Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_logiki.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка
«Развитие логического мышления»
(3 класс)
Составила Козлова Н.Н.,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №70»
г.Пермь, 2012
Пояснительная записка
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Основная цель программы - всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к саморазвитию, интеллектуальное развитие личности. Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
- оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
- воспитание культуры математического мышления.
- развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
- расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
- воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- доступность;
- системность;
- научность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Программа курса включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность учащимся проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
В практике работы возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков.
Особое внимание в работе курса уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, интеллектуальных играх. Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса "Кенгуру".
Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Занятия групповые, по 12 - 15 человек. Продолжительность одного занятия 45 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю. Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное выступление на олимпиадах по математике. Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков, учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач Формы контроля:
- сообщения и мини-доклады;
- тестирование;
- творческий отчет (в любой форме по выбору воспитанников);
- различные упражнения в устной и письменной форме. Содержание образовательной программы.
Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.
Геометрия (5 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (17 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.
Математические игры (4 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.
№ п\ п | Наименование тем курса | Виды деятельности | Форма контроля |
1 | Вводное занятие «Математика - царица наук» | разгадка «математических фокусов» | |
2 | Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) | групповая работа, решение нестандартных задач | |
3. | Проектная деятельность «Великие математики» | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках |
4 | Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | |
5 | Упражнения в копировании чертежей на нелинованной бумаге. | Практическая работа | выставка «Я -чертёжник!» |
6 | Игра «Удивительный квадрат». | Работа в группе, решение упражнений с квадратами | |
7 | Преобразование фигур на плоскости. | Конструирование фигур на плоскости из различного материала | |
8 | Задачи-смекалки. | Решение нестандартных задач | |
9 | Симметрия фигур. | Создание мини-альбома «Узоры геометрии» | выставка альбомов «Узоры 1 |
геометрии» | |||
10 | Соединение и пересечение фигур. | Вычерчивание геометрических фигур | |
11 | Решение нестандартных заданий на меры длины | Познавательная игра «Семь вёрст...» | |
12- | Вычисление площадей сложных фигур. | Создание мини-проекта «Наш |
13 | школьный стадион» | ||
14 | Решение комбинаторных задач | решение заданий повышенной трудности | |
15 | Решение комбинаторных задач | Презентация | |
16 | Решение задач на упорядочивание множеств | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | |
17 | Конструирование предметов из геометрических фигур. | мини-проект «Наша детская площадка» | |
18 | Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». | работа над проектом «Наша детская площадка» | защита проекта |
19 | Решение заданий повышенной трудности | решение заданий повышенной трудности | |
20 | Решение нестандартных задач по теме «Движение» | Решение нестандартных математических заданий | |
21 | Открытие нуля. | исследовательская работа «Почему так?» | |
22 | Интересные факты в числах. | ||
23 | Решение нестандартных задач по теме «Стоимость» | ||
24 | Решение нестандартных задач по теме «Производительность» | решение нестандартных заданий | |
25 | Комбинирование элементов знаковых систем. | составление суперпримеров | |
26 | Задачи по упорядочиванию множеств. | решение нестандартных заданий | |
27 | Задачи на противоречия. | решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» | |
28 | Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» | Единицы измерения |
Литература:
1.Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007
2.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
3.Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. - М.: Айрис-пресс, 2008
- Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
- Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис - пресс, 2009
- Гриценко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход : учеб.пособие / Л.И. Гриценко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.
- Гришина Л.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие МГИУ 2007.
- Дьячкова Г.Т. Математика: 2-4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2007
- Евтюкова Т. Поиграем в эрудитов? Сибирское университетское издательство, 2008
- Зак. А.З. Интеллектика. 4 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. Интеллект-центр, 2010.
- Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе
Элективный курс «Волшебный мир сказок» для учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...
Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...
Рабочая программа по курсу "Мир логики" 2 класс
Рабочая программа по курсу "Мир логики" 2 класс...
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс
Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ» 3 КЛАСС
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверж...