Теория и практика психологического консультирования
учебно-методический материал на тему

Техники консультирования в различных теориях, таких как: 

Личностно-центрированное консультирование Карл Роджерс;

 

Гештальт-консультирование Фриц Перлз;

 

Консультирование по реализму Уильям Глассер;

Экзистенциальное направление Ролло Мэй, Виктор Франкл;

Логотерапия В. Франкл;

 

Поведенческое консультирование: практика рационально-эмотивное поведенческое консультирование Нельсон-Джоунс Р и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_praktika_psih.konsultirovaniya.docx74.16 КБ

Предварительный просмотр:

Теория и практика психологического консультирования.

Название теории

Цели консультирования

Техники консультирования

Личностно-центрированное консультирование Карл Роджерс

Цели сосредоточиваются на личности клиента, а не на его проблеме. Людям нужно помочь научиться справляться с обстоятельствами.

Один из главных способов - помочь клиенту научиться жить полноценной жизнью, стать личностью, которой нет никакой необходимости повседневно применять защитные механизмы.

Недирективный период (1940-1950). В течение этого периода консультанты акцентировали свое внимание на формировании отношений с клиентами путем создания атмосферы благоприятствования и невмешательства. Их главными методами было одобрение и разъяснение.

Рефлексивный период (1950-1957).  Основные методы – отвечать на чувства клиентов и отражать (рефлектировать) основные эмоции клиентов. На протяжении этого периода Роджерс меняет терминологию своей теории, понятие «недирективиая» заменяется на «клиент-центрированная».

Эмпирический период (1957-1980). Этот период начался с того момента, когда Роджерс опубликовал свое заявление о необходимых и достаточных условиях консультирования: эмлатии, доброжелательном отношении (признании) и конгруэнтности (искренности). 

Эмпатия – это способность консультанта сопереживать клиенту и демонстрировать свое понимание. Она представляет собой попытку думать «вместе с клиентом», а не «вместо» или «о» нем.

 Доброжелательное отношениетакже известное как признание, является глубоким и подлинным проявлением заботы о клиенте как о личности, что означает признание личности как самостоятельной ценности.  Конгруэнтность представляет собой условие для установления ясности в терапевтических отношениях путем отказа от ролей и внешних атрибутов. Этот период помог сделать личностно-центрированное консультирование более активным и лучше определить его границы.

Гештальт-консультирование Фриц Перлз

Цели включают сосредоточение на «здесь-и-сейчас» и на осознании непосредственного опыта. Другие цели гештальт-терапии:

-обратить внимание клиента на невербальную и вербальную экспрессию, а также на усвоение клиентом общего представления, что жизнь предполагает осуществление выборов.

-помощь клиенту в разрешении задач прошлого, чтобы тот мог достичь внутренней инегрированности личности.

-осуществление духовного роста, который включает в себя интеграцию эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов человека. Главная задача — это примирение полярностей в человеке.

Перлз создал формулу, которая выражает сущность этого слова: «Сейчас = переживание = осознавание = реальность. Прошлого уже нет, будущего еще нет. Существует только настоящее».

Чтобы действовать «сейчас», проявлять зрелость, человек должен периодически сбрасывать невротические тенденции. Перлз идентифицирует пять слоев невроза, которые потенциально мешают проявлению подлинности в контакте с собой:

  • фальшь,
  • фобия,
  • ощущение безвыходности положения,
  • имплзивность (соглашательство),
  • эксплозивность (вспыльчивость).
  • Когнитивная терапия - А. Бека

Бек сосредоточивается на важности изменения мыслей при работе с психическими расстройствами. Согласно его подходу, существуют шесть когнитивных искажений, к которым консультант должен быть готов:

  1. необоснованные выводы,
  2. избирательная абстракция,
  3. сверхгенерализация,
  4. преувеличение и преуменьшение,
  5. персонализация,
  6. дихотомическое мышление

 Техника осознания (здесь-и-теперь) в действительности является техникой концентрации, иногда называемой фокальным осознанием. С помощью этой техники клиенты учатся переживать каждое «теперь» и осознавать каждую свою потребность, а также то, как их чувства и поведение, имеющие отношение к одной области, связаны с чувствами и поведением, имеющими отношение к другим областям.

 «Монотерапия», которую, возможно, лучше называть монодрамой, является формой психодрамы. Однако следует отметить одно отличие. При монотерапии никто, кроме самого клиента, не участвует в драме, клиент сам создает сцену, играет все роли под собственным руководством и полностью самовыражается.

При использовании техники челнока консультант просит клиента попеременно переключать внимание с одной области на другую. Или же клиентов можно побуждать к попеременному переходу от их чувств, возникших во время какого-либо инцидента и относящихся к этому инциденту, к их проекциям в данном инциденте. Например, клиент, который сердится на коллегу из-за того, что тот подхалимничает перед начальником, может перейти к переживанию своих собственных потребностей и желания получить одобрение босса.

Существует еще одна методика, цель которой заключается в побуждении клиентов к переходу от разговора к выслушиванию самих себя. После произнесения каждой фразы терапевт спрашивает клиента: «Вы осознаете смысл этого предложения?». Данная методика помогает клиентам прекратить безостановочную болтовню, которая мешает им ощущать самих себя и выслушивать других.

