«Практика работы с родителями учащихся, имеющих трудности при усвоении общеобразовательной программы»
статья (2 класс)

Калгина Любовь Александровна

    Алгоритм работы с родителями учащихся, имеющих трудности при усвоении общеобразовательной программы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     «Алгоритм работы с родителями учащихся, имеющих трудности при усвоении общеобразовательной программы»


      Не секрет, что для многих родителей принятие решения об обследовании их ребенка психолого-медико-педагогической комиссией дается с большим трудом. Бытующие сплошь и рядом стереотипы и приклеивания ярлыков, страх перед «постановкой диагноза», да и просто непонимание отличий между нормативным и задержанным развитием, умственной отсталостью, а также необходимостью создания специальных образовательных условий для их ребенка, оттягивают время обращения родителей в ПМПК.

          Причин этому может быть огромное множество. Кто-то из родителей догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.

          Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься.

          Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности.

          А кто-то вообще элементарно не хочет ничего делать, прикладывать усилия, надеясь, что «само пройдет» (потому что это требует довольно существенных как временных, так и физических, умственных, моральных и иногда материальных затрат).

          Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.

 И вот тут-то как раз появляется тот самый камень преткновения: родители «проблемного» ребёнка отказываются обращаться к кому бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. Это в лучшем случае, а в худшем – обвиняя всех и вся в предвзятом отношении, в нелюбви, в профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п. И, как ни прискорбно это звучит, либо стремление помочь ребёнку пропадает на корню (учителя просто, «махнув на всё рукой», оставляют семью в покое и пускают ситуацию на самотёк), либо начинается «война не на жизнь, а на смерть» между школой и родителями с целью доказать друг другу свою правоту.

Как же педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка наконец поняли, что трудности его – реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки обратиться за помощью в ПМПК?

 

Во-первых, не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит. Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам учеников, как на самом деле у тех обстоят дела с учёбой, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают.  Поэтому повторю ещё раз: пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!

 

Для этого следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что нужно освоить ученикам в том или ином классе), и с системой оценивания (за что конкретно ставится та или иная отметка по каждому предмету).

 

Кроме того, необходимо объективно оценивать успехи ребёнка. Нередко учителя (особенно в начальных классах) завышают  отметки, стремясь таким образом стимулировать ученика к дальнейшему обучению («не отбить у него желание») или просто «жалея» его. В результате  происходит примерно следующее. Ребёнок, вопреки ожиданиям, далеко не всегда стремится преодолевать появляющиеся перед ним новые учебные трудности, т.к. полученная им «тройка» вместо заслуженной «двойки»  отнюдь не заставляет прикладывать дополнительные усилия. А родители, видя в дневнике и тетрадках положительные отметки, тем более не испытывают беспокойства, считая, что  пусть худо-бедно, но всё же их чадо учится. Как  вы думаете, согласятся ли они в этом случае с мыслью, что их ребёнку требуется помощь в виде обследования на ПМПК и смены образовательной программы? Вы бы на их месте согласились?

 

Поэтому следует избавиться от угрызений совести по поводу того, что вы можете «испортить ребёнку жизнь», если будете говорить вслух о его неуспехах и ставить ему те отметки, которых заслуживают его работы. Посудите сами: если врач уверяет вас, что вы здоровы и не предпринимает никаких действий, чтобы назначить вам лечение, несмотря на то, что вы чувствуете себя плохо и все анализы указывают на  болезнь, это ведь не говорит о его профессионализме и не является качественной помощью для вас, верно?

 

Поэтому не твердите упрямо себе и родителям «no problem!», а лучше покажите возможные пути выхода из неблагоприятной ситуации с учёбой. Как раз это и будет способствовать тому, что ребёнок справится с трудностями и сможет впоследствии найти своё место в жизни. И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов, что всё наладится.

 

Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении учебной программы, родителям помогает присутствие на некоторых уроках. Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему.

 

Предвидя возражения педагогов, сразу скажу: да, детей нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой учится ребёнок, его возможностям и способностям.  Кстати, говорить об этом надо не ребёнку, а его родителям, и, что тоже важно, не в его присутствии. Отдельно напомню (на всякий случай, вдруг кто забыл?), что очень важно сказать не только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

 

Во-вторых, обязательно привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в некомпетентности и непрофессионализме.  Поэтому разделяйте ответственность с родителями неуспевающего ученика, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.

 

В-третьих, необходимо дать родителям полную и достоверную информацию о ПМПК, процедуре обследования  и перспективах после его прохождения. Очень многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то (как правило, совершенно некомпетентного в данных вопросах), что все дети, прошедшие такую диагностику, награждаются ярлыком «дурачок», непременно отправляются в коррекционные школы, и получение дальнейшего образования становится для них невозможным.

 

На самом деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить).  Таких программ несколько: для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.

 

В случае если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить учёбу  в учреждениях начального профессионального образования и получить рабочую специальность. К слову, в настоящее время количество учебных заведений, принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям учащихся, имеющих трудности с адаптацией в ГПД.

Если ваш ребёнок  посещает группу продленного дня (т.е. находиться в школе с утра и до вечера) эти советы помогут пройти адаптацию более успешно....

Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.

Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...

Рекомендации родителям первоклассников, имеющих трудности с адаптацией к режиму в группе продленного дня.

Рекомендации родителям первоклассников, имеющих трудности с адаптацией к режиму в группе продленного дня....

Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения учащегося, имеющего трудности в обучении

Данная разработка предназначена для специлистов школ, имеющих детей с трудностями обучения, поведения и социализации. В карте прописана не только работа специалистов с детьми, но и их родителями....

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими трудности в обучении....