Коррекционно-развивающее занятие «Приключения Незнайки»
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Cоздание условий для развития познавательной сферы обучающихся, посредством выполнения индивидуальных заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие.

Тема: «Приключения Незнайки».

Цель занятия: создание условий для развития познавательной сферы обучающихся, посредством выполнения индивидуальных заданий. 

Задачи занятия:

  1. Развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, речи обучающихся.
  3. Формирование элементов самоконтроля.
  4.  Профилактика девиации в поведении.

Формы организации занятия:

  • групповая;
  • работа в парах;
  • индивидуальная.

Методы организации занятия:

  1. Развивающие и познавательные игры на развитие внимания, памяти, мышления.
  2. Беседа, диалог.
  3. Анкетирование.

Форма проведения занятия:

  1. Практическое обучение (практическое занятие).
  2. Интерактивные формы (игровые упражнения).

Тип занятия: применение знаний на практике, формирование практических умений.

Предполагаемые результаты:

  • развитие познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, речи обучающихся);
  • повышение эффективности и активности группового сотрудничества обучающихся;
  • развитие самоконтроля;
  • формирование положительного отношения обучающихся к учебному процессу.

Показатели результативности:

  • анализ результатов выполненных заданий;
  • степень активности обучающихся на занятии;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • эмоциональный настрой обучающихся.

Участники: обучающиеся 1 класса.

Оборудование: презентация, мяч, бумага А-4, цветные карандаши.

  1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем занятии. Сегодня мы будем выполнять очень много интересных заданий, но об этом чуть позже. Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мяч». Встаньте все в круг.

  1. Упражнение «Мяч»

Цель: приветствие, обмен положительными эмоциями, поднятие настроения.

Время: 3 минуты.

Проведение: Дети встают в круг. Психолог дает задание детям: по очереди каждый должен бросить друг другу мяч со словами «Я рад снова видеть тебя (называют имя)». Мяч должен побывать в руках у каждого ребенка. Психолог начинает с себя.

Психолог: Итак можно сказать, что все мы рады видеть друг друга на нашем занятии. А сейчас давайте подарим свои улыбки друг другу, мне и нашим гостям! Присаживайтесь на свои места.

II. Основная часть

2.1 Выяснение целей, ожиданий и опасений. Упражнение «Горячие сердца».

Ребята вы все знакомы с Незнайкой. Он всегда попадает в различные ситуации. Вот и сейчас Незнайка залез в книгу Знайки. Ищет ответ на вопрос: «А что же нужно делать, для того чтобы стать умным?»

- Как вы думаете, что вы ему ответите?

- Знайка ему тоже посоветовал, что нужно учиться тренировать своё внимание, память, учиться правильно рассуждать, логически мыслить. А давайте поучим Незнайку, ведь мы сегодня на занятии как раз будем тренировать свою память, внимание, мышление. А в благодарность за помощь он обещал вам подарить свой портретик на память.

Итак, начнем с разминки. 

Разминка «А что это у человека?»

  • У птицы крыло, а у человека - ...(рука)
  • У зверя лапа, а у человека - ...(нога)
  • У конфеты фантик, а у человека - …(кожа, одежда)
  • У льва пасть – а у человека - ... (рот)
  • У машины мотор, а у человека - …(сердце)

Психолог: Молодцы, пока мы делали разминку, Незнайка нашел в книге первое задание, которое Знайка приготовил для него.

Оно называется «Восстанови порядок»

2.1. Упражнение «Восстанови порядок»

Цель:  развитие словесно-логического мышления,

Инструкция: Вы должны расположить все задания в правильном порядке и подписать цифры. Работа проводится индивидуально.

Расположи время суток в правильном порядке (подпиши цифры).

День     вечер       утро       ночь

 () () () ()

Расположи времена года в правильном порядке (подпиши цифры).

Весна          осень           зима          лето

 () () () ()

Расположи дни недели в правильном порядке (подпиши цифры).

Среда   понедельник   вторник    четверг

(   )         (   )        (   )            (   )

Психолог: Молодцы, вы все хорошо справились с этим заданием.

Рефлексия:  Сложно ли вам было расположить все задания в правильном порядке? Как думаете, почему? (Правильно - потому, что вы знаете времена года, дни недели, части суток). А тем временем, Незнайка увидел второе задание в книге, которое называется «Половинки слов».

2.2. Упражнение «Половинки слов».

   Цель: развитие словено-логического и наглядно-образного мышления.

Инструкция: Вы должны соединить половинки слов так, чтобы получились  целые слова.

шля

ка

пче

ша

туф

на

за

ка

ут

ли

гру

яц

 вес

па

мис

ла

Психолог: Молодцы ребята, я очень рада, что у всех получились целые слова.

Рефлексия:  Скажите, а с какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания? Хорошо. А наш Незнайка столкнулся с очередной проблемой. Ему необходимо найти слова, спрятанные за цифрами.  Поможем ему?

2.3. Упражнение «Шифровальщик»

Цель: развитие концентрации  внимания,  мышления

Инструкция: Используя шифр, необходимо найти слова, спрятанные за этими цифрами. Задание выполняется индивидуально.

м

о

п

а

л

к

с

н

у

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Пример: 1,  4,  1,  4 – … м а м а

3,  4,  3,  4 - … п а п а

10,  9,  3 - … с у п

8,  2,    7 -  …  н о с

5,  9,  6 - … л у к    

5,  4,   6 - … л а к  

Психолог: Молодцы ребята, вы и с этим задание справились хорошо.