Использование техники драмы и фантазирования может включать в себя как пребывание клиента на «горячем стуле», так и работу с пустым стулом. «Горячий стул» занимает человек, с которым консультант в настоящее время работает перед группой. Пустой стул — это второй стул, который является «приспособлением для мысленного представления-идентификации... ожидающим заполнения созданными в воображении клиента персонажами и предметами» (Peris, 1969b, p. 224). При использовании данной методики основное значение придается попеременному переходу клиентов от одной части своего «Я» к другой или переходу от одного персонажа драмы к другому; такие переходы становятся возможными при смене стульев.

Еще одной интегрирующей техникой является техника работы с полярностями. Как указывалось выше, в гештальт-терапии существует представление, что в личности одновременно сосуществуют противоположности, полярности. Клиенту, жалующемуся на неуверенность, предлагается представить свою уверенную часть личности, попытаться пообщаться с другими людьми как уверенному человеку, пройтись уверенной походкой, провести воображаемый диалог между собственной уверенностью и неуверенностью. Человеку, которому трудно просить помощи у других, дается задание выпрашивать внимание участников группы, обращаться к ним с любыми, даже нелепыми просьбами. Подобное экспериментирование позволяет расширить зону осознавания у клиента таким образом, чтобы включить в нее ранее недоступный личностный потенциал.

Техника совершения кругов применяется в групповой психотерапии, когда член группы в качестве игры-экспериментирования просит определенных участников группы или всю группу высказаться о нем. Другой вариант — сам член группы по кругу выражает собственные чувства участникам группы. Известен прием из работы Перлза, когда он предложил студенту, испытывавшему страх выступлений перед большой аудиторией, пройти по аудитории и посмотреть в глаза каждому человеку. После этой процедуры тревожность заметно снизилась. Техника совершения кругов особенно эффективна при работе с механизмом проекции.

Все техники можно разделить на две группы: 
техники диалога - это работа, осуществляемая на границе контакта между клиентом и терапевтом. Терапевт отслеживает механизмы прерывания клиента и выносит свои эмоции и переживания, как часть среды, окружающей клиента, на границу контакта.

проективные техники, которые используются для работы с образами, сновидениями, воображаемыми диалогами, «частями» личности и т. п. 

Консультирование по реализму Уильям Глассер

Основная цель терапии реальностью - помочь клиентам стать психологически сильными, практичными, чтобы помочь им выбрать отношение к себе и другим. Люди становятся самостоятельными и ответственными за деятельность, которая сказывается на них самих и других людях.

Ответственное поведение позволяет людям брать на себя решение сложных задач, достигать целей и при этом не мешать другим. Оно приводит к формированию идентичности успеха, которая позволяет клиентам жить более продуктивно и гармонично. Терапия реальностью стремится предотвращать проблемы.

Помочь клиентам осознать, чего они хотят в этой жизни. Если люди намерены действовать ответственно, для них важно сознавать цель в жизни. Ответственность клиентов состоит в том, чтобы выбирать способы поведения, которые отвечают их личным потребностям.

Брайерли описывает методику «предложения подноса с потребностями», в соответствии с которой консультант спрашивает клиентов: «Если бы у меня был поднос с потребностями и вы могли бы выбрать одну или несколько потребностей сегодня до того, как уйдете домой, какую бы потребность вы выбрали: потребность в любви, личной силе (могуществе), развлечении или свободе?»

С помощью вопросов консультант побуждает клиента осознать, что поведение, которое он выбирает, не позволяет ему получать то, что, по его утверждению, ему требуется:«Дает ли ваше поведение то, чего вы хотите?» «Получаете ли вы то, что вы хотите, делая то, что вы делаете? Как ваше поведение помогает вам? Является ли это поведение наилучшим для вас?»

Планирование и изменение поведения включают в себя следующие компоненты: поиск альтернативных видов поведения, обсуждение планов, выработку обязательств, соответствующих планам, развитие адекватных видов поведения и оценку прогресса в осуществлении планов.

Если ваше поведение в настоящее время не дает вам того, чего вы хотите, то какое поведение, по вашему мнению, могло бы быть эффективнее?

Как только клиенты понимают, что их поведение в настоящее время не позволяет им эффективно контролировать свою жизнь, они становятся готовы к поиску альтернативных путей восстановления контроля. Консультанты задают вопросы, которые побуждают клиентов самостоятельно выбирать наиболее подходящий для них вид поведения. Вопросы могут быть следующими: «Если ваше поведение в настоящее время не дает вам того, что вы хотите, то какое поведение, по вашему мнению, могло бы быть эффективнее? Какой выбор был бы лучше по сравнению с тем выбором, который вы сделали? Что вы можете сделать, чтобы восстановить контроль над своей жизнью?».

Расскажите мне о своем плане

С помощью планов клиенты могут удовлетворять важные потребности, соответствующие картинам в их голове, в промежутках между занятиями и после завершения консультирования. Консультанты, практикующие терапию реальностью, побуждают клиентов к развитию их собственных планов.

Консультанты просят клиентов выполнить домашнее задание — осуществить свои планы. Затем консультанты оценивают достижения клиентов. Они исходят из того, что разумные обязательства всегда можно выполнить. Консультанты не принимают никаких оправданий; если клиент не выполнил обязательство, они могут сказать: «Мне не интересно, почему вы не смогли это сделать. Мне интересно, когда вы сможете это сделать и как вы сможете это сделать». Консультанты помогают клиентам концентрировать внимание на том, что они могут сделать теперь, а не на поисках причин несчастья и неэффективности (такие поиски сопровождаются утратой контроля). Консультанты часто используют конфронтацию.

Экзистенциальное направление Ролло Мэй, Виктор Франкл

Цели заключаются в том, чтобы помочь клиентам осознать значение ответственности, осознавания, свободы и потенциала. Клиент избавляется от роли наблюдателя событий и становится создателем значимой личной активности.

