Рабочая программа элективных курсов " Твоя профессиональная карьера "
рабочая программа на тему
Рабочая программа элективного курса « Твоя профессиональная карьера» составлена на основе программы « Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной ( рекомендована Министерством образования РФ)
Программа предназначена для обучающихся 8-х кл. Рассчитана на 17 часов в год (II полугодие)
Подготовка обучающихся к сознательному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача современной школы. Идея профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, представленная в Концепции модернизации образования , ставит восьмиклассника перед выбором дальнейшего пути получения профильной подготовки, выбором предварительного личностного и профессионального самоопределения Осознанное профессиональное самоопределение, адекватное способностям, возможностям и притязаниям личности, является важнейшим условием достижения успеха в трудовой деятельности и построении дальнейшей профессиональной карьеры. Современный рынок труда испытывает потребность в получении специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Общеобразовательная школа способна решить данную проблему через введение элективных курсов, позволяющих увидеть актуальность и широту вышеназванного вопроса. Так, курс « Твоя профессиональная карьера» своей
целью ставит:
Актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся
через получение знаний о себе, о мире трудовой деятельности, о способах
построения профессиональной карьеры;
Развитие у обучающихся способности адаптироваться к социально-
экономическим условиям современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnyh_kursov.rar | 968.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Кемеровской области
ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Рабочая программа элективного курса « Твоя профессиональная карьера »
для 8 класса
Выполнила:
Паштакова Елена Владимировна
педагог-психолог
МБОУ ООШ № 21 города Белово
Кемерово 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса « Твоя профессиональная карьера» составлена на основе программы « Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной ( рекомендована Министерством образования РФ)
Программа предназначена для обучающихся 8-х кл. Рассчитана на 17 часов в год (II полугодие)
Подготовка обучающихся к сознательному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача современной школы. Идея профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, представленная в Концепции модернизации образования , ставит восьмиклассника перед выбором дальнейшего пути получения профильной подготовки, выбором предварительного личностного и профессионального самоопределения Осознанное профессиональное самоопределение, адекватное способностям, возможностям и притязаниям личности, является важнейшим условием достижения успеха в трудовой деятельности и построении дальнейшей профессиональной карьеры. Современный рынок труда испытывает потребность в получении специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Общеобразовательная школа способна решить данную проблему через введение элективных курсов, позволяющих увидеть актуальность и широту вышеназванного вопроса. Так, курс « Твоя профессиональная карьера» своей
целью ставит:
Актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся
через получение знаний о себе, о мире трудовой деятельности, о способах
построения профессиональной карьеры;
Развитие у обучающихся способности адаптироваться к социально-
экономическим условиям современного общества.
Достигнуть поставленных целей позволит решение следующих задач:
-обобщить знания обучающихся о сферах трудовой деятельности,
многообразии профессий, способах построения карьеры;
2
-сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации
себя в будущей профессии;
-познакомить с особенностями профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в современных условиях;
-научить адекватно, оценивать свои склонности и особенности,
индивидуальные, личностные и собственные профессионально значимые
качества в соответствие с условиями, предъявляемыми к разнообразной
профессиональной деятельности;
- развивать умения моделировать пути построения собственного профессионального пути, профессиональной карьеры
При изучении учебного материала используется методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, применение новых знаний)
Методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие
наблюдения, устный опрос, тестирование
Изучение разделов курса предполагает использование игровых упражнений и
диагностических методик, позволяющих определить варианты моделирования
жизненного пути, основные факторы, определяющие выбор профессии и построение карьеры,
Учащиеся должны знать: многообразие профессий; требования к составлению профессионального плана, выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии.
Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о современном рынке труда, о перспективных направлениях технологий достижения поставленной цели (проектирования).
3
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; классифицировать профессии по определённым признакам; составлять личный профессиональный план; анализировать информация о профессиях; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования, осуществлять задуманное через выполнение собственных проектов.
Данный элективный курс завершается презентацией проекта на тему
« Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя».
