Формирование устных сообщений
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Проблема развития устной и письменной речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Глубокий непрекращающийся интерес ученых разных отраслей знания — философов, психологов, педагогов, методистов — к вопросам развития речи у школьников убедительно говорит о том, что это направление научных исследований получило широкое распространение и признание. Естественным поэтому, является стремление как можно лучше осмыслить основные его аспекты и выявить их сущность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ustnyh_soobshcheniy.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Синьковская СОШ № 2

Дмитровского муниципального района

 Московской области

Блинникова Л.С., Лахонина М.О.,  

  учителя начальных классов

Формирование устных сообщений

                                                                                                  (из опыта работы)

 «Если ученик в школе не научится сам ничего  творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений»

                                                           Л. Н. Толстой

Проблема развития устной и письменной речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Глубокий непрекращающийся интерес ученых разных отраслей знания — философов, психологов, педагогов, методистов — к вопросам развития речи у школьников убедительно говорит о том, что это направление научных исследований получило широкое распространение и признание. Естественным поэтому, является стремление как можно лучше осмыслить основные его аспекты и выявить их сущность.

            Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.

Актуальность продиктована увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. По свидетельствам видных отечественных психологов (А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна), механизм порождения спонтанной речи не проще, а в значительной мере сложнее порождения письменной речи. Умение же строить спонтанно связные речевые произведения есть «проявление речевой способности высшего порядка» (К. Ф. Седов). Следовательно, детей необходимо учить строить связные устные высказывания в целях повышения их коммуникативной компетенции.

      ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.

Основной целью всего обучения на уроках русского языка и литературного чтения  в начальной школе является формирование у учащихся грамотной письменной речи и умения свободно и связно выражать свои мысли в устной форме в соответствии с ситуацией общения.

 Целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению младших школьников устной и письменной речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию устной и письменной речи.

  1. Требования к устному сообщению

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученику?

          Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.   Правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть),  умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.
Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа. 

Ясность речи – это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

И выразительность, и ясность речи предполагают ее чистоту, то есть без лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной нормы. Все эти требования и приемы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.  

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае,

если она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;

 если в ней точно передано содержание высказывания;

 если в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи.

     Работа над  устным сообщением начинается задолго до  составления  сообщения. Говорить о приемах формирования устного сообщения  у младших школьников невозможно в отрыве от общего понятия – речевого развития ребенка. Потому что устное сообщение – это только лишь одна из составляющих  речевой деятельности школьника.

(Нисколько не умоляя значимости других программ, мы будем говорить об УМК ПНШ, по которой работает наша школа.)  Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Содержание учебников УМК «Перспективная начальная школа», тексты учебников, иллюстративный и словарный материалы, репродукции картин известных художников позволяют системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий, которые являются приоритетными в обновленном содержании образования.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических  задач:

  • развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение  умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и   тексты-описания, тексты – рассуждения  и повествования небольшого объема;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,   пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • формирование  учебной  деятельности  учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая    словари разного типа (толкового, орфоэпического, фразеологического, этимологического, «Произноси правильно», орфографического  ( они включены в корпус УМК));
  • усиленное  формирование фонематического слуха на протяжении  4-х лет обучения;
  • Формирование культуры речевого высказывания и речевого общения;
  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.  
  •  (выбраны лишь цели и задачи, связанные с темой сообщения).

Система заданий  УМК ПНШ ориентирована на формирование УУД:

- познавательных (обучение работе с разными видами информации, задания, нацеленные на проверку понимания информации, контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности, контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками, формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений,  умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике); (слайды презентации)

          - коммуникативных (коммуникация как сотрудничество, как взаимодействие – учет позиций собеседника, формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.);

            -личностных (смыслообразование и самоопределение

 – 1) формирование умения обучающихся ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях,2) формирования ценностно – смысловой ориентации учащихся, 3) формирование базовых историко- культурных представлений и гражданской идентичности школьников, 4) формирование базовых эстетических ценностей, 5) формирование опыта нравственных и эстетических переживаний с опорой на социальный и личностный  опыт ребенка.

         В современной методике существуют разные методические подходы,  направленные на развитие речи. В основе курсов «Литературное чтение» и «Русский язык» в начальной школе  взят системно-деятельностный подход.  Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка – создание речевой среды. Еще одно условие – речевая активность самого ребенка.

           Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащегося  и развития их связной речи. Система речевых упражнений эффективная лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном является атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая сфера, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.

      В методике начальной школы приняты следующие виды связной речи (или упражнения по развитию речи):

-развернутые ответы на вопросы (в том числе в беседе);

-различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;

-записи по наблюдению, ведение дневников погоды ;

-устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);

-устный рассказ учащихся по заданной теме, по картинке, по наблюдениям, по данному началу и концу и т.п.;

-рассматривание художественных текстов, заучиваемых на память;

-импровизация сказок, зачатки литературно - художественного творчества;

-перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы , творческие формы пересказа , инсценировка рассказов и пр.  

