Управление стрессом
план-конспект на тему

Сабитова Лилия Геннадьевна

Цели тренинга: способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне), мешающих принятию себя, снять напряжение, чувство тревоги, преодолению психологических барьеров у педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тренинг23.78 КБ

Предварительный просмотр:

3.2. Тренинг «Управление стрессом».

Тренинг «Управление стрессом».

Аудитория: учителя, педагоги.

Длительность: 2часа.

Количество участников: 10-20.

Цели тренинга: способствовать познанию своих положительных и отрицательных качеств (на сознательном и бессознательном уровне), мешающих принятию себя, снять напряжение, чувство тревоги, преодолению психологических барьеров у педагогов.

Задачи тренинга:

  1. Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.
  2. Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.
  3. Снижение негативных переживаний и трансформация их в     положительные эмоциональные состояния.

Представление

Тренер представляется участникам , знакомит с темой тренинга, сообщает о режиме работы.

Мини-лекция «Стресс».

Методом мозгового штурма группа выводит определение стресса,

после чего тренер знакомит слушателей с существующими взглядами

в современной психологии на стресс. В Приложении 1 предлагаются

различные определения стресса. Группа анализирует эти

подходы и принимает вариант, соответствующий ведущей концепции

тренинга.

Тренер приводит краткую историческую справку, рассказывает

о современных взглядах специалистов на стресс. Особое внимание

уделяется проблеме последствий стресса: ухудшение трудовых показателей,

учащение несчастных случаев, затруднения в общении с

людьми, более частые невыходы на работу, снижение удовлетворенности

работой и ухудшение здоровья.

При рассмотрении причин стресса тренеру важно подвести

"частников группы к осознанию того, что все перечисленные причины стресса являются только потенциальными источниками негативного

воздействия на человека. Все зависит от того, как сам человек

воспринимает эти причины, считает ли он их стрессорами.

Мини-дискуссия «Плюсы и минусы стресса».

Цель: осознание не только негативных последствий стресса, но

и возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей

стресс.

Содержание:

 Тренер делит группу на две подгруппы. Первая подгруппа

должна в ходе группового обсуждения выявить и записать

негативные последствия стресса, а другая - позитивные стороны

стресса (чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать

о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации). Время на

обсуждение - 5 минут. После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию, во время которой

ответы-аргументы групп чередуются. Выигрывает та команда, котрая найдет больше аргументов в пользу защищаемой точки зрении

Обсуждение:

 Как правило, больше аргументов находит первая

подгруппа. В этом случае тренеру надо сказать о том, что. несмотря

на большое количество негативных последствий, которые назвали

участники первой подгруппы, данные последствия вызываются именно

сильными, травматическими или хроническими стрессами. К счастью,

эти стрессы «врываются» в нашу жизнь не так часто. Остальные

виды стрессов могут поддерживать тонус организма, активизировать

внутренние ресурсы, тем самым повышая нашу адаптацию к жизни.

 Упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь».

Цель: обучение действовать в условиях стресса, не теряя спообностей концентрировать внимание на проблеме.

Содержание:

 В каждом раунде игры участвует четверо игроков

и двое судей. Первый и второй игроки садятся на стулья напротив

друг друга на расстоянии 2-2,5 м. Третий и четвертый игроки вначале

располагаются за стулом второго участника. Это их стартовая

позиция, потом по ходу игры они могут свободно передвигаться по

комнате.

Правила игры:

 В течение 2-3 минут первый игрок обязан повторять

все движения второго игрока. Второй игрок может выполнять

любые движения сидя, стоя, передвигаясь по комнате. Первый

игрок также должен отвечать на непрерывные вопросы третьего

и четвертого игроков. Вопросы могут быть любыми. Главное, чтобы

не было длинных пауз между вопросами. Отвечать первый игрок

может с юмором, нелогично, фантазировать, но ответы «Да», «Нет»,

«Не знаю» использовать нельзя.

Судьи также участвуют в игре. Первый судья следит за тем, чтобы

игрок не пропускал движений и повторял каждое из них. За каждое

пропущенное движение начисляется штрафное очко. Второй судья

начисляет штрафные очки, если игрок использует запрещенные

ответы. За каждый запрещенный ответ начисляется штрафное очко.

Обсуждение:

Игрокам можно задать следующие вопросы:

• Какие действия было сложнее выполнять — повторять движения

партнера или отвечать на вопросы?

• Были ли во время игры ситуации, когда вам казалось, что вы

теряете контроль над ситуацией? Что помогло собраться и продолжить

выполнение упражнения?

• Что вы вынесли для себя из игры? Какие параллели вы можете

провести с этой игрой и вашими профессиональными стрессами?

Рекомендации тренеру:

Для тренинга стрессоустойчивости мы модифицировали

данное упражнение. Мы вводим дополнительные инструкции,

повышающие напряженность данного упражнения за счет:

• введения системы штрафов за паузу между вопросом и ответом,

составляющую более 3 секунд;

• судья при начислении штрафа за нарушение инструкции вслух

громко произносит: «Штраф за нарушение инструкции»;

• вводятся вопросы личного характера («Кого ты больше любишь —отца или мать?», «Нравятся ли твоему мужу длинноногие блондинки?», «Как ты относишься к своему начальнику?» и т. д.).

Игра «Темп».

Цель: восстановление сил, мобилизация участников для следующего

творческого упражнения.

Содержание: каждый участник по команде ведущего в течение

одной минуты должен:

• дотронуться до всех углов в комнате;

• прикоснуться к полу;

• прикоснуться к шести парам коленок присутствующих игроков;

• написать свое имя на доске.

