Тренинг для младших школьников «Путешествие в Лесную школу»
план-конспект на тему

Гаврилова Ольга Владимировна

      Тренинг для детей  начальных классов коррекционной школы 8 вида. Данное тренинговое занятие можно использовать как групповое, так и индивидуальное. Занятие проводилось в   рамках недели психологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx71.41 КБ
Файл tekst_skazki.docx254.99 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,                                                       реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы                                                     «Школа-интернат №9» 

 Тренинг для младших школьников                                            

 «Путешествие в Лесную школу»                        

Профилактика эмоционального выгорания  (рекомендации)

                                                                                                                                                                                      Подготовил:

педагог-психолог  1 категории                    

                                                                                                                                                                                  Гаврилова О.В.

Январь 2017 г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………2

Методические  рекомендации ………………………3

Конспект  тренинга…………………………………....4

Список литературы……………………………………7

Приложения……………………………………………8


Пояснительная записка:

      Тренинг для детей  начальных классов коррекционной школы 8 вида. Данное тренинговое занятие можно использовать как групповое, так и индивидуальное. Занятие проводилось в   рамках недели психологии. Продолжительность занятия  40 мин. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (тренинг  был построен на основе предыдущих занятий  педагога-психолога с  детьми)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие  особенностям развития)

• Принцип психологической комфортности (дифференированный подход к детям с крайне низким познавательным уровнем)

     

        Развитие и коррекция познавательной сферы  осуществляются в контексте как учебной, так и игровой деятельности. Используемые упражнения   развивают различные познавательные процессы: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.  можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

 Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Прием эмоциональной заинтересованности (появление на занятии сказочного героя, превращение детей в зверюшек)                                                                  

• Игровой прием ( игра-физминутка) 

        По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из  нескольких областей.  

Структура занятия:                                                                                                                                                                                         1.Ритуал приветствия
2. Игры и упражнения
3. Ритуал прощания

Цель тренинга: 

Коррекция и развитие познавательных процессов: внимания, словесно-логического мышления, памяти; развитие графо-моторных навыков.

 

Ход занятия

Задачи

Содержание

Ход

Используемые материалы

Время  провед. в мин

-Позитивный настрой на занятие;                                   -создание атмосферы психологического комфорта

- расширять и обогащать уменьшительно-ласкательные суффиксы  в активной речи, развивать связную речь;                      - воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотруднечества        

 

1. Приветствие психолога детям.                                                                                                                                                                              2.Приветствие детей  гостям                                                                                 3. Ритуал  приветствия:      

                                 

 

Под музыку в кабинет, в сопровождении  учителя, проходят дети и встают в круг.

  1. – Здравствуйте, ребята! Я очень рада  встретится с вами на нашем очередном занятии. И сегодня на занятие к нам пришли гости, чтобы увидеть, что интересного у нас здесь происходит. Вы не против? Тогда давайте поприветствуем гостей.
  2. - Здравствуйте, мы очень рады Вас видеть у себя в гостях. (Дети здороваются с гостями)
  3. Упражнение «Доброе сердце»: А теперь ребята, как обычно в начале занятия, нам необходимо зарядить добром наше волшебное сердечко. Мы поприветствуем  друга  слева, обратимся к нему ласковым именем (можно несколько вариантов) и скажем ему комплимент, а затем передадим ему сердечко. Так мы поприветствуем всех по кругу, пока круг не сомкнётся. Прим: «Саша, Сашенька, Сашуля какие у тебя лучистые глазки!»

 Аудиозапись «Где водятся волшебники?»

                                                    -----

                                      Мягкая игрушка сердечко

 2-3

- развитие слуховой памяти, внимания, умение отвечать полным ответом.

   Основная часть:

- Ребята, вы любите сказки?

- Да!

- Я вам прочту сейчас сказку (Прочтение 1 главы сказки М.Панфиловой «Лесная школа»)                                  

----

 2-3

Развитие:                          - внимания друг к другу,                                     -  групповой сплоченности,                                           -координации движений.

