Введение первоклассников в школьную жизнь. Из опыта работы учителя начальных классов Голиковой Елены Владимировны
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Знакомство с основными школьными правилами. Приобретение навыков индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Психологическая адаптация детей. И это всё -10 первых дней в стенах образовательного учреждения, это всё учебный курс «Введение в школьную жизнь», разработанный авторами Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Введение первоклассников в школьную жизнь»
По программе Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой
Из опыта работы Голиковой Е.В. учителя начальных классов НОУ гимназии «Школа бизнеса»
Слайд 1. Начало.
Чтобы не происходило в стране, какие бы инновации ни внедрялись в систему образования, каждый год первоклассники идут в школу. Это важный момент в жизни маленького человека и всех его родных. Семья готовится к этому событию и готовит к нему ребёнка. Оправдаются ли надежды, будет ли ребёнок успешен в школе, будет ли он счастлив – от чего это зависит? Наверное, от множества причин – от готовности учиться в школе, от помощи родителей, от личных качеств самого начинающего ученика. И, конечно, от первого, самого начального опыта школьной жизни.
Слайд 2. «Введение первоклассников в школьную жизнь»
По программе Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой
«Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе.»
Цукерман Галина Анатольевна - доктор психологических наук, член редколлегии журнала «Культурно-историческая психология», профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, Москва.
Поливанова, Катерина Николаевна- российский учёный, широко известный специалист в области психологии детского развития.
Зачем и как вводить ребёнка в школьную жизнь?
Курс «Введение в школьную жизнь» создан Галиной Анатольевной Цукерман и Катериной Николаевной Поливановой для того, чтобы на пороге школы, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». «Введение…» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений, на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
Слайд 3. Приоритетные ценности:
В связи с ведением ФГОС изменились основные цели образования, в них гораздо большее внимание уделяется не знаниям и простым культурным умениям, а универсальным учебным действиям. Надо, чтобы у детей развивались личностные и коммуникативные способности, чтобы они учились не просто запоминать информацию, но и искать её, сравнивать и анализировать, думать и сомневаться. Ученик должен научиться учиться.
Приоритетные ценности:
- эмоциональное благополучие (личностные и регулятивные УУД);
- умение учиться (познавательные УУД);
- навыки сотрудничества (коммуникативные УУД).
Слайд 4. Первое сентября НОУ гимназия «Школа бизнеса»
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни.
Что же является наиболее сложным для первоклассников? Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. (….Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица. Вошла учительница в класс. Вставать или садиться?....А.Л.Барто) Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер, по новым образовательным стандартам в первых класса проводится курс “Введение в школьную жизнь”.
Слайд 5. Каковы цель и задачи курса?
Цель курса – Психологическая адаптация и помощь ребенку в построении содержательного образа «настоящего школьника», подготовка детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг другом в процессе обучения.
Слайд 6. Задачи курса:
- Познакомить с основными школьными правилами;
- Прививать навыки индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы;
- Формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие компетенцию «научить учиться».
· Психологическая адаптация детей;
Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.
· Знакомство с основными школьными правилами;
· Привитие навыков индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы;
· Обучение элементарным приёмам обратной связи;
· Развитие внимание, памяти, мышления, воображения;
· Организация классного коллектива.
Слайд 7. Программа курса «Введение в школьную жизнь»
Учебный курс «Введение в школьную жизнь» организуется образовательным учреждением с 1-ого сентября. Учитель начальных классов в течение первых двух недель проводит по 3 занятия каждый учебный день.
Учебные предметы: обучение грамоте (письмо, чтение), математика, окружающий мир не являются содержательной частью данного учебного модуля.
Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного курса.
Слайд 8. Десять дней школьной жизни посвящены вхождению в новый социальный статус и знакомству с новыми социальными ролями.
Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.
Важную роль в повышении эффективности уроков по данному курсу играют методы обучения, их соответствие психофизиологическим особенностям детей. Перспективными являются такие методы, которые позволяют осуществить полноценный переход от игровой к ведущей учебной деятельности. Ведь ведущая деятельность школьного возраста-УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
Одним из трудных и ключевых моментов адаптации к школе является освоение новых требований. Курс “Введение в школьную жизнь” вводит эти требования, правила школьной жизни достаточно мягко и безболезненно, так как активно используется прошлый опыт ребенка, а именно игровая деятельность.
