Программа работы в сенсорной комнате "Волшебство сенсорики"
методическая разработка по теме

Дорошенко Татьяна Васильевна

Сенсорная комната - это специально организованное пространство, с использованием мультимедийной среды, занятия в которой направлены на:

- активацию и развитие у детей ВПФ (память, внимание, мышление, воображение)

- развитие сследовательской деятельности ребёнка

- снятие психоэмоциональной нагрузки

- снятие мышечнго напряжения

- развитие творческого потенциала

- стимуляция ослабленныхсенсорных функций (зрение, слух..)

- создание положительного эмоционального фона

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebstvo_sensoriki.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЮЖНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

ГОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-ЗДОРОВЬЯ» № 1998 «ЛУКОМОРЬЕ»

Направление:

 «Волшебство сенсорики»        

Педагог-психолог                             Дорошенко Татьяна Васильевна                        

Срок реализации  _                                                                                

Возраст детей                 6-11лет                                                        

Утверждена МС                                  20         г.

«Утверждаю»

Директор                                  20         г.

Москва


Пояснительная записка.

Сенсорная комната - это специально организованное пространство с использованием мультисенсорной среды, занятия в которой направлены на:

 -активацию и развитие у детей психических функций (внимание, мышление, воображение, память),

- развитие исследовательской деятельности ребенка,

-психоэмоциональную разгрузку, достижение состояния релаксации и душевного равновесия,

-снятие мышечного напряжения,

-развитие творческого потенциала,

- стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, слух и т.д.),

- создание положительного эмоционального фона.

В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС -релаксация или активация — оборудование Сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.

1. В релаксационный блок входят:

*   проекционные устройства ( видео, различные меняющиеся узоры и т.п.)

 * библиотека записей релаксационной музыки;

* библиотека проекционных картин, фотографий, видео.

* «Рисование песком»; «Песочница»: создание песочных сюжетов, с использованием игрушек, фигурок и различных предметов.

* Мягкие кресла-груши, принимающие форму тела.

Медленно проплывающие по стенам картины (лес, времена года, облака, морские глубины и т.п. — сюжет подбирается индивидуально) в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия. Дают возможность сосредоточиться на своих мыслях, или подумать, пофантазировать на определенно заданную тему.

Во время сеанса в «Сенсорной комнате» учащиеся или педагоги  занимают удобную позу (лежа-сидя…)

Работа с песком помогает расслабиться, настроиться на свои мысли и переживания, а так же установить контакт с психологом.

Работа с песком («Рисование песком», «Песочница») происходит в темноте на светящейся поверхности. Таким образом, рисунок приобретает интересный замысловатый узор, фактуру, имеет более яркую выраженность и помогает сосредоточиться на своих мыслях, выразить их в картине. Легкость смены образов при рисовании песком позволяет участнику открыть новые ресурсы для изменения ситуации, в которой он находится, и осознать стратегию позитивных изменений.

         Основное свойство песка заключаются в том, что он способен принимать температуру тела человека, тем самым, обладает эффективным расслабляющим эффектом.

2. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами.

*  различные проекционные устройства (прожектора, проекторы, лампы, светильники, видео, различные меняющиеся узоры, пузырьковые колонны и т.п.),

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий — приближения, прикосновения, раскачивания, исследования и т.д.

Таким образом, применение оборудования «активационного» блока Сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Для этого также используют световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию моторики.

Высокий уровень надежности оборудования и безопасность в обращении делают его незаменимым для проведения сеансов с детьми, у которых в силу различных причин имеет место сенсорная депривация.

Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование Сенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.

В начале курса занятий с ребёнком проводится диагностическое исследование на тему запроса родителей, выявляются проблемные сферы психики ребёнка и с учётом этого подбирается определённый курс представленных ниже занятий.

К концу курса занятий проводится контрольная диагностика, с помощью которой у детей прослеживаются улучшения в области психического развития или психоэмоционального состояния (в той сфере на которую были направлены занятия).

