Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс
элективный курс по информатике (3 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika.docx | 50.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического совета Протокол _________ __________________ Председатель метод. совета ________________ /Ж.В.Стрижевец / «__» августа 2015 г. | Утверждаю Директор школы ___________________ /С.Б.Таратынов/ Приказ _____________ (основание: решение педагогического совета) протокол № 1 от «__» августа 2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Информатика»
в 3 классе
Составитель: учитель начальных классов
Палёнова Е.В.
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса по информатике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Информатика и ИКТ» (Информатика в играх и задачах). Горячев А.В., Горина К.И.,Волкова Т.О. – М.: Баласс, 2011.
Цель и задачи изучения курса.
Особое значение изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цель курса: развитие логического и алгоритмического мышления обучающихся.
Задачи изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
1)развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
2)расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими;
3)создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Общая характеристика курса.
В курсе «Информатика в играх и задачах» компьютер не используется и для преподавания по курсу технические знания не нужны. Компьютер в курсе присутствует неявно — в виде правил составления описаний предметов (объектов), их поведения и логических рассуждений о них, в виде требований к строгости и логической аккуратности составления таких описаний.
В отличие от других учебных предметов, изучающих конкретные модели (математические, физические и т. д.), на уроках информатики дети изучают сам процесс самостоятельного создания моделей, т. е. составления описаний. В информатике важно именно умение создавать модели, потому что модель зависит не только от моделируемого объекта, но и от целей ее создания.
Это происходит потому, что в модель включаются не все сведения об объекте, а только те, которые важны для целей моделирования. Так, например, модели пианино для директора магазина, для грузчика, для музыканта разные, потому что для каждого из них в этом предмете важны разные аспекты. Все возможные цели моделирования предусмотреть невозможно, поэтому следует учить процессу построения моделей.
Информатика как наука о построении информационно-логических моделей имеет особое значение для общего образования по двум причинам:
— умение строить строгие логические описания и описывать сложные явления, выделяя самое существенное, играет важную роль в формировании единой картины мира;
— возможность рассмотрения в качестве объектов моделирования других учебных
предметов показывает очень высокий потенциал межпредметных связей информатики; на практике дети часто сами применяют полученные на уроках информатики знания и умения на других уроках.
Изучение курса «Информатика в играх и задачах» может проходить в любой школе, так как компьютеры для этого не требуются. Более того, детально описанные поурочные планы ориентированы на преподавание курса учителями начальных классов, что с успехом и происходит на практике. Рассматривая в качестве одной из целей этого направления обучения развитие логического мышления, следует помнить: психологи утверждают, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5—11 лет и что запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Место данного курса в учебном плане школы.
Согласно учебному плану МОУ «Первомайская СОШ» всего на изучение учебного плана «Информатика» в 3 классе отводится 34 часа. (1 час в неделю).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества − осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты:
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
- предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
- выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
- разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Учебно-тематический план.
Наименование раздела | Количество часов | Контрол. работы |
1.Отличительные признаки и составные части предметов | 11
| 1 |
2.План действий и его описание | 11
| 1 |
3.Логические рассуждения | 12 | 2 |
Итого | 34 | 4 |
Содержание учебного предмета.
- Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч)
Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. - План действий и его описание (11 ч)
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. - Логические рассуждения (12 ч)
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Календарно – тематическое планирование.