В этот период задается определенный стиль всей дальнейшей работы учителя с детьми, дети приучаются к новому режиму дня, к новым правилам для учащихся. По форме, по манере общения курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества.
Программа курса хорошо ориентирована на профилактику утомляемости первоклассников, так как предполагается частая смена видов деятельности (работа за партой, работа у доски, передвижение по классу во время урока, инсценирование сказки, разыгрывание сценок, подвижные игры, игры на внимание, упражнения для развития мелкой моторики, работа со схемами, упражнения на ориентацию в пространстве, игры с буквами, цифрами и др.)
Слайд 9. Схема класса.
Смена обстановки в классе. Пример, расстановка парт.
Даже такой момент, как смена обстановки в классе позволяет решить некоторые вопросы произвольности и дисциплины. Если учащиеся получают информацию от учителя, парты ставятся рядами, чтобы лица всех детей были обращены к учителю и к доске. Если идет работа в парах или группах, парты расставляются так, чтобы ребята могли видеть своих товарищей по подгруппе, если предстоит общеклассная дискуссия, то удобнее, чтобы каждый видел и доску, и своих одноклассников.
Слайд 10. Работа в группе.
Во время курса, а потом и в дальнейшей учебной жизни важно приучить детей к самостоятельности суждений, к умению спорить, отстаивать свои мнения, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Работа в парах и группах для этого необходима. Учащиеся учатся говорить и слушать других, выслушивать другие мнения, приходить к единому решению. Групповые формы – основа эмоционального благополучия. Одному страшно выйти к доске, а если в компании – нет, сам не знаешь ответа на вопрос, а вместе ответ на вопрос можно найти. Даже самый застенчивый ребенок не заробеет и поймет, что все не так уж и страшно. Позиция педагога, строящего групповую работу, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного исключительно на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п.
В группах создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и условия становления самостоятельности каждого ученика.
Слайд 11. Принципы обучения детей оцениванию.
Основным педагогическим средством при этом является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений.
Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства оценки дети создают совместно с учителем.
Слайд 12. «Волшебные линеечки»
Дети учатся оценивать свою работу, работу своих товарищей. На помощь приходят «Волшебные линеечки», «Светофорчики», которые измеряют все, что пожелаешь: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность того, кто ее выполняет и многое другое. Ребенок сам выбирает, за что будет оцениваться его работа: К- красиво, П –правильно, И – интересно, Т- трудно, С – я старался, Х – хочу научиться, Д – мы работали дружно. Учитель, наблюдая, как оценивают себя ученики, видит ребят с заниженной самооценкой или с завышенной, корректирует их критерии оценивания словами: будь к себе добрее или, наооборт, строже. Пожалуйста, похвали сегодня свои пальчики, вчера ты был внимательнее.
Очень важно отслеживать эмоциональное состояние детей, детей, которые придя в школу хотят учиться, и постараться удержать это состояние как можно дольше. Уверена, ученик должен научиться учиться. Мы учимся этому умению на протяжении всей жизни. Умение учиться – совершенно уникальная способность человека. «Введение в школьную жизнь» -это прекрасный старт в данном направлении.
Заканчивается курс праздником «Посвящение в ученики», которое становится для детей радостным событием.
Подводя итоги скажу, что в целом курс “Введение в школьную жизнь” позволяет решить ключевой момент адаптации первоклассников –формирует и поддерживает эмоциональное благополучие первоклассников.
Далее хотелось бы сказать буквально несколько слов о содержательной стороне курса «Введение в школьную жизнь». Выделить и рассказать о более интересных моментах каждого дня, прожитого малышами в первые дни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успешное введение ребёнка в учебный процесс- огромная работа учителя.