-диалоги - пересказы с сохранением диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися.  

-различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;

 -статьи в газетах, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, то есть в сущность устные сочинения особых жанров;

-письма;

 Это лишь самое общее перечисление тех видов связанных текстов, которыми пользуются младшие школьники.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое.

Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.

(слайд: задания учебников, ТПО, н-р: русский язык 4 класс, упр. 87…)

Устное сообщение  может строиться  для выполнения определенных задач:

  • характеризовать героев произведений;
  •  сравнивать характеры одного и разных произведений;
  • выявлять авторское отношение к герою; сопоставлять с личным отношением к герою;
  • обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  •  составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
  • составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
  • обсудить с одноклассниками литературные,  живописные и музыкальные произведения  с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
  • устно   (в форме высказываний или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных  и живописных произведений.
  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два  три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта
  • литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления: работа над словом (лексический уровень); работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); работа над связной речью.(вынести на слайд)

  Содержание работы по развитию речи складывается из обучения нормам литературного языка, работы по обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, развитие связной (монологической речи).

Первое направление в работе по развитию речи – работа по овладению нормами литературного языка, которая формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения; работа по обогащению речи воспитывает умение не только правильно, но и уместно, с учётом требований контекста, употреблять языковые средства в речи.

Пересказ и изложение – это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой стороны – школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в рождении речи.

Второе направление в работе по развитию речи – развитие навыков связной речи, умение выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Ведущая педагогическая идея - развитие устной речи младших школьников на основе художественных произведений. Приёмы развития речи на различных этапах работы

над художественным текстом.  Обозначение темы, главной мысли произведения.

  При работе с текстовым материалом  большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. «Личный пример – лучший учитель» Аудирование,  знакомство с речью мастеров слова. Работа над словом.         При работе над словом и предложением очень эффективна методика скороговорения. Скороговорки  можно использовать для выработки навыков правильного произношения звуков, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Формы работы со скороговоркой могут быть различны:  – проговаривание скороговорок в разном темпе с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно…); 
– проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями…); 
– импровизационное инсценировка  скороговорок; 
– создание скороговорных приветствий и т. д. 
     Другим эффективным  средством развития речи учащихся является использование  пословиц и поговорок.

Скучную  и мало  эффективную работу  по    заучиванию  и  объяснению   смысла  пословиц   можно  заменить  интересной  игрой  «Переведи на русский язык». 
Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык. 
1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.) 
2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)  
Примерные варианты ответов: 
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 
2. Шило в мешке не утаишь. 
     Богатый  материал  для  развития  речи  содержат в себе  загадки.  Процесс отгадывания   загадок    оттачивает   и   дисциплинирует   ум,   приучая   детей к чёткой     логике,    обогащает их    словарный запас.   
      Игровая технология в начальной школе является  приоритетной. При работе над разделом «Словосочетание и предложение»  наиболее интересными и эффективными считаются  следующие игры: «Инопланетяне», «Растеряйка», «Смысловые группы», «Пропавшие слова», «Собери предложение», «Шиворот - навыворот» и др.

Работа над выразительностью Соблюдение интонационных знаков,  определение логического ударения, орфоэпическое произношение, создание эмоционального фона говорения.

Составление картинного плана (слайд Уч. 2 класс, 3 класс 2 часть  вырастили тюльпаны)

Словесное рисование . Словесное рисование  -  это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

Составление рассказа по картине « Поход в «Музейный Дом»  на уроках литературного чтения и «Музей в твоем классе» во внеурочной деятельности (слайды, видеоролик).

Решение сказочных задач. Сочинение сказок –  это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников.  
При работе со сказкой можно  использовать следующие приемы: 
- «Выворачивание сказки  наизнанку» по  технологии Джанни Родари (т.е. события в сказке  излагаются в  той же  последовательности, но вместо персонажей  этой   сказки  вводятся   новые   персонажи  или другие объекты). Этот прием  помогает  детям отойти от   стереотипов  при   придумывании продолжения уже знакомой сказки. 
(Например, придумайте сказку, в которой вместо репки вырос гигантский горох…)

 -Решение сказочных задач. 
- Что нужно сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? 
- Что может сделать колобок, чтобы и песенка была услышана, и живым остаться? 
- Пересказ сказки с опорой на схему – загадку.

-Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.

- Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

- Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

- Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего (игра — рисование, сопровождающееся рассказом)
Помимо того, что сказка способствует развитию речи младших школьников, она помогает развивать руки. Не случайно говориться “Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю”. Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. Используемая серия игровых заданий, способствует формированию образного видения сюжета и персонажей произведения.          

