Тренинг для младших школьников «Путешествие в Лесную школу»
план-конспект на тему
Тренинг для детей начальных классов коррекционной школы 8 вида. Данное тренинговое занятие можно использовать как групповое, так и индивидуальное. Занятие проводилось в рамках недели психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 71.41 КБ |
tekst_skazki.docx | 254.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9»
Тренинг для младших школьников
«Путешествие в Лесную школу»
Подготовил:
педагог-психолог 1 категории
Гаврилова О.В.
Январь 2017 г.
Содержание
Пояснительная записка………………………………2
Методические рекомендации ………………………3
Конспект тренинга…………………………………....4
Список литературы……………………………………7
Приложения……………………………………………8
Пояснительная записка:
Тренинг для детей начальных классов коррекционной школы 8 вида. Данное тренинговое занятие можно использовать как групповое, так и индивидуальное. Занятие проводилось в рамках недели психологии. Продолжительность занятия 40 мин. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (тренинг был построен на основе предыдущих занятий педагога-психолога с детьми)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие особенностям развития)
• Принцип психологической комфортности (дифференированный подход к детям с крайне низким познавательным уровнем)
Развитие и коррекция познавательной сферы осуществляются в контексте как учебной, так и игровой деятельности. Используемые упражнения развивают различные познавательные процессы: память, внимание, мышление, восприятие, воображение. можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Прием эмоциональной заинтересованности (появление на занятии сказочного героя, превращение детей в зверюшек)
• Игровой прием ( игра-физминутка)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей.
Структура занятия: 1.Ритуал приветствия
2. Игры и упражнения
3. Ритуал прощания
Цель тренинга:
Коррекция и развитие познавательных процессов: внимания, словесно-логического мышления, памяти; развитие графо-моторных навыков.
Ход занятия
Задачи | Содержание | Ход | Используемые материалы | Время провед. в мин |
-Позитивный настрой на занятие; -создание атмосферы психологического комфорта - расширять и обогащать уменьшительно-ласкательные суффиксы в активной речи, развивать связную речь; - воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотруднечества |
1. Приветствие психолога детям. 2.Приветствие детей гостям 3. Ритуал приветствия:
| Под музыку в кабинет, в сопровождении учителя, проходят дети и встают в круг.
| Аудиозапись «Где водятся волшебники?» ----- Мягкая игрушка сердечко | 2-3 |
- развитие слуховой памяти, внимания, умение отвечать полным ответом. | Основная часть: | - Ребята, вы любите сказки? - Да! - Я вам прочту сейчас сказку (Прочтение 1 главы сказки М.Панфиловой «Лесная школа») | ---- | 2-3 |
Развитие: - внимания друг к другу, - групповой сплоченности, -координации движений. - двигательной, эмоциональной сдержанности | двигательная и эмоциональная разминка | - А вы бы хотели сами побывать в лесной школе и побывать сказочными героями? Я вам предлагаю сейчас туда пойти. Для этого нужно нам совершить несколько волшебных действий: Игра «Повтори движение»: Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает перед путешествием проверить, умеют ли ребята быть одним целым, потому что в сказку они пройдут только все вместе. Показывает движения в стихотворном сопровождении: Мы шагаем по сугробам, | Магнитофон, кассета с релаксирующей музыкой (звуки леса) Шапочки по количеству детей | 5 |
Развитие слухового внимания, воображения способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества. | Проекционная сказка | - Дорогие ученики, пройдёмте на нашу учебную поляну. Сейчас будет урок чтения. Прошу быть внимательными, не нарушать наши правила поведения на уроке и не выходить с полянки до перемены. Я вам прочту сказку «Гуси-лебеди». (Прослушивание сказки). - Ой, какая досада, нет окончания сказки, а только чистый лист. Наверное в типографии допустили ошибку. Что же нам теперь делать? (Предполагаемый ответ: Придумать самим). Возможные варианты: 1. Прочитала печке рецепт; 2. Печка сжалилась и спрятала детей; - Молодцы! Хорошая сказка у нас получилась со счастливым концом. Давайте запишем на чистом листе, то, что мы придумали и у нас в группе будет новая интересная книжка. Вопросы для обсуждения: 1. Интересная сказка? На какую сказку она похожа? 2. Чем они отличаются? 3. Почему гуси-лебеди унесли мальчика? 4. Почему вначале все отказали в помощи девочке? 5. Кто первый помог девочке? 6. Почему ей на обратном пути помогли герои? 7. Для чего нужно уметь читать? | Книжка с неоконченным текстом сказки | 10 |
Развитие координации движений, повторение «право-лево» | Двигательная разминка | Упражнение «Право-лево»: Дети выполняют команды ведущего. (Прим: Почесать левой рукой правое колено, закрыть правой рукой левое ухо и.т.д); - Умницы! А теперь можно немножко пошалить. Подвигайтесь и поговорите зверюшки. Этюд: «Лесные звери»: Дети двигаются как лесные звери и имитируют их голос. | --- | 2 |
Развитие графо-моторных навыков, формирование правильной постановки руки при письме, умения правильно воспринимать инструкцию, повышение словарного запаса | -- А сейчас урок письма, на котором мы будем тренировать наши лапки. Рассаживайтесь по местам. Перед вами картинки со сказочными зверюшками и ручки Упражнение «Обведи по точкам». Дети обводят рисунок по контуру, соеденяя точки. -- Молодцы! Какие красивые рисунки получились. А вы можете сказать, как у этих зверюшек зовут маму и папу? Назовите, пожалуйста, по очереди. Упражнение «Кто родители?» Дети по очереди изменяют имя героя картинки по родам. – Молодцы! Справились с заданием. | Ксерокопии рисунков «соеденялок», шариковые ручки по количеству детей, ручки-тренажёры для детей, у которых несформирована правильная постановка руки. | 10 | |
