«Ребята, давайте жить дружно!» (тренинг для младших школьников)
классный час

Помогаева Анастасия

В материале представлен конспект занятия по профилактике конфликтов в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningi_po_druzhbe.docx28.01 КБ
Файл trening_dlya_splocheniya_v_nachalnoy_shkole.docx301.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребята, давайте жить дружно!»
(тренинг для младших школьников)
Цель: сплочение и организационное развитие детского сообщества.
Задачи:
развитие групповых структур и процессов;
поддержание благоприятного внутригруппового климата в классе;
снятие психологического напряжения и установление добрых
отношений в группе.
Ход занятия:
Вступительное слово ведущего: объяснить цели занятий, рассказать,
как они будут проходить.
Ведущий. Ребята, проводить занятия мне поможет Кот Леопольд. Вы,
конечно, смотрели мультфильм о нем, какой у него был характер? (Добрый,
он хотел со всеми дружить.) А вы бы хотели с ним подружиться? Тогда
давайте с ним познакомимся.
Знакомство. Участник называет свое имя и передает мячик соседу,
который также называет свое имя. Мячик передается до тех пор, пока все
участники не назовут свое имя. Участник кидает мяч любому члену группы.
Тот называет свое имя и кидает мяч кому-либо по своему выбору. Участник
называет свое имя любому члену группы и имя того, кому бросает мяч.
«Цветок — имя»
Ведущий. Кот Леопольд предлагает вам закрыть глаза и представить
себе летний день в саду, почувствовать запахи, услышать пение птиц и
увидеть вокруг себя красивые цветы. (Звучит музыка «Волшебные звуки
природы».) Один цветок нужно назвать своим именем, рассмотреть, ощутить
его запах, взять в руки, запомнить, что чувствуют руки, прошептать свое имя.
После этого дети делают глубокий вдох и открывают глаза. Каждый ребенок
рисует свой цветок.
Кот Леопольд. Пока вы рисовали, я придумал приветствие для наших
занятий:
Давайте дружно будем жить
И дружбой нашей дорожить.
И никогда не ссориться —
Тогда дела все спорятся!
Понравилось приветствие?
А теперь вместе, дружно прочтем приветствие (раздает карточки с
текстом). Молодцы! А какие песни вы знаете о дружбе? (Дети перечисляют.)
А какую песню вы сможете сейчас спеть? (Дети поют любую знакомую
песню о дружбе.) Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Почему?
«Шалтай-Болтай»
Ведущий. Ну, тогда представьте, что вы Шалтай-Болтай.
Покажите, как вы можете шуметь, веселиться, болтать руками, ногами,
вертеть головой. (Дети вертятся и шумят.)
Ведущий.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки у них свободно
болтаются. На слова «свалился во сне» наклоняются вперед. Все это может
показать и сам ведущий.
Ведущий. Смеемся! Болтаем руками, ногами. Нам очень весело, и мы
смеемся! Похлопали, потрясли руками. Молодцы!
«Два друга»
Кот Леопольд. Послушайте стихотворение Т. Волгиной «Два друга» и
оцените поведение обоих ребят.
Пришли два друга на речку загорать.
Один решил купаться — стал плавать и нырять.
Другой сидит на камушке и смотрит на волну,
И плавать опасается: «А вдруг я утону?»
Пошли зимой два друга кататься на коньках.
Один стрелою мчится — румянец на щеках!
Другой стоит растерянный у друга на виду:
«Тут тесно, очень скользко, а вдруг я упаду?!»
Гроза дружков застала однажды на лугу,
Один пробежку сделал — согрелся на бегу.
Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи:
Лежит под одеялами: «Кха-кха!.. Апчхи! Апчхи!»
Дети распределяют роли и пантомимически иллюстрируют
стихотворение, которое ведущий читает снова.
«Игра в философов»
Ведущий (с корзиночкой в руках, говорит вполголоса). Дети, в этой
корзиночке не грибы, не ягоды, здесь — сюрприз! Пожалуйста, посмотрите
сюда! Можно достать то, что там находится.
Дети вытаскивают бумажные разноцветные «сердечки», на которых
написаны вопросы: «Что такое человек?», «Что такое дружба?», «Что такое
радость?»
Дети рассуждают. Ведущий подытоживает их рассуждения.
«Я не такой, как все, и все мы разные»
Учащимся предлагается в течение 5 минут с помощью цветных
карандашей нарисовать или описать такое состояние, как радость. Рисунок
может быть и конкретным, и абстрактным — каким угодно. После
выполнения задания (рисунок нужно подписать) все рисунки и описания
складываются в «волшебный ящик».
Все перемешивается, вытаскивается большая пачка, которую
школьники рассматривают, передавая листки друг другу. Ведущий просит
ребят обратить внимание на различия в понимании радости. Проводится
небольшое обсуждение и делается вывод о том, что люди по-разному
понимают одни и те же вещи.
Листки вновь вкладываются в «волшебный ящик», перемешиваются,
вытаскиваются. Каждому предлагается найти свой листок.
Проводится обсуждение, легко или трудно было это сделать.
Анализируется, почему.
Делается вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый.
Поэтому каждый человек незаменим. И это важное основание для того,
чтобы каждый человек ощущал свою ценность.
«Мой портрет в лучах солнца»
Ведущий. Попробуйте ответить на вопрос: «Почему я заслуживаю
уважения?» Чтобы вам легче было это сделать, нарисуйте солнце, в центре
солнечного круга напишите свое имя и нарисуйте свой портрет. Затем
вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе
знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Рефлексия занятия
Ведущий задает вопросы для обсуждения.
С чем мы познакомились на нашем занятии? Что вам не понравилось?
Для чего мы играем в эти игры?
Дети уходят. Кот Леопольд прощается с ними: с каждым за руку.
Классный час «Хочу дружить»
Цель: формирование и развитие навыков конструктивного общения.
Задачи:
способствовать преодолению барьеров в общении;
совершенствовать навыки общения;
помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;
формировать навыки конструктивного взаимодействия в группе.
Ход классного часа
Игровое упражнение: “Привет!”
Дети начинают ходить по комнате. Предлагаю им поздороваться с
каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”.
Говорить нужно только эти слова и больше ничего. Здороваясь с кем-либо из
участников, можно освободить свою руку только после того, как другой
рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё. Иными словами, необходимо
быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми
членами группы.
Упражнение “Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы
научиться”(в упражнении используется мяч)
Ведущий: В школе вместе вы учитесь уже давно. Каждый из вас –
интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела
класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч друг другу,
назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из вас любит
делать и что у вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему вы
бы хотели научиться.
Обсуждение по теме занятия:
- Что такое дружба?
“Дружба” (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном
доверии, привязанности, общности интересов.
“Дружба” (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся
благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.
“Дружба” (словарь) – индивидуально избирательна и основана на
взаимной симпатии.
Известно, что друзья могут быть постоянные или временные.
Временных друзей мы называем приятелями.
- Чем приятели отличаются от друзей?
- Сколько у человека может быть настоящих друзей?
Обобщение ответов:
Проведённые социологические исследования показали, что люди,
которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической
ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А
люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1-3 человека) всегда
находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что
настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно
должны быть не только друзья, но и приятели.
Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт,
способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь.
Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей
жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных
ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения
могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.
- Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?
Упражнение “Мой идеальный друг” (дети разделены на 5 групп)
Учащимся предлагают в группах написать те качества, которые
необходимы другу. “Друг – это тот, кто…”
Совместное обсуждение результатов.
Дискуссия по кругу:
- Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей)
больше всего нравится в тебе, как ты думаешь, что именно он (она) сказал
бы?
- А если бы этого человека попросили сказать о том, что ему не
нравится в тебе, как ты думаешь, о чём он сказал бы?
- Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
- Что может помешать дружбе?
Психогимнастика: “Поменяйтесь местами все те…”
Дети сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в
центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”.
Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя
меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на
освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
Упражнение “Что Важно для дружбы?”
Ребята, что на Ваш взгляд, из перечисленного списка, очень важно для
дружбы, а что не важно?
Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
Защищать друг друга от обидчиков.
Придумывать вместе интересные игры.
Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
Угощать друг друга сладостями.
Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
Уметь уступать друг другу.
Часто ходить друг к другу в гости.
Говорить друг другу всегда только приятные слова.
Уметь делиться новостями.
Помогать друг другу.
Уметь слушать друг друга и понимать.
Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
Не ссориться друг с другом по пустякам.
Искренне радоваться успехам друг друга.
Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы):
(Каждому ученику вручаются данный кодекс)
Кодекс дружбы, разработанный отечественными социологами и
психологами:
1) Всё проверяется временем, годами! Если с вами рядом есть человек,
с которым вы общаетесь регулярно в течение 3 – 5 лет и более, с которым у
вас есть общие интересы, взаимопонимание, общие взгляды, общие
воспоминания, если вы всегда можете обратиться к нему со своими
вопросами и проблемами и точно знаете, что отказа не будет – это значит,
что у вас есть друг!
2) Дружбой надо дорожить, беречь и оберегать её! Знайте, что
поссориться всегда просто, а помириться и простить – очень тяжело.
3) Лучше обсудить, чем поругаться. Никогда не сравнивайте своего
нового друга с другими или прежними друзьями! Если вы делаете это – то
значит, что вы чем-то недовольны. А недовольство ведёт за собой недоверие.
Недоверие – конец дружбы.
4) Помните, что все люди разные! У каждого свои достоинства и
недостатки. Не старайтесь переделать своего друга – это нечестно по
отношению к нему.
5) Дружба – это взаимный процесс! Значит и от вас требуется
понимание, внимательность по отношению к вашему другу.
6) Не поступайте с другом так, как не хотели бы, чтобы поступали с
вами.
7) Дружба предполагает доверие и искренность. Поэтому будьте
искренними с друзьями! Помните поговорку: “Как аукнется, так и
откликнется”. Человек всегда за подозрительность получает
подозрительность, за ложь – ложь, за открытость – открытость.
Вопросы детям и обобщение их ответов:
- Как вы думаете, несоблюдение, каких правил может привести к
распаду дружеских отношений?
- Как вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать
следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”,
“Мне сложно дружить” и так далее?
- Где человек может найти себе друзей?
Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить,
что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти
человека, с которым вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут
общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам
легче понять друг друга.
- Как вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?
Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений
нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг
должен быть одного возраста или на немного старше или младше вас самих.
В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим вас
людям. Для установления отношений очень важно, какое вы сами
производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят вас
такими, какими вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это
целое искусство! Общению надо учиться. В этой связи, не будьте критичны,
мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру
открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
- Держите и ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к
вам с уважением, видели в вас сильного и привлекательного человека.
Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь
неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это
довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем
плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
- Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не
задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его
близких, его идеалы и ценности.
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который
направлен на другого человека. Если вам дорого хорошее настроение своё и
окружающих, то прежде, чем пошутить, подумайте о последствиях.
- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем,
кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только
тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые вам будут
благодарны.
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не
забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения
окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят. У вас
будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут вам в самых
сложных жизненных ситуациях.
Рефлексия:
Какие чувства вызвали у вас различные задания? Что особенно
запомнилось? Или заставило задуматься?
«Мы - разные, но мы – вместе»
(групповое занятие для обучающихся 5-6 классов)
Цель: помочь участникам определить главную причину нетерпимости в
мире - различие между людьми и понять, что «отличный от меня» не значит
«плохой».
Упражнение 1. «Приветствия».
Задача: знакомство участников с существующими приветствиями в
разных культурах и сломать стереотипные формы поведения.
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
- сложить руки (как в "молитве") на уровне груди и поклониться
(Япония);
- потереться носами (Новая Зеландия);
- пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга
(Великобритания);
- крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
- показать язык (Тибет);
- очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу
(Германия);
- обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Франция).
Участники приветствуют друг друга способом, указанным на их
карточках.
Обсуждение упражнения:
какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Попробуйте догадаться, из каких стран пришли ваши приветствия?
Было ли трудно здороваться каким-то способом?
Показались ли какие-то из приветствий смешными?
Все люди вокруг нас разные, у них разные привычки, взгляды на
жизнь, обычаи, и важно научиться, не только высказывать собственное
мнение, но и принимать мнение другого. Ведь один из принципов
толерантности – это принятие другого человека таким, какой он есть. Нужно
научиться признавать многообразие людей разных национальностей, их
мнений, религий, убеждений, традиций.
Упражнение 2 «Правила работы»
Ребята, давайте вспомним правила работы группы:
- Мы всегда помогают друг другу
- На занятии все относятся друг к другу с уважением;
- Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга
- Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.
Упражнение 3.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик (см. любой с сайта
«Травли нет!»)
Вопросы для обсуждения:
Бывают ли в вашей школьной жизни ситуации, показанные в фильме?
Как часто такое случается?
Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения,
мироощущения жизни?
Итак, если показанная в фильме ситуация повторяется очень часто, то
мы можем говорить о буллинге, то есть систематическом насилии, унижении,
оскорблении, запугивании одних школьников другими.
Обратите внимание на следующее:
1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва,
которые очень наглядно представлены в фильме;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение
физических и душевных страданий другому человеку;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает
здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только
обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где
оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется
защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и
свидетелям.
Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа:
агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не
пресекает ее.
Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а
могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим.
Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем
меньше вероятности для появления буллинга. Обратите внимание, что
обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор,
концовка мультфильма это наглядно показывает.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой?
Какие особенности для них характерны?
Вывод:
Жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может
стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно
выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших:
внешние особенности (полнота, недостатки внешности,
непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим
поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и
трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со
сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к
этническому, национальному или религиозному меньшинству.
Упражнение 4. Упражнение «А я считаю …»
Задача: осознать возможность сосуществования различных мнений.
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны
повесьте нарисованный на бумаге плюс ("согласен"), с другой - минус ("не
согласен"). Сама черта означает отсутствие мнения. Участники после
зачитывания утверждений должны стать на сторону "плюса" или " минуса".
Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при
этом они лишаются права высказаться. Основная идея в том, что
утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают
возможность различных мнений. Примеры утверждений:
самый важный предмет – математика;
играть «в компьютер» лучше, чем смотреть телевизор;
самое прекрасное домашнее животное – кошка;
не иметь высшего образования – стыдно;
самая классная музыка – рэп;
«Кока-кола» вкуснее «Фанты»;
изучать иностранный язык легче, чем физику.
Обсуждение упражнения:
Был ли кто-нибудь прав в этих ситуациях? Были ли случаи, когда ктото из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не
испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства?
На все ли вопросы, о которых люди спорят, можно ответить однозначно? Как
вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или
плохо иметь собственное мнение?
Упражнение 5. «Чем мы отличаемся друг от друга». «Чем мы похожи
друг на друга».
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, насколько важно искать различия между людьми?
Часто ли вы делаете это в жизни?
Приносит ли вам это пользу?
Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи,
какие у нас есть схожие черты, качества. Например, у нас со Светой
одинаковые имена. Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в
одну секцию, посещает один факультатив или элективный курс? Кто
продолжит? (следим затем, чтобы все дети были названы).
Упражнение 6. Разыгрывание сценок и миниатюр.
Участники выбираются по желанию и разыгрывают сценки. Важно
проговорить, что это только роль и вы артисты, которые играют данную
роль:
Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому
что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники
стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему «ты не мужчина».
Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она
его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде.
Девочки сказали «значит, ты бедная» и не захотели с ней играть.
Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с
акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.
Зарина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в
школьной столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик
пытался заставить ее есть котлету.
Недавно в классе узнали, что Расул - мусульманин. Теперь дети
боятся его и думают, что он и его брат – террористы.
Рефлексия данного упражнения направлена на то, чтобы дети поняли,
что любая ситуация может вызвать у окружающих разную реакцию.
Позвольте им выразить свои все чувства. Что они чувствовали, когда
получили задание? когда их ругали и игнорировали? Как развивались
события, как менялись их ощущения в связи с этим? Как чувствовали себя
остальные? Хотелось ли им возмутиться против несправедливости, или,
наоборот.
Упражнение 7. «Ярлыки».
Задача: дать участникам возможность почувствовать себя на месте
отмеченных «ярлыком» людей; помочь увидеть недостатки такого подхода к
людям.
Оборудование: наклейки с надписями «равнодушный» «ленивый»,
«злой», «неудачник», «бездельник», «балбес», «безответственный»,
«несерьезный», «драчун», «прогульщик» и т.д.
Подойдите к каждому из участников и наклейте на спину одну из
наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Попросите участников не
говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены и запретите смотреться
в зеркало. Дайте всей группе какое-нибудь интересное задание (например,
нарисовать или сочинить что-нибудь). Скажите, что участники должны вести
себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.
Обсуждение:
Что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы
себя ощущаете?
Всем ли досталась одинаковая работа?
Как это связано с наклейками?
Существуют ли «наклейки» в реальной жизни?
Всегда ли наше мнение о других людях соответствует реальному?
Влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?
Если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
Вопросы для обсуждения:
Ребята, нравится ли вам такая наклейка? Почему?
Вы хотите от неё избавиться? Почему?
Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я
раздаю вам другие наклейки: «умный», «красивый», «талантливый»,
«отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный»,
«образованный», «воспитанный», «эрудит», «лидер».
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали, как вы себя ощущаете?
Существуют ли «наклейки» в реальной жизни?
Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?
Упражнение 8. Подведение итогов.
В триумфальном ритуале римских полководцев есть такие слова:
«Помни, что ты только человек». Их повторял триумфатору специально
приставленный для этой цели глашатай. Это было своеобразное
предостережение против установления диктатуры и тирании. Сегодня так
можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от
его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Мы не
должны применять насилие, быть жестокими по отношению друг к другу.
Никто не обладает абсолютной властью над другими, не имеет права
порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять.
Список использованной литературы.
Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.
– 1999.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 2001.
Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся
образовательных школ.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. - М., 2003.
Веб - сайт «А.Я. Психология» .http://azps.ru/