Составление аннотаций (слайд из учебника 2 часть)

Использование ИКТ.      Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельности, при этом обучение делается неформальным и интересным.  

   

         В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование “длиною в жизнь”). Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.
         Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности.  
                  Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и формирования речи младших школьников.  Обучающихся младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных  занятий.  Они с увлечением создают презентации  к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

Сопровождение объяснения учителя. Устные сообщения в виде докладов, творческих проектов, презентаций.

    (слайд – портфель презентация).

 

 В качестве  методических приёмов работы со словом  на занятиях по развитию речи можно использовать следующие приемы:

Наиболее распространенными приемами работы с текстом являются:

В процессе данной работы на формированием устных сообщений у младших школьников можно  обозначить ключевые признаки сформированности познавательных УУД

УУД

Признаки

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Умеет находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий

с использованием разных информационных носителей, в том числе в контролируемом пространстве Интернета.

Способен записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в т.ч.  с помощью инструментов ИКТ  

Осуществляет расширенный поиск информации с использованием различных информационных ресурсов и Интернета.

Способен представлять информацию средствами ИКТ

 в графическом виде: как таблицы, графики и прочее.

Умеет воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты

Выделяет существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Строит сообщения в устной и письменной форме.

Осознанно  и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме.

Умеет ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Способен поставить и сформулировать проблему, использует ранее освоенные алгоритмы деятельности при ее решении.

Способен  самостоятельно поставить и сформулировать проблему;  создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Способен  увидеть проблему с разных точек зрения и предложить нестандартные способы для ее решения .

Умеет осуществлять выбор наиболее эффективных языковых средств в зависимости от конкретных условий условий

Ориентируется на разнообразие  языковых средств.

 Использует в сообщении  несколько  языковых средств.

  Использует в сообщении   разнообразие языковых средств.

Использует мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщении) для построения рассуждений и установления причинно-следственных связей

Знает действия, которые необходимо произвести при той или иной логической операции, способен выполнять их под руководством учителя

Использует самостоятельно мыслительные операции для построения рассуждений и установления причинно-следственных связей

Осуществляет мыслительные операции, самостоятельно достраивая и восполняя  недостающие компоненты

Ключевые признаки сформированности коммуникативных УУД

УУД

Признаки

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Умеет договариваться о сотрудничестве  в  малой группе

Способен обосновывать собственную позицию,  допускает возможность существования  у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих  с его собственной.

Способен ориентироваться на позицию партнёра в общении  и взаимодействии.

Учитывает и координирует в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Умеет взаимодействовать  в малой группе

Умеет строить понятные для партнёра высказывания, задавать партнерам по деятельности вопросы, необходимые для совместного решения задачи.

Способен строить высказывания и задавать вопросы,  учитывающие,  что партнёр знает и видит, а что нет.

Способен строить высказывания и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.                                                                                                                    

Умеет осуществлять контроль при работе  работать в малой группе

Способен контролировать действия партнёра.

Умеет контролировать действия партнера и оказывать ему помощь при необходимости.

Способен осуществлять взаимный контроль  и оказывать  в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь.

Умеет адекватно воспринимать  и передавать информацию

Использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач.

Способен адекватно применять коммуникативные, преимущественно речевые, средства для решения различных  коммуникативных задач.

Адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Резюме.

                   К окончанию 4 класса обучающиеся имеют возможность научиться:

 -выделять основную мысль  сообщения;

- озаглавливать собственный текст сообщения;

 - составлять план  сообщения;  

-записывать тезисы (тезисный план);

- находить языковые средства, делающие текст выразительным, и ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста,

 т.е.  имеют возможность овладения  навыкам  построения устного сообщения.

       Безусловно мы к такому результату стремимся. Что  получается…  у всех  получается по – разному, кто-то  овладевает  этими умениями  на высоком уровне , кто – то на среднем уровне, а остальные  на низком уровне.  Над формированием этих умений    работа продолжается в 5 классе.

 

Список использованных источников:

-Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

            -Гобова Е.С. Речь, словесность, письменность.- М.: АГРАФ, 1997.

            - Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение», — М.: Академкнига/Учебник, 2014

             Чуракова Н.А. Литературное чтение. Учебник.  –Академкнига/Учебник, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ППО – как один из способов формирования устной речи и трудовых навыков у школьников с недостатками слуха». Подготовила: Учитель начальных классов

Главной целью уроков ППО в школе глухих детей является:формирование устной речи детей с нарушениями слуха,формирование трудовых навыков у детей с нарушенным слухом,  реализация которых прои...

Факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения IIкласс

исследовательская работа на тему"Формирование устной речи младших школьников"...

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Программа краткосрочного курса "Учимся готовить видеодоклады, устные сообщения"

Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакто...

Технологическая карта урока русского языка «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»», 4 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»»Тип урока: «открытие» но...