- двигательной, эмоциональной сдержанности

двигательная и эмоциональная разминка

- А вы бы хотели сами побывать  в лесной школе  и побывать сказочными героями? Я вам предлагаю сейчас туда пойти. Для этого нужно нам совершить несколько волшебных действий:                                                                                                  Игра «Повтори движение»: Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает перед путешествием проверить, умеют ли ребята быть одним целым, потому что в сказку они пройдут только все вместе. Показывает  движения в стихотворном сопровождении:                                                           Мы шагаем по сугробам, 
По сугробам крутолобым. 
Поднимай повыше ногу. 
Проложи другим дорогу. 
Мы друзей не подведём,                                                                                                                                                          Скоро в сказку попадём
Игра «Превращение»: Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает  детям вытянуть руки вперёд, растопырив пальцы  и пока не окончится заклинание, глаз не открывать.                         Раз, два, три четыре, пять!                                                                                                                          Превращаю я ребят                                                                                                                                      В маленьких лесных зверят.                                                                                                                         Раз, два, три!                                                                                                                                           Кем ты стал? Посмотри!                                                                                                                  -Вот это здорово!  Мы все превратились в зверюшек из лесной школы! У нас в классе появились новенькие. Давайте все познакомимся, представимся друг другу (Прим:  Я ёж. У меня есть колючие иголки, чтобы защищаться от врагов)                                                                                                                                                                                                                 

Магнитофон, кассета с релаксирующей музыкой (звуки леса)

                                                                 Шапочки  по количеству детей

5

Развитие слухового внимания, воображения   способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества.

 Проекционная сказка

   - Дорогие ученики, пройдёмте на нашу учебную поляну. Сейчас будет урок чтения. Прошу быть внимательными, не нарушать наши правила поведения на уроке и не выходить с полянки до перемены. Я вам прочту сказку «Гуси-лебеди». (Прослушивание сказки).                 -   Ой, какая досада, нет окончания сказки, а только чистый лист. Наверное в типографии допустили ошибку. Что же нам теперь делать? (Предполагаемый ответ: Придумать самим).  Возможные варианты: 1. Прочитала  печке рецепт; 2. Печка сжалилась и спрятала детей;   - Молодцы! Хорошая сказка у нас получилась со счастливым концом. Давайте запишем на чистом листе, то, что мы придумали и у нас в группе будет новая интересная книжка.                                                                                                              Вопросы для обсуждения:  1. Интересная сказка? На какую сказку она похожа? 2. Чем они отличаются? 3. Почему гуси-лебеди унесли мальчика? 4. Почему вначале все отказали в помощи девочке? 5. Кто первый помог девочке? 6. Почему ей на обратном пути помогли герои?  7. Для чего нужно уметь читать?                                                 

Книжка с неоконченным текстом  сказки

 10

Развитие координации движений, повторение «право-лево»

Двигательная разминка

Упражнение «Право-лево»: Дети выполняют команды ведущего. (Прим: Почесать левой рукой правое колено, закрыть правой рукой левое ухо и.т.д);                                                                    -   Умницы! А теперь можно немножко пошалить. Подвигайтесь и поговорите зверюшки.                                                   Этюд: «Лесные звери»: Дети двигаются как лесные звери и имитируют их голос.

---

2

Развитие  графо-моторных навыков, формирование правильной постановки руки при письме, умения правильно воспринимать инструкцию, повышение словарного запаса

-- А сейчас урок письма, на котором мы будем тренировать наши лапки.  Рассаживайтесь по местам. Перед вами картинки со сказочными зверюшками и ручки                                  Упражнение «Обведи по точкам». Дети обводят рисунок по контуру, соеденяя точки.                                                                                                                                                  -- Молодцы! Какие красивые рисунки получились. А вы можете  сказать, как у этих зверюшек зовут маму и папу? Назовите, пожалуйста, по очереди.                                        Упражнение «Кто родители?» Дети по очереди изменяют имя героя картинки по родам.                                   – Молодцы! Справились с заданием.                                                                                          

Ксерокопии рисунков «соеденялок», шариковые ручки по количеству детей, ручки-тренажёры для детей, у которых несформирована правильная постановка руки.

