Особенности психологического консультирования педагогов при работе с младшими школьниками
статья (1 класс) по теме

Коцан Елена Олеговна

Рекомендации педагогам и родителям по работе с младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_pedagogam_i_roditelyam.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

 « Особенности психологического консультирования педагогов при работе с младшими школьниками»

Начиная с конца 60-х годов система народного образования столкнулась с проблемой младших школьников имеющих трудности в обучении. В настоящее время эта проблема неуклонно растет с каждым годом. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов; причём более чем для 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение [2].

Объективная трудность младшего школьника состоит в том, что они не могут помочь в этом взрослому, так как не умеют дать обратную связь, не знают как ответить на критику, жестокий контроль, как объяснить, что мешает хорошо учиться.

Обучение в начальной школе это главное звено, где закладывается основной «фундамент», для дальнейшего овладения знаниями учащихся. Поэтому перед практическими психологами возникла необходимость максимально оптимизировать свою психодиагностическую деятельность, для того чтобы быстро и эффективно помочь как можно большему количеству школьников.

Именно совместная деятельность педагога и психолога обеспечивает индивидуальный подход к ребенку на основе понимания его психологических особенностей, позволяет своевременно выявлять нарушения в психическом развитии и поведении ребенка и оказывать ему необходимую психолого-педагогическую помощь, а также в контакте с другими специалистами, работающими в школе: с врачами, с социальным педагогом, с логопедом и, конечно же с родителями.. Такая работа подразумевает сбор достаточно большого количества сведений о ситуации развития ребёнка.

Прежде всего , необходимо разобраться в причинах трудностей, возникающих у младших школьников в процессе учения.

По мнению группы авторов Бузруких М.М., Ефимовой С., Круглова Б., Дубровиной И.В., Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. и др. в начальной школе более 30 процентов детей имеют непреходящие трудности обучения. Проблема эта не только педагогическая, но и медицинская, и психологическая, и социальная.

Родители не хотят понимать, что причины многих школьных трудностей связаны с особенностью развития ребёнка до школы, состояние его здоровья почти никогда не принимаются во внимание. Считается, что виноваты либо учитель, либо сам ребенок (ленивый, неспособный, нерадивый).

К сожалению, не всегда учителя считают, что необходимо строить учебный процесс учитывая состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности, индивидуальные особенности работоспособности, готовность к обучению. Все эти факторы вызывают разного рода трудности обучения[3] .

Поэтому необходимо тесное взаимопонимание и взаимодействие между учителем, родителем и учеником. Постараться вместе понять причины вызывающих трудности в обучении и найти дифференцированный подход (не количественные изменения нагрузки, а качественно иной подход) к ребёнку.

С первых дней обучения «важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Практика показывает, что неуспехи в учебе могут привести к чувству неполноценности, а оно в свою очередь формирует отрицательное отношение к учебе.

Отсюда следует, что трудности в обучении включают следующие причины [4]:

1.Психологические – это познавательная сфера, эмоционально волевая, мотивационно - волевая;

2.Физиологические – это леворукость, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, психоорганический и астенический синдром;

3.Социальные – это социальная сфера, готовность к школе, методика преподавания, одаренность, эмоциональное выгорание учителя.

Эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. Педагогическое взаимодействие педагога и родителей помогает преодолению трудностей в обучении младших школьников. Это способствует созданию благоприятных условий для личностного развития и роста детей.

Но помощь каждому конкретному ребенку невозможна без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. Поэтому необходимо педагогу распознать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь. Для этого и необходима психологическое консультирование педагогов.

Самое необходимое -  это составление рекомендаций педагогам по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей.

Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся - это наиболее распространённая форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребёнка и его обучения. Консультирование в этом направлении может быть организованно, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребёнке и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

С целью оказания помощи педагогам при работе с младшими школьниками, имеющие трудности в обучении проводится психологическое комплексное исследование по качеству развитости личностных особенностей и достижения метапредметных результатов. И так как под технологиями мы понимаем логическую последовательность приемов, отрефлексированную в сознании учителя и воспроизводимую для решения определенной педагогической задачи, то наполнение используемых технологий психологическими приемами, вписывающимися в философию выбора технологий, создает определенный педагогический эффект.

Например, для развития различных свойств внимания рекомендуется использовать следующие задания:

-Для расширения объема внимания необходимо обучение детей установлению связей между объектами, которые должны войти в единое поле внимания. Например, если написать пятнадцать букв, не образующих слово, и попросить назвать их, то в объем внимания окажутся включенными пять или семь букв. Если же предъявить слово из 15 букв, то все буквы окажутся в поле внимания.

Поэтому развитие объема внимания предполагает специальное обучение детей установлению связей между всеми компонентами изучаемого материала, а умение устанавливать связи можно рассматривать как метапредметное умение.

-Для увеличения уровня распределения внимания можно включать такое упражнение. Например, читается вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандаша по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. В рамках диалогового взаимодействия этот прием можно использовать для работы в парах сменного состава.

-Для концентрации и устойчивости внимания:

*слухового – проводится арифметический диктант, в котом каждое задание состоит из нескольких действий. Причем в описании технологий диалогового взаимодействия прописан алгоритм работы проведения диктантов в сменных парах, что подтверждает эффективность применения изучаемых технологий.

* зрительного – 1.«Переписать без ошибок следующие строки, например:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕССАСДАТАЛАТТА

2. «Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их, например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК

3.В слове отыскать спрятанные слова. Например: удочка, смех, олень, дорога.