Психолог: Я думаю вы устали и пора нам сделать небольшую физкультминутку.

Отдохнули, набрались новых сил. Они нам очень пригодятся, так как Незнайка увидел 4 задание и не знает как с ним справится. А задание называется «Запомни».

2.4 Упражнение «Запомни»

Цель: развитие образной памяти.

Инструкция: в течение 30 секунд необходимо запомнить, а затем нарисовать, все что запомнили.

Вопросы для  запоминания: а я хочу, чтобы вы еще раз напомним Незнайке, что было нарисовано на нашей картинке, чтобы он лучше все запомнил.

  1. Сколько было на картинке цыплят (2).
  2. Сколько было птиц (2).
  3. Сколько было муравьев (1).
  4. Сколько было бабочек (1).
  5. Сколько было грибов (2).
  6. Сколько было пеньков (3).
  7. Сколько было улиток (1).
  8. А что еще было на картинке (солнце, цветы, трава, земля).

Психолог: Молодцы. Я думаю мы помогли Незнайке запомнить нарисованное. Вы согласны со мной? А тем временем Незнайка увидел новое задание № 5. И успел его уже выполнить, начал срисовывать узор, постоянно отвлекался, в результате у него получалось то правильно, то неправильно. Нужно найти ошибки и исправить их.

2.5. Упражнение «Где ошибся Незнайка?»

  Цель: развитие  внимания, усидчивости

Инструкция: Найдите ошибки и исправьте их.

Психолог: молодцы все хорошо справились с заданием. Но это еще не все Незнайки увидел последнее задание № 6. А называется оно «Пространственный диктант».

2.6. Упражнение «Пространственный диктант»

Цель: развитие графических навыков, пространственной ориентации, зрительно моторной координации

Инструкция: Вам нужно на листе бумаги нарисовать геометрические фигуры, под диктовку. Слушаем и выполняем задания внимательно, не отвлекаясь.

После того, как диктант будет завершен, правильность раскладки контролируется с помощью образца, который готовится заранее, либо с помощью пошагового повторения текста инструкции.

Задания:

  • в центр листа нарисуйте красный квадрат
  • справа от красного квадрата нарисуйте синий квадрат
  • сверху от синего квадрата нарисуйте синий треугольник
  • снизу от красного квадрата нарисуйте зеленый треугольник.
  • Напишите букву О
  • Справа о нее напишите букву К
  • Слева от буквы О напишите букву С.
  • Какое слово получилось? (СОК)

 Психолог: А сейчас ваш сосед оценит, насколько правильно вы выполнили «Пространственный диктант». Молодцы!

  1. Заключительная часть

3.1. Рефлексия

Подведение  итога  занятия.  Молодцы ребята. А как вы думаете помогли ли мы ответь на вопрос незнайки «Что нужно делать, для того чтобы стать умным?»

- Напомните мне еще раз, «Что нужно делать чтобы стать умным?»

  • Понравилось вам помогать Незнайке?
  • Что больше всего понравилось?
  • Что было сложным на занятии?

Психолог: Ребята у вас на столах лежат стикеры самоклеящиеся. Вы должны выбрать для себя

Инструкция: «Оцените свое настроение» 

  1. Зеленый цвет – у меня отличное настроение
  2. Желтый цвет – у меня хорошее настроение
  3. Красный цвет – у меня плохое настроение

  • Как вы думаете, мы достигли цели нашего занятия? (тренировали свою память, внимание, мышление).
  • Чему научились? (Да, действительно мы научились…)(тренировали свою память, внимание, мышление)

Формируемые УУД:

  1. Личностные:
  • развитие познавательных интересов.

Средством достижения этих результатов служат: задания, развивающие психические процессы, развитие самопознания.

Метапредметными результатами является формирование УУД.

  1. Регулятивные:
  • определить и формировать цель деятельности на занятии с помощью психолога;
  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться высказывать свое предположение;
  • учить работать по предложенному психологом плану.

Средством формирования служит технология психологического саморегулирования.

  1. Познавательные:
  • уметь находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы обучающихся с психологом.

Средством формирования служат логические, проблемные задания.

  1. Коммуникативные:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в группе.

Средством формирования служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и психологом; уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

БЛАНК  ФИ__________________________________________________________

Упражнение № 1  «Восстанови порядок»

Упражнение № 2 «Половинки слов».

   Инструкция: Вы должны соединить половинки слов так, чтобы получились  целые слова.

шля

ка

пче

ша

туф

на

за

ка

ут

ли

гру

яц

 вес

па

мис

ла

Упражнение № 3 «Шифровальщик»

Инструкция: Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами.

м

о

п

а

л

к

с

н

у

с

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1,  4,  1,  4 - ____________

3,  4,  3,  4 - ____________

10,  9,  3 -   ______________  

8,  2,    7 -   ______________

5,  9,  6 -   ______________    

5,  4,   6 - _______________      

Упражнение № 4 «Запомни»

Инструкция: в течение 30 секунд необходимо запомнить, а затем нарисовать, все что запомнили.

        Упражнение № 5 «Где ошибся Незнайка?»

Инструкция: Найдите ошибки и исправьте их.

Упражнение № 6 «Пространственный диктант»

Инструкция: Нарисуй геометрические фигуры, под диктовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...