Учитель обеспечивает, создает условия для самоизменяющегося ученика, для его перехода в новое состояние, придает процессу самоизменения культурные формы. Он заботится о понимании учеником целей и задач обучения, принятии их учащимися, он изменяет постановку учебной задачи в зависимости от потребностей учащихся. В этом случае можно говорить об общении как об обмене не только знаниями, но и мыслями, чувствами. В такой атмосфере растет и сам учитель, обучение становится развиваю-щим и для самого учителя, он становится «саморазвивающейся системой».
Курс «Введение в школьную жизнь», его освоение, готовит к развивающей школьной жизни не только учащихся, но и учителя.
Список используемой литературы:
- Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.-120 с. Авторы: Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова.
- Зинаида ШИНТАРЬ, учитель начальных классов СШ № 24 г. Гродно,
старший преподаватель Гродненского государственного университета им. Янки Купалы Введение в школьную жизнь. - С.И.Гин И.Е.Прокопенко «Первые дни в школе» Пособие для учителей 1-ых кл.
- Интернет-ресурсы: 1) http://ru.wikipedia.nom.si/ 2) https://yandex.ru/images/
Содержание курса «Введение в школьную жизнь»
Дата | № урока п\п | Тема урока | (Цель)цели урока | Формирование УУД | |
1-ый учебный день сентября | 1 | 1 | Давайте познакомимся | Познакомить детей друг с другом, ввести знак “Я”, образовать группы и дать им названия. | Коммуникативные.Формирование основ общения друг с другом. |
2 | 2 | Режим дня школьника | Ввести ленту времени как обозначение длительности временной протяжённости, противопоставление школьных и дошкольных дел. Введение знак «Звонок». | Познавательные. Моделирование. | |
3 | 3 | Я и мои товарищи | Ввести схему класса, устанавливать взаимно-однозначные соответствия между элементами схемы. | Познавательные. Моделирование. Составление схемы, использование значков. | |
2-ой учебный день | 4 | 1 | Приветствие друг друга. | Познакомить с разными формами приветствия. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом. Личностные. Формирование основ нравственно-этической ориентации. |
5 | 2 | Введение знак «Хор», Противопоставление знаку «Я». | Познакомить с новым знаком «Хор». Учить отличать форму ответа от содержания ответа, оценивать собственные возможности. | Регулятивные. Самооценка | |
6 | 3 | Оценка. | Ввести различение оценок за красоту и за правильность. Познакомить с критерием оценки. | Регулятивные. Оценка с помощью моделей или знаков. | |
3-ий учебный день | 7 | 1 | Учимся работать вместе. | Начать формирование представления о совместной детской работе. Ввести знак «Мы». | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. |
8 | 2 | Детское сотрудничество. | Формировать умение у учащихся слушать друг друга, адресоваться друг к другу, ждать реакции на свои ответы. Ввести знаки «+» и «- «. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться и распределять роли. | |
9 | 3 | Внешняя оценка и самооценка. | Формировать основы взаимооценки. Ввести новые критерии оценки: легко – трудно, интересно – неинтересно. | Регулятивные. Оценка и взаимооценка. | |
4-ый учебный день | 10 | 1 | Отработка введенных ранее знаков. | Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. Познакомить с ситуацией несогласия при работе в группе. | Регулятивные. Оценка. Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом при работе в группе. Формулирование собственного мнения и позиции. |
11 | 2 | Как надо и как не надо спорить? | Познакомить с ситуацией, когда люди делают одно дело по-разному. Ввести отличие ссоры от спора. Формировать умение спорить. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом при работе в паре и группе. Формулирование собственного мнения и позиции. | |
12 | 3 | Диагностика и отработка разных критериев оценки. | Определить уровень освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики. | Регулятивные. Оценка. | |
5-ый учебный день | 13 | 1 | Введение знака «Вопрос». | Познакомить с ситуацией обращения к учителю. Формировать умение брать на себя инициативу. Способствовать изменению ученической роли с реактивной на активную. | Коммуникативные. Выстраивание общения с учителем. Формирование умения задавать вопросы. |
14 | 2 | «Я хочу задать вопрос учителю!» | Формировать умение обращаться с вопросом к учителю, правильно его формулировать. | Коммуникативные. Выстраивание общения с учителем. Формирование умения задавать вопросы. | |
15 | 3 | Работаем вместе. | Сформировать знание о совместном труде как о труде каждого. | Регулятивные. Самооценка и взаимооценка. Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Согласие –несогласие. Познавательные. Использование знаково-символических средств. | |
