Методическая разработка занятия с педагогами
методическая разработка на тему

Тишкина Елена Анатольевна

Методическая разработка психологического мероприятия для педагогов "Сказочное путешествие" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya.docx584.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Методическая разработка психологического мероприятия

«Сказочное путешествие»

Номинация

Методическая разработка

психологического мероприятия для педагогов

Педагог-психолог

Тишкина Елена Анатольевна

г.п. Излучинск

2017 год

Аннотация:

Методическая разработка является частью сборника методических материалов по работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания, улучшению психологического климата коллектива, формированию коммуникативных компетенций. Разработка включает материалы тренингового занятия, план. К методической разработке прилагается аудио файлы для музыкального сопровождения занятия. Данная методическая разработка рекомендована педагогам-психологам для организации профилактической работы с педагогическим коллективом.

Введение.

Переход на личностно-ориентированные модели образования обуславливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе: умение рефлектировать и оптимально регулировать свою деятельность при столкновении с трудностями в установлении контакта с учениками. К проблемам профессиональной деятельности могут добавляться проблемы в общении с коллегами, трудности в семейной, личной жизни и т.д.

Непосильная эмоциональная и физическая нагрузка, необходимость постоянно поддерживать свой профессиональный уровень, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с ограниченным кругом людей – все это осложняет жизнь педагога.

Работа с людьми, высокая ответственность, эмоциональные нагрузки могут привести к вероятности возникновения профессионального стресса, истощения, отсутствия положительных эмоций, усталости, вызванных собственной работой, утраты радости по отношению к жизни. В психологии данное состояние называется «эмоциональное выгорание».

Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout syndrome) – состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее 

как результат хронического стресса на работе. 

Под эмоциональным выгоранием понимается комплекс особых психических проблем, возникающих у человека в связи с его профессиональной деятельностью. Впервые они были описаны X. Фройденбергером в 1974 г. Это понятие раскрыто им как синдром, включающий в себя симптомы общей физической утомленности и разочарованности в профессиях альтруистического содержания.

В педагогической психологии изучением проблемы эмоционального выгорания занимались многие зарубежные и отечественные ученые.

К. Маслач рассматривает выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций, включающие в себя три взаимосвязанных измерения: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений.

А. Лэнгле с экзистенциально-аналитической точки зрения понимает эмоциональное выгорание как затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности.

К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений.

А. Пайнс уделял особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучал, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность заработной платой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства.

Б. Пелман и Е. Хартман, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность.

Обзор исследований по проблеме психического выгорания в зарубежной психологии показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на разных уровнях.

Отечественные исследования выгорания появляются в конце ХХ века в работах В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой и О.С. Старченковой, В.Е. Орла, Т.В. Форманюк, Л. Китаева-Смык, Н.Н. Скугаревской и др.

Н.Е. Водопьянова и О.С. Старченкова рассматривают выгорание как следствие рабочих долговременных стрессов межличностных коммуникаций в профессиональной сфере. А отечественные психологи М.В. Борисова, В.Е. Орел и Т.В. Форманюк данный феномен изучали в контексте проблем профессионального стресса и профессиональной деформации личности в профессиях системы «человек – человек».

По мнению Рукавишникова, эмоциональное выгорание – это динамический процесс, возникающий поэтапно, в котором присутствуют три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

В.В. Бойко дает следующее определение эмоционального выгорания: это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

В отечественной психологической науке феномен эмоционального выгорания в настоящее время исследован широко и разнонаправлено. Отечественными авторами подробно описана внешняя сторона выгорания, детально проработан вопрос симптомов и внешне наблюдаемых факторов выгорания.

Синдром выгорания в деятельности педагога, характеризующийся эмоциональной сухостью, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения специалиста. Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой профессиональной помощи, становлению профессионального коллектива.

По данным обследования, проведенного в педагогическом коллективе МБОУ «Излучинская ОНШ» синдрому эмоционального выгорания в той или иной степени подвержены 76% педагогов. Последствия синдрома негативно сказываются на деятельности всего коллектива, что проявляется в повышенной эмоциональной напряженности педагогов, неудовлетворенности работой, снижении способности к саморегуляции, трудности в преодолении стрессовых ситуаций, слабый контроль своего эмоционального состояния и возникновение конфликтных ситуаций, снижение иммунитета и повышение заболеваемости.

В связи с этим возникла необходимость организации профилактической работы по сохранению психологического здоровья педагогов. Своевременная профилактика и выявление признаков профессионального выгорания на начальной стадии способствует восстановлению здоровья и защитных ресурсов организма педагогов, что очень важно для конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

 В рамках данного направления работы с педагогами мной разработан комплекс занятий по преодолению эмоционального выгорания за счет повышения внутренних ресурсов личности, развития способности к рефлексии, формированию стрессоустойчивости, эмоциональной и поведенческой гибкости.