Предварительный просмотр:

Тренинг, с помощью которого вы сплотите учащихся начальной школы

Анна Архипова, педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», г. Кировск, Мурманская обл.

Предлагаем тренинг для младших школьников «Дружба в классе нужна», который поможет вам сплотить школьный коллектив. Для учащихся первого класса больше объясняйте, четвероклассникам дайте время высказаться.

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: ученики 1-4-х классов.

Цель: сплотить школьный коллектив.

Задачи:
- создать благоприятный психологический климат;
- развить коммуникативные навыки;
- сформировать умения и навыки работы в команде, взаимопомощи и сотрудничества;
- сформировать понятие и ценность дружбы.

Примерное время: 45 минут

Подготовительное упражнение «Портрет одноклассника»

Подготовительное упражнение проводите с участниками за один день до тренинга. Разложите на парте листки с именами и фамилиями учащихся класса лицевой стороной вниз.

Педагог-психолог:

Сегодня я приготовила для вас необычное задание: вам нужно нарисовать портрет одноклассника. Сейчас каждый вытянет листочек, на котором написано имя одноклассника. Вам нужно будет его нарисовать. Мы с вами не будем показывать и рассказывать, кто кого рисовал, до завтрашнего дня. Нарисуйте портрет, как умеете, но обязательно старайтесь.

Когда дети закончат рисовать портреты, предложите на обратной стороне написать приятные пожелания однокласснику, которого нарисовали. Соберите работы и сохраните для тренинга.

Часть 1. Введение в занятие

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/diqqoa.jpg

25 мин

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/anyvpb.jpgДопматериалы
Сказка-притча о цветных карандашах

Педагог-психолог:

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам, чтобы поговорить о дружбе. И начать хочу с интересной сказки-притчи о цветных карандашах.

Прочитайте школьникам притчу и предложите ответить на вопросы.

Понравилась ли вам притча?
Чему можно научиться у нее?

Педагог-психолог:

Ваш класс тоже напоминает мне коробочку с карандашами. Каждый из вас не похож на других, но вместе вам под силу нарисовать разноцветную радугу, если работать дружно и слаженно. Мне хочется сделать вам символический подарок, чтобы вы всегда об этом помнили.

Предложите каждому ребенку выбрать карандаш из коробки в качестве подарка.

Разминка. «Треугольник, квадрат…»

Педагог-психолог:

Теперь немного отдохнем и разомнемся. Давайте встанем в круг. Возьмитесь за руки. В полной тишине, без слов, встаньте так, чтобы получился треугольник. Молодцы, теперь встаньте так, чтобы получился квадрат. А теперь, чтобы вышел ромб.

Попросите учеников ответить на вопросы.

Трудно вам было выполнять задания?
Что вызвало трудности?

Упражнение. «Займи позицию»

Педагог-психолог:

В противоположных сторонах класса висят два плаката. На одном написано: «Дружба в классе не нужна», на другом: «Дружба в классе нужна». Подумайте, с каким утверждением вы согласны, и встаньте рядом с этим плакатом.

Подсчитайте количество участников у каждого плаката и сделайте соответствующий вывод.

