Рабочая программа "Твой выбор"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Берёзовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Согласовано Заместитель директора по УВР _________ Л.Ф. Андронюк «____» августа 2016г. | Утверждаю Директор МБОУ Игримская СОШ№1 ___________ Л.А. Маслакова Приказ от «__» августа 2016 г. № ___ - о |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных занятий "МОЙ ВЫБОР"
9 класс
Составитель:
Т.А. Городова
педагог-психолог
Игрим, 2016 г.
Пояснительная записка
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.
Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации "Мои профессиональные намерения"» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Задачи:
1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.
Программа индивидуальных занятий «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: индивидуальное занятие, реализовывается в течение всего учебного года.
Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Формы работы: лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика,практикум, профконсультация.
Общее количество часов – 35.
Ожидаемые результаты:
1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Основные принципы работы:
1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
2. Принцип исследовательской позиции.
3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Программа курса.
Введение – 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Труд в жизни человека и общества. "Когда твой труд ценится и уважается, – этим можно гордиться". О будущем стоит задуматься.
I-я тема: Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (Профессиональный старт) – 5 часов.
Что такое профессия? Особенности профессионального самоопределения на современном этапе. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Секреты выбора профессии. Типичные ошибки при выборе профессии. Ориентация в мире профессий. Классификация профессий по предмету и характеру труда. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии. Мотивы и основные условия выбора профессии. Ознакомление с рынком труда. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
II-я тема: Я выбираю профессию (В поисках своего призвания) – 14 часов.
Почему при выборе профессиональной деятельности необходимо учитывать индивидуальные интересы и склонности. Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся. Хорошо ли я себя знаю? Методы психологии. Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. Тест Айзенка. Эмоционально– волевые качества личности. Тест Т. Лири. Психограмма. Интересы и склонности человека ("я хочу"). Карта интересов. Возможности личности в профессиональной деятельности ("Я могу", "Мне надо"). Анкета "Ориентация". Активная роль личности при выборе профессии. Методика самооценки индивидуальных особенностей. Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности. Тест "Аналогии". Тест "Числовые ряды".Схема профессионального планирования профессионального пути, разработанная Е.А. Климовым. Вычисляем портрет подходящей профессии. Что такое планирование карьеры. Профессиональная пригодность. Специфические профессионально важные качества для разных типов профессий. Типы профессий: "человек – техника", "человек – знаковая система", "человек – художественный образ", "человек – природа", "человек – человек". Опросник коммуникативных и организаторских способностей. Как правильно выбирать профессию с учетом своих способностей и состояния здоровья. Здоровье и выбор профессии. Каких ошибок следует избежать при выборе профессии.
III-я тема: Куда пойти учиться – 3 часа.
Что представляет собой система профессионального образования. Основные уровни профессионального образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" (ст. 5, 16, 21, 22,23, 24, 25, 50); Конституция РФ (статья 43); Как подготовить себя к поступлению в профессиональное учебное заведение. Условия, требования и правила приема в учебные заведения.
IV-я тема: Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа.
Моя роль и безопасность на рынке труда. Трудовой кодекс РФ. Мои права и обязанности. Эффективное поведение на рынке труда.
V-я тема: Поиск работы и трудоустройство – 10 часов.
Какие существуют источники получения информации о вакансиях. Анализ информации о вакансиях. Как обратиться по имеющейся вакансии по телефону. Как планировать собственные шаги по поиску вакантных рабочих мест. Государственная служба занятости населения, ее услуги. Как предъявить себя на рынке труда. Как вести себя при поступлении на работу. Самопрезентация. Психологический тренинг – Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Интервью. Типичные вопросы собеседования с работодателем. Как подготовить документы, представляющие вас работодателю. Как правильно составить и оформление заявление, резюме, портфолио. Экскурсия в учебное заведение. Итоговое занятие. Самоанализ готовности к профессиональному старту.
Планирование курса "Мир профессий и твое место в нем". (9-й класс.)
