"Живой цветок"
план-конспект по теме
Игровой тренинг. Материалы школьного психолога Дудниковой Ирины Евгеньевны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_trening.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг «Живой цветок»
Цель: Создать условия для снятия напряжения в общении посредством установление эмоциональных контактов.
Задачи: формирование у детей комплексного восприятия мира и человека; воспитание таких позитивных черт, как доброжелательность, оптимизм; ознакомление детей с материалом, имеющим познавательную ценность.
Рекомендации по проведению.
Учитывая многоплановость задач, для занятия была избрана форма игрового тренинга. Хотя некоторые элементы этого занятия можно использовать и в интегрированном уроке по географии, истории и музыке, в организации танцевальных вечеров, вечеров отдыха.
Игровой тренинг «Живой цветок» рассчитан на ребят в возрасте от 10-12 лет, но может быть адаптирован с учётом вышеназванных аспектов для любого возраста. В тренинге может участвовать группа не менее 6 человек, как мальчиков, так и девочек. Тренинг не требует от них специальной подготовки, а проводится ведущим, как говорится, экспромтом. Участники тренинга могут даже не знать друг друга. Вы должны быть в спортивной форме или брюках.
Для проведения тренинга необходимо просторное помещение, а также нужен магнитофон. Реквизит не требуется.
Для тренинга записывается программа, включающая в себя специально подобранные музыкальные фрагменты.
При подготовке тренинга желательно выяснить музыкальные вкусы детей, способность к взаимодействию, их интересы и общий уровень физического, психического и умственного развития. Сделать это можно с помощью импровизированной викторины, беседы или динамичной игры.
Ход тренинга
- Организационный момент.
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему … привет
С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой…
При встрече через много-много лет вы крикните друзьям…
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго …
И вы запомните совет: дарите всем друзьям …
Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы…
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что в любом фильме, спектакле у каждого есть своя роль. Сейчас я хочу предложить вам поставить сказку, где вы все будете играть одну и ту же роль. А чтобы вам легче было угадать, что это за сказка, ответьте на вопрос. Вот я – человек, а ты кто? Тоже человек. А ты? И ты – человек. А все мы вместе? Правильно, люди. А эти люди, те и другие – кто? Все люди, живущие на Земле, называются человечеством. Итак, сегодня мы будем играть в человечество. Его историю. А с чего начинается любая история, чья-то жизнь? Да, с рождения. Так вот, неизвестно как, неизвестно где и неизвестно почему, на Земле родилось человечество. Представьте, что вы – это первые люди планеты Земля. И вы сейчас появитесь на свет. Встаньте в линию, лицом ко мне, плечом к плечу. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Не отрывая глаз и не расцепляя рук, попробуйте образовать круг, лицом не в круг, а вовне круга.
Ребята замыкают круг, пытаются выровнять его так,
чтобы чувствовать плечо соседа.
Ведущий: Перед вами море, синее, холодное, как 3 тысячи лет назад. Вон, слева, летят белые-белые чайки, а справа ползут тёмные грозовые тучи. Волны почти докатываются до ваших ног. Медленно наклонились вперёд, к морю. А теперь назад. Ещё раз вперёд. Назад. Чуть-чуть влево. Вправо. Снова влево. Вправо. Медленно-медленно открываем глаза. Посмотрите вокруг. Вы видите всё это в первый раз. Где вы? Вы в Африке! Посмотрите друг на друга. Вы только что родились. Вы должны познакомиться друг с другом, верно? Как? Вы знаете, кто был первым другом человека? Верно, собака! Тогда играем в «Бинго», именно так, представим, звали первую собаку человека – Бинго.
2. Проведение игры.
Игра «Бинго»
Ребята образуют внешний и внутренний круги с равным количеством участников. Внешний круг начинает движение по часовой стрелке, а внутренний – против часовой. При этом все хором произносят стихи: «Мой лохматый серый пёсик у окна сидит, мой лохматый серый пёсик на меня глядит». И затем произносят по буквам имя «пёсика», хлопая в ладоши: «бэ, и, эн, гэ…», и на букве «о» широко взмахивают руками, останавливаясь напротив соседа из другого круга, и радостно пожимают руки, обнимаются и хлопают друг друга по спине.
Ведущий: Но люди недолго жили в мире и согласии. Они стали делиться на племена, народы, страны, которые враждовали друг с другом. Они делились по цвету кожи, разрезу глаз, по вере в Бога. Вот и вы не избежали разъединения.
Ребята по команде должны быстро разделиться на тех, у кого карие глаза, и на тех, у кого голубые, зелёные или серые глаза. Затем деление может произойти по начальным буквам имени или фамилии, по цвету отдельных элементов одежды и т.д. далее ребята делятся на две равные по количеству человек команды, первая из которых становится племенем Тумба, а вторая – племенем Юмба. Племена выбирают себе вождей. Между племенами проводится граница.
Ребята выбирают вид боя:
- вытолкнуть противника плечом, без помощи рук, и зайти на его территорию;
- то же самое, но спинами;
- взявшись за руки, перетянуть противника на свою территорию и т.д.
Выигрывает племя, победившее в общем зачёте.
Ведущий: В самый разгар раздоров в землях Тумба и Юмба появляется чужестранец. Он понял, что лучше всего поработить племена, когда они разделены.
Ведущий: (за чужестранца). Здравствуйте. Вождь племени Тумба! Я освобожу твоё племя от рабства, но если я обману твоих соплеменников в игре, они будут служить мне. Согласен?