10

Развивает мелкую моторику, внимание, активизируем мозговую деятельность

Пальчиковая  разминка

 Упражнение «УТОЧКА»:

На волнах качаясь,
Уточка плывет.
То нырнет, то вынырнет —
Лапками гребет.                                                                                                                                                      
Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево.

-------

1-2

Развитие:                          - внимания друг к другу,                                     -групповой сплоченности,                                           -координации движений.

- двигательной, эмоциональной сдержанности

двигательная и эмоциональная разминка

-  Пройдёмте с вами на нашу школьную полянку. Пора нам возвращаться домой. Для этого нужно нам снова поколдовать                                                                                                                                                   Игра «Повтори движение»: Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает перед путешествием назад  в  группу совершить  движения в стихотворном сопровождении:                                                           Мы шагаем по сугробам, 
По сугробам крутолобым. 
Поднимай повыше ногу. 
Проложи другим дорогу. 
Мы друзей не подведём,                                                                                                                      Скоро  к дому мы придём.
Игра «Превращение»: Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает  детям вытянуть руки вперёд, растопырив пальцы  и пока не окончится заклинание, глаз не открывать.                         Раз, два, три четыре, пять!                                                                                                                          Превращаю я зверят                                                                                                                                      В миленьких моих ребят.                                                                                                                         Раз, два, три!                                                                                                                                           Вновь ребёнок ты! Смотри!    (Пальчиковые игрушки снимаются с рук детей)                                                                                                                 -Вот  мы и дома, вот мы и снова детишки, девчонки и мальчишки.

Магнитофон, кассета с релаксирующей музыкой (звуки леса)

                                                                 Шапочки  по количеству детей

2-3

Рефлексия занятия

  Обсуждение  «что я сегодня открыл нового».

 Детям по очереди предлагается высказаться, о том, что нового или интересного они узнали на занятии, какое у них настроение.

----

2-3

Сплочение группы

    Ритуал прощания  

Упражнение «Доброе сердце»: А теперь ребята, прощаясь мы зарядимся  добром от нашего  волшебного сердечка. Прижмите его к груди и улыбнитесь всем окружающим вас, затем передайте его другу слева и так пока наш круг дружбы не сомкнётся.

Аудиозапись релакс «звуки леса», Мягкая игрушка сердечко

1

Список  используемой литературы:

  1.  Игры и упражнения по развитию умственных способностей у младших школьников / Под ред. Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, М.: Просвещение, 1989;
  2.  Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2003;
  3.  Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: пособие для логопеда: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2005;
  4. Маркина В.Б. Занимательное чистописание. М.: Чистые пруды, 2007;                                                                                                                                
  5. Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Индивидуальные занятия, игры, упражнения, М.: ТЦ Сфера;
  6. Интернет-ресурсы;
  7. Авторские разработки.                                                                                                                                                                                                                              



Предварительный просмотр:

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRrlLgxpwHFeBa1pVQ8PMGFBzEwb2ddUo_wPd6-Ux-syyJdAO_SAw 

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQa7NcRHKm0ACa0zhp4YAmyTtZdGXkc9gNhaV1SZoiIIk9kp0bCwA

Жили-были муж да жена. У них была дочка да сынок маленький.

-- Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, смотри за братцем да азбуку учи! Улучшай технику чтения. Книги много полезного несут человеку. Да не ходи со двора,  будь умницей — мы купим тебе книжицу с картинками.  

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

 Налетели гуси-лебеди,подхватили мальчика, унесли на крыльях. 

http://www.xn--80aauegbcjrdg4a.xn--p1ai/uploads/1/0/5/8/10580347/7379465_orig.jpg

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTvsOMDaXhV1Jo-1uoP3F4nNzp8lWSDOR-a-C7emPUSnFdEFLTzeg

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? 