№ п.п | Тема урока | Кол. часов | Дата провед. | Характеристика деятельности обучащихся | |
план | факт | ||||
1.Отличительные признаки и составные части предметов (11 ч.) | |||||
1 | Выделение признаков предметов. 1-8 | 1 | Описывать признаки предметов; сравнивать предметы по их признакам, группировать предметы по разным признакам; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных; выделять группы однородных предметов среди разнородных по разным основаниям и давать названия этим группам, ставить в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов. | ||
2 | Описание предметов. Сравнение предметов по их признакам. 9-18 | 1 | |||
3 | Знакомство с понятием составных частей предметов. 19-28 | 1 | |||
4 | Обобщение и классификация предметов по их действиям. 29-38 | 1 | |||
5 | Описание и определение предметов через их признаки, составные части и действия. 29-38 | 1 | |||
6 | Симметрия. Знакомство с понятием симметричности фигур. 39-49 | 1 | |||
7 | Симметрия. Знакомство с понятием «оси симметрии» 39-49 | 1 | |||
8 | Знакомство с координатной сеткой. 50-59 | 1 | |||
9 | Контрольная работа №1 по теме «Отличительные признаки и составные части предметов» 31-32 | 1 | |||
10 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 60-67 | 1 | |||
11 | Повторение изученного материала по разделу. 68-80 | 1 | |||
2. План действий и его описание (11 ч.) | |||||
12 | Изучение действий предметов и их результатов. 1-9 | 1 | Определять результат действия, определять действие, которое привело к данному результату. Определять действие, обратное заданному. Приводить примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках. Составлять алгоритм, выполнять действия по алгоритму. Составлять алгоритмы с ветвлениями. | ||
13 | Знакомство с понятием «обратное действие» 10-18 | 1 | |||
14 | Последовательность действий и состояний в природе. 19-28 | 1 | |||
15 | Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. 19-28 | 1 | |||
16 | Поиск ошибок в последовательности действий. 19-28 | 1 | |||
17 | Алгоритм. Знакомство со способами записи алгоритмов. 29-38 | 1 | |||
18 | Поиск ошибок и исправления алгоритмов. 29-38 | 1 | |||
19 | Знакомство с ветвлениями в алгоритмах. 39-48 | 1 | |||
20 | Контрольная работа № 2 по теме раздела «План действий и его описание» См. 2 ч. | 1 | |||
21 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. 49-56 | 1 | |||
22 | Повторение изученного материала по разделу. 57-66 | 1 | |||
3.Логические рассуждения (12 ч.) | |||||
23 | Знакомство с понятиями «множество», «элементы множества». Способы задания множеств. 1-10, 11-20 | 1 | Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Отображать предложенную ситуацию с помощью графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. | ||
24 | Сравнение множеств. Знакомство с понятием «отображение множеств» 21-30, 31-40 | 1 | |||
25 | Знакомство с понятиями «кодирование», «декодирование» 41-50 | 1 | |||
26 | Знакомство с понятиями «вложенности» (включения) множеств, «подмножество» 51-60 | 1 | |||
27 | Изучение операций над множествами: пересечение и объединение множеств. 61-70, 71-79 | 1 | |||
28 | Контрольная работа №3 по теме «Множество. Операции над множествами» | 1 | |||
29 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение по теме «Множество. Операции над множествами» 80-88, 89-100 | 1 | |||
30 | Высказывание. Знакомство с понятиями «истина» и «ложь».Отрицание. 1-12, 13-24 | 1 | |||
31 | Изучение высказываний со связками «и», «или». Поиск путей на простейших графах. 25-36, 37-47 | 1 | |||
32 | Знакомство с задачами комбинаторного типа. 48-58 | 1 | |||
33 | Контрольная работа №4 (итоговая). | 1 | |||
34 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение изученного материала. | 1 |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов | Колич. | Примечания | ||||||||
Библиотечный фонд | ||||||||||
1. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 кл./ А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина идр.- М.: Баласс, 2011г. 2. Информатика в играх и задачах для 3 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г.. 3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7. 5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0. 6. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0. 7. Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2010.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0. 8. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 480 с. 9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-12 10. Программа «Математика». М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2010. (УМК «Школа России»). | К Д Д Д Д Д Д Д Д | |||||||||
Печатный материал | ||||||||||
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1-4 класс. | Д | |||||||||
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||||||||||
Технические средства | ||||||||||
1.Ноутбук 2.Интерактивная доска 3.Мультимедийный проектор 4.Магнитная доска | Д Д Д | |||||||||
Демонстрационный материал | ||||||||||
1. Набор предметных картинок. 2. Чертёжный треугольник. 3. Циркуль. 4. Транспортир. 5. Наборы муляжей овощей и фруктов. 6. Наборное полотно. 7. Строительный набор, содержащий геометрические тела. 6. Оцифрованная линейка. | П Д Д Д Д Д | |||||||||
Натуральные объекты | ||||||||||
Коллекция полезных ископаемых | Д | |||||||||
Игры и игрушки | ||||||||||
Настольное лото. Конструктор. | П П |
Список литературы.
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.
- Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.
- Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2010.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.
- Информатика в играх и задачах для 3 кл.: Методические рекомендации для учителя/А. В. Горячев, Т. О. Волкова, К. И. Горина и др.- М.: Баласс, 2007г..
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-16
- http://www. prosv.ru
- http://www. 1september.ru
- http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/
- 4.http://videouroki.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе
Элективный курс «Волшебный мир сказок» для учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...
Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...
Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".
Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ» 3 КЛАСС
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверж...
Рабочая программа элективного курса "Интеллектика" 3 класс
Рабочая программа...