Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
презентация к уроку по логопедии

Пачковская Татьяна Васильевна

Презентация по теме: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». В презентации описаны цель деятельности учителя-логопеда в рамках инклюзивного образования, задачи, направления.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   Тема: «Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

                                                                       в условиях инклюзивного образования»

     Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума школы. Учитель-логопед является членом команды специалистов, реализующих психолого-медико-педагогическое сопровождение  детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.  

      Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

       Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи:

  1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление логопедического заключения.
  2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
  3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития.
  4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).
  5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала.
  6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
  7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
  8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
  9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.
  10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику.
  11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.

Исходя из задач, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда:

  • Диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • организационно- методическое;
  • консультативно-просветительское;
  • профилактическое.

Диагностическое направление работы

  • Первичное логопедическое обследование (проводится  с 1 по 15 сентября) позволяет судить об уровне речевого развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ.
  •   Промежуточное логопедическое обследование предусматривается в процессе оказания логопедической помощи, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи).
  • Итоговая диагностика представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий.


      
Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

      В содержание данного направления входят следующие аспекты:

  1. Выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  2. Организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.


     Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда заключается:

  1. В разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
  2. В помощи в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.
  3. В подборе дидактических и методических материалов.
  4. В ведении документации.

   
     
Консультативно-просветительское направление работы включает:
Консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;


консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики.  


 Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования.
        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Слайд 2

ПМПк Учитель- логопед Педагог-психолог Социальный педагог Учитель Медицинский работник

Слайд 3

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития , а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

Слайд 4

Задачи:

Слайд 5

Задачи :

Слайд 6

Задачи :

Слайд 7

Задачи:

Слайд 8

Направления деятельности учителя-логопеда:

Слайд 9

Диагностическое направление работы:

Слайд 10

Коррекционно-развивающее направление включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта , а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ

Слайд 11

Содержание коррекционно-развивающего направления:

Слайд 12

Организационно-методическое направление:

Слайд 13

Профилактическое направление деятельности заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений , создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность ...

Логопедическое сопровождение обучающихся с овз в условиях инклюзивного образования на школьном логопункте.

Основной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могу...

2022 - Логопедическая помощь школьникам с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В данном материале представлена презентация, которая знакомит с основными направлениями работы учителя-логопед в условиях инклюзивной школы....

Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Практическое занятие на курсе аовышения квалификации по направлению: Сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования...

«Лучшая инклюзивная школа России» Психолого- педагогическое сопровождение детей с инвалидностью в условиях инклюзивного образования

Для обеспечения доступа к образовательным услугам в наличие имеется:Подъем на площадку крыльца школы оборудован наружными пандусами. Наружные и внутренние лестницы оборудованы поручнями. Лестница при ...