Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Козлова  Надежда  Николаевна

 

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_logiki.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка

«Развитие логического мышления»

(3 класс)

        Составила Козлова Н.Н.,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №70»

г.Пермь, 2012


Пояснительная записка

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

Основная цель программы - всестороннее развитие ребенка,   становление самосознания, формирование у него способностей к саморазвитию, интеллектуальное развитие личности. Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
  • оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
  • воспитание культуры математического мышления.
  • развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  • расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
  • воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • доступность;
  • системность;
  • научность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Программа курса включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность учащимся проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

В практике работы возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков.

Особое внимание в работе курса уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, интеллектуальных играх. Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса "Кенгуру".

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Занятия групповые, по 12 - 15 человек. Продолжительность одного занятия 45 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю. Принципы программы:

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение  мотивации.  Во-первых,  развитие  интереса к  математике  как  науке  физико-математического направления, во-вторых, успешное выступление на олимпиадах по математике. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать:
  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков, учащиеся должны уметь:
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач Формы контроля:
  • сообщения и мини-доклады;
  • тестирование;
  • творческий отчет (в любой форме по выбору воспитанников);
  • различные упражнения в устной и письменной форме. Содержание образовательной программы.

Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.

Геометрия (5 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (17 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.

Математические игры (4 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.

№ п\ п

Наименование тем курса

Виды деятельности

Форма контроля

1

Вводное занятие «Математика - царица наук»

разгадка         «математических фокусов»

2

Конкурс эрудитов

«А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)

групповая работа,

решение нестандартных задач

3.

Проектная   деятельность   «Великие математики»

работа       со       словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов   о великих математиках

4

Геометрические            упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»

запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

5

Упражнения в копировании чертежей на нелинованной бумаге.

Практическая работа

выставка «Я -чертёжник!»

6

Игра «Удивительный квадрат».

Работа   в   группе,   решение упражнений с квадратами

7

Преобразование фигур на плоскости.

Конструирование    фигур    на плоскости из различного материала

8

Задачи-смекалки.

Решение нестандартных задач

9

Симметрия фигур.

Создание мини-альбома «Узоры геометрии»

выставка альбомов «Узоры           1

геометрии»

10

Соединение и пересечение фигур.

Вычерчивание    геометрических фигур

11

Решение нестандартных заданий на меры длины

Познавательная игра «Семь вёрст...»

12-

Вычисление площадей сложных фигур.

Создание   мини-проекта   «Наш


13

школьный стадион»

14

Решение комбинаторных задач

решение   заданий   повышенной трудности

15

Решение комбинаторных задач

Презентация

16

Решение задач на упорядочивание множеств

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

17

Конструирование     предметов     из геометрических фигур.

мини-проект   «Наша   детская площадка»

18

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

работа   над   проектом   «Наша детская площадка»

защита проекта

19

Решение заданий повышенной трудности

решение   заданий   повышенной трудности

20

Решение нестандартных задач по теме «Движение»

Решение           нестандартных математических заданий

21

Открытие нуля.

исследовательская работа «Почему так?»

22

Интересные факты в числах.

23

Решение нестандартных задач по теме «Стоимость»

24

Решение нестандартных задач по теме «Производительность»

решение нестандартных заданий

25

Комбинирование элементов знаковых систем.

составление суперпримеров

26

Задачи по упорядочиванию множеств.

решение нестандартных заданий

27

Задачи    на противоречия.

решение     игровых     заданий «Богатыри и разбойники»

28

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Единицы измерения

Литература:

1.Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007

2.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.

3.Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008

  1. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
  2. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис - пресс, 2009
  3. Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный        подход : учеб.пособие /      Л.И. Гриценко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.
  4. Гришина Л.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие МГИУ 2007.
  5. Дьячкова Г.Т. Математика: 2-4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007
  6. Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2008
  7. Зак. А.З.    Интеллектика. 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.
  8. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе

Элективный курс «Волшебный мир сказок»  для  учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...

Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...

Рабочая программа по курсу "Мир логики" 2 класс

Рабочая программа по курсу "Мир логики" 2 класс...

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс

Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".

Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ» 3 КЛАСС

Данная программа  разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверж...