Проведение психологического консультирования
статья
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам школьной адаптации первоклассников является важной и актуальной. Поддержка родителей педагогом – психологом в вопросах адаптации и социализации школьника невозможна без диагностического обследования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
provedenie_psihologicheskogo_konsultirovaniya.docx | 39.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение психологического консультирования
Методика проведения индивидуальной консультативной работы с родителями первоклассников
Работа с конкретным индивидуальным случаем - довольно трудоемкий процесс, требующий определенной организации. Наиболее рациональной представляется следующая схема исследования конкретного случая.
Этап сбора предварительной информации. На данном этапе педагог- психолог получает от родителей информацию о социальной ситуации развития школьника, гипотезы психологической проблемы ребёнка. Определение стратегии индивидуального обследования ребенка. получение информации от врачей, учителей. Наблюдение за ребенком в группе или иной обстановке. Анализ продуктов творчества ребенка (поделки, рисунки в динамике).
Этап экспериментально-психологического обследования. Проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин, имеющихся трудностей и нарушений. Установление основных психологических характеристик. Наблюдение за ребенком в естественной для него обстановке и обстановке консультации. Изучение личностных особенностей родителей (при необходимости) [24].
Таким образом, для того, чтобы оказать квалифицированную помощь в решении проблемы необходимо собрать и проанализировать информацию по следующим разделам (Приложение 2):
1. Информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья.
Анкетные данные.
Особенности пренатального периода развития ребёнка.
Состояние ребёнка к моменту обследования, перенесенные заболевания.
Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. Где и кем воспитывался на каждом этапе, в каком учреждении. Как складываются отношения с детьми, воспитателями. Были ли жалобы воспитателя.
Развитие в раннем возрасте.
Дошкольный возраст.
2.Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в классе и др.) [12].
3. Особенности поведения и деятельности ребенка в различных ситуациях.
Методические средства и приёмы, которые используются для получения информации разные и выбираются в зависимости от поступившей проблемы, пола и возраста ребёнка. Комплекс методик подбирается с целью системного определения психологического статуса ребёнка.
В процессе консультирования педагог-психолог назначает встречи с родителями несколько раз. Первая встреча направлена на установление истории развития ребёнка. Следующие встречи, после обследования школьника, направлены на анализ взаимоотношений в семье и школе. Следующие встречи организуем в виде коррекционных занятий – индивидуальные и групповые занятия, тренинги.
Каждая встреча педагога- психолога с родителями, которые обратились с запросом, имеет свою главную цель - достижение глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем первоклассника, его личности в целом [19].
Успешный результат консультирования заключается в следующих действиях педагога- психолога:
1. Создание доверительных, откровенных отношений с родителями воспитанников. Психолог умеет проявить эмпатию, показывает своё отношение к родителям как к людям, которые искренне заинтересованы в устранении трудностей первоклассника.
2. Психолог знакомит с целями и задачами консультирования, тем самым вводит родителей в ситуацию предстоящего консультирования.
3. Консультант направляет внимание родителей на совместный и разносторонний анализ проблем первоклассника;
4. Педагог- психолог предупреждает родителей о тех возможных трудностях, осложнениях и препятствиях, которые могут возникнуть в процессе поиска форм психологической помощи и в ходе её реализации. Снятие установки на ожидание немедленных результатов [26] .
По итогам изучения проблемы первоклассника беседа с родителями так же имеет определённые цели:
1. Подробное обсуждение общего состояния психического развития первоклассника, характера, степени и причин выявленных трудностей, прогноза дальнейшего развития ребёнка.
2. Совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы;
3. Обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его трудностям;
4. Планирование последующих встреч или разъяснение необходимости консультаций у специалистов другого профиля (в случае необходимости) [14].
Особенности конкретного случая определяют организацию заключительной беседы с родителями, но на такую беседу приглашаем обоих родителей. В ходе итоговой беседы родители получают объективную и разностороннюю картину жизни первоклассника, что позволяет взрослым почувствовать совместную ответственность за судьбу малыша.
В первые минуты консультирования побуждаем родителей к свободному и откровенному обсуждению проблем первоклассника, просим озвучить наиболее волнующих их вопросы, озвучить представления о причинах трудностей ребёнка и средствах их разрешения.
