рабочая программа по окружающему миру 2класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе по УМК "начальная школа ХХI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 48.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального государственного стандарта начального образования, примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н.Ф.Виноградовой и примерного тематического планирования (Москва «Вентана – Граф» 2012 г. - проект «Начальная школа XXI века»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, областным экспертным советом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области.
В связи с работой школы в режиме муниципального эксперимента по проблеме «Формирование культуры здоровья средствами учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения» содержание программного материала дополнено сведениями здоровьеориентированного характера с целью формирования у обучающихся компетентности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и жизнедеятельности, основанной на принятии культурных норм здоровья, потребности вести здоровый образ жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Всего на предмет «Окружающий мир » в 2-ом классе – 68 ч (34учебные недели по 2часа в неделю) В авторскую программу изменения не внесены.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика окружающего мира и ценностные ориентиры содержания предмета заключаются в том, что предметом изучения являются общечеловеческие ценности: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; исторический аспект «складывания «общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Особое значение предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Цели программы
-формирование понимания общечеловеческих ценностей и конкретного социального опыта; умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира; целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней,
-познание учащимся самого себя, своего Я.
-оживление знаний школьников, систематизация их, создание стройной картины определенного исторического периода развития нашего государства.
Задачи программы
-создавать условия для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке;
-развивать способности ориентироваться в изменяющемся мире;
-обеспечить функцию формирования научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающихся;
-формировать общую культуру и эрудицию обучающихся;
-обеспечить функцию решения задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя жителем планеты Земля, членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности) своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за сохранение природы;
осознание уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей, чувства любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимания образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий;
мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, семья и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых и национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
К концу обучения во втором классе ученик научится:
называть (приводить примеры):
- правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;
- основные права граждан России и права ребенка;
- основные древние города Руси и России (не менее 3-4)
различать (соотносить):
- прошлое - настоящее - будущее;
- год - век (столетие);
- предметы неживой и живой природы, изделия;
- представителей растительного и животного мира и места их обитания;
- этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- соотносить событие с датой его происхождения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.
получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии и т.п.) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
индивидуально-групповые;
фронтальные
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основной деятельности обучающихся | Примечание | |
Введение. Что окружает человека 1ч | |||||||
1 | Что окружает человека | 1 | УУД : «Читать» информацию, представленную в виде схемы.
| ||||
Кто ты такой? 14ч | |||||||
2 | Сходство и различия разных людей. | 1 | УУД: Описывать кратко особенности разных органов чувств. УУД: Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. | ||||
3 | Что природа дает человеку при рождении. | 1 | |||||
4 | Твое здоровье. | 1 | |||||
5 | Здоровье человека-как его сохранить. | 1 | |||||
6 | Режим дня школьника. Практическая работа: составление режима дня. | 1 | |||||
7 | Наши помощники-органы чувств | 1 | |||||
8 | Физическая культура. Закаливание. | 1 | |||||
9 | Определение времени по часам. (арабские и римские цифры) | 1 | |||||
10 | Твое здоровье и питание. О витаминах | 1 | |||||
11 | Правила питания. Культура поведения за столом | 1 | |||||
12 | Урок-инструктаж «Здоровье и осторожность». | 1 | |||||
13 | Правила поведения на дороге. | 1 | |||||
14 | Правила поведения при опасных жизненных ситуациях( обращение с водой, огнем, электричеством) | 1 | |||||
15 | Помощь человеку, попавшему в беду. Итоговая контрольная работа по разделу «Кто ты такой?». | 1 | |||||
Кто живет рядом с тобой? 6 ч | |||||||
16 | Что такое семья. Практическая работа: составление семейного «древа». | 1 | |||||
17 | Взаимоотношения членов семьи. | 1 | |||||
18 | Труд и отдых в семье. Семейные праздники. | 1 | |||||
19 | О правилах поведения. Когда появились правила. | 1 | |||||
20 | Правила культурного поведения в общественных местах. | 1 | |||||
21 | Урок-исследование «О дружбе. Умеешь ли ты дружить?» | 1 | |||||
Россия — твоя Родина 13ч | |||||||
22 | Наша Родина- Россия. | 1 | УУД: Ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина» Знать флаг и герб России. | ||||
23 | Флаг и герб России | 1 | |||||
24 | Родной край – частица Родины. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |||||
25 | История рассказывает о прошлом. Как Русь начиналась. | 1 | |||||
26 | О занятиях славян. | 1 | |||||
27 | Первые русские князья. Их роль в возникновении и процветании Москвы. | 1 | |||||
28 | Мы – граждане России. Права детей – граждан России. Итоговая контрольная работа «Как Русь начиналась». | 1 | |||||
29 | Все профессии важны. Урок -экскурсия | 1 | |||||
30 | О труде хлебороба ,фермера . | 1 | |||||
31 | Профессии людей, значение которых возникло в последние годы(экономист, программист) | 1 | |||||
32 | Урок-путешествие «Знаменитые города России. Москва». | 1 | |||||
33 | Урок-экскурсия «Путешествие в Санкт-Петербург». | 1 | |||||
34 | Древние города России. Золотое кольцо России. Итоговая контрольная работа по разделу «Россия – твоя Родина». | 1 | |||||