-Упражнения направленные на тренировку переключения внимания: «Красно-черные таблицы».

- Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания:

Например, среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Бсолнцеитмрпанмашинаьблвгшианмокномитьр или в стихотворении вычеркивать букву Р, и подчеркивать М.

При консультировании педагогов обращаю внимание на то, что память один из важнейших факторов влияющих на общеобразовательный процесс.

Для развития памяти предлагается использовать игры, соревнования такого типа, как воспроизведение визуальных репродукций; игры «Пары слов», «Недостающие картинки»; запоминание и последовательность чисел; заучивание стихотворений; пересказать сказку, не нарушая последовательность событий; составление плана (как смысловой опоры запоминания).

Для создания оптимальных условий развития мышления ребенка можно рекомендовать использовать конкурсы: «собери разрезную картинку» (на время), отгадай загадку, решение головоломок; «Четвертый лишний»; игра « Чем похожи и чем различаются»; придумывание недостающей части рассказа;

Для работы над совершенствованием грамматических навыков ребенку предлагаются следующие упражнения: «закончи предложение», «составь фразу», «пропавшие слова», «найди ошибку», «пересказ текста», «рассказ по картинке»,

Коррекционную работу необходимо проводить как индивидуально, так и включая элементы развития речи на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, истории города.

Для коррекционной работы по развитию речи рекомендуется проводить следующие упражнения: «составь предложения», «вставь пропущенные буквы», «закончи слово».

Используемые в работе педагога игры и материалы должны быть подобраны так, чтобы они способствовали не только развитию памяти, мышлению, развитию речи, воображению и волевых качеств. Рекомендуется обратить внимание на характер и форму поощрения и порицания ученика. Порицание должно быть предельно конкретным и направленным на устранение самим учеником осознаваемых недостатков.  Порицание учителю рекомендуется воспроизводить в форме простого удивления, например «Я не ожидала…» и т.д. При этом тон учителя должен быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным.

Рекомендуется более подробное обоснование оценки, получаемой учеником, выделение критериев, по которым проводится оценивание для того чтобы понятны самим учащимся. В процессе контроля подготовленности учащимися рекомендуется создать доброжелательную атмосферу при опросе4 дать возможность дольше готовиться у доски; подбадривать, чаще хвалить; по возможности задавать учащимся наводящие вопросы.

В ходе самостоятельной работы на уроке рекомендуется педагогу совместно с учащимися вспоминать приемы и способы выполнения задания; ссылаться на правила и свойства, которые необходимы для решения задач и упражнений; инструктировать о путях выполнения заданий, требований к их оформлению; обеспечивать более тщательный контроль за деятельностью учеников, указывать на ошибки, проверку, исправление; предупреждать о возможных затруднениях.

При работе над новым материалом учителю рекомендуется чаще обращаться с вопросами к детям испытывающим трудности в обучении, для выяснения степени понимания ими учебного материала; привлекать таких детей к выводам при проблемном обучении, обобщениям или объяснению сути проблемы.

Таким образом, формирование учебных умений происходит в ходе правильно организованных занятий. Эти умения можно рассматривать как элементы учебной деятельности, которые развиваются и совершенствуются на этапах обучения. Благодаря проведению коррекционно-развивающей работы удается достигнуть незначительных улучшений.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, согласно Федеральному образовательному стандарту, педагог должен внимательно прослеживать процесс обучения каждого ребенка и сразу обращать внимание на возникающие трудности, ведь запущенное всегда восстановить очень трудно. Чем быстрее будет оказана помощь ребенку, тем интереснее и успешнее будет проходить обучение младшего школьника.

Для более успешной и плодотворной работы по преодолению трудностей в обучении детей, каждому учителю необходимо знать психологические особенности детей данного возраста, знание познавательной сферы детей, видеть даже самые на первый взгляд незначительные причины вызывающие трудности в обучении, знание диагностических методик, а главное находить правильные пути преодоления трудностей в обучении данного ребенка. Безусловно, для более эффективного процесса обучения необходима совместная работа педагога с родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ануфриев А.Ф., КостроминаС.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб.-М.: Издательство «Ось-89», 1999 – 224 с.
  2. Безрукий М., Ефимова С., Круглов Б. «Почему учиться трудно?» Школа для родителей. - М.: "Семья и школа", 1995 – 208 с.
  3. Немов Р.С., Основы психологического консультирования. Учеб. Для студентов педвузов./ Р.С.Немов – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 394 с.
  4. . Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: «Сфера», 2005 – 240 с.
  5. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004. – 592 с. с ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.

Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.  Psychological characteristics of self-consciousness in the interpersonal relationships among you...

Обобщение опыта. Профессиональные компетенции педагога, обеспечивающие формирование у младших школьников умений работать с текстом на уроках окружающего мира.

Владение технологией продуктивного чтения, использование разнообразных приемов, форм и методов работы с текстом при изучении окружающего мира нацелено, прежде всего, на осмысление и понимание учащимис...

Дипломная работа "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников"

Дипломная работа на тему "Особенности использования интеллектуальных игр во внеурочной деятельности младших школьников".Теоретическая часть и практическая(исследование)...

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

Психологический инструментарий при работе с младшими школьниками

Именно учебная деятельность способствует развитию основных психо­логических новообразований младшего школьного возраста: произвольности психических процессов, внутреннего плана действий, предпосылок т...

Особенности консультирования педагогов по проблемам мотивации младших школьников

В презентации "Особенности консультирования педагогов по проблемам мотивации младших школьников" выделены следующие проблемы:- структура этапов консультирования;- типовые запросы в сфере шко...