Факторы формирования личности (сообщение)
методическая разработка по теме

Луговая Татьяна Павловна

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faktory_formirovaniya_lichnosti.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского (юношеского) технического творчества  Кировского района

Факторы формирования личности

сообщение

Автор: Луговая Татьяна Павловна

педагог дополнительного образования

высшей категории

2010 г.

Г. Санкт-Петербург

«Жизнь прекрасна, когда творишь ее сам»

Софи Марсо 

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки  Каждое из определений личности, имеющихся в литературе,  заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

  Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

 

  Изучение личности ребёнка через его деятельность – один из важнейших принципов, которому должен следовать педагог. Многие особенности личности вскрываются непосредственно на занятии, другие – в работе дома. Само занятие - это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается педагог в индивидуальных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.  

Распространенным средством воспитания и в семье, и в школе приняты награды и наказания.  Но  следует знать, что пользоваться ею нужно с большой осторожностью и умеренностью. Награды и наказания адресуются внешней стороне поведения ребенка, ориентируется на возбуждение его чувствительности к внешним воздействиям, которая быстро притупляется, и ребенок легко привыкает ко всему.

 Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если ученик слишком самоуверен и несамокритичен.  

Особое значение в работе с учащимися имеют три момента:
           1) в общении с ними очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Озлобленности, подозрительности, недоверчивости детей надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) педагогу необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности».

Выявить и использовать то положительное, что имеется в личности любого учащегося, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит учителя за затраченный труд. Когда же с помощью взрослых ребёнок открывает в себе что-то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные стороны личности учащегося открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;
3) нередко хорошие результаты дает, открыто выражаемое доверие к нравственным силам детей. Дети очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую славу, дурную репутацию, доверяют.  

   Доверие к ребёнку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребёнка со сверстниками, помогает корректировать высокую тревожность детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус ребёнка.
Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.  Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Такой педагогический подход наиболее благоприятен для развития и формирования личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 1998.
  2. Божович Л. И. "Личность и её формирование в детском возрасте" М. Просвещение,1968
  3. Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 1993.
  4. Грехнев В. С. "Культура педагогического общения", - М.Просвещение, 1990
  5. Коломенский Я.Л., Панько Е.А. «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» М., «Просвещение», 1989.
  6. Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» М., Просвещение, 1989.
  7.  Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1978
  8.  Мудрик А.В. "Общение как фактор воспитания школьников", М. Педагогика, 1984
  9. Полякова Т. Н. Системный подход в изучении гуманитарной культуры личности // Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования. – СПб.: Изд-во «Союз», 2008. – С. 85-98. (0,5 п.л.)
  10.   Фельдштейн Д.И. "Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности М. Высшая школа, 1990

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

факторы формирования личности (сообщение)

Личностное развитиеребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально - психологической самостоятельности и независимости, а также чувства внутренней свободы, ха...

«Классный коллектив как фактор формирования личности школьника»

Влияние коллектива на формирование личности школьника....

Нравственно - эстетическое воспитание, как важнейший фактор формирования личности.

нравственно - эстетическое воспитание в начальной школе....

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Изучение мной данной проблемы показывает, что трудности большинства учеников в освоении предмета, связаны не с его пониманием, а с не умением скоординировать свою деятельность с остальными членами гру...

Учет индивидуальных особенностей как важнейший фактор формирования личности школьника

Индивидуальный подход важен не только для того, чтобы ученик просто нормально развивался и учился, но и для нормирования таланта, творческой одаренности. Индивидуальность и одаренность – вещи взаимосв...

Чтение как фактор формирования личности младшего школьника

В настоящее время проблема развития интереса к чтению у младших школьников становится проблемой поколений. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени, приводит к оскудению интересов обучающихся...