Представленная методическая разработка психологического мероприятия является одной из цикла занятий по оказанию психологической помощи и поддержки педагогам.  

Предполагаемые результаты: освоение приемов и способов саморегуляции и восстановления себя; снижение симптомов «эмоционального выгорания»; повышение уровня эмоциональной культуры педагога, актуализация внутренних ресурсов.

Тема: «Сказочное путешествие»

Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Задачи: 

  • содействовать снижению эмоционального напряжения;
  • обучать навыкам самопознания;
  • формировать умение понимать другого;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков; повышению творческой активности;
  • формировать мотивацию сохранения психологического здоровья.

Форма организации мероприятия: тренинговое занятие.

Методы и технологии: арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия. 

Материалы: стулья; столы; по 2 листа формата А4 на каждого участника; ручки, цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти; музыкальное сопровождение; открытки с рецептами.

Участники: педагоги образовательного учреждения.

Продолжительность: 1ч 35мин.

План занятия:

  1. Приветствие. (0,5 мин.)
  2. Правила группы (3мин.)
  3. Разминка (2мин + 5мин)
  1. – выбор насекомого (2мин)
  2. – характеристики насекомого в 2 столбика (5 какой Я?) (5мин)
  1. Введение в сказку. (2мин)
  2. Анализ характеристик. (1мин)
  3. Продолжение сказки. (1мин)
  4. Игра «Межгрупповая встреча» (бабочки и жуки). (30мин)

1). Работа в подгруппах – составление 3 списков (20 мин.)

2). Обмен списками, обсуждение в подгруппах.

- Какая информация для вас оказалась новой?

- Как можете объяснить обнаруженные несовпадения?

- В чем ошибались вы сами, а в чем другие?

(Сравнение результатов в группах 5 мин.)

3).  Обмен впечатлениями от этого задания. (5мин)

  1. Продолжение сказки. (0,5 мин)
  2. Игра «Отражение». Работа в парах. (5мин)

Обмен впечатлениями о совместной работе:

– Насколько успешно удавалось взаимодействовать?

10. Игра «Рисунок поляны». Работа в парах. (18 мин.)

– Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

– Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

– Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

– Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

  1. Окончание сказки. (1мин)
  2. Обсуждение игры, обмен впечатлениями. (15мин)

– Что особенно понравилось и запомнилось? Чего им не хватило? Какой вывод для себя они сделали?

  1. Завершение занятия. (20мин). Чаепитие.
  2.  Домашнее задание (1мин)

Ход занятия: 

  1. Приветствие.

Ведущий и участники садятся в общий круг. Ведущий приветствует всех участников и предлагает прикрепить на один из плакатов стикер, отражающий актуальное эмоциональное состояние участника (грустное – на плакат с тучкой, веселое – на плакат с солнышком, спокойное – на плакат, где и солнышко, и тучка).

  1. Составление правил группы.

– Нам предстоит сегодня провести вместе некоторое время, надеюсь, это время будет для нас приятным. Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве находимся мы с нашими чувствами, переживаниями, эмоциями. С помощью друг друга через наше общение мы сможем что-то изменить в самих себе. Чтобы наше общение было эффективным, оно должно подчиняться некоторым правилам:

 «Здесь и теперь». Отключитесь от того, что было, главное, что человек видит, чувствует «здесь и теперь» по отношению к себе, к другим.

Правило Я - высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени и приблизительно в такой форме: «Я чувствую. Мне кажется, я думаю…».

Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы.

Правило конфиденциальности.  Нельзя рассказывать о том, что происходило на занятии, можно говорить только о себе, своих переживаниях и чувствах.

Правило активности.

Правило безоценочного выслушивания говорящего.

3. Разминка.

Ведущий предлагает участникам группы продолжить фразу «Если бы я был(а) насекомым, я был(а) бы...». Затем по кругу каждый называет то насекомое, которое он представил.

Вывод: мы можем быть и такими, и такими. Можем быть разными.

– Возьмите лист бумаги, напишите название насекомого и в столбик 5 характеристик вашего насекомого, ответив на вопрос: «Какая(ой) я?»

– А теперь напротив каждой характеристики напишите противоположную ей (антоним). Рядом с каждой характеристикой поставьте «+», если вам нравится эта черта, и знак «–», если нет.

  1. Введение в сказку.

Ведущий. Сегодня вы познакомитесь со сказкой, которая называется «Бабочка». Вы окажетесь на волшебной поляне и встретитесь там с разными насекомыми. У каждого из них свой характер и образ жизни, свои представления о «правильном» поведении. Но у всех есть что-то общее –то место, где они живут.

Итак, в путь.

Жила-была бабочка. Яркая и легкая.

