Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников – необходимое условие подготовки к государственной итоговой аттестации
статья по математике
Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие прочными навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными задачами, составной частью которых являются вычисления, а, следовательно, легче выполняют задания по математике, физике, химии и имеют гораздо меньше проблем в усвоении этих предметов.Хорошо развитые навыки счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо уже в начальных классах. Ведь именно в этот период закладываются основы обучения математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики у младших школьников – необходимое условие подготовки к государственной итоговой аттестации.
Вычислительные навыки играют важную роль в школьном курсе обучения разным предметам. Учащиеся, обладающие прочными навыками счета, быстрее овладевают техникой алгебраических преобразований, лучше справляются с различными задачами, составной частью которых являются вычисления, а, следовательно, легче выполняют задания по математике, физике, химии и имеют гораздо меньше проблем в усвоении этих предметов. Замечено, что нередко ребенок знает, как решить задачу, выстраивает правильную цепочку рассуждений или доказательств, но допускает досадную вычислительную ошибку. Хорошо развитые навыки счета - одно из условий успешного обучения учащихся в старших классах. Начинать развивать эти навыки необходимо уже в начальных классах. Ведь именно в этот период закладываются основы обучения математики.
Но в век компьютерной грамотности и повсеместного использования ИКТ значимость вычислительных навыков, к сожалению, уменьшилась. Действительно, во многие электронные устройства встроены калькуляторы. Стоит только нажать на кнопочки и быстро получишь необходимый результат вычислений. Так постепенно школьники забывают правила умножения «столбиком» и деления «уголком». Потребность в проведении таких вычислений возникает у выпускников при подготовке к государственной итоговой аттестации, так как здесь не предполагается применение калькулятора.
Следовательно, овладение твердыми вычислительными навыками все-таки необходимо, как в плане активизации мыслительной деятельности, развития у детей памяти и внимании, так и в плане практической значимости для дальнейшего обучения. Поэтому с того момента, как учащиеся приходят в 1 класс, учителя начальных классов уделяют особое внимание устному счету. Умело поставленный и регулярно проводимый устный счет развивает способность быстро и безошибочно производить разнообразные устные вычисления.
Формирование вычислительных навыков требует выполнения большого количества упражнений. Ни для формирования вычислительных навыков, ни для их совершенствования и закрепления недостаточно 5 – 7 минут урока. У каждого учителя должна быть создана система работы по развитию вычислительных навыков. Чтобы данная работа не показалась ученикам однообразной, скучной, утомительной, учитель должен используя простые и доступные приемы счета, увлечь учащихся в игру, соревнование, создать ситуацию успеха, постепенно усложняя задания.
При проведении устного счета каждый учитель придерживается следующих требований:
- Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
- Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
- Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
- К устному счету должны привлекаться все ученики.
- При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Устный счет на уроках математики в начальных классах представлен разнообразными формами работы со всем классом и отдельными учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию на уроке. Его можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать учащимся при опросе.
Материал для этого этапа урока учитель подбирает из учебников, а также из специальных сборников устных задач и упражнений. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяем место устного счета на уроке. Задания для устного счета предлагают детям так, чтобы они воспринимали их либо зрительно, либо на слух, либо и зрительно, и на слух.
Рассмотрим некоторые виды заданий.
1. Игры: «Лесенка», «Молчанка», «Парашютисты», «Поймай рыбку», «Девочки – мальчики» и другие.
2. Задания с элементами занимательности: «Магические квадраты», «Занимательные рамки».
3. Задания на нахождение значений математических выражений.
Эти задания имеют много вариантов: установить порядок действий и вычислить, заполнить таблицы, решить цепочки, решить круговые примеры. Можно предлагать и числовые математические выражения и буквенные (выражения с переменной), возможно нахождение ошибок в выражении.
4. Математические диктанты.
5. Индивидуальные разноуровневые задания-карточки.
6. Тесты.
7. Электронные тренажеры.
Наряду с усвоением умений и навыков устных вычислений младшие школьники овладевают алгоритмами письменных вычислений. В начальном курсе математики рассматриваются различные случаи сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел в тех случаях, когда выполнение устных приёмов становится сложным для учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....
реферат учителя начальных классов "Формирование интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера"
реферат учителя начальных классов...
Формирование проектно-исследовательских умений младших школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья будет полезна педагогам, применяющим в работе метод проектной деятельности в начальной школе....
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников
Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников...
Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Об организации исследовательской деятельности младших школьников....
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов»
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является наиболее важной проблемой современного общества. В свете происходящих во всем мире событий, гос...
Выступление на ШМО учителей начальных классов 2015 год. Развитие психических процессов на уроках математики с младшими школьниками ЗПР с использованием образовательного комплекта Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия
выступление на ШМО учителей начальных классов. Доклад для обмена опытом....