На втором этапе беседы мы сообщаем и разъясняем результаты психологического обследования, и обсуждаем их совместно с родителями. Мы представляем вниманию конкретные данные и иллюстрации из материалов обследования. Всё это помогает родителям составить более правильное представление о характере и степени трудностей ребенка. На данном этапе мы стремимся к реалистическому восприятию родителей о трудностях первоклассника.
На следующем этапе обсуждаем с родителями специальную программу действий и предлагаем конкретные рекомендации.
В заключение беседы обсуждаем изменение отношения родителей к проблемам ребенка, планируем последующие встречи.
Оценка эффективности консультации зависит от того, смогут ли родители достаточно уверенно действовать на основе полученной информации и рекомендаций, которые они получили от педагога- психолога.
На последней встрече с педагогом- психологом родители получают психологическое заключение. Заключение пишем понятным и доступным для родителей языком. Как один из вариантов - родители сами со слов психолога могут записать выводы и рекомендации по обсуждаемой проблеме. Полученные записи помогают родителям в дальнейшем обдумывать результаты консультации и находить конкретные виды помощи [12].
Итак, консультативная деятельность включат в себя несколько целенаправленных этапов, направленных на повышение компетентности родителей по вопросам адаптации первоклассников.
2.2. Экспериментально-психологическое обследование родителей первоклассников по вопросам школьной адаптации
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам школьной адаптации первоклассников невозможно без диагностического обследования детей. В связи с этим возникает потребность измерения показателей адаптации первоклассников глазами родителей.
Целью нашей исследовательской работы является изучение школьной адаптации первоклассников. Исследование проведено на базе МБОУ СШ № 1 г. Павлово Нижегородской области. В исследовании приняли участие 40 родителей первоклассников.
Было проведено исследование по опроснику для родителей «Адаптация первоклассника к обучению к школе», автор Битянова М. Р. [7] (Приложение 3).
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению. Анализируя данные анкеты, мы получили следующие данные:
- Дети посещают школу:
- Охотно -20 чел., 50% первоклассников.
- Без особой охоты- 12. чел., 30% первоклассников.
- Не охотно- 8 чел., 20 % первоклассников.
- Ребёнок приспособился к школе:
- В основном, приспособился- 20 чел., 50% первоклассников.
- Не совсем приспособился-12. чел., 30% первоклассников.
- Не приспособился-8 чел., 20 % первоклассников.
3. Здоровье ребёнка родители оценивают как:
- Хорошее, аппетит, сон без изменения- 30 чел., 75% первоклассников.
- Состояние здоровья ухудшилось- 10 чел. , 25% первоклассников.
4.Родители удовлетворены успехами ребёнка в школе:
- Удовлетворены-22 чел., 55 % первоклассников.
- Не вполне- 10 чел., 25% первоклассников.
- Не удовлетворены-8 чел., 20 % первоклассников.
- Учебные успехи и неуспехи ребёнок:
- Не переживает- 15 чел., 37, 5 % первоклассников.
- Переживает частично- 15 чел., 37, 5 % первоклассников.
- Переживает- 10 чел., 25 % первоклассников.
- Ребёнок делится впечатлениями о школе:
- Всегда- 16 чел., 40% первоклассников.
- Иногда-16 чел., 40% первоклассников.
- никогда- 8 чел., 20% первоклассников.
- Эмоциональный характер впечатлений о школе:
- Больше положительных эмоций- 20 чел., 50% первоклассников.
- положительных и отрицательных эмоций поровну- 12. чел., 30% первоклассников.
- больше отрицательных эмоций- 8 чел., 20 % первоклассников.
- Жалобы и обиды на товарищей по классу:
- Нет- 16 чел., 40% первоклассников.
- Иногда- 16 чел., 40% первоклассников.
- Часто- 8 чел., 20% первоклассников.
Анализируя данные анкеты, мы делаем следующие выводы:
- Адаптация к школе успешно проходит у 18 обучающихся первых классов, 45% школьников.
- Дезадаптация наблюдается у 8 первоклассников, 20 % обучающихся (группа риска).