Каждый день она летала над цветами, кружилась в прозрачном воздухе и радовалась жизни. С наступлением темноты бабочка опускалась на землю, садилась под свою любимую травинку и засыпала. А с восходом солнца она снова пробуждалась к жизни и с радостью порхала в воздухе, перелетая от одного цветка к другому.

Однажды, опустившись на травинку, бабочка услышала:

– Вы только посмотрите на эту беззаботность! Только и знает что порхать! А трудиться кто будет?

Бабочка оглянулась и увидела жука-точильщика, недовольно смотрящего на нее.

– Извините, это вы мне? – учтиво поинтересовалась Бабочка.

– Вам, – буркнул Жук. – Мы тут кору точим в поте лица, а она летает и летает, порхает и порхает. Смотреть невозможно.

И он недовольно зашевелил своими усами.

  1. Анализ характеристик.

Ведущий. Посмотрите на те два списка, которые вы составили, отвечая на вопрос «какая(ой) я»?

Первый список – особенности характера, наиболее присущие вам, а второй – те, которые есть как в вас, так и в других людях.

Может быть, сейчас вы их не проявляете в жизни, но очень отчетливо видите в других. И если рядом с какой-то характеристикой вы поставили знак «–», вполне вероятно, что с людьми, имеющими такие характеристики, вы вступаете в явные конфликты или, не желая обострить отношения, переживаете конфликт внутри себя.

  1. Продолжение сказки.

– Полет – моя жизнь, я наслаждаюсь им, – сказала Бабочка. – А еще я переношу на своих лапках пыльцу от одного цветка к другому и помогаю нашей поляне цвести. Хотите, будем вместе ее украшать?

– Я? Переносить пыльцу? Что за вздор! – фыркнул Жук. – Я занят настоящим делом – челюсти развиваю. Посмотрите, какие они у меня сильные – любой прутик перекусить могу.

И точильщик активно задвигал челюстями.

– А зачем перекусывать прутики? – поинтересовалась Бабочка.

– Ну, вообще-то я их не перекусываю, – уточнил Жук. – Я кору ем, потому что очень кушать люблю. А потом толстею и добрею.

– А я красоту люблю, – сказала Бабочка, – вот и помогаю нашей поляне цвести.

  1. Игра «Межгрупповая встреча».

Ведущий. В нашей сказке встретились два разных характера, два разных мира. У каждого свои интересы. А ведь часто так бывает и в жизни.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы. В одной будут те из вас, кто в начале занятия сравнил себя с насекомыми, близкими к бабочкам, то есть, бабочки, стрекозы и др. Во второй – жуки, божьи коровки и др.

(Группа делится на две подгруппы.)

Сейчас я предлагаю вам сосредоточиться на особенностях своих насекомых –тех, которые отличают вас от другой подгруппы насекомых, и прошу выполнить следующие задачи:

1. Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что вас объединяет.

2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.

– Составьте три различных списка и постарайтесь написать их таким языком, чтобы с вашими записями смогли работать другие. Ровно через 20 минут я передам каждой группе три составленных другой группой списка, и у вас будет возможность познакомиться с точкой зрения ее участников. (В течение 20 минут обе группы работают отдельно, а затем ведущий передает их списки друг другу).

– А теперь познакомьтесь с точкой зрения другой группы и постарайтесь понять, в чем ваше представление о ней оказалось не вполне верным. Какая информация оказалась для вас совершенно новой? Как вы можете объяснить обнаруженные несовпадения? В чем ошибались вы сами, а в чем – другие? У вас есть 5 минут.

В заключение ведущий собирает всех для общего обсуждения и предлагает обеим группам обменяться впечатлениями.

  1. Продолжение сказки.

Итак, бабочка сказала, что любит красоту и помогает поляне цвести. На что жук ответил:

– Ну, уж не знаю, что там у вас получается, но это вечное порхание туда-сюда – несерьезно, баловство какое-то.

– А давайте полетим вместе, – предложила Бабочка. – В полете и поговорим.

И она закружилась над солнечной поляной. Жук расправил крылья и взлетел вслед за ней.

  1. Игра «Отражение».

Ведущий предлагает участникам разбиться на пары (желательно, чтобы один был из команды «Бабочки», а второй из команды «Жуки») и встать друг перед другом на расстоянии вытянутой руки. Они протягивают руки на высоте груди, ладони находятся на расстоянии 2-3 см от ладоней партнера. Для этого упражнения важно, чтобы ладони не соприкасались.

Сначала более высокий игрок становится ведущим и начинает медленно двигать обеими руками, при этом руки партнера должны следовать за этими движениями настолько синхронно, как будто они – отражение. На выполнение задания отводится 1 минута.

Затем ведущим становится второй участник и выполняет то же упражнение, стараясь действовать так, чтобы партнер мог точно следовать за его движениями (1 минута).