Игры – обманки
«Обезьяна на дереве»
Все встают плотно друг к другу в одну линию. Каждый должен по очереди повторить слова и действия ведущего. Например: «Петя, ты видишь вон ту обезьяну на дереве?».
Петя: «Вижу. Света, а ты видишь вон ту обезьяну на дереве?» и так по цепочке. Все держат перед собой вытянутую в направлении «дерева» руку. Затем ведущий садится на левую ногу, вытянув вперёд правую, и, дождавшись, когда это сделают все, толкает соседа в бок, и все падают.
«Зоопарк»
Ведущий, шепча на ухо каждому, называет какое-то животное. Все встают в круг. Ведущий ходит внутри круга и говорит: «Я иду по зоопарку и вижу… льва (носорога, слона и т.д.).
Условия игры:
Тот, «чьё» животное назовёт ведущий, должен резко сесть, а его соседи схватить его за локти, чтобы он не успел это сделать. Но поскольку ведущий загадывает всем одно и то же животное, например обезьяну, то при её упоминании все участники одновременно садятся.
Таким образом, оба племени попадают в «рабство» чужестранцу.
Ведущий говорит ребятам, что от рабства их может спасти только, если они… Ведущий выслушивает варианты решений, пока кто-нибудь не скажет: «Помириться». Мир начинается с рукопожатия. Как здороваются по-африкански? Придумывают вместе: ладошками, внутренними сторонами ступней и затем бёдрами, как в танце «бамп». А как здороваются охотники, машинисты, канатоходцы? Все варианты тут же пробуются и повторяются всеми.
Ведущий: Итак, вы снова живёте в мире и согласии. Готовы ли вы все вместе пойти в индию на праздник Лотоса? А знаете ли вы, что нам предстоит преодолеть пустыню Сахару, Красное море, Аравийский полуостров, а затем от Персидского залива по Индийскому океану достичь берегов Индии? Тогда в путь! Готовьте своих верблюдов для каравана. (Звучит восточная музыка).
Все садятся на колени. Хлопают, повторяя за ведущим, руками по коленям. «Верблюды» вышли на исходную. Стоп! Резко убыстряют ход хлопков. «Караван начал движение. Быстрее! Хлопают руками по щекам (караван идёт по воде), по груди (мост), трут ладошками одна о другую (идёт по песку), поднимают руки вверх и через мгновение опускают вниз (бархан). Так, чередуя все эти «препятствия» и убыстряя темп, «караван» достигает «финиша» - Персидского залива.
Перед ребятами – Персидский залив. Как доплыть до Индии, если ни деревца кругом? Решено идти под водой. Ребята встают за ведущим в колонну, взявшись за талию впереди стоящего, и в ногу, под ритм песни, начинают движение. Устав, «паровозик» замыкает круг, не прекращая синхронно шагать, и ведущий берётся за талию последнего в колонне. Затем все останавливаются и одновременно садятся на колени друг другу. Отдыхают.
Ведущий: Мы в Индии! Уже начинается праздник Лотоса! Вы умеете танцевать? А танцевали ли вы когда-нибудь, лёжа на полу? Тогда исполним все вместе танец «Живой цветок»!
Все падают и садятся в круг, вытянув ноги к центру. Все синхронно повторяют движения за ведущими: взявшись за руки, покачиваются вправо-влево, опускают руки к центру и вверх. Делают «волну», «взрыв» и т.д. Ребята сами могут предложить какие-то движения, и все их повторяют, двигаясь в ритме песни. Ребята отдыхают в произвольной прозе, но не нарушая круга. В это время ведущий спрашивает ребят, что им понравилось в этой игре, а что нет, что бы они изменили, дополнили и какой вывод сделал для себя каждый. Затем ведущий предлагает всем встать в круг, но на этот раз лицом друг к другу и, взявшись за руки, покачаться под музыку из стороны в сторону. После этого все складывают руки в общем рукопожатии, вытянув их к центру круга, и благодаря друг друга: «Спа-си-бо!»
Большая семейная фотография
Предлагается, чтобы участники праздника представили, что они все - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать "фотографа" ( ему выдаётся фотоаппарат). Он должен расположить всю семью для фотографирования.
Первым из семьи выбирается "дедушка"(«Бабушка»). Он тоже может участвовать в расстановке членов "семьи". Больше никаких установок участникам семинара не дается, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет "три!" все дружно и очень громко кричат слово "сыр" и делают одновременный хлопок в ладоши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
Разработка урока по предмету "живой мир" в классе ГУО со ССД 3-й год обучения. "Как всё живое растёт".
Тема: «КАК ВСЁ ЖИВОЕ РАСТЁТ». Це...
Социальный проект «Живи, родник, живи!»
Родники издавна привлекали к себе внимание людей. Много веков назад их обожествляли язычники. С родниками и колодцами в народе связано множество самых различных поверий. «Чист, как родник»,- говорили ...
Окружающий мир. Живое и неживое. Свойства живых организмов.
Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием системно-деятельностного подхода....
Акции "Живи, родник, живи!"
Экологическое воспитание...
"Живой цветок ненецкого фольклора"
В этой презентации фольклор ненецкого народа. Презентация сделана на рисунках учеников....
Научно-исследовательская работа "Живи, цветок, долго!" 2 класс
исследовательская работа...
- Мне нравится (1)