Клиент начинает больше осознавать личную свободу. Для клиентов главная цель консультирования заключается в том, чтобы перейти от внешней системы отсчета к внутренней. Деятельность перестает зависеть от суждений других людей; действия будут в первую очередь оцениваться самими клиентами. Клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал.

Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир».

На этом пути возможно сопротивления клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт «Я и внешний мир».

В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются подходы к решению этих задач.

Первый подход - упор на развитие самосознания. Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла. В контексте экзистенциальной парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего «Я», открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего «Я» и жизни в настоящем - таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога.

Второй подход - культивирование свободы ответственности. В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации - таковы основные предпосылки реализации данной установки.

Третий подход - помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендлином. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, т.е. бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим.

Четвертый подход - уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции - в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознании дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки - открытие собственного аутентичного «Я» и «Я» неподлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим

Пятый подход - работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила - снижать уровень тревожности клиента. Тревога рассматривается как одно из проявлений бытия, поэтому психологу интересно, каким способом клиент пытается совладать с тревогой; какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее.

Логотерапия В. Франкл

Цель логотералии - помочь клиентам найти смысл в жизни. Этапы и методы работы

I.Диагностирование состояния экзистенциального вакуума и переформулирование проблемы. Клиента подводят к тому, что понимать вопросы о смысле и искать смысл - более здоровое состояние, чем не поднимать вопросы о смысле и не искать его. Экзистенциальное отчаяние - скорее достижение, чем признак невроза. Это признак интеллектуальной глубины, а не поверхностности.

II. Углубление экзистенциального состояния. Используются следующие методические приемы:

1. Объяснение. Например, клиентам объясняют, что недолговечность скорее придает смысл человеческому существованию, чем лишает его смысла.

2. Предложение максим (изложенных в краткой форме правил, принципов поведения).

Например: «Живите так, будто вы живете второй раз, и действовали в своей первой жизни так же неправильно, как собираетесь действовать теперь».

3. Использование сравнений:

  • Клиентам предлагают представить свою жизнь в виде движущихся картин, которые снимаются на кинопленку. При этом ничего нельзя изменить задним числом.
  • Клиентам предлагают представить себя скульпторами, которые имеют ограниченное время для создания своих произведений искусства (жизней), но не знают, когда наступит крайний срок.

III. Фокусирование на поисках смысла:

1. Подведение клиентов к осознанию своей ответственности за нахождение смысла:

  • До клиентов доводят, что они ответственны за достижение высочайшей из возможных «активаций» их жизни.
  • Клиентам помогают понять, что жизнь никогда не теряет смысл, ее следует рассматривать как некое предопределение, помогающее человеку обрести смысл.
  • Если клиенты религиозны, их подводят к тому, что они ответственны перед Богом за нахождение смысла.

2. Клиентам помогают выслушивать голос своего психического. Клиент должен выслушивать 10 тыс. требований, скрытых в 10 тыс. ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, повиноваться этим требованиям. При этом психологи-консультанты могут приводить примеры своих неустанных поисков смысла.

3. Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Каких творческих успехов они могли бы добиться в своей жизни? Психолог помогает клиентам искать ответы на подобного рода вопросы.

4. Увеличение числа источников смысла. Если прежний источник смысла в данный момент не доступен, что еще могло бы его заменить?

5. Выявление смысла через логодрамму. Обострение конфликтности ситуации через введение в поле зрения клиентов новых людей, новых источников информации, помогающее клиентам обрести смысл.

6. Предложение клиентам некоторых готовых вариантов смысла в кажущейся им бессмысленной ситуации.

7. Использование анализа сновидений для выявления подавленной духовности и религиозности.

Большой известностью пользуются два метода, разработанных в рамках логотерапии:

1. Парадоксальная интенция. Клиентам с обсессивно-ком-пульсивными и фобическими расстройствами предлагают делать то, чего они больше всего боятся, сопровождая это шутками.

2. Дерефлексия — техника для борьбы с компульсивной тенденцией к самонаблюдению. Клиентам предписывают переключать внимание с наблюдения за каким-либо своим актом (например, глотанием) на что-то другое.

Поведенческое консультирование: практика рационально-эмотивное поведенческое консультирование Нельсон-Джоунс Р

Фактически все люди имеют три фундаментальные цели (ФЦ): выжить, быть относительно свободными от боли и быть в разумных пределах удовлетворенными, или до вольными.

Рациональная жизнь включает в себя мышление, чувства и поведение, осуществляемые таким образом, что они способствуют достижению выбранных целей, в то время как нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, осуществляемые таким образом, что они препятствуют достижению поставленных целей. Рациональная жизнь подразумевает поддержание разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, или между удовольствиями «здесь и теперь» и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем. Таким образом, рациональность может быть определена как использование разума при следовании выбранному краткосрочному или долгосрочному гедонизму.

Вольпе разработал метод систематической десенсибилизации может проводиться одновременно с другими процедурами, используемыми в поведенческом консультировании. Систематическая десенсибилизация включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии релаксации, объекты из иерархий, вызывающие тревогу.

Выстраивание иерархий

Вольпе, пишет: «Иерархия тревог — это своего рода список вызывающих'тревогу стимулов, оцениваемых в соответствии с уровнем чувства тревоги, которое они вызывают». Существует целый ряд соображений, касающихся выстраивания иерархий десенсибилизации.