Содержание психологических разделов:

  1. Развитие психических функций
  • Путешествие в страну Внимания.

- упражнения и задания на внимание (пузырьковые световые колонны с рыбками, проекционное оборудование, лабиринт и другое оборудование сенсорной комнаты )

  • Память всему голова.

- упражнения на развитие памяти с помощью дополнительного оборудования сенсорной комнаты ( мелкие игрушки, пазлы, модули и другое оборудование сенсорной комнаты)

  • Мистер Мышление.

- упражнения на развитие творческого мышления (песочная терапия, арт-терапия, драмматерапия)

- задание на развитие исследовательской деятельности, изобретательности (всё оборудование сенсорной комнаты)

  • Мир Фантазии.

- развитие воображения (проекционное оборудование, песочная терапия, сказкотерапия, светотерапия и другое оборудование сенсорной комнаты)

- задания на развитие творческого потенциала (весь арсенал оборудования сенсорной комнаты)

  1. Релаксационный курс
  • Учимся расслабляться.

- снятие мышечного напряжения (мягкие пуфы, песок, световые эффекты и другое оборудование сенсорной комнаты)

  • Морское путешествие. Комические этюды. Прогулка в лесу. и др.

- снятие психоэмоционального напряжения (световые эффекты, проекционное оборудование, песок, аудио сопровождение)

  1.  Сенсорика
  • Путешествие в страну слепых волшебников.

- развитие слухового анализатора (аудио эффекты)

  • Волшебные очки.

- развитие визуальной репрезентативной системы (световые эффекты, видеопроектор и другое оборудование сенсорной комнаты)

  • Чувствительный маг.

- развитие тактильного анализатора (песок, мелкие фигурки, световые лианы и другое оборудование сенсорной комнаты)

Методическое обеспечение программы.

Занятия проходят в сенсорной комнате, которая оснащена релаксационным и активационным блоками. С помощью них проводятся занятия основываясь на индивидуальную программу, составленную на каждого ребёнка в отдельности.

Формы проведения занятий разнообразны:

- релас-сеансы

- игры драматизации

- задания и упражнения на развитие каких либо психических функций

- тренинги по проблеме

- занятия-путешествия

- занятия-сказки (сказкотерапия)

- работа с песком (песочная тепаия)

и др.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. «Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения» - М., 2008
  2. под.ред. Марцинковской Т.Д. «Детская практическая психология» - М., 2004
  3. Метиева Л.А., Удалова З.Я. «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений» 2007г
  4. Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» Издательство: АРКТИ, 2009 г
  5. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - М., 1990.
  6. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Издательство: Мозаика-Синтез: 2010г.


Индивидуальный тематический план

для --------------------------.

Диагностическое исследование (ЦТО, корректурная проба) выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у ………., особенно во второй половине дня. Также учтён запрос родителей по развитию творческого потенциала и дополнительному развитию репрезентативных систем ………….

№ занятия

тема

цель

часы

1

Морское путешествие.

Рераксация.

снятие психоэмоционального напряжения

1

2-3

Чувствительный маг.

Песочная терапия.

развитие тактильного анализатора

2

4

Учимся расслабляться.

Релаксация.

снятие мышечного напряжения

1

5-6

Мистер Мышление.

Драматерапия  и песочная терапия.

развитие творческого мышления

2

7

Путешествие в страну слепых волшебников.

развитие слухового анализатора

1

8-9

Мир Фантазии.

сказкатерапия, арттерапия

развитие воображения

2

10

Память всему голова.

развитие памяти

1

11-12

Путешествие в страну Внимания.

развитие внимания

2

13

Комические этюды.

релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

14-15

Волшебные очки

развитие зрительного анализатора

2

16-17

Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

снятие психоэмоционального напряжения

2

18

В гостях у королевы Лигики

сказкатерапия

развитие логического мышления

1

19

Прогулка в лесу 

релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

20-21

Сочинитель – фантазёр

сказкатерапия

развитие творческого воображения

2

22-23

Слышу-вижу-чувствую.

развитие всех репрезентативных систем

2

24

Подводное царство

 релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

Индивидуальный тематический план

для -------------------------

Диагностическое исследование выявило психо-эмоциональное и мышечное напряжение (на грани невроза) у …………., особенно во второй половине дня. В связи с этим запланированные занятия направлены на снятие этого напряжения по средствам релаксации и песочной терапии.

№ занятия

тема

цель

часы

1

Морское путешествие.

Рераксация.

снятие психоэмоционального напряжения

1

2

Учимся расслабляться.

Релаксация.

снятие мышечного напряжения

1

3

Чувствительный маг.

Песочная терапия.

снятие психоэмоционального и мышечного напряжения

1

4

Комические этюды.

релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

5-6

Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

снятие психоэмоционального напряжения

2


Индивидуальный тематический план

для --------------------------.

Диагностическое исследование выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у …………. Так же учтён запрос родителей по психологической подготовке ………. к школе.

№ занятия

тема

цель

часы

1

Морское путешествие.

Рераксация.

снятие психоэмоционального напряжения

1

2-3

Мир вокруг нас.

Работа с песком.

развитие тактильного анализатора,

развитие познавательного интереса

2

4

Учимся расслабляться.

Релаксация.

снятие мышечного напряжения

1

5-6

Что? Где? Когда? и Почему?

развитие познавательного интереса

2

7

Путешествие в страну слепых волшебников.

развитие слухового анализатора

1

8-9

Любопытство и любознательность

сказкатерапия, арттерапия

развитие познавательного интереса

2

10

Прогулка в лесу 

релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

11-12

Путешествие в страну Внимания.

развитие внимания

2


Индивидуальный тематический план

для -------------------.

По запросу родителей для ………….. вытроен план релаксационных занятий. Цель: снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения после учебной недели.

№ занятия

тема

цель

часы

1

Прогулка в лесу 

релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

2-3

Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

снятие психоэмоционального напряжения

2

4-5

Чувствительный маг.

Песочная терапия.

развитие тактильного анализатора, снятие мышечного напряжения

2

6

Подводное царство

 релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1


Индивидуальный тематический план

для -------------------------.

Диагностическое исследование (ЦТО, корректурная проба) выявило психо-эмоциональное и мышечное утомление у ……………, особенно во второй половине дня.

№ занятия

тема

цель

часы

1

Морское путешествие.

Рераксация.

снятие психоэмоционального напряжения

1

2-3

Чувствительный маг.

Песочная терапия.

развитие тактильного анализатора

2

4

Учимся расслабляться.

Релаксация.

снятие мышечного напряжения

1

5-6

Путешествие в страну слепых волшебников.

развитие слухового анализатора

2

7

Комические этюды.

релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

8-9

Свидание с планетой Земля релаксаия+арттерапия

снятие психоэмоционального напряжения

2

10

Прогулка в лесу 

релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

11-12

Слышу-вижу-чувствую.

развитие всех репрезентативных систем

2

13

Подводное царство

 релаксаия

снятие психоэмоционального напряжения

1

14-15

Волшебный мир внутри меня

(пескотерапия)

снятие психоэмоционального напряжения, познание себя

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...

мастер-класс РАБОТА В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ

Методика проведения занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного и школьного возраста...

Программа "Волшебный мир сенсорной комнаты".

Программа содержит тематическое планирование занятий в сенсорной комнате в начальной школе....

Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс

Программа  « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...

Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому

Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....

Методические рекомендации родителям по организации и проведению работы по сенсорному развитию детей с умственний отсталостью дома.

Конспект консультации родителей по вопросам организации и проведения домашней работы с ребенком с умственной отсталостью....