Обсуждение:  как правило, участники с трудом вспоминают об

использованной ими в ходе игры стратегии, но отмечают повышение

уровня работоспособности.

Упражнение «Гардероб».

Цель : создание каждым участником собственной схемы управления

временем.

Содержание:

Этап 1. Группа делится на пары. Тренер просит всех представить

себе шкаф для одежды (гардероб). Затем каждая пара в течение

10 минут рисует идеальный шкаф на листе А4, в котором располагает

необходимые вещи (каждая пара решает сама, какие вещи лучше

всего разместить) на полках и вешалках, подписывая их.

Этап 2. После завершения рисования тренер просит участников

«сложить» в шкаф еще несколько необходимых вещей, которые забыли

положить. Каждую вновь поступившую вещь необходимо подписать

цветным фломастером:

• носовые платки;

• шкатулка с документами;

• палатка;

• новогодняя елка;

• коробка конфет;

• вечернее платье (сюрприз для мужа/жены);

• книги по психологии;

• подарок для ребенка на Новый год.

Этап 3. Каждая пара показывает группе свой рисунок, рассказывает

о первоначальном плане размещения вещей, сообщает

о степени удовлетворенности действительным положением дел (на

сколько процентов порядок в шкафу удовлетворяет каждого партнера),

оценивает, насколько легко будет ориентироваться в шкафу при

поиске необходимой вещи.

Как правило, каждый участник достаточно объективно оценивает

ситуацию и объективно видит «слабые места» в организации

пространства шкафа.

Этап 4. Тренер спрашивает участников, как же должен выглядеть

идеально убранный шкаф , а затем просит каждую пару составить

рекомендации себе по распределению вещей в шкафу.

После того как рекомендации составлены и зачитаны в кругу

(складывать вещи по группам, разделить площадь шкафа между двумя

«хозяевами», сортировать по определенному правилу, не засовывать

вещи впопыхах, между уже лежащими предметами, размещать в

шкафу предметов не больше, чем он может вместить и др.).

В заключение упражнения тренер проводит аналогию между ошибками

при распределении вещей в шкафу и при распределении времени.

Рекомендации тренеру:

 Если позволяет время, желательно после проведения аналогии обобщить полученный участниками опыт, составленные ими рекомендации и выделить ошибки в управлении временем, которые мешают быть успешными.

Обобщающее упражнение «Портрет стрессоустойчивого человека».

Цель: обобщение информации, полученной в течение дня.

 Содержание:

Этап 1. Каждый участник записывает два личностных качества, которые помогают ему справляться со стрессом.

Этап 2. Группа делится на подгруппы, в которых составляется «Портрет стрессоустойчивого человека». Обязательное условие: в списке личностных качеств, составленном группой, должно быть два качества от каждого ее участника.

Этап 3. После составления списка подгруппы составляют резюме для участия в саммите «Самый успешный и стрессоустойчивый специалист года».

Рекомендации: участники могут провести обсуждение тех качеств, которые наиболее часто (или наиболее редко) упоминались в резюме, проанализировать их и составить собственную программу, включающую формирование необходимых для стрессоустойчивости личностных качеств.

Упражнение «Вы не поверите, что...».

Цель: знакомство участников с понятием «психологический

(внутренний) ресурс личности».

Содержание:

 Тренер предлагает участникам поделиться своим

успешным опытом преодоления стрессов. При этом тренер напоминает,

что восприятие стресса очень индивидуально, и приводит пример:

для водителя со стажем движение по шумной магистрали в час

пик — привычное дело, а для водителя-новичка, только что сдавшего

на права, — острый стресс. Упражнение начинает тренер и кратко

рассказывает группе какую-то ситуацию, из своей жизни, связанную с

успешным (это важно!) преодолением какой-либо проблемы, трудности,

страха. Далее участники по мере готовности или по кругу приводят

примеры подобных ситуаций из своего опыта. После описания

каждой ситуации тренер спрашивает участника: «Что тебе помогло

преодолеть эту ситуацию, какие твои черты или личностные особенности

помогли успешно справиться с ситуацией в тот момент?»

Обсуждение:

 Тренер предлагает участникам поделиться своими

эмоциями и, если есть желание, высказать свое восхищение тем

участникам, рассказы которых особенно удивили и восхитили.

Рекомендации тренеру:

 Это упражнение обычно создает эмоционально

приподнятую атмосферу в группе и позволяет участникам с

большим уважением относиться друг к другу.

Упражнение «Выкинь свои проблемы» .

Цель: предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.

Содержание:

С точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек — это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать авторство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво. После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы — найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы.

Рекомендации тренеру:

Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление здоровьем - управление жизнью. Саморегуляция в школе.

              При большой и напряжённой работе необходимо в полной мере реализовать приоритет здорового образа жизни, который предусматривает постоянную забот...

Способы снятия стресса. Человек часто подвержен стрессам...

Способы снятия стресса  Человек часто подвержен стрессам. Неприятностей и стрессов мы, разумеется, избежать не можем, но в наших силах научиться бороться с их последствиями. Каждый из н...

Управление стрессом

 Нейтрализация стресса – важная часть здорового образа жизни, наравне с диетой и физической активностью. Приведенные ниже способы помогут вам контролировать уровень стресса в своей ж...

Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»

Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию  С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...

Классный час "Стресс. Способы выхода из стресса"

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:«Стресс. Способы выхода из стресса»(4 класс)               Педагог- психолог: ...

Стресс! Стресс!

Стресс и его особенности....

Тренинг "Стресс, способы борьбы со стрессом"

Технологичсеская карта тренинга "Стресс, способы борьбы со стрессом"....