1.следует определить темы, которые смогли бы объединить стимулы, вызывающие тревогу.

2. клиентов следует познакомить с понятием «субъективная шкала тревоги или страха». Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов из иерархии оценивают следующим образом. Принимается, что оценка 0 соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка 100 соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, конкретные виды стимулов могут быть оценены по тому, какую позицию они занимают на субъективной шкале тревоги.

3. для каждой темы следует определить соответствующие пункты иерархии. Поскольку консультанты будут просить клиентов вообразить данные пункты, они должны подробно и четко описать клиентам соответствующие ситуации. Консультанты определяют, какие формулировки будут оптимальными. Для определения пунктов иерархии могут быть использованы данные, собранные при проведении поведенческих оценок, данные, взятые из контрольных дневников клиентов, предположения консультантов или клиентов, ответы, полученные при анкетном опросе.

4. пункты каждой конкретной темы должны быть перечислены в иерархическом порядке. Такое перечисление подразумевает оценку пунктов по субъективной шкале тревоги и расположение их в соответствующем порядке.

Представление пунктов иерархии

При проведении десенсибилизации консультанты просят клиентов расслабиться и вообразить различные сцены. Основное исходное положение заключается в том, что клиенты способны воображать сцены так, будто они представляют ситуации, возникающие в реальной жизни.

Репетиция поведения — это один из методов консультирования, используемый в таких случаях. Хотя репетиция поведения подразумевает разыгрывание ролевых игр, она существенно отличается от психодрамы Морено — при проведении репитиции поведения консультант побуждает клиентов проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции. В репетиции поведения выделяются следующие стадии: а) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; б) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; в) работа с клиентами, проводящаяся с целью определения видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; г) предоставление клиентам возможности потренироваться адекватно реагировать на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»); д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкрепляющих символов. Репетиция поведения предполагает участие консультанта в формировании поведения клиентов в конкретных ситуациях.

Методы подкрепления используются с целью изменения поведения посредством изменения его последствий. В основе методов подкрепления лежит скорее оперантный, чем классический принцип обусловливания. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации. Позитивное подкрепление — главный метод изменения поведения в прикладных окружающих средах. Программы позитивного подкрепления можно использовать как для усиления желательного поведения, так и для ослабления нежелательного. Второй цели можно достичь, положительно подкрепляя альтернативные, или несовместимые виды поведения.

Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы, которые могут быть обменены на такие резервные подкрепляющие стимулы, как право участия в каких-либо специфических видах деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения резервных подкрепляющих стимулов. Жетонные системы, или программы жетонного подкрепления, применялись при работе со школьниками, преступниками и пациентами, находящимися в больнице. Применение жетонных систем при обучении детей, занимающихся в начальных и средних классах, привело к повышению успеваемости учеников при освоении ими навыков чтения, письма и счета.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с детьми, имеющими «взрывной» характер. Тайм-аут предполагает удаление клиентов из ситуаций, в которых они могут получить подкрепление. Например, поведение ребенка в классной комнате, нацеленное на привлечение внимания, может подкрепляться вниманием преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка заставляют покинуть классную комнату на какой-то период времени. Процедуры тайм-аута подразумевают четкое инструктирование и адекватное предупреждение клиентов о том, что процедура тайм-аута индуцируется нежелательным поведением. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует систематически и бесстрастно.

Когнитивное консультирование Дж. Келли, А. Эллис, А. Бек.

Суть когнитивного направления состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями. Его основные положения можно представить следующим образом:

1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства, и центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это влечет девиации в поведении, усиливая расстройства вплоть до психической патологии.

2. Причиной аффективной патологии является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неверной интерпретации, что может быть мотивировано различными факторами.

3. Индивидуальные различия, зависимые от прошлого травматического опыта, как к примеру, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве и/или биологической предрасположенности (конституциональный фактор).

4. Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и проч.

5. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующим тот или иной синдром. Примеры: депрессия – утрата, тревожное расстройство – угроза или опасность и т. п.

6. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций.

При взаимодействии с клиентом психолог пытается изменить одно или несколько проявлений расстроенного мышления. Это могут быть иррациональные страхи или неадекватные обстоятельствам пессимистические идеи. Цель состоит в том, чтобы воздействовать непосредственно на эти нарушения мышления и изменить их, рассчитывая, что это повлечет за собой и другие положительные изменения. Чтобы вызвать изменения в мышлении, используют несколько методов.

Специфические техники консультирования.

Поведенческое консультирование, прежде всего, опирается на рациональный анализ

неправильного поведения. Исправлять это поведение предлагается, используя разум и силу воли.

Когнитивные ошибки. Дисфункциональные убеждения, внедренные в когнитивные

схемы, вносят вклад в возникновение систематических когнитивных ошибок, которые

характеризуют психопатологию и способствуют ее сохранению

Произвольное умозаключение. Выведение определенных заключений при отсутствии

доказательств, подтверждающих верность сделанных выводов, причем иногда даже тогда, когда реальность явно противоречит заключениям Пример произвольного вывода —работающая мать, которая в конце трудного дня приходит к заключению «Я — ужасная мать».

Избирательная абстракция. Избирательное проявление внимания к детали, вырванной из контекста, при одновременном игнорировании другой, более существенной информации.Пример избирательной абстракции — возлюбленный, который начинает ревновать, видя, что его подруга наклоняет голову к собеседнику на шумной вечеринке, чтобы лучше его слышать

Генерализация. Выведение общего правила или заключения из одного или нескольких

изолированных случаев. Слишком широкое применение этого правила, в том числе к

ситуациям, не имеющим к нему отношения. Пример генерализации — женщина, которая после разочаровавшего ее свидания приходит к следующему выводу: «Мужчины меня всегда будут отвергать».