4
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Внутренний мир человека и возможности его познания | 2 | 1 | 1 |
3 | Многообразие профессий. Проблема выбора профессий | 2 | 1 | 1 |
4 | « Секреты » выбора профессий | 2 | 1 | 1 |
5 | Социально-психологический портрет современного профессионала | 1 | 1 | |
6 | Анализ профессий | 2 | 1 | 1 |
7 | Здоровье и выбор профессии | 1 | 1 | |
8 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 2 | 1 | 1 |
9 | Ведущие отношения личности и типы профессий | 2 | 1 | 1 |
10 | Презентация проекта «Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя» | 2 | 2 | |
ИТОГО | 17 | 9 | 8 |
5
Содержание
1 Вводное занятие
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий.
2 Внутренний мир человека и возможности его познания
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности.
Составление «дерева» психологических качеств личности.
3 Многообразие профессий. Проблема выбора профессий
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное
самоопределение.
« Образ « Я» как система представлений о себе. Структура « образа « Я»( знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Методика « Кто я?»
4 « Секреты » выбора профессий
« Хочу»- склонности, желания, интересы личности; « могу»- человеческие
возможности ( физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»- потребности рынка труда.
Общее понятие о профессии, специальности, должности
Составление личного профессионального плана
5 Социально-психологический портрет современного профессионала
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность.
Психология принятия решений
6 Анализ профессий
Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Ответственность в труде. Условия труда. Классификация профессий. Понятие о профессиограмме. Составление формул профессий.
7 Здоровье и выбор профессии
Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятия « неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.
6
8 Темперамент в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Опросник Айзенка.
Сюжетно-ролевая игра « Проявление темперамента в профессиональных ситуациях »
9 Ведущие отношения личности и типы профессий
Отношение к деятельности ( удовлетворённость трудом, местом
работы, профессией). Отношение к людям ( профессиональные
взаимоотношения) Отношение к самому себе. Отношение к
предметному миру.
Деловая игра « Модель идеального города»
10 Презентация проекта «Здравствуйте, это Я! 10лет спустя. »
7
Календарно-тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Практич. |
1 | Вводное занятие | 1 | ||
Внутренний мир человека и возможности его познания | 2 | |||
2 | Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. | |||
3 | Составление «дерева» психологических качеств личности | 1 | ||
Многообразие профессий. Проблема выбора профессий | 2 | |||
4 | Разнообразие профессий | |||
5 | « Образ « Я» как система представлений о себе. | 1 | ||
« Секреты » выбора профессий | 2 | |||
6 | Общее понятие о профессии, специальности, должности | |||
7 | Составление личного профессионального плана | 1 | ||
Социально-психологический портрет современного профессионала | 1 | |||
8 | Психология принятия решений | 1 | ||
Анализ профессий | 2 | |||
9 | Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий. | 4 | ||
10 | Составление формул профессий | 1 | ||
Здоровье и выбор профессии | 1 | |||
\ | 11 | Учёт состояния здоровья при выборе профессии | 1 | |
Темперамент в профессиональном становлении личности | 2 | |||
12 | Особенности проявления типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности |
8
13 | Сюжетно-ролевая игра « Проявление темперамента в профессиональных ситуациях » | 1 | ||
Ведущие отношения личности и типы профессий | 2 | |||
14 | Отношение к деятельности, к людям, к самому себе | |||
15 | Деловая игра « Модель идеального города» | 1 | ||
16 | Презентация проекта «Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя» | 1 | ||
17 | Презентация проекта «Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя» | 1 |
9
Ключевые слова
Должность
Карьера
Личность
Мотив
Мобильность
Образ « Я»
Предприимчивость
Профессия
Профессиограмма
Самооценка
Самовосприятие
Специальность
Темперамент
10
Список литературы для учащихся
http;//w w w .mschools.ru
Е.А. Климов Как выбрать профессию
Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения
Е.С. Романова 99 популярных профессий . Питер-2008
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 класса общеобразоват. Учреждений/ М.С. Гуткин, П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др./Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.-М.ДООЗ
11
Список литературы для учителя
И.П. Арефьев Профессия, специальность и должность// Школа и производство.-2001.№4
Н.С. Пряжников Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники
Э. Берн Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.
Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога
Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: Книга для учителя и социального педагога/ Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.,2004
С.Н. Чистякова Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса. Книга для учителя -М., 1999
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» для начальной школы
Целью элективного курса «Человекознание» является приобщение учащихся к основам психологической, валеологической и нравственной культуры.Основной предмет изучения — личная жизнь, вну...
Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе
Элективный курс «Волшебный мир сказок» для учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...
Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...
Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс
Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...