Печка ей отвечает:

 Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. А то не могу я сама читать. 

Стану я  тебе читать, делать мне нечего! Я и дома книг не читаю!

Печка ей не сказала.

Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

-- Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить — скажу. А то не могу я сама читать.                                       —Стану я  тебе читать, делать мне нечего! Я и братцу книг не читаю!

Яблоня ей не сказала.

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRb6AzqhezyniHatcxdaJQo210LT9aXRIWC0DZNnmT7JmctVPDA

 Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? 

Прочитай мне из чего кисели бывают — скажу. А то не могу я сама читать.                                                                                  — Стану я  тебе читать, делать мне нечего! Я и себе читать не люблю!

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSnN5djEh0o7fEcVeb30_g7jdaPzV9A-P1gpH5aKNJPh4QIbfnLcw

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. http://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSL67o4-m5ab-TlzEEHuVKpG0rrMC1HKoA9sAQzXqTPvePGigLdLQ

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTxTOc4SOaqIkmiEPXExeNe-02Vrfg9NjKTBsed71J9D7dNmTdcbA

        Девочка вошла в избушку:

Здравствуй, бабушка! 

Здравствуй, девочка! Зачем на глаза явилась?                                                                               — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.                                    —Садись покуда кудель прясть. —                            Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

Девочка, девочка, прочти мне сказочку, я тебе добренькое скажу. 

Не хотела было девочка читать, да делать нечего, пришлось девочке прочесть сказочку. Да только плохо она читала, потому что не выполняла наказа матери. Однако, сжалилась над ней мышка и сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. 

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:                                                    -- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. 

Девочка взяла братца и побежала.

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTwiMe6ZXBHt1964rES42Y2XOkyTnNtHZjjaL_eTc74Qk-5h2-i

 А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

-- Девочка, прядешь ли? 

 Мышка ей отвечает:

—Пряду, бабушка... 

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:

-- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!

А сестра с братцем бегут, потарапливаются. Добежали они до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

-- Речка, матушка, спрячь меня! 

—Прочитай мне из энциклопедии из чего кисели бывают. А то не могу я сама читать. 

Девочка прочитала речке о киселях. Река и укрыла ее под кисельным бережком.

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQw_OseuGdxzZl_KHdg5_BSdYGBmvvfYA1TkeSKLB_Vj3DGdTna

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала.

 А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

Яблоня, матушка, спрячь меня!                       — Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить. А то я сама читать не умею.

Девочка поскорее  прочитала яблоньке. Да славно у неё получилось, с выражением. Яблоня ее и заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT3o2TjgZ5LxOZ0TEdE5y0qzvaeVSX2RxJWoLDBmHvjT7fOrYaW8A

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

Печка, матушка, спрячь меня! 

Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. 

         Тут  девочка…..

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQyFjUnUc-lJf6MbeK3rrbOTVCZQ8l3_mjC_BxhKOSlBWyK_Ilv


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Разработка проекта для младших школьников « Путешествие по странам»

Проект предназначен для учащихся 4-го класса и направлен на изучение темы "Путешествие по  странам" в базовом курсе "Окружающий мир: Мир вокруг нас" Вахрушева по программе «Школа 2100»....

Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».

Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над т...

Тренинг для младших школьников по развитию навыков общения

Данный трениг  направлен на повышение сплоченности учебного класса; развития умения у обучающихся  общаться.    ...

Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"

В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...

Занятие- инсценировка для учащихся младшего школьного возраста Тема: «Лесная школа. Вредные привычки: табакокурение»

Цель: формировать у младших школьников отрицательное отношение к вредным привычкам.Задачи: - познакомить учащихся с последствиями табакокурения;- формировать у учащихся понимание негативного влияния в...

«Ребята, давайте жить дружно!» (тренинг для младших школьников)

В материале представлен конспект занятия по профилактике конфликтов в начальной школе...