАТУРА
- Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. «Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения» - М., 2008
- под.ред. Марцинковской Т.Д. «Детская практическая психология» - М., 2004
- Метиева Л.А., Удалова З.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений» 2007г
- Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» Издательство: АРКТИ, 2009 г
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М., 1990.
- Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство: Мозаика-Синтез: 2010г.
Индивидуальный тематический план
для --------------------------.
Диагностическое исследование (ЦТО, корректурная проба) выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у ………., особенно во второй половине дня. Также учтён запрос родителей по развитию творческого потенциала и дополнительному развитию репрезентативных систем ………….
№ занятия | тема | цель | часы |
1 | Морское путешествие. Рераксация. | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
2-3 | Чувствительный маг. Песочная терапия. | развитие тактильного анализатора | 2 |
4 | Учимся расслабляться. Релаксация. | снятие мышечного напряжения | 1 |
5-6 | Мистер Мышление. Драматерапия и песочная терапия. | развитие творческого мышления | 2 |
7 | Путешествие в страну слепых волшебников. | развитие слухового анализатора | 1 |
8-9 | Мир Фантазии. сказкатерапия, арттерапия | развитие воображения | 2 |
10 | Память всему голова. | развитие памяти | 1 |
11-12 | Путешествие в страну Внимания. | развитие внимания | 2 |
13 | Комические этюды. релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
14-15 | Волшебные очки | развитие зрительного анализатора | 2 |
16-17 | Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия | снятие психоэмоционального напряжения | 2 |
18 | В гостях у королевы Лигики сказкатерапия | развитие логического мышления | 1 |
19 | Прогулка в лесу релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
20-21 | Сочинитель – фантазёр сказкатерапия | развитие творческого воображения | 2 |
22-23 | Слышу-вижу-чувствую. | развитие всех репрезентативных систем | 2 |
24 | Подводное царство релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
Индивидуальный тематический план
для -------------------------
Диагностическое исследование выявило психо-эмоциональное и мышечное напряжение (на грани невроза) у …………., особенно во второй половине дня. В связи с этим запланированные занятия направлены на снятие этого напряжения по средствам релаксации и песочной терапии.
№ занятия | тема | цель | часы |
1 | Морское путешествие. Рераксация. | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
2 | Учимся расслабляться. Релаксация. | снятие мышечного напряжения | 1 |
3 | Чувствительный маг. Песочная терапия. | снятие психоэмоционального и мышечного напряжения | 1 |
4 | Комические этюды. релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
5-6 | Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия | снятие психоэмоционального напряжения | 2 |
Индивидуальный тематический план
для --------------------------.
Диагностическое исследование выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у …………. Так же учтён запрос родителей по психологической подготовке ………. к школе.
№ занятия | тема | цель | часы |
1 | Морское путешествие. Рераксация. | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
2-3 | Мир вокруг нас. Работа с песком. | развитие тактильного анализатора, развитие познавательного интереса | 2 |
4 | Учимся расслабляться. Релаксация. | снятие мышечного напряжения | 1 |
5-6 | Что? Где? Когда? и Почему? | развитие познавательного интереса | 2 |
7 | Путешествие в страну слепых волшебников. | развитие слухового анализатора | 1 |
8-9 | Любопытство и любознательность сказкатерапия, арттерапия | развитие познавательного интереса | 2 |
10 | Прогулка в лесу релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
11-12 | Путешествие в страну Внимания. | развитие внимания | 2 |
Индивидуальный тематический план
для -------------------.
По запросу родителей для ………….. вытроен план релаксационных занятий. Цель: снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения после учебной недели.
№ занятия | тема | цель | часы |
1 | Прогулка в лесу релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
2-3 | Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия | снятие психоэмоционального напряжения | 2 |
4-5 | Чувствительный маг. Песочная терапия. | развитие тактильного анализатора, снятие мышечного напряжения | 2 |
6 | Подводное царство релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
Индивидуальный тематический план
для -------------------------.
Диагностическое исследование (ЦТО, корректурная проба) выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у ……………, особенно во второй половине дня.
№ занятия | тема | цель | часы |
1 | Морское путешествие. Рераксация. | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
2-3 | Чувствительный маг. Песочная терапия. | развитие тактильного анализатора | 2 |
4 | Учимся расслабляться. Релаксация. | снятие мышечного напряжения | 1 |
5-6 | Путешествие в страну слепых волшебников. | развитие слухового анализатора | 2 |
7 | Комические этюды. релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
8-9 | Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия | снятие психоэмоционального напряжения | 2 |
10 | Прогулка в лесу релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
11-12 | Слышу-вижу-чувствую. | развитие всех репрезентативных систем | 2 |
13 | Подводное царство релаксаия | снятие психоэмоционального напряжения | 1 |
14-15 | Волшебный мир внутри меня (пескотерапия) | снятие психоэмоционального напряжения, познание себя | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...
мастер-класс РАБОТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
Методика проведения занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного и школьного возраста...
Программа "Волшебный мир сенсорной комнаты".
Программа содержит тематическое планирование занятий в сенсорной комнате в начальной школе....
Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...
Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....
Методические рекомендации родителям по организации и проведению работы по сенсорному развитию детей с умственний отсталостью дома.
Конспект консультации родителей по вопросам организации и проведения домашней работы с ребенком с умственной отсталостью....