Преувеличение и преуменьшение. Неправильная оценка, рассмотрение конкретных

событий как гораздо более или гораздо менее важных, чем они есть на самом деле. Пример преувеличения — студент, который предрекает катастрофу: «Если я стану хоть немного нервничать, я непременно провалюсь». Пример преуменьшения — человек считающий, что «Дважды снаряд в одну воронку не падает, на этот раз все обойдется».

Персонализация. Наличие тенденции связывать внешние события с собой при отсутствии адекватных доказательств. Например, человек видит идущего по противоположной стороне оживленной улицы знакомого, который не замечает его приветственного помахивания, и думает: «Я, должно быть, чем-то его обидел».

Дихотомическое мышление. «Черно-белое», «или — или», поляризованное мышление

— все это синонимы термина «дихотомическое мышление» Это мышление, характеризующееся максимализмом. Например, студент думает «Если я не сдам этот экзамен на «отлично», я — неудачник».

Туннельное зрение. Туннельное зрение связано с избирательной абстракцией. Люди

воспринимают только то, что соответствует их настроению, хотя воспринимаемое событие может быть лишь частью гораздо более масштабной ситуации. Пример туннельного зрения —муж, который не видит ничего положительного, сделанного для него женой.

 Пристрастные объяснения. Если отношения причиняют людям боль, они склонны

приписывать друг другу отрицательные чувства мысли и действия Люди могут с чрезмерной готовностью допускать что за «оскорбительными» действиями партнера скрываются злые намерения или недостойные мотивы. Например, один из партнеров может объяснять возникновение семейных проблем плохим характером другого партнера.

Наклеивание отрицательных ярлыков. Эта ошибка совершается на базе пристрастных объяснений. Партнеры постоянно приклеивают критические ярлыки к действиям друг друга.

При этом партнеры остро реагируют на ярлыки, которые они приклеили друг к другу

(например, на такие обвинения как «невнимательный» или «хулиган»), как будто эти ярлыки являются реальными вещами. В худшем случае партнеры могут «демонизировать» друг друга.

Чтение мыслей. Здесь можно выделить две следующие ошибки: «Я могу узнавать, что думает мои партнер» и «Мой партнер, должно быть, способен читать мои мысли». Партнеры могут наносить вред своим отношениям, делая предположения, основанные на любой из этих ошибок.

Субъективная аргументация. В основе субъективной аргументации лежит следующее ошибочное убеждение, что если человек испытывает какую-то очень сильную эмоцию, - эта эмоция оправданна.

Проявление внимания. Человек, желающий учиться новому поведению, должен

внимательно изучать новое поведение, стремясь, по возможности, точно его запомнить. Один набор переменных внимания включает в себя такие характеристики стимулов, как пригодность, отчетливость (ясность), привлекательность и функциональная ценность нового

Сохранение. Для того, чтобы научение было эффективным, оно должно запоминаться.

Сохранение подразумевает либо образное хранение информации, либо (что имеет место гораздо чаще) кодирование предполагаемого поведения и превращения его в легко применимые вербальные символы. В практике когнитивные навыки и структуры

наблюдателей могут усиливать сохранение. В сохранении определенную роль играет

мотивация к обучению, хотя мотивационные стимулы являются скорее вспомогательными, чем необходимыми.

Продуцирование. На определенной стадии консультирования символические

представления нового поведения требуется перевести в эффективное действие. Это достаточно сложный процесс, на который влияет прежде всего эффект продуцирования, заключающийся в переключении энергии старого поведения в новое русло.

Мотивация. Следует проводить четкое различие между научением и исполнением в

связи с тем, что люди не мотивируются воплощать в действие все, чему они учатся. Клиент, вероятнее всего, примет смоделированное поведение, если оно:

 а) приносит внешние выгоды,б) внутренне положительно оценивается,в) приносит пользу другим людям, и это можно наблюдать.

Консультирование по жизненным умениям

Главной целью консультирования по жизненным умениям является обучение клиентов навыкам самопомощи. Овладев этими навыками, клиенты смогут сохранять и развивать адекватные навыки мышления и действия не только для того, чтобы справляться с существующими проблемами, но и для того, чтобы предотвращать возникновение проблем в будущем и успешно решать их.

http://nashaucheba.ru/docs/43/42583/conv_1/file1_html_m1f46c887.png

Мультимодальное консультирование

Поддержание баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Отношения между консультантом и клиентом.

Основные мультимодальные техники. 

Поведение
Репетиция поведения
. Консультанты, которые начинают с исполнения роли другого человека, неоднократно репетируют с клиентами поведение в определенных ситуациях. Для записи диалогов используются аудио- или видеомагнитофоны, записи неоднократно проигрываются. Подготовившись, клиенты применяют приобретенные навыки на практике в реальных ситуациях.
Моделирование. Консультанты представляют конкретным клиентам ролевые модели поведения, побуждая клиентов подражать этим моделям. Консультанты могут моделировать поведение (например, уверенное возвращение дефектных товаров в магазин) в обстановке реальной жизни.
Неподкрепление. Не проявляя внимания к определенным видам поведения клиентов, консультанты и другие люди, образующие социальную окружающую среду клиентов, могут облегчить угасание этих видов поведения.