- Необходима организация индивидуальных и групповых консультаций с родителями по вопросу дезадаптации первоклассников группы риска.
Исследование по карте наблюдений для родителей «Эмоционально- социальное развитие ребёнка», автор Максименко С. [15] (Приложение 4) направлено на исследование эмоционально- социальное развитие первоклассника в процессе адаптации. Полученные данные, зафиксированны в Таблице 3 (Приложение 5) и в процентном соотношении представим на Рисунке 1.
Рис. 1. Карта наблюдения за эмоционально- социальным развитием первоклассника в адаптационный период
Анализируя данные Таблицы 3 и Рисунка 1, результатов с помощью стандартизированного наблюдения можно сделать следующие выводы:
- Низкий уровень самоконтроля, когда поведение ребёнка не всегда адекватно ситуации, возникают сложности управлении своим поведением, негативная реакция на отрицательную оценку своей деятельности проявляется у 22% первоклассников. Половина первоклассников имеет высокие и средние показатели уровня развития самоконтроля.
- Отмечается низкий уровень развития игровой деятельности у 20 % первоклассников. Эти дети лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру, или не всегда отвечают на предложения сверстников. Более половины первоклассников с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия.
- Особенности коммуникации со взрослыми на низком уровне развиты у 20 % первоклассников. Дети с трудом идут на контакт со взрослыми, не всегда принимают помощь взрослого, не стремятся к совместной деятельности со взрослым.
- Особенности коммуникации с детьми на низком уровне у 20 % школьников. Дети сознательно провоцируют конфликты, проявляют физическую агрессивность к другим детям.
- Эмоциональное состояние: тревожность, пугливость, плаксивость на низком уровне развития у 22 % первоклассников.
Итак, полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующие выводы:
- Низкие показатели развития самоконтроля позволяют судить о недостаточном развитии эмоционально- социального развития первоклассников.
- Низкие показатели уровней сформированности игровой деятельности показывают на низкий уровень развития социализации у детей первоклассников.
- Низкие показатели коммуникации со взрослыми и детьми говорят о недостаточном социальном развитии школьников.
- Процентное соотношение детей с низким уровнем эмоционального состояния показывает на недостаточный уровень развития эмоционально- социального развития первоклассников в период адаптации к школе.
- Низкие показатели развития эмоционально- социального развития у группы первоклассников (группа риска) показывают на необходимость организации индивидуальных и групповых консультаций с родителями по развитию социализации детей.
2.3. Психологическое консультирование родителей по проблеме социализации первоклассников в период адаптации к школе
Одна из задач ФГОС школьного образования — это психолого-педагогической поддержка, как семьи, так и индивидуальная психологическая помощь ребёнку, в том числе и в период школьной адаптации. Поддержка родителей в вопросах укрепления здоровья семьи и социализации школьника, направлена на сохранение ценностей семьи, традиций, национально-культурного мировосприятия [9].
Для реализации новых запросов времени необходима тесная связь с родителями младших школьников. Чтобы говорить «на одном языке» с родителями, чтобы они понимали некоторые педагогические термины и более эффективно взаимодействовали со своими детьми, в школе организованы групповые психолого-педагогические консультации родителей первоклассников [29].
В адаптационный период, сентябрь- октябрь, педагог- психолог школы проводит консультации в виде лекций, диалогов, тренингов, ролевых игр, что помогает родителям рассмотреть проблемы воспитания. Погрузиться в мир ребёнка помогают упражнения «Вспомни школьные годы», «Мой самый любимый урок», где родители школьников в сотрудничестве определяют индивидуальность и особенности личности и на своём примере приходят к выводу, что и у детей, как и у взрослых, есть свои особенности.
Знакомство с особенностями развития школьников проходит через лекции-беседы «Помогите мне меняться!», «Школьник и дошкольник», «Будем дружить». Проведение ролевых игр «Ты мне – я тебе», «Взрослые и дети» помогают родителям выбирать такие игры, которые соответствовали девизу «Учусь играя!». Тренинги в цикле «Воспитаем вместе!», которые проводит педагог - психолог направлены на обогащение знаний и приобретение родительского опыта по вопросам воспитания первоклассников.
