Как повысить интерес школьников к коррекционно-развивающим занятиям
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Вопросы учебной мотивации являются достаточно актуальными в практической деятельности любого педагога. В статье представлен опыт работы со школьниками на коррекционно-развивающих занятиях психолога. Показана роль игровых технологий в развитии учебной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2017.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Горунова Ирина Михайловна,
педагог-психолог, методист ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти
Как повысить интерес школьников
к коррекционно-развивающим занятиям
Коррекционно-развивающие занятия с психологом часто посещают школьники, испытывающие трудности в обучении, а также интегрированно обучающиеся дети и учащиеся классов коррекции.
Как правило, такие ребята уже имеют недостаточность, дисбаланс в развитии познавательной сферы, что отражается на их способности к обучению и мотивации деятельности.
Например, одним из направлений в моей работе, как психолога, с такими учащимися является развитие словесно-логического мышления. Сами по себе такого рода задания могут вызывать скуку у таких школьников в силу необходимости напряженной умственной работы.
Для повышения эффективности деятельности в этом направлении и развития интереса учащихся к таким заданиям я использую:
- Наглядность. Так, например, при обучении умению выделять целое и часть для набора слов «сковорода, кастрюля, посуда, крышка, кухня» можно заготовить карточки с соответствующими изображениями. При обучении умению устанавливать родо-видовые отношения, отношения рядоположенности прорисовывать схемы в виде большого круга (общего понятия) и вписанных в него маленьких кругов (частных понятий).
- Обращение к более легким, усвоенным функциям, примерам. В заданиях, требующих выявления активного словаря (обобщения), на первых порах предлагать найти обобщающее слово среди нескольких написанных понятий (обогащение пассивного словаря).
- Особый интерес вызывают у детей игры по заданному содержанию, упражнения с карточками («домино» на примере общих и частных понятий из содержания учебного материала по русскому языку, математике, окружающему миру; карточки на расположения ряда понятий от общего к частному).
Такая помощь позволяет ребенку осознать, что задачи достижимы, а значит не снизит интерес к заданию.
Большая часть коррекционной работы происходит с использованием игровых технологий. Они помогают:
- поддерживать устойчивый интерес к учению. Та же игра «Домино» ненавязчиво учит работать с понятиями, находить различные типы связей между ними, обобщать. Игра по составлению других слов из букв уже заданного слова вызывает интерес за счет соревновательного момента, а также развивает речь, гибкость мышления;
- снимать напряжение. Это различные игры на распределение, переключение внимания, развитие памяти: «4 стихии», «Слушай хлопки», «Запомни движение», кинезиологические упражнения. Они используются в качестве разрядки, физкультминутки, но имеют четкие учебные задачи;
- формировать психические новообразования (произвольное внимание, память, саморегуляцию, мыслительные процессы), игры: «Муха», «Пуговицы», «Рыба, птица, зверь», «Я знаю пять» и т.д.;
-формировать собственно учебную деятельность (ставить задачу, использовать умственные действия для выполнения, контролировать и оценивать);
- развивать навыки адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Благодаря тому, что учебный материал употребляется в качестве средства игры, обучение происходит легко, ненавязчиво, с интересом. Удачное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом, а победить и быть успешным ребенку хочется всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Коррекционно – развивающая направленность занятий.
Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...
Как повысить интерес младших школьников к занятиям физической культурой и здоровьем?
В статье рассматриваются проблемы мотивации учебной деятельности, вопросы повышения уровня заинтересованности в предмете Физическая культура и здоровье у учащихся младших классов. Определены пути повы...
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [ш] в слогах и словах
Индивидульное логопедическое занятие с ученицей 1 класса с ОВЗ...
Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"
Тема: «Овощи и фрукты».Цель: уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи · Развивать связную речь дет...
Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)
Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....