6-ой учебный день | 16 | 1 | Дискуссия. «Говорить не страшно!» | Моделировать ситуацию, в которой главным действующим лицом является говорящий. Начать вводить требования для говорящего. Создать атмосферу интереса, сделать учебную работу приятной. Отрабатывать использование знаков. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Построение понятных для партнера высказываний. |
17 | 2 | «Я хочу задать вопрос товарищу!» | Перевести адресованность к учителю в адресованность к одноклассникам. Вырабатывать умение договариваться, «содействовать» | Коммуникативные. Выстраивание общения с одноклассниками. Формирование умения задавать ?. | |
18 | 3 | «Понятно ли мы говорим?» | Формировать умение высказываться точно и понятно. Учить оцениванию индивидуальному и коллективному. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Построение понятных для партнера высказываний. Регулятивные. Взаимооценка. | |
7-ой учебный день | 19 | 1 | «Понятно ли мы говорим?» | Отрабатывать требования к высказыванию, сообщению, реплике. Учить различать содержательное сообщение и бессмысленное. Учить задавать вопросы. Продолжить формировать умение договариваться друг с другом. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. Построение понятных для партнера высказываний. |
20 | 2 | Ловушки. | Учить основам рефлексии. Формировать умение «внимательно слушать говорящего». Познакомить с новым знаком «Л» | Регулятивные. Анализ информации. Осуществление контроля высказываний. Самоценка. | |
21 | 3 | Оценивание и самооценивание. | Отрабатывать умение оценивать себя и одноклассников. | Регулятивные. Взаимооценка, самооценка. Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, умения договариваться. | |
8-ой учебный день | 22 | 1 | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Упражнять в умении аргументировать, доказывать свои суждения. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом. Построение понятных для партнера высказываний. Формулировать собственное мнение и позицию. |
23 | 2 | Решение практических задач. | Учить анализировать достаточность и недостаточность условий и средств для решения задачи. Учить обращаться за помощью. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом, построение понятных высказываний. Регулятивные. Анализ предложенных условий. Планирование. Развитие контроля. | |
24 | 3 | Учимся работать вдвоем. | Актуализировать навыки содержательного взаимодействия применительно к парной работе. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом при работе в паре, построение понятных высказываний. | |
9-ый учебный день | 25 | 1 | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Анализировать успешность освоения способов действий каждым учеником при работе в парах и группах. Упражнять в употреблении изученных знаков. | Коммуникативные Формирование основ общения друг с другом. Построение понятных для партнера высказываний. Формулирование собственного мнения и позиции. |
26 | 2 | Закрепление и отработка знаков и способов действий, введенных ранее, способов ведения диалога. | Отрабатывать умение оценивать друг друга, находить оптимальное решение. Вырабатывать стремление и потребность оказания помощи одноклассникам. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом. Регулятивные. Оценка. Развитие контроля. | |
27 | 3 | Подготовка к празднику «Посвящение в ученики». | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом. Регулятивные. Взаимооценка, самооценка. | ||
10-ый учебный день | 28 | 1 | Праздник «Посвящение в ученики» | Создать радостную праздничную атмосферу. Организовать взаимодействие с родителями учащихся. Закрепить изученные способы взаимодействия учащихся. | Коммуникативные. Формирование основ общения друг с другом. Регулятивные. Самооценка. |
29 | 2 | ||||
30 | 3 | ||||
Список
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.
Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...
Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра...
Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов Карповой Елены Анатольевны
«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подгото...
Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны.
Представление опыта работы на конкурс "Учитель года- 2017 г."...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны.ЧАСТЬ1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны." ЧАСТЬ1...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны " ЧАСТЬ2
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ.Чухлебовой Татьяны Владимировны "ЧАСТЬ2...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ. Чухлебовой Татьяны Владимировны "ЧАСТЬ3
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Из опыта работы УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СКНАРОВСКОЙ ООШ.Чухлебовой Татьяны Владимировны "ЧАСТЬ3....