ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКА К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Любой экзамен, конечно, испытание и стресс для ученика. О том, как справляться со стрессом, мы обязательно поговорим непосредственно перед началом экзаменационной сессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podgotovka_starsheklassnika.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКА
К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (ГИА, ЕГЭ)
Любой экзамен, конечно, испытание и стресс для ученика. О том, как справляться со стрессом, мы обязательно поговорим непосредственно перед началом экзаменационной сессии. Сейчас же хотелось бы обсудить вопросы, связанные с подготовкой к итоговой проверке знаний.
Как помочь ребенку подготовиться к сдаче экзамена?
Что могут сделать для этого учителя и родители?
Об этом и пойдет речь в данной статье.
Трудности, возникающие у ребенка в ходе итоговой аттестации, как правило, связаны либо с процедурой экзамена, либо с индивидуальными особенностями самого ученика.
Наиболее значимую роль в подготовке учеников к итоговой аттестации, безусловно, должен сыграть учитель. Эксперты сходятся во мнении: начинать имеет смысл с ознакомления ребят с процедурой тестирования. Это тем более важно, что учителя-предметники, как правило, особенное внимание при подготовке учеников к экзамену стараются уделить содержанию материала, а процедурные моменты рассматривают, как второстепенные. Конкретно, такая работа может быть организована в разных формах. Это могут быть рассказы учителя об основных процедурных моментах экзамена (общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами; начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена; раздача конвертов с материалами экзамена; начало работы: заполнение бланков и т. д.); просмотр видеозаписей основных моментов экзамена; моделирование в игровой форме основных этапов экзамена, — все это с последующим обсуждением и ответами на вопросы.
Самостоятельной задачей подготовки, по мнению экспертов, должно стать формирование у учеников адекватного реалистичного мнения о ГИА и ЕГЭ. Дело в том, что экзамен в форме теста относительно новая форма итоговой аттестации в нашей стране. Её введение сопровождалось многими спорами и неоднозначным отношением в обществе, что породило множество предубеждений и мифов как в педагогической и родительской среде, так и, как следствие, в среде учеников. Организация групповой дискуссии с выпускниками, на которой ребята могли бы обсудить свои позиции и мнения, поделиться своими соображениями, выразить тревогу и страхи, даст возможность сформировать конструктивное, позитивное отношение к экзамену.
Отдельное важное направление подготовки к экзамену — формирование эффективной стратегии деятельности ребенка на экзамене. Прежде всего, конечно, речь должна идти о выявлении уже существующих особенностей учебной деятельности выпускников. В этом могут помочь и диагностика психолога, и самоанализ самого ученика (он важен не только для получения полезной информации, но и как одно из средств повышения активности и ответственности ребенка), и экспертные оценки педагогов, хорошо знающих ребенка. Тем самым выявляются сильные и слабые стороны каждого ученика, «места наименьшего сопротивления», то есть особенности экзамена, которые могут вызывать максимальные трудности. На основе полученных данных, для каждого ребенка, а также для педагогов и родителей разрабатываются адресные рекомендации, которые могут быть озвучены всем заинтересованным сторонам устно, например, на индивидуальной консультации, или предложены в письменной форме персональной памятки.
Учитывая изложенное, осмелюсь сформулировать несколько советов.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.
Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий
Психологические рекомендации
Уважаемые родители!
Психологическая поддержка это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значить верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка;
- Избегать подчеркивания промахов ребенка;
- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважения , уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результатах. Ребенку всегда передаётся волнение родителей, если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (раздел «Устная речь»)
Данный материал состоит из примерных устных высказываний и вопросов для беседы по основным темам, изучаемым в курсе М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 4 класса, и может быть использован ...
Психологическая поддержка родителей – это один из важнейших факторов, определяющих успешность в сдаче государственной итоговой аттестации.
Рекомендации родителям перед сдачей государственной итоговой аттестации на родительском собрании....
Организация обобщающего повторения, как эффективный метод к итоговой аттестации и обобщения знаний учащихся при подготовке к итоговой аттестации младшего школьника.
Основу успешности обучения младшего школьника при переходе его в среднее звено составляет достижение учащимися планируемых результатов на первой ступени обучения....
«Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
Педагогический совет в школе...
доклад на педсовете «Формирование системы работы ОУ по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на уровне начального, основного и среднего общего образования».
формироваеие работы оу...
Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников – необходимое условие подготовки к государственной итоговой аттестации
Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие прочными навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований...
Тема: «Подготовка учащихся к итоговой аттестации в начальной школе»
Выступлене на педсовете...