В течение следующих 3 минут игроки обмениваются впечатлениями о совместной работе (обсуждают, насколько успешно им удавалось взаимодействовать).

– Какие трудности возникли при невербальном общении?

– Что мешало или помогало эффективной коммуникации?

  1.  Игра «Рисунок поляны».

Ведущий. Вот так Жук полетал и, посмотрев на поляну с высоты, с удивлением заметил множество ярких и красивых цветов. Я предлагаю сейчас каждой паре взять один лист бумаги на двоих и молча, не общаясь друг с другом, создать общий рисунок поляны. Вы можете найти на ней место для своего насекомого и изобразить его, а также то, что ваш герой видит на этой поляне.

Ведущий включает спокойную музыку, и участники рисуют свои поляны.

Через 18 минут ведущий выключает музыку.

Я вижу, ваши рисунки готовы. Прошу вас поставить их так, чтобы они были хорошо видны другим. Посмотрите, какие разные у вас поляны.

А сейчас снова вернитесь к своей паре и обсудите друг с другом следующие вопросы:

– Комфортно ли вам было рисовать друг с другом? Почему?

 – Есть ли у вашего рисунка общий сюжет?

– Можно ли сказать, что вы нарисовали одну поляну, или при взгляде на рисунок создается впечатление, что это две разные поляны?

– Что вы можете добавить в свой рисунок, чтобы было видно, что у вас одна поляна?

После обсуждения ведущий продолжает сказку.

  1.  Окончание сказки.

Впервые Жук посмотрел на поляну с высоты и с удивлением заметил множество ярких и нежных цветов.

– Сядем на колокольчик, – предложила Бабочка и изящно устроилась в самом центре цветка.

Жук с восторгом опустился рядом с ней, но тонкий стебелек колокольчика неожиданно наклонился и точильщик с шумом упал на землю.

– Не тот вес, – сказал он и, посмотрев на бабочку, добавил: – Извини, порхающее создание. Я понял – ты создана для своей жизни, так же как я – для своей. Спасибо.

Жук расправил крылья и полетел к знакомому дереву снова точить кусочек коры.

Но с тех пор он все чаще отрывался от своего любимого занятия и смотрел в высокое голубое небо. И кто знает, о чем при этом думал этот сильный и большой Жук?

  1.  Обсуждение игры.

Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.

  1.  Завершение занятия. Чаепитие.
  2.  Домашнее задание. Выбрать рецепт понравившегося блюда из предложенных и приготовить дома, побаловать себя и своих близких (по материалам журнала «Домашний Очаг»).

Список используемой литературы: 

  1. Андреева Г.М. и др. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001.
  2. Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. -сер.14, Психология. - 2000. №1.
  3. Бойко В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
  4. Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания/М.В. Борисова, Н. П. Анисимова// Ярославский педагогический вестник - 2011. - № 2. - Том II.
  5. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях /Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред.Г.С. Никифорова. - СПб.: Издательство СПб ГУ. - 2000.
  6. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2009.
  7. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2006г.
  8. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005.
  9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2003.- №1.  
  10. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.-СПб.: Издательство С-Пб ун-та, 2008.
  11. Психология. Словарь/А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: Политиздат, 2009.
  12. Рукавишников А. А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагогов: дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / А. А. Рукавишников. - М.: РГБ, 2003.
  13. Трунов Д. Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Г. Трунов // Журнал практического психолога. - 1998. - № 5.
  14. Усанина С.В. К вопросу синдрома эмоционального выгорания / С.В. Усанина, В.Ю Слабинский // Позитум. -2002. - № 3.
  15. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2002.
  16. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя//Вопросы психологии. 1994. №6.
  17. «Школьный психолог», №5-2009.

Приложение.

Приложение

Задание группам:

1. Дать характеристику своим насекомым, отметив, что для них характерно и что их объединяет

2. Описать представление о вашей группе, которое, по вашему мнению, сложилось у другой подгруппы.

3. Описать представление, которое, по вашему мнению, сложилось у членов другой подгруппы о самих себе: как они видят свою группу, что думают о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы педагога-организатора школы"

Создание благоприятных условий для организации содержательных, полезных и интересных мероприятий школы с целью привлечения привлечения учащихся...

Методическая разработка (семинар для педагогов) "Учитель и проблемы дисциплины"

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Если учителя  научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строит...

Конспект занятия "Острова" (Методическая разработка занятия, педагог Иванова Ольга Борисовна)

Данный конспект занятия направлен на равитие коммуникативных навыков детей, развитие пластики, мимики и пантомимики....

Методическая разработка занятия для 1 класса Педагог доп. образования: Смирнова Г.А. «Хороводная, лирическая и плясовая песня»

Тема занятия: «Хороводная, лирическая и плясовая песня»Цель: Возрождение народных традиций, любовь к русским песням и хороводам. Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чи...