Развивает мелкую моторику, внимание, активизируем мозговую деятельность | Пальчиковая разминка | Упражнение «УТОЧКА»: На волнах качаясь, | ------- | 1-2 |
Развитие: - внимания друг к другу, -групповой сплоченности, -координации движений. - двигательной, эмоциональной сдержанности | двигательная и эмоциональная разминка | - Пройдёмте с вами на нашу школьную полянку. Пора нам возвращаться домой. Для этого нужно нам снова поколдовать Игра «Повтори движение»: Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает перед путешествием назад в группу совершить движения в стихотворном сопровождении: Мы шагаем по сугробам, | Магнитофон, кассета с релаксирующей музыкой (звуки леса) Шапочки по количеству детей | 2-3 |
Рефлексия занятия | Обсуждение «что я сегодня открыл нового». | Детям по очереди предлагается высказаться, о том, что нового или интересного они узнали на занятии, какое у них настроение. | ---- | 2-3 |
Сплочение группы | Ритуал прощания | Упражнение «Доброе сердце»: А теперь ребята, прощаясь мы зарядимся добром от нашего волшебного сердечка. Прижмите его к груди и улыбнитесь всем окружающим вас, затем передайте его другу слева и так пока наш круг дружбы не сомкнётся. | Аудиозапись релакс «звуки леса», Мягкая игрушка сердечко | 1 |
Список используемой литературы:
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у младших школьников / Под ред. Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, М.: Просвещение, 1989;
- Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003;
- Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2005;
- Маркина В.Б. Занимательное чистописание. М.: Чистые пруды, 2007;
- Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Индивидуальные занятия, игры, упражнения, М.: ТЦ Сфера;
- Интернет-ресурсы;
- Авторские разработки.
Предварительный просмотр:
Жили-были муж да жена. У них была дочка да сынок маленький.
-- Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, смотри за братцем да азбуку учи! Улучшай технику чтения. Книги много полезного несут человеку. Да не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе книжицу с картинками.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди,подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? —
Печка ей отвечает:
Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. А то не могу я сама читать.
Стану я тебе читать, делать мне нечего! Я и дома книг не читаю!
Печка ей не сказала.
Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
-- Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить — скажу. А то не могу я сама читать. —Стану я тебе читать, делать мне нечего! Я и братцу книг не читаю!
Яблоня ей не сказала.
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? —
Прочитай мне из чего кисели бывают — скажу. А то не могу я сама читать. — Стану я тебе читать, делать мне нечего! Я и себе читать не люблю!
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
Здравствуй, бабушка! —
Здравствуй, девочка! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. —Садись покуда кудель прясть. — Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
Девочка, девочка, прочти мне сказочку, я тебе добренькое скажу. —
Не хотела было девочка читать, да делать нечего, пришлось девочке прочесть сказочку. Да только плохо она читала, потому что не выполняла наказа матери. Однако, сжалилась над ней мышка и сказала:
Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: -- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала.
А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
-- Девочка, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
—Пряду, бабушка...
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
-- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!
А сестра с братцем бегут, потарапливаются. Добежали они до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
-- Речка, матушка, спрячь меня!
—Прочитай мне из энциклопедии из чего кисели бывают. А то не могу я сама читать.
Девочка прочитала речке о киселях. Река и укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала.
А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...
Яблоня, матушка, спрячь меня! — Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить. А то я сама читать не умею.
Девочка поскорее прочитала яблоньке. Да славно у неё получилось, с выражением. Яблоня ее и заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
Печка, матушка, спрячь меня! —
Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. —
Тут девочка…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Разработка проекта для младших школьников « Путешествие по странам»
Проект предназначен для учащихся 4-го класса и направлен на изучение темы "Путешествие по странам" в базовом курсе "Окружающий мир: Мир вокруг нас" Вахрушева по программе «Школа 2100»....
Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».
Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над т...
Тренинг для младших школьников по развитию навыков общения
Данный трениг направлен на повышение сплоченности учебного класса; развития умения у обучающихся общаться. ...
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...
Занятие- инсценировка для учащихся младшего школьного возраста Тема: «Лесная школа. Вредные привычки: табакокурение»
Цель: формировать у младших школьников отрицательное отношение к вредным привычкам.Задачи: - познакомить учащихся с последствиями табакокурения;- формировать у учащихся понимание негативного влияния в...
«Ребята, давайте жить дружно!» (тренинг для младших школьников)
В материале представлен конспект занятия по профилактике конфликтов в начальной школе...
- Мне нравится (1)