Положительное подкрепление. Для того чтобы усилить определенное поведение клиента, консультанты могут рекомендовать применение социальных подкрепляющих стимулов, таких как похвала, признание, поддержка. При работе с детьми и подростками консультанты могут применять ощутимые материальные подкрепляющие стимулы, например лакомства и деньги. Консультанты также могут использовать жетоны, которые клиенты обменивают на материальные награды.

Регистрация и самоконтроль. Консультанты побуждают клиентов заниматься систематической регистрацией, составлением таблиц и/или учетом целевого поведения.
Контроль стимула. От отсутствия или присутствия определенных стимулов зависит частота, с которой встречается данный вид поведения. Например, людям, пробующим похудеть, не следует держать дома закуски и десерты. Учащимся, которые стараются усилить учебное поведение, рекомендуется устранить со своих рабочих столов отвлекающие стимулы и сидеть за ними только во время выполнения учебных заданий.

Систематическое подвергание воздействию. Консультанты советуют клиентам подвергать себя воздействию вызывающих страх факторов постепенно. Для преодоления склонности к уклонению в сочетании с систематическим подверганием воздействию можно использовать многие дополнительные методы, такие как репетиция цели или развитие копинг-воображения.

Аффект
Обучение выражению гнева
. Консультанты учат клиентов признавать и выражать свой гнев. Это — не самоцель, и клиентам может потребоваться репетиция поведения, характеризующегося уверенным выражением гнева. Суть техники, помогающей заставить клиентов вступить в контакт с испытываемыми ими гневными чувствами, следующая. Консультанты терпеливо добиваются от клиентов все более и более громкого произнесения фразы: «Я в гневе» и побуждают их тузить и пинать диванные подушки из пенопласта, обычные пуховые подушки и различные надувные объекты.

Тренинг навыков, позволяющих управлять тревогой. Сначала консультанты проводят общий тренинг релаксации, а затем обучают клиентов навыкам репетиции цели или использования копинг-воображения. Затем консультанты учат клиентов генерировать вызывающие тревогу когниции и образы и сразу после этого расслабляться и фокусировать внимание на спокойных ощущениях, рисовать в воображении безмятежные образы, оспаривать иррациональные идеи и концентрироваться на оптимистических и расслабляющих мыслях.

Идентификация чувств. Точное обозначение чувств — один из составляющих элементов идентификации чувств. Например, клиенты могут говорить, что у них «депрессия», в то время как имеющиеся у них симптомы указывают скорее на «тревогу». При идентификации чувств главную роль играет изучение эмоциональной сферы клиента; консультанты помогают клиентам выделять существенные чувства, которые неясны или неверно направлены.
Использование пустого стула. Клиент находится перед пустым стулом и воображает, что этот стул занят значимым другим человеком. Клиент начинает диалог с этим другим человеком и затем периодически меняет стулья, чтобы исполнять роли обоих собеседников. Консультанты могут подсказывать клиентам, что следует говорить; например, консультант может посоветовать клиенту: «Попросите ее точно сообщить вам, какого ответа она ждет от вас». Использование пустого стула помогает клиентам не только признавать и выражать собственные чувства, но и оценивать точки зрения других людей.


Образы
Использование образов, предохраняющих от возможного шока
. Эта техника помогает готовить клиентов к изменениям, которые, вероятно, произойдут в ближайшие месяцы или годы (например, к превращению в родителя, продвижению по службе, переезду на новое место жительства). Консультанты побуждают клиентов мысленно представлять, как они справляются с этими переменами.

Ассоциативное воображение. Если клиенты испытывают нежелательные эмоции, которые они не способны объяснить, консультанты могут попросить клиентов немедленно сосредоточиться на любом возникающем в их воображении образе и увидеть его настолько ярко, насколько это возможно. Новые появляющиеся образы следует представлять как можно четче. Если никакие новые образы не появляются, первоначальный образ нужно изучить как бы через увеличительное стекло, причем при этом могут быть выявлены другие образы, за развитием которых целесообразно проследить. Клиенты нередко говорят, что им удалось понять суть многих явлений благодаря использованию этой техники.

Использование аверсивных образов. Клиентов можно научить ассоциировать неприятные образы с нежелательным, но все же самоподкрепляющим поведением. Эта техника может помочь людям, страдающим от алкоголизма, сексуальных отклонений, переедания. Например, клиентам, придерживающимся диеты, можно посоветовать воображать, что кого-то стошнило на ту обильную пищу, которую они намерены съесть.

Репетиция цели, или использование копинг-воображения. Клиентов обучают разбивать на отдельные элементы шаги, имеющие отношение к предстоящим неприятным событиям. Клиенты должны представлять себя колеблющимися, но добивающимися успеха при совершении каждого шага. Например, женщина, питавшая отвращение к больницам, поставила перед собой цель посетить и поддержать больного друга. Она вообразила, что справилась с трудностями, связанными с посещением больницы, и ощутила удовлетворение, оказав помощь другу.

Использование позитивных образов. Использование позитивных образов предполагает мысленное представление какой-либо приятной сцены, реальной или предполагаемой, связанной с прошлым, настоящим или будущим. Положительные эффекты позитивных образов включают в себя снижение напряженности, подавление тревоги, усиление удовольствия.
Техника преувеличения. Консультанты просят клиентов, чрезмерно обеспокоенных каким-либо предстоящим событием (например, публичным выступлением), представить самое худшее, что только можно вообразить, а затем представить, как они справляются с возникшей трудной ситуацией и ухитряются уцелеть при самых отрицательных результатах. Некоторые клиенты должны не только освоить технику преувеличения, но и развить у себя навыки самоинструктирования, пройдя соответствующий тренинг.