Занятие «Семейной гостиной» направлено на работу родителей в группах, где они самостоятельно, основываясь на свои знания и опыт, создают буклет «Первые дни в школе» и его презентуют. Участники «гостиной» находят недостатки в содержании, обращают внимание на важное и, после корректировки, работы оформляются в виде выставки.
В сотрудничестве с семьями воспитанников, педагог - психолог внедряет методы активизации, благодаря которым у родителей появляется желание активно принимать участие в их обсуждении. Педагогический ринг «Мы вместе!» направлен на самооценку знаний о работе с семьей.
Способы, которые используются в работе - это дискуссионные вопросы по сообщаемым сведениям, обсуждение проблемы на круглых столах, примеры из литературных произведений, выставки работ детей, просмотр видеозаписей, разбор бытовых ситуаций. Эти способы применяются и по отдельности, и в комплексе.
Диалог с родителями организуется в форме «вопрос-ответ», так как лекция в виде монолога не принесёт желаемого результата. Любое сообщение для родителей начинается с проблемного вопроса. Например, в начале дискуссии на тему детских игр мы задаём вопрос: «Для чего детям нужны игры?». Родители по-разному смотрят на развитие и воспитание детей, вот тут и начинается дискуссия. Примеры из литературных произведений, где описываются ситуации с детьми или взрослыми так же заинтересовывают родителей, создают дискуссии.
На занятиях- консультациях с родителями часто используем игровой метод, как один из видов работы во время дискуссии. Педагог- психолог бросает мяч родителю и задаёт вопрос по обсуждаемой теме. Мяч, куклу, ручку-микрофон или другой предмет консультант пускает по кругу. Те родители, у кого в руках оказался предмет высказываются по тематической проблеме.
Хорошо работает метод составления рейтингов по уровню важности обсуждаемой проблемы. Родители в такой работе ощущают собственную важность и относятся к обсуждению проблемы более ответственно.
Показ видеозаписей занятий, разных режимных процессов, позволяет родителям посмотреть на собственных детей в новой ситуации, лучше узнать их.
Интерес у родителей вызывают также задания, помогающие погрузиться в мир детей. Для этого используем такие задания: назвать детские книги и их авторов или знакомые им детские игры; загадки; проговорить скороговорки; придумать название детскому рисунку или определить, что нарисовал ребёнок.
Анализируя на групповых занятиях педагогические ситуации, которые берём из жизни, литературы, опыта работы с детьми, мы повышаем интерес к педагогическим знаниям и собственному ребёнку. Для того, чтобы родители рассуждали, не давали однозначные ответы, продумываем формулировку вопросов, которые направлены на определение условий, причин, последствий поступков взрослых и детей. В ходе занятий мы даём возможность понять родителям, что одни и те же методы воспитания могут быть эффективными и неэффективными. Это зависит от особенностей ребёнка, его настроения, нервно-психического состояния, темперамента.
Метод решения педагогических задач требует самостоятельного решения, как поступить в ситуации. Родители применяют собственные знания, но не всегда их достаточно и, возникнет потребность их пополнить. Данный метод формирует у родителей умение видеть проблемы и выбирать намечать способы их решения из нескольких вариантов.
Такого вида консультативная работа с родителями в школе даёт им возможность осознать, что готовых рецептов воспитания нет, но есть психолого-педагогические рекомендации, которые следует применять в воспитании ребёнка и менять тактику собственного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий для проведения Дня защитника Отечества.
Подготовка к проведению праздника в школе всегда ответственно и трудоемко. Данная разработка поможет подготовить праздник для мальчиков - 23 февраля. ...
План проведения недели в начальной школе
План проведения недели в начальной школе...
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Приказ о проведении инструктивных совещаний с различными категориями лиц, принимающие участие в подготовке и проведении основного этапа ГИА в 2016 году
Приказ о проведении инструктивных совещаний с различными категориями лиц, принимающие участие в подготовке и проведении основного этапа ГИА в 2016 году....
Организация и проведение массовых мероприятий. Классификация массовых мероприятий. Этапы и алгоритм проведения различных массовых мероприятий.
Воспитательная работа...
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами.
Приказ Итоги проведения мониторинга качества подготовки и проведения уроков молодыми специалистами и вновь принятыми педагогами....