Мы – жители Земли 9ч | |||||||
35 | Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. | 1 | УУД: Характеризовать кратко Солнечную систему; Называть царства природы. | ||||
36 | Земля – планета Солнечной системы. | 1 | |||||
37 | Луна – спутник Земли. Глобус – модель Земли. | 1 | |||||
38 | Царства живой природы. Бактерии Практическая работа. | 1 | |||||
39 | Съедобные и ядовитые грибы. | 1 | |||||
40 | Животные – живые существа. | 1 | |||||
41 | Как животные защищаются, питаются, строят жилища и воспитывают потомство. | 1 | |||||
42 | Растения – живые существа. Какие бывают растения. | 1 | |||||
43 | Строение растений. Практическая работа: растения разных сообществ. | 1 | |||||
Природные сообщества 23ч | |||||||
44 | Лес и его обитатели. Экскурсия в лес. | 1 | УУД: Различать этажи леса. Называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья, леса. Различать понятия ( без термина): сообщества, деревья, кустарники, травы, лекарственные и ядовитые растения. Конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойства воды. Отличать водоем отреки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга, сада, поля. Приводить примеры лекарственных растений луга. Узнавать в процессе наблюдения опасные для человека растения. Отличать поле, луг, сад как сообщество от других сообществ. Приводить пример культур, выращиваемых на полях. Описывать сезонный труд в саду и огороде. Различать плодовые и ягодные культуры. | ||||
45 | Деревья леса. Что делает человек из древесины? | 1 | |||||
46 | Кустарники леса. Травянистые растения леса. Лесная аптека. Экскурсия в парк. | 1 | |||||
47 | Ярмарка знаний «Животные леса. Птицы – лесные жители». | 1 | |||||
48 | Пресмыкающиеся и насекомые в лесу. Правила поведения в лесу. | 1 | |||||
49 | Водоем и его обитатели. Вода. Какие бывают водоемы? | 1 | |||||
50 | Океаны и моря – водоемы. | 1 | |||||
51 | Урок-лаборатория «Река – пресный водоем. Кто живет в пресных водоемах». | 1 | |||||
52 | Растения пресных водоемов. | 1 | |||||
53 | Болото – водоем. Животные и растения болот. Проверь себя. | 1 | |||||
54 | Луг и его обитатели. Экскурсия на луг. | 1 | |||||
55 | Животные луга. | 1 | |||||
56 | Поле и его обитатели. Проверь себя. | 1 | |||||
57 | Сад и его обитатели. Проверь себя. | 1 | |||||
58 | Природа и человек. Проверь себя. | 1 | |||||
59 | Творческая мастерская «Будем беречь нашу Землю! Красная книга». | 1 | |||||
60 | Животные – друзья человека. | 1 | |||||
61 | Итоговая контрольная работа по разделу «Мы – жители Земли». | 1 | |||||
62 | Красная книга Белгородской области. Практическая работа: редкие растения нашей местности. | 1 | |||||
63 | Красная книга Белгородской области. Практическая работа: редкие растения нашей местности. | 1 | |||||
64 | Жизнь сада и огорода. | 1 | |||||
65 | Плодовые и ягодные культуры. | 1 | |||||
66 | Сезонный труд людей | 1 | |||||
Природа и человек 2ч | |||||||
67 | Человек –часть природы. Путешествие в прошлое. Как человек одомашнил животных. | 1 | УУД: Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. | ||||
68 | Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. | 1 |
Содержание программы
2 класс (68 ч)
Введение. Что окружает человека (1 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (14 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники - органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).
Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.
ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (6 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как их предупредить.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия - твоя Родина (13 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа.
Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V - IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы - жители Земли ( 9 ч)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение - живые существа.
Природные сообщества (23ч)
Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса и их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Человек и природа. ( 2ч)
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы: составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Программа обеспечена следующим УМК:
Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Виноградова, Н. Ф. рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Формы и средства контроля
По мере прохождения учебного материала, предусмотренного рабочей программой, на уроках проводится текущий контроль знаний, умений и навыков учащихся в виде наблюдения, беседы, фронтального опроса, практикумов, выполнения самостоятельных и проверочных работ. Согласно инструктивно-методического письма «О преподавании в начальных классах в 2012-2013 учебном году» по окружающему миру предусмотрено проведение 6 практических работ, 5 проверочных работ вида «Проверь себя», 4 итоговые контрольные работы. В конце учебного года предусмотрено проведение итоговой комплексной работы, охватывающей в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. В области окружающего мира она позволит проследить сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятиях.
Для оценки освоения содержания учебного материала используются проверочные работы из рубрики «Проверь себя» в рабочих тетрадях и контрольные работы.
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос;
тестовые задания
Оборудование:
печатные пособия:
- демонстрационный материал;
- таблицы, схемы;
- дидактический раздаточный материал;
- карты.
наглядные пособия:
- муляжи грибов, овощей, ягод и фруктов;
- гербарии;
- коллекции насекомых и жуков.
информационно-коммуникативные средства:
- мультимедийные программы;
- электронные учебники.
технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- магнитная доска;
- экран.
экранно-звуковые пособия:
- аудиозаписи музыки;
- видео-, DVD- фильмы, презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс по УМК "Школа России" автор А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса с разделами:1. Пояснительная записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру(2класс)
Календарно-тематическое планирование по Образовательной системе "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа по окружающему миру 2класс (Гармония)
Рабочая программа и планирование...
Рабочая программа по окружающему миру, 2класс,А.А. Вахрушев,2100
Рабочая программа по окружающему миру с тематическим планированием,2 класс,автор А.А.Вахрушев,программа 2100 в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру-2класс
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и д...