Часть 2. Что такое дружба

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/diqqoa.jpg

15 мин

Мозговой штурм. «Дружба — это…»

Педагог-психолог:

Предлагаю обсудить, что такое «дружба» и зачем она нам нужна. Я передам по кругу мяч. Тот, кто держит его в руках, говорит, а остальные внимательно его слушают.

Ученики отвечают по кругу. Проследите, чтобы все дети высказали свое мнение.

Упражнение. «Друзья»

Педагог-психолог:

Теперь давайте определимся, как могут поступать настоящие друзья. Я буду называть вам разные ситуации, которые могут возникнуть в школе на уроке или во время совместной игры. Если друзья так поступают, хлопните в ладоши, а если нет, тогда топните ногой. Итак, настоящий друг:

сломал твою игрушку и не сознался;
угостил конфетой;
сказал тебе неправду;
помял твою тетрадку;
дернул тебя за косичку;
толкнул тебя;
помог тебе убрать игрушки;
всегда главный в игре;
подставил тебе подножку;
помог подняться, если ты упал;
назвал тебя некрасивым словом;
терпеливо тебя выслушал.

Педагог-психолог:

Молодцы! Я поняла, что вы знаете, как ведут себя настоящие друзья! И это меня радует.

Упражнение. «Общий рисунок»

Педагог-психолог:

Давайте все вместе нарисуем рисунок на тему «Наш дружный класс». У вас есть семь минут, чтобы закончить картину.

Дайте детям лист ватмана и карандаши или фломастеры. Засеките семь минут. Когда дети закончат рисунок, попросите их ответить на вопросы.

Вам понравилось работать в команде?
Всем ли было удобно рисовать?
Какие чувства испытали?

Упражнение. «Колонна дружбы»

Педагог-психолог:

Все мы разные, и мнения у нас разные. Но для каждого из нас важны поддержка близких и добрые слова. Давайте проверим это. Встаньте парами и возьмитесь за руки. Поднимите руки, чтобы получился «ручеек». По очереди каждый будет проходить через наш «ручеек», а мы будем с двух сторон шептать ему на ушко что-то приятное.

Часть 3. Заключение

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/diqqoa.jpg

5 мин

Раздайте детям портреты одноклассников, которые они нарисовали на подготовительном занятии.

Педагог-психолог:

Ребята, чтобы у вас появились друзья, нужно уметь общаться. Общение — это целое искусство! Общаться надо учиться. Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей. И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из вас будут настоящие, постоянные друзья, которые помогут вам в самых сложных жизненных ситуациях. И в заключение нашего занятия предлагаю вам подарить портрет вашего одноклассника с пожеланиями, которые мы рисовали вчера. Мы хорошо потрудились и сделали добрые дела, чем заслужили аплодисменты. Давайте дружно похлопаем друг другу!

Каждый ребенок дарит портрет тому однокласснику, которого он рисовал.

Педагог-психолог:

Спасибо вам за работу, за активность на занятии и ваше хорошее настроение. Мне очень понравилось заниматься с вами!

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/utthkh.png

СКАЧАТЬ
Сказку-притчу

Сказка-притча о цветных карандашах Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте 
e.psihologsh.ru)



© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: 
https://vip.1obraz.ru/#/document/189/612603/4a361c74-a23a-4404-85be-adce17d13370/?of=copy-7d8013909e

https://e.profkiosk.ru/service_tbn2/nsmu5w.jpg


СКАЧАТЬ Тренинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Ребята, давайте жить дружно!»

Цели:·       Познакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека;·       научить применять их в жизни;·...

Классный час "Ребята, давайте жить дружно!"

На классном часе ненавязчиво в игровой форме раскрывается понятие "дружба". Ребята узнают о роли  дружбы в жизни человека на примерах сказок, пословиц....

Классный час "Ребята, давайте жить дружно!"

Мероприятие проводится с целью чтобы поговорить с детьми о том, что такое дружба. Узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть тру...

Ребята, давайте жить дружно!

Итоговое занятие по внеурочной деятельности  («Этика: азбука добра»)  1 класс     2013-2014 уч. годЦель:- Расширить  знания детей о дружбе; ознакомить с правила...

"Ребята, давайте жить дружно!"

Презентация на тему дружбы....

Тема: "Ребята, давайте жить дружно!"

Провести интересный, познавательный разговор о дружбе, дружбе людей и животных, дружбе всех обитателей Земли, умении жить дружно, помогать друг другу; развивать артистические способности у детей....