№ урока | Содержание | Формы проведения | Дата проведения | ||
1 | Введение. "Когда твой труд ценится и уважается – этим можно гордиться". | Беседа | 5.09. | ||
I-я тема: Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (Профессиональный старт). | |||||
2 | Особенности профессионального самоопределения на современном этапе. Ориентация в мире профессий. | Беседа | 12.09. | ||
3 | Классификация в мире профессий. | Лекция с элементами беседы | 19.09. | ||
4 | Профессиональный портрет семьи. Трудовые династии. | Творческая работа | 26.09. | ||
5 | Мотивы и основные условия выбора профессии. | Беседа | 3.10 | ||
6 | Ознакомление с рынком труда. | Лекция | 10.10 | ||
II-я тема: Я выбираю профессию (В поисках своего призвания). | |||||
7 | Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся. | Беседа-практикум | 17.10 | ||
8 | Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности. | Тестирование | 24.10 | ||
9 | Эмоционально– волевые качества личности. | Игра | 7.11 | ||
10 | Интересы и склонности человека ("я хочу"). | Беседа | 14.11 | ||
11 | Интересы и склонности человека ("я могу"). | Беседа | 21.11 | ||
12 | Интересы и склонности человека ("мне надо"). | Беседа | 28.11 | ||
13 | Возможности личности в профессиональной деятельности. | Беседа | 5.12 | ||
14 | Интеллектуальные способности и успешность в профессиональной деятельности | Тестирование | 12.12 | ||
15 | Занятие профессионального самоопределения. | Практикум | 19.12 | ||
16 | Вычисляем портрет подходящей профессии | Игра, диагностика | 9.01 | ||
17 | Что такое планирование карьеры. | Беседа | 16.01 | ||
18 | Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии. | Тестирование | 23.01 | ||
19 | Каких ошибок следует избежать при выборе профессии. | Беседа | 30.01 | ||
20 | Стратегии принятия решения в выборе профессии | Практикум | 6.02 | ||
III-я тема: Куда пойти учиться | |||||
21 | Что представляет собой система профессионального образования. | Беседа | 13.02 | ||
22 | Обзор учебных заведений. Как подготовить себя к поступлению в профессиональное учебное заведение. | Беседа | 20.02 | ||
23 | Условия, требования и правила приема в учебные заведения. | Беседа, практикум | 27.02 | ||
IV-я тема: Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | |||||
24 | Моя роль и безопасность на рынке труда. | Беседа | 6.03 | ||
25 | Законы о труде. Мои права и обязанности. | Беседа | 13.03 | ||
V-я тема: Поиск работы и трудоустройство. | |||||
26 | Какие существуют источники получения информации о вакансиях. | Беседа, практикум | 20.03 | ||
27 | Как планировать собственные шаги по поиску вакантных рабочих мест. | Беседа | 10.04 | ||
28 | Государственная служба занятости населения, ее услуги. | Беседа | 17.04 | ||
29 | Как предъявить себя на рынке труда. | Беседа | 24.04 | ||
30 | Как вести себя при поступлении на работу. | Беседа | 28.04 | ||
31 | Самопрезентация. Как подготовиться к собеседованию с работодателем. | Беседа Практикум | 1.05 | ||
32 | Составление и оформление документации. Заявление, Резюме, портфолио. | Практикум | 8.05 | ||
33 | Экскурсия в учебное заведение. | Экскурсия | 15.05 | ||
34 | Самоанализ готовности к профессиональному старту. | Практикум | 22.05 | ||
35 | Индивидуальный профессиональный план. Итоговое занятие. | Практикум | 29.05 |
Список использованной литературы:
1. Аверкин В.Н. Зайченко О.М. "Путевка в жизнь".- М. Просвещение 2005.
2. Кузнецова И.В., Филина С.В. Эффективное поведение на рынке труда. Учебно-методическое пособие для выпускников профессиональных учебных заведений. Под ред. И.А. Волошиной.Ярославль: Центр Ресурс, 2000.
- На пути к выбору профессии. Материалы для специалиста образовательного учреждения. С-П. Каро 2003.
- Предпрофильная подготовка. Путь к профессии. Органайзер: рабочая тетрадь учащегося/ авт.-сост.: коллектив специалистов центра “Ресурс”; под общей редакцией О.В. Большаковой, С.М. Семеновой. Н.П. Анисимовой. И.В. Кузнецовой. Ярославль: Центр Ресурс, 2006.
- Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9–11 класс М. Вако 2005.
- Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 8–11 класс М. Вако 2005.
- Путь к профессии: основы активной жизненной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. – Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова, В.В. Радченко, К.В. Совина, Ю.К. Холодилова. – Ярославль: Центр Ресурс 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие "Выбор профессии – выбор будущего"
беседа о профессиях...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Я познаю мир» для детей с глубоким нарушением зрения
Программа «Я познаю мир» предназначена для детей с глубоким нарушением зрения. Он формирует у школьников знания об окружающем мире с целью заложения у них механизмов адаптации, саморегуляции, са...
Занятие-общение: "Выбор профессии-выбор будущего"
Данное занятие расширяет представления детей о профессиях; воспитывает уважение к труду взрослых....
Протокол родительского собрания 14.05. 2018 по теме "Выбор внеурочной деятельности и выбор спецкурсов"
Выбор внеурочной деятельности и выбор спецкурса...
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2)
Рабочая программа обязательного занятия по выбору «Занимательная грамматика по системе Брайля» для обучающихся с глубоким нарушением зрения (вариант 3.2) в 1 классе составлена ...
Выбор профессии - это выбор качества дальнейшей жизни
Выбор профессии – это выбор качества дальнейшей жизниСамойлова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классовМКОУ «Андреевская СОШ» За последние несколько...