Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников – необходимое условие подготовки к государственной итоговой аттестации
статья по математике

Шалаева Нина Васильевна

Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие  прочными  навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными задачами, составной частью которых являются вычисления, а, следовательно, легче выполняют задания по математике, физике, химии и  имеют гораздо меньше проблем в усвоении этих предметов.Хорошо развитые навыки счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо уже в начальных классах. Ведь именно в этот период закладываются основы обучения математики.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование  вычислительных навыков на уроках математики            у младших школьников – необходимое условие подготовки                                к государственной итоговой аттестации.

Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие  прочными  навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными задачами, составной частью которых являются вычисления, а, следовательно, легче выполняют задания по математике, физике, химии и  имеют гораздо меньше проблем в усвоении этих предметов. Замечено, что нередко ребенок знает, как решить задачу, выстраивает правильную цепочку рассуждений или доказательств, но допускает досадную вычислительную ошибку.   Хорошо развитые навыки счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо уже в начальных классах. Ведь именно в этот период закладываются основы обучения математики.

Но в век компьютерной грамотности и повсеместного использования ИКТ значимость вычислительных навыков, к сожалению, уменьшилась. Действительно, во многие  электронные устройства встроены калькуляторы. Стоит только нажать на кнопочки и быстро получишь необходимый результат вычислений. Так постепенно школьники забывают правила умножения «столбиком» и деления «уголком». Потребность в проведении таких вычислений возникает у выпускников при подготовке к государственной итоговой аттестации, так как здесь не предполагается применение калькулятора.  

Следовательно, овладение твердыми вычислительными навыками все-таки необходимо, как в плане активизации мыслительной деятельности, развития у детей памяти и внимании, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения.  Поэтому с того момента, как учащиеся приходят в 1 класс, учителя начальных классов уделяют особое внимание устному счету. Умело поставленный и регулярно проводимый устный счет развивает способность быстро и безошибочно производить разнообразные устные вычисления.    

Формирование вычислительных навыков требует выполнения большого количества упражнений. Ни для формирования вычислительных навыков, ни для их совершенствования и закрепления недостаточно 5 – 7 минут урока. У каждого учителя должна быть создана система работы по развитию вычислительных навыков. Чтобы данная работа не показалась ученикам однообразной, скучной, утомительной, учитель должен используя простые и доступные приемы счета, увлечь учащихся в игру, соревнование, создать ситуацию успеха, постепенно усложняя задания.  

            При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.
  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет на уроках математики в начальных классах   представлен разнообразными формами работы со всем  классом и отдельными учениками (математический, арифметический и графический  диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое).  В него входит алгебраический и геометрический  материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию на уроке. Его можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать учащимся при опросе.

Материал для этого этапа урока учитель подбирает из учебников, а также из специальных сборников устных  задач и упражнений. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению  изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяем место устного счета на  уроке. Задания для устного счета предлагают детям так, чтобы  они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и  на слух.

Рассмотрим некоторые виды заданий.

1. Игры: «Лесенка», «Молчанка», «Парашютисты», «Поймай рыбку», «Девочки – мальчики» и другие.

2. Задания с элементами занимательности: «Магические квадраты», «Занимательные рамки».

3. Задания на нахождение значений математических выражений.

Эти задания имеют много вариантов: установить порядок действий и вычислить, заполнить таблицы, решить цепочки, решить круговые примеры.  Можно предлагать и числовые математические выражения и буквенные (выражения с переменной), возможно нахождение ошибок в выражении.

 4. Математические диктанты.

 5.  Индивидуальные разноуровневые задания-карточки.

 6. Тесты.

 7. Электронные тренажеры.

            Наряду с усвоением умений и навыков устных вычислений младшие школьники овладевают алгоритмами письменных вычислений. В начальном курсе математики рассматриваются различные случаи сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел в тех случаях, когда выполнение устных приёмов становится сложным для учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов»

       В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является наиболее важной проблемой современного общества.  В свете происходящих во всем мире событий, гос...