Временная проекция (вперед или назад). Временную проекцию, или «легкую пробежку по времени», можно использовать для того, чтобы помочь клиентам вновь пережить прошлые события и проработать их. Кроме того, клиенты могут воображать события, которые, возможно, произойдут в будущем. Например, клиенты, пребывающие в состоянии депрессии, могут представлять, что они занимаются все более и более вознаграждающей деятельностью. Также полезно представить, как могло бы выглядеть настоящее, если бы удалось взглянуть на него из выгодного положения в будущем. Например, рекомендуется создать образ данного случая, который мог бы возникнуть после прохождения нескольких месяцев, и осознать временность какой-то текущей проблемы.

Ощущения
Использование биологической обратной связи
. Существуют такие устройства, которые работают по принципу биологической обратной связи и помогают клиентам контролировать и изменять физиологические параметры, такие как мышечная напряженность, сердечный ритм, сила мозгового сигнала, гальваническая реакция и температура кожи. Например, если клиент страдает от болезненного напряжения мышц в области челюсти, консультант может приложить к мышцам челюсти электроды, соединенные с механизмом, обеспечивающим звуковую обратную связь в соответствии со степенью мышечного напряжения (чем сильнее напряжение, тем громче звук). Клиенты могут научиться поддерживать низкий уровень звукового сигнала или полностью устранять звук.

Сосредоточение. Консультанты побуждают клиентов, находящихся в созерцательном и расслабленном состоянии, настраиваться на спонтанно возникающие у них мысли и чувства до тех пор, пока не появится одно главное телесное ощущение. После нескольких минут интенсивной фокусировки внимания клиенты по просьбе консультантов делают попытку извлечь что-то новое из возникших ощущений, образов и эмоций.
Гипноз. Консультанты могут для пользы дела изучить несколько методов погружения клиентов в состояние транса. Это даст им возможность добиться максимального успеха при индивидуальной работе с отдельными клиентами. Техники индукции гипноза главным образом подразумевают сенсорную фиксацию (например, фокусировку взгляда на пятне, находящемся на потолке) и монотонное повторение слов, таких как «спокойствие и расслабление».
Медитация. Консультанты могут научить клиентов медитировать. Например, клиенты садятся, постепенно закрывают глаза и про себя повторяют «мантру» (можно произносить слово «внутрь» при вдохе и слово «наружу» — при выдохе). Пока мысли вплывают в зону осознания и выплывают из нее, медитирующий продолжает мысленно повторять слова «внутрь» и «наружу». Обычно консультанты рекомендуют клиентам проводить ежедневно два 20-минутных сеанса. Но некоторые клиенты извлекают наибольшую пользу из ежедневного проведения нескольких минисеансов медитации длительностью две или три минуты.
Тренинг релаксации. Клиентов можно обучить полной и/или дифференцированной релаксации. Полной релаксацией иногда называют прогрессирующую мышечную релаксацию, предполагающую поочередное напряжение и расслабление каждой мышечной области. Для того чтобы научиться правильно выполнять дифференцированную релаксацию, необходимо научиться расслаблять мускулы, которые не используются при выполнении различных конкретных задач. Например, люди, напрягающие челюсти, плечи и шею и сдерживающие дыхание, когда они сидят и пишут, могут осознанно расслаблять напряженные мускулы и дышать медленно и ритмично, задействуя диафрагму.

Тренинг фокусировки ощущений. Данный тренинг часто рекомендуют сексуально дисфункциональным парам. Следует отметить, что фокусировка ощущений приводит к получению скорее чувственного, чем сексуального удовольствия. Например, партнеру-мужчине запрещают касаться гениталий и груди партнерши и принуждать ее к сексуальному действию. Вместо этого мужчина массирует тело партнерши, касается и стимулирует те части тела, контакт с которыми доставляет ей удовольствие. Затем партнеры могут поменяться ролями.
Повышение порогов. Повышение порогов обычно используется для лечения преждевременной или быстрой эякуляции. Женщина руками стимулирует мужской половой член. Когда мужчина начинает испытывать предоргазмическое ощущение, он говорит «стоп» и/или удаляет руку женщины и ждет угасания возникшего ощущения. Эта процедура повторяется несколько раз. Позднее можно добавить более совершенные разновидности данной процедуры. Например, можно при ручной стимуляции применять смазку, а также вводить половой член во влагалище женщины и извлекать его при появлении предоргазмического ощущения. Многим мужчинам за несколько недель удается научиться значительно задерживать эякуляцию.

Когниции
Библиотерапия
. Правильно подобранное пособие по самопомощи «может стоить больше, чем дюжина сеансов» (Lazarus, 1989с, р. 243). Книги следует читать очень внимательно, полезно конспектировать их содержание в записных книжках; прочитанное нужно обсуждать в ходе занятий.
Корректировка неправильных представлений. Консультанты могут обеспечивать клиентов реальной информацией, позволяющей изменить неправильные представления об обществе, других людях и о самих себе. Широко распространены неправильные представления о сексуальности. Консультантам следует изучить имеющие отношение к делу факты и реальность. Корректировка неправильных представлений может включать в себя библиотерапию.
Объяснение клиентам сути АУПДЭ парадигмы Эллиса. Консультанты могут познакомить клиентов с парадигмой Эллиса: А (активизирующее событие), У (убеждения), П (последствия), Д (дискутирование) и Э (эффективность). Клиенты могут научиться идентифицировать иррациональные убеждения (У), связанные с активизирующими событиями (А), которые ведут к отрицательным последствиям (П). Дискутиро-вание этих иррациональных убеждений (Д) может дать результат (Э) — уменьшение выраженности или устранение отрицательных последствий.
Решение проблем. Клиенты учатся использовать при решении проблем элементарные знания в области научной методологии. Решение проблем предполагает создание правдоподобных гипотез, которые могут быть усилены или ослаблены посредством сбора соответствующей информации. Решения принимаются на основе фактов и с учетом вероятности, а не на мистической основе или в расчете на случай.

Тренинг навыков самоинструктирования. Консультанты могут учить клиентов заменять негативные утверждения позитивными, сориентированными на задачу утверждениями, которые облегчают достижение успеха. Например, клиенты, беспокоящиеся в связи с предстоящим событием, могут проинструктировать самих себя, как: разработать план; разбираться с ситуацией, делая по одному шагу за один раз; при возникновении чрезмерной тревоги делать паузу и несколько глубоких вдохов; постоянно напоминать себе, что следует управлять страхом, а не устранять его; сосредоточиться на том, что необходимо сделать; признать наличие связи между контролем над внутренним разговором с самим собой и управлением страхом; осознать, что самоинструктирование облегчает выполнение задач.
Блокирование мыслей. Данная техника применяется для отражения навязчивых и докучливых мыслей. Клиентов учат вновь и вновь мысленно кричать «СТОП!» В некоторых случаях клиентам рекомендуют слегка ударять по запястьям резиновой лентой, когда они кричат «СТОП!». Некоторые клиенты утверждают, что им помогает представление огромных неоновых вывесок со светящейся надписью «СТОП!» на обеих сторонах.

 
Межличностные отношения

Тренинг навыков общения. Консультанты могут учить клиентов подавать и получать коммуникативные сигналы. Навыки подачи сигналов включают в себя контакт глаз, принятие различных поз, доведение голоса до слушателя, использование простых конкретных терминов. Навыки получения сигналов включают в себя активное выслушивание и вознаграждение собеседника за отправление коммуникации. Разыгрывание ролей и репетиция поведения приносят особенно большую пользу при проведении тренинга навыков общения.
Контракт сопряжения. Клиенты соглашаются вознаграждать себя или налагать на себя наказание в зависимости от того, усиливается, ослабляется или сохраняется определенное поведение.
 
Тренинг дружбы. При проведении тренинга дружбы консультанты определяют просоциальные и основанные на любви способы взаимодействия и учат клиентов применять эти способы. Навыки, которым консультанты придают, особое значение, включают в себя эмпатию, проявление заботы и заинтересованности, самораскрытие, положительное подкрепление, умение давать и брать. Клиентов обучают избегать конкуренции и самовозвеличивания.
Градуированное сексуальное сближение. Партнерам советуют совершать чувственные и сексуальные действия только тогда, когда у них преобладает чувство удовольствия. Следует прекращать соответствующие действия при возникновении тревожных ощущений. При каждой новой встрече тревога должна уменьшаться, и со временем станут возможными более сильное сексуальное возбуждение и большая близость.

Применение парадоксальных стратегий. Эта техника подразумевает предписание специальных правил. Например, консультанты могут рекомендовать компульсивным клиентам усилить контроль и ритуалистическое поведение, это типичная парадоксальная стратегия. Нежелательное поведение клиентов может быть ослаблено, если консультанты предписывают им увеличивать выраженность симптомов. Другая часто применяемая парадоксальная стратегия — запрет желательной реакции. Например, консультанты запрещают людям, имеющим трудности с эрекцией, проводить половые сношения до тех пор, пока они не получат специальное разрешение. Клиенты, которым запрещают желательные реакции, с большей вероятностью смогут реализовать свои желания на практике, например, вступив в половой контакт.
Тренинг социальных навыков и ассертивности. Консультанты могут помочь клиентам усвоить четыре специфические модели ассертивных реакций. Консультанты учат клиентов говорить «Нет»; просить об одолжении и высказывать требования; выражать положительные и отрицательные чувства, а также начинать, вести и завершать беседу. Репетиция поведения и моделирование — две главные техники, используемые при проведении тренинга социальных навыков и ассертивности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебное пособие Теория и практика проблемного обучения с решением открытых задач

Учебное пособие Теория и практика проблемного обучения с решением открытых задач....

«От просвещения к современной педагогической теории и практике»

Индивидуализация и дифференциация   начального обучения.                     ...

Психологическое консультирование родителей по проблеме успеваемости ребёнка в школе.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть вопросы, связанные с психологической готовностью ребёнка к школе, которая имеет два основополагающих компонента: личностная готовность и интеллектуальная го...

Особенности психологического консультирования педагогов при работе с младшими школьниками

Рекомендации педагогам и родителям по работе с младшими школьниками....

Юлия Алешина "Индивидуальное и семейное психологическое консультирование"

Книги, подобные этой, часто читают с карандашом в руке, отмечая наиболее важные этапы работы. Перед Вами — краткое и толковое практическое пособие, описывающее основные техники и приемы психологическо...

Психологическое консультирование семей младших школьников с учебной неуспешностью.

Статья посвящена актуальной для большинства школьных психологов, педагогов начальной школы и многих родителей проблеме. Учебная неуспешность в начальной школе становится частым предметом психолого-пед...

Проведение психологического консультирования

         Повышение психолого-педагогической компетенции родителей  по вопросам школьной адаптации первоклассников является